Воспитание культурного поведения у школьников
Воспитание культурного поведения у школьников
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-Российский Университет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Педагогика – психология
Тема: «Воспитание культурного поведения у школьников»
Выполнила:
ст-ка гр. УПП-202
Мурашова С.Г.
Проверил:
преподаватель
Аширбекова Г.Е.
Караганда –
2008
Содержание
Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. Эволюция воспитания культуры
поведения.......................................... 5
1.1 Культура поведения в первобытном
обществе.............................................. 5
1.2 Культура поведения в
рабовладельческом обществе.................................... 6
1.3 Культура поведения в феодальном
обществе................................................ 8
1.4 Культура поведения при социализме........................................................... 10
Глава 2. Теоретические основы
воспитания культуры поведения младших школьников............................................................................................................................ 13
2.1 Сущность и особенности воспитания
культуры.......................................... 13
2.2 Методы и средства воспитания
культуры поведения.................................. 21
Глава 3. Опыт работы учителей по воспитанию
культуры поведения.............. 30
Заключение......................................................................................................... 34
Список литературы............................................................................................. 36
Воспитание культуры
поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение
люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в
определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого
опыта».
В истории
человечества, которая представляет собой последовательную смену
общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех
исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.
В основном это
касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не
воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все
времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и
поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
Поведение человека,
культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью
действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства;
уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль – явление
историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса
человеческого общества.
Процесс по воспитанию
культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм,
методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания
в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом
реальных условий воспитания.
Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели и
задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культуры
поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не
автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и
сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью
характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое
осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Цель данной курсовой
работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной
целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию
развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее
время;
- изучить теоретические
основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и
особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт
работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.
1.1 Культура поведения в первобытном обществе
В первобытном
обществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строго
выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы.
«В условиях суровой
жизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё, и дети тоже, в этом
обществе было коллективным».
В труде и в повседневном
общении дети усваивали жизненные навыки и умения, знакомились с обычаями,
учились выполнять обряды.
У первобытных людей
были такие же привычки и характеры, как и у диких животных. Группы древнейших
людей больше походили не на сплоченные коллективы, а на стада.
Развиваясь,
первобытный человек стал уделять больше внимания изготовлению и
совершенствованию орудий труда. Дети учились ремеслу у старших. Слушая их
разговоры, они учились разбираться в том, что хорошо, что плохо. Дети с
удовольствием подражали умным, смелым представителям своего общества. Старшие
опекали детей, учили их изготавливать оружие. Брали с собой на охоту,
рассказывали о повадках животных. Учили молодых различным способам охоты.
Матери придавали большое значение воспитанию у детей чувства родства и уважения
друг к другу.
«Уже в первобытном
обществе возникают простейшие формы взаимопомощи. Социальная дисциплина
держится силой привычки, традиций, авторитетом старейшин рода. Не могло быть и
речи о личной сознательности, т.к. индивид еще не отличал себя от рода и не
задумывался над тем, почему он повинуется требованиям рода. Лишь в более
поздний период, с появлением родоплеменных организаций изменились и цели
воспитания. Молодежь обучали специально выделенные представители песням и
танцам рода, знакомили с традициями и обычаями, с родовыми играми, прививали
навыки охоты».
Позже, когда начался
активный процесс расслоения общества, воспитание стало видоизменяться – уже не
всех детей готовили к добыче средств для существования. Некоторых стали готовить
к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением.
1.2 Культура поведения в рабовладельческом обществе
В рабовладельческом
обществе воспитание становится функцией государства. Начинают создаваться специальные
учебно-воспитательные учреждения.
Например,
определенная система воспитания сложилась в Древней Греции, в Спарте, в Афинах.
Спартанское
воспитание. Это словосочетание стало синонимом жесткого, аскетического
воспитания. Мальчиков Спарты считали будущим государства и воспитывали в духе
строжайшей дисциплины, физически крепкими и сильными духом. Юных спартанцев
учили только самому необходимому, остальное их воспитание преследовало одну
цель: беспрекословное послушание, выносливость.
