бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Воспитание культурного поведения у школьников бесплатно рефераты

Воспитание культурного поведения у школьников

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахстанско-Российский Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: Педагогика – психология

Тема: «Воспитание культурного поведения у школьников»

 

 

Выполнила:

ст-ка гр. УПП-202

Мурашова С.Г.

 

Проверил:

преподаватель

Аширбекова Г.Е.

 

 

 

Караганда – 2008

Содержание


Введение............................................................................................................... 3

Глава 1. Эволюция воспитания культуры поведения.......................................... 5

1.1 Культура поведения в первобытном обществе.............................................. 5

1.2 Культура поведения в рабовладельческом обществе.................................... 6

1.3 Культура поведения в феодальном обществе................................................ 8

1.4 Культура поведения при социализме........................................................... 10

Глава 2. Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников............................................................................................................................ 13

2.1 Сущность и особенности воспитания культуры.......................................... 13

2.2 Методы и средства воспитания культуры поведения.................................. 21

Глава 3. Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения.............. 30

Заключение......................................................................................................... 34

Список литературы............................................................................................. 36


Введение


Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».

В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.

В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись  смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.

Поведение человека, культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.

Мораль – явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.

Процесс по воспитанию культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.

Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.

В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;

- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;

- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;

- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;

- сделать выводы.


Глава 1. Эволюция воспитания культуры поведения

 

1.1 Культура поведения в первобытном обществе


В первобытном обществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строго выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы.

«В условиях суровой жизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё, и дети тоже, в этом обществе было коллективным».

В труде и в повседневном общении дети усваивали жизненные навыки и умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды.

У первобытных людей были такие же привычки и характеры, как и у диких животных. Группы древнейших людей больше походили не на сплоченные коллективы, а на стада.

Развиваясь, первобытный человек стал уделять больше внимания изготовлению и совершенствованию орудий труда. Дети учились ремеслу у старших. Слушая их разговоры, они учились разбираться в том, что хорошо, что плохо. Дети с удовольствием подражали умным, смелым представителям своего общества. Старшие опекали детей, учили их изготавливать оружие. Брали с собой на охоту, рассказывали о повадках животных. Учили молодых различным способам охоты. Матери придавали большое значение воспитанию у детей чувства родства и уважения друг к другу.

«Уже в первобытном обществе возникают простейшие формы взаимопомощи. Социальная дисциплина держится силой привычки, традиций, авторитетом старейшин рода. Не могло быть и речи о личной сознательности, т.к. индивид еще не отличал себя от рода и не задумывался над тем, почему он повинуется требованиям рода. Лишь в более поздний период, с появлением родоплеменных организаций изменились и цели воспитания. Молодежь обучали специально выделенные представители песням и танцам рода, знакомили с традициями и обычаями, с родовыми играми, прививали навыки охоты».

Позже, когда начался активный процесс расслоения общества, воспитание стало видоизменяться – уже не всех детей готовили к добыче средств для существования. Некоторых стали готовить к выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением.

 

1.2 Культура поведения в рабовладельческом обществе


В рабовладельческом обществе воспитание становится функцией государства. Начинают создаваться специальные учебно-воспитательные учреждения.

Например, определенная система воспитания сложилась в Древней Греции, в Спарте, в Афинах.

Спартанское воспитание. Это словосочетание стало синонимом жесткого, аскетического воспитания. Мальчиков Спарты считали будущим государства и воспитывали в духе строжайшей дисциплины, физически крепкими и сильными духом. Юных спартанцев учили только самому необходимому, остальное их воспитание преследовало одну цель: беспрекословное послушание, выносливость.

«Школы в Древней Греции были трехступенчатыми. В них обычно учились дети богатых людей. Дети до 3 лет воспитывались дома. Им внушалось быть воспитанными, вести себя сдержанно, без разрешения ничего не брать, всегда уважать старших, быть послушными. Со второй ступени воспитание было, в основном, направлено на развитие творческих способностей: танцам, пению, игре на музыкальных инструментах».

С 12 лет детей отдавали в гимназии, где основное направление было спортивное: гимнастика, легкая атлетика, борьба, метание диска.

Девочек воспитывали дома матери. Они учили дочерей следить за собой, быть умелыми хозяйками в доме и культурными в общении.

В Афинах была разработана система умственного и эстетического воспитания. Детей рабовладельцев готовили к роли господ, правителей, военачальников, им не прививали никаких трудовых навыков, воспитывали призрение к физическому труду.

Детей рабов приучали к покорности и смирению. Об их воспитании вообще не могло быть речи.

«Этика – как наука, включающая в себя изучение морали, культуры поведения человека возникла в период становления рабовладельческого общества». Термин «Этика» был введен Аристотелем: «теоретически этика призвана была решать нравственные проблемы – как должно поступать, что считать добром, а что злом…».

Этические учения давнего прошлого являлись частью религиозных или философских учений и представляли собой попытки выработать вечные правила и нормы поведения, действительные для всех эпох и народов, для всех классов. История этических учений связана с историей общества, с борьбой классов, с переходом от одних общественных формаций к другим.

В рабовладельческом обществе вопросы этики развивали Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Сократ, Платон. Эпикур доказывал, что «человек по природе своей стремится к наслаждению и в этом нет ничего греховного».

Платон утверждал, что аристократия от рождения обладает высшей моралью, и, что процветание государства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будут полноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане.

Аристотель продолжал идеи Платона, обращая внимание своих читателей на то, что: воспитание культурный поведение школьник

- живопись создается в результате смешения красок,

- музыка – путем слияния звуков,

- речь – соединением гласных и согласных звуков,

И в человеке, по мнению Аристотеля, заключено единство двух начал – телесного и духовного, его красота создается, когда эти противоположности находятся в единстве гармонии, - она-то и является основой прекрасного. Именно это единство и являлось конечной целью воспитания в Афинах и определялось понятием «калокагатия».

 

1.3 Культура поведения в феодальном обществе


В феодальном обществе особое распространение получили религиозные этические учения, оправдывающие феодальный порядок. Дальнейшее развитие получила система учебно-воспитательных учреждений, дававших духовное воспитание детям духовенства, рыцарское – детям феодалов. Дети крепостных в школах не учились. Они обучались умениями и навыкам в процессе самого труда. Традиции в воспитании передавались из семьи в семью, проявлялись в обрядах, в соблюдении обычаев.

В странах Западной Европы существовала феодальная иерархия. Среди феодалов были люди, которые занимались только воинскими упражнениями и приучали к этому детей.

Правила поведения рыцарей были изложены в специальном кодексе рыцарской чести. Они были обязаны быть честными и преданными, отважными и героическими, считались защитниками слабых и обиженных. У рыцарей с детства воспитывалось поклонение красоте женщины.

Приход буржуазии к власти стал осуществлять строгую классовую дифференциацию детей. Своим детям буржуазия стремится дать хорошее общее образование и воспитание. Этому способствует система дорогостоящих частных школ, домашнее воспитание с привлечением частных, образованных учителей и воспитателей, обучающих поведению в обществе, хорошим манерам. Охват крестьянских детей обучением был весьма незначительным.

Таким образом, мы видим, что классовое воспитание давало знания только детям буржуазии. Детей же рабочих и крестьян «не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах буржуазии». Воспитывали их так, чтобы создавать для нее «пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья».

В конце 15 и первой половине 17 века в странах Европы получило дальнейшее развитие просвещение. Было открыто множество религиозных школ. Зажиточные люди готовили своих детей к определенной профессии.

В это же время и в России значительно возросло количество грамотных людей. Большую роль в этом сыграла церковь. «В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале 18 века, и распространялся светский этикет только на общение людей дворянского сословия».

У крестьян и ремесленников существовали свои собственные правила поведения, сообразные их образу жизни. Дети были непосредственными участниками этой жизни, поэтому о специальном воспитании речь не шла. Усвоение норм поведения шло само собой, в процессе перенимания опыта старших.

Первая половина 19 века, период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений, была тем периодом, когда процесс складывания русской нации получал свое завершение. Образование и воспитание носили сословный характер и были доступны лишь привилегированным сословиям и фактически недоступны крепостным.

Школа должна была воспитывать учащихся в духе смирения и послушания, преданности правительству. Для многочисленных народов царским правительством создавались особые правительственные школы, где преподавались светские науки подготовленными учителями.

Среди прогрессивных педагогов того времени – И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, внесшие большой вклад в развитие педагогической мысли. И. Алтынсарин считал, что по своему устройству школа должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смысле этого слова – новых привычек, правил поведения, дисциплины, начал гигиены, ремесел.

А. Кунанбаев призывал к воспитанию человека, высказывался против физических наказаний. Он ратовал за физическое развитие, эстетическое и этическое воспитание школьников.

 

1.4 Культура поведения при социализме


Принципиальное отличие и решающее превосходство воспитания при социализме заключается в том, что школа из орудия классового господства превращается в учреждение, дающее образование и воспитание всем детям, независимо от социального статуса. Вопросы воспитания волнуют педагогов-практиков, ученых. Воспитание культуры поведения ведется на всех стадиях развития ребенка: дошкольное обучение, школьная жизнь, внешкольная работа, работа детских организаций, секции, кружки, клубы и т.д.

Постоянно совершенствуются методы и приемы воспитания. Дети не только теоретически знакомятся с правилами, но и применяют их на практике, превращая правила в привычки.

Правила культуры поведения не избежали социального прогресса. Некоторые из них пережили свое время и были одобрены новыми поколениями. Они существуют и в наше время (приветствия, прощания, посещение гостей, преподнесение подарков и другие).

Человек живет в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются в первую очередь моральных качеств человека, его поведения. Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определенных нормативных требований к человеку.

Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводится только к его образованию и умственному развитию и на первый план выдвигали формирование нравственных качеств.

«В своем трактате «Наставление нравов» педагог Ян Амос Каменский цитировал древне-римского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первого трудно научится последней».

Наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы… Одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который…связывает людей в честное, дружное общество».

«Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила изменять жизнь по законам красоты, нравственности.

Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества».

С развитием демократических процессов повысился спрос на гармонию развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно решать что-либо и лично нести ответственность за реализацию решений. Первостепенное значение приобрели индивидуальные качества.

Гуманистическая цель воспитания требует пересмотра его средств, содержания и технологий. В содержание воспитания входит и система нравственно-этических чувств, определяющих поведение в многообразных жизненных ситуациях.

Сегодня быть гуманистом – значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можно простить ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительны должны быть любые проявления грубости, неуважения, пренебрежения.

Страницы: 1, 2, 3