«Школы в Древней
Греции были трехступенчатыми. В них обычно учились дети богатых людей. Дети до
3 лет воспитывались дома. Им внушалось быть воспитанными, вести себя сдержанно,
без разрешения ничего не брать, всегда уважать старших, быть послушными. Со
второй ступени воспитание было, в основном, направлено на развитие творческих
способностей: танцам, пению, игре на музыкальных инструментах».
С 12 лет детей
отдавали в гимназии, где основное направление было спортивное: гимнастика,
легкая атлетика, борьба, метание диска.
Девочек воспитывали
дома матери. Они учили дочерей следить за собой, быть умелыми хозяйками в доме
и культурными в общении.
В Афинах была
разработана система умственного и эстетического воспитания. Детей
рабовладельцев готовили к роли господ, правителей, военачальников, им не
прививали никаких трудовых навыков, воспитывали призрение к физическому труду.
Детей рабов приучали
к покорности и смирению. Об их воспитании вообще не могло быть речи.
«Этика – как наука,
включающая в себя изучение морали, культуры поведения человека возникла в
период становления рабовладельческого общества». Термин «Этика» был введен
Аристотелем: «теоретически этика призвана была решать нравственные проблемы –
как должно поступать, что считать добром, а что злом…».
Этические учения
давнего прошлого являлись частью религиозных или философских учений и
представляли собой попытки выработать вечные правила и нормы поведения,
действительные для всех эпох и народов, для всех классов. История этических
учений связана с историей общества, с борьбой классов, с переходом от одних
общественных формаций к другим.
В рабовладельческом
обществе вопросы этики развивали Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Сократ,
Платон. Эпикур доказывал, что «человек по природе своей стремится к наслаждению
и в этом нет ничего греховного».
Платон утверждал, что
аристократия от рождения обладает высшей моралью, и, что процветание
государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут
полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане.
Аристотель продолжал
идеи Платона, обращая внимание своих читателей на то, что: воспитание культурный поведение школьник
- живопись создается
в результате смешения красок,
- музыка – путем
слияния звуков,
- речь – соединением
гласных и согласных звуков,
И в человеке, по
мнению Аристотеля, заключено единство двух начал – телесного и духовного, его
красота создается, когда эти противоположности находятся в единстве гармонии, -
она-то и является основой прекрасного. Именно это единство и являлось конечной
целью воспитания в Афинах и определялось понятием «калокагатия».
1.3 Культура поведения в феодальном обществе
В феодальном обществе
особое распространение получили религиозные этические учения, оправдывающие феодальный
порядок. Дальнейшее развитие получила система учебно-воспитательных учреждений,
дававших духовное воспитание детям духовенства, рыцарское – детям феодалов.
Дети крепостных в школах не учились. Они обучались умениями и навыкам в
процессе самого труда. Традиции в воспитании передавались из семьи в семью,
проявлялись в обрядах, в соблюдении обычаев.
В странах Западной
Европы существовала феодальная иерархия. Среди феодалов были люди, которые
занимались только воинскими упражнениями и приучали к этому детей.
Правила поведения
рыцарей были изложены в специальном кодексе рыцарской чести. Они были обязаны
быть честными и преданными, отважными и героическими, считались защитниками
слабых и обиженных. У рыцарей с детства воспитывалось поклонение красоте женщины.
Приход буржуазии к
власти стал осуществлять строгую классовую дифференциацию детей. Своим детям
буржуазия стремится дать хорошее общее образование и воспитание. Этому
способствует система дорогостоящих частных школ, домашнее воспитание с
привлечением частных, образованных учителей и воспитателей, обучающих поведению
в обществе, хорошим манерам. Охват крестьянских детей обучением был весьма
незначительным.
Таким образом, мы
видим, что классовое воспитание давало знания только детям буржуазии. Детей же
рабочих и крестьян «не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах
буржуазии». Воспитывали их так, чтобы создавать для нее «пригодных слуг,
которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее
покоя и безделья».
В конце 15 и первой
половине 17 века в странах Европы получило дальнейшее развитие просвещение.
Было открыто множество религиозных школ. Зажиточные люди готовили своих детей к
определенной профессии.
В это же время и в
России значительно возросло количество грамотных людей. Большую роль в этом
сыграла церковь. «В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале 18
века, и распространялся светский этикет только на общение людей дворянского
сословия».
У крестьян и
ремесленников существовали свои собственные правила поведения, сообразные их
образу жизни. Дети были непосредственными участниками этой жизни, поэтому о
специальном воспитании речь не шла. Усвоение норм поведения шло само собой, в
процессе перенимания опыта старших.
Первая половина 19
века, период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений,
была тем периодом, когда процесс складывания русской нации получал свое
завершение. Образование и воспитание носили сословный характер и были доступны
лишь привилегированным сословиям и фактически недоступны крепостным.
Школа должна была
воспитывать учащихся в духе смирения и послушания, преданности правительству.
Для многочисленных народов царским правительством создавались особые
правительственные школы, где преподавались светские науки подготовленными
учителями.
Среди прогрессивных
педагогов того времени – И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, внесшие большой вклад в
развитие педагогической мысли. И. Алтынсарин считал, что по своему устройству
школа должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле
этого слова – новых привычек, правил поведения, дисциплины, начал гигиены,
ремесел.
А. Кунанбаев призывал
к воспитанию человека, высказывался против физических наказаний. Он ратовал за
физическое развитие, эстетическое и этическое воспитание школьников.
1.4 Культура поведения при социализме
Принципиальное
отличие и решающее превосходство воспитания при социализме заключается в том,
что школа из орудия классового господства превращается в учреждение, дающее
образование и воспитание всем детям, независимо от социального статуса. Вопросы
воспитания волнуют педагогов-практиков, ученых. Воспитание культуры поведения
ведется на всех стадиях развития ребенка: дошкольное обучение, школьная жизнь,
внешкольная работа, работа детских организаций, секции, кружки, клубы и т.д.
Постоянно
совершенствуются методы и приемы воспитания. Дети не только теоретически
знакомятся с правилами, но и применяют их на практике, превращая правила в
привычки.
Правила культуры поведения
не избежали социального прогресса. Некоторые из них пережили свое время и были
одобрены новыми поколениями. Они существуют и в наше время (приветствия,
прощания, посещение гостей, преподнесение подарков и другие).
Человек живет в
обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования
касаются в первую очередь моральных качеств человека, его поведения. Требования
не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а
складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер
определенных нормативных требований к человеку.
Многие выдающиеся
педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может
сводится только к его образованию и умственному развитию и на первый план
выдвигали формирование нравственных качеств.
«В своем трактате
«Наставление нравов» педагог Ян Амос Каменский цитировал древне-римского
философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем
мудрости. Ибо без первого трудно научится последней».
Наиболее полно и ярко
характеризовал преобразующую роль воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский:
«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но
увы… Одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного
чувства, того общественного цемента, который…связывает людей в честное, дружное
общество».
«Сложившаяся система
образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к
обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но
не учила изменять жизнь по законам красоты, нравственности.
Сегодня стало
очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит
решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже
существование всего человечества».
С развитием
демократических процессов повысился спрос на гармонию развитую, социально
активную и творческую личность, способную самостоятельно решать что-либо и
лично нести ответственность за реализацию решений. Первостепенное значение приобрели
индивидуальные качества.
Гуманистическая цель
воспитания требует пересмотра его средств, содержания и технологий. В
содержание воспитания входит и система нравственно-этических чувств,
определяющих поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Сегодня быть
гуманистом – значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно
простить ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны
должны быть любые проявления грубости, неуважения, пренебрежения.
Страницы: 1, 2, 3
|