Воспитание коммуникативной культуры младших школьников
Воспитание коммуникативной культуры младших школьников
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания коммуникативной
культуры младших школьников
1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры
1.2 Психолого-педагогические особенности коммуникативной
культуры младших школьников
1.3 Принципы в сфере воспитания коммуникативной культуры у
младших школьников
Глава 2. Воспитание коммуникативной культуры младших
школьников
2.1 Методы и формы организации воспитательного процесса
коммуникативной культуры младших школьников
2.2 Организация опытно- экспериментальной работы по воспитанию
коммуникативной культуры младших школьников
2.3. Воспитание коммуникативной культуры младших школьников
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача -
воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной,
постоянно изменяющейся действительности. Ориентация современной педагогики на
гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число
актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего
школьника, для его личностного самоопределения.
Проблема воспитания коммуникативной культуры в
настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования
к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной
культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в
различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений,
речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения
коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет
к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств [3,с.324].
Особое значение для исследования данной
проблемы имеют научные разработки в области педагогики. В частности, было
показано, что досуг является специфической сферой социализации и инкультурации
личности (М. Ариарский, Б. Титов, М. Поплавский, В. Кирсанов, Ю. Клейберг и
др.).
Проблематика, связанная с формированием
коммуникативной культуры личности, является частью более широкой проблемы –
привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматривается
сегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики – разработка
педагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленное
влияние на процесс воспитания коммуникативной культуры младших школьников в
условиях учебной, трудовой и досуговой деятельности. Конструктивная коммуникативная
культура является показателем культуры личности в целом.
Однако несмотря на многие исследование (М.А.
Василик, Л.М. Землянова, В.Б. Кашкин, Г.Г. Почепцов и др.) Значение этих
исследований для решения современных педагогических проблем состоит в том, что
они дают возможность, с одной стороны, более целостно представить
коммуникативную культуру как предмет педагогического исследования, а с другой –
осмыслить педагогические проблемы в контексте коммуникативной проблематики. Вместе
с тем, сфера, которая обозначается понятием «коммуникативная культура»,
остается неопределенной. Недостаточно обоснованными являются также теоретико-методологические
основы воспитания коммуникативной культуры младших школьников.
Сфера коммуникативной культуры – необходимая
часть социального пространства, в котором существует личность. В современных
условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы
жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность
приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек
осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение
своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных
планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это
средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере
коммуникативной культуры.
Формирование коммуникативной деятельности можно
начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на
четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап
развития младшего школьника, например младшего школьника. Этот процесс требует
продуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, что
педагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом,
предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными,
образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьми
с целью воспитания и обучения подрастающего поколения.
Актуальность исследования обусловлена противоречием
между недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитания
коммуникативной культуры младших школьников и значимостью коммуникативной
культуры в развитии младших школьников, и тем, что воспитание коммуникативной
культуры младших школьников в первую очередь связано с предупреждением подростковых
«коммуникативных проблем», о которых много говорится сегодня.
Объект исследования: коммуникативная культура
Предмет исследования: воспитание
коммуникативной культуры младших школьников
Цель исследования: изучить теоретико-методологические
основы по вопросу воспитания коммуникативной культуры младших школьников
младшего школьного возраста и организовать работу по воспитанию коммуникативной
культуры младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать
психолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компоненты
коммуникативной культуры, критерии и показатели их сформированности;
рассмотреть и выявить принципы и особенности воспитания
коммуникативной культуры у младших школьников
выбрать организационно-методическое обеспечение
способствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников
Гипотеза исследования: уровень сформированности
коммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного
организационно-методического обеспечения и правильно организованной
воспитательной работы
Методы исследования:
изучение и анализ литературных источников;
наблюдение, беседа, тестирование,
опытно-экспериментальная работа;
методы качественной и количественной обработки
эмпирических данных.
База исследования: МОУ средняя школа № 16 г.
Благовещенска. В исследовании принимали участие младшие школьники 2 класса, 22
человека. Педагогический экспиремет проводился с согласия родителей.
Курсовая работа содержит введение, две главы,
заключение, библиографический список содержит 17 источников литературы, 2 рисунка,
4 приложения.
Глава 1. Теоретические основы воспитания
коммуникативной культуры младших школьников
1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной
культуры
Научное содержание понятия «коммуникативная
культура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации,
толетарность.
Общение – связь между людьми, в ходе которой
возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией,
взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на
установление контакта между людьми, целью его является изменение
взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания,
мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности;
средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в
общении, есть необходимое условие существования индивида [5,с.123].
Своеобразным содержанием общения следует
признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют коммуникативная
культура, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства,
манеру общения. Содержательная сторона же общения реализуется через способы,
средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык. Однако
параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства:
облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение.
Коммуникации – это умение и навыки общения с
людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования,
разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный
жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями
[11,с.110].
Под влиянием массовой коммуникативной культуры
происходит сдвиги в сознании людей и в их поведении. При этом выявляются
обстоятельства, которые характеризуют непрерывный поток информации, как
выражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг в
сознании людей.
Содержание массовой коммуникативной культуры
должно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться
на какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации
через различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать.
Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент [11,с.112].
Толетарность – это сложный, многоаспектный и
многокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, и
потому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни. Это особое
поведение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим»;
качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной
личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия. К
раскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость,
терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение,
снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность,
терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению и
др. Обновление содержания образования выступает как решающее условие
формирования у младших школьников системы современных социально значимых
ценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы и
расширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию.
В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовного
пространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессе
социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее
поведения и мышления [17,с.15].
Коммуникативную культуру можно рассматривать:
как коммуникации;
как системообразующий, интегрирующий социум
фактор;
можно наряду с художественной, эстетической,
информационной и др.
В данной работе мы будем рассматривать
коммуникативную культуру как коммуникации, т.к. отсутствие необходимых навыков
владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного
процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств
[3,с.324].
Коммуникативная культура всегда направлено на
другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид
взаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:
внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза,
внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект
воспринимает другого человека, что он направлен на него.
эмоциональное отношение к партнеру;
инициативные акты, направленные на привлечение
внимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя
внимание наиболее характерный момент общения.
чувствительность человека к тому отношения,
которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием
отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности [8,с.36].
Сформированность коммуникативной культуры личности
определяется по таким группам критериев:
культура общения, общительность;
культура речи;
коммуникативные умения;
коммуникативное мышление;
ценностные ориентации;
досуговые интересы.
Организационной культура групп оценивается по
таким критериям как:
социально-психологический климат;
групповые ценности;
уровень самоорганизации досуговой группы;
групповая сплоченность;
целостность группового восприятия (термин В. Агеева);
целеустремленность.
Важная роль в исследовании отводится
«эмоциональным» критериям:
эмоциональная вовлеченность в деятельность (Р.
Чикзентмихали);
ощущение удовлетворенности участием в
культурно-досуговом мероприятии и досугом в целом), которые отражают степень
реализованности рекреационно-развлекательной функции досуга [8,с.37].
Рассматривая критерии коммуникативной культуры
можно выделить и три основных его мотива:
деловые мотивы, которые выражаются в
способности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;
познавательные мотивы, возникающие в процессе
удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источником
которого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время как
слушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;
личностные мотивы, характерные только для
общения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативная
культура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельные
личностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостной
личностью [8,с.37].
У младших школьников коммуникации формируются,
как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с
родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со
стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную
безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола,
возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие
школьники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. В
игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как
справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство,
подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный
смысл [11,с.85].
Если в конце дошкольного возраста, потребность в
общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже
становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны
другие младшие школьники, и явно предпочитает их общество.
Таким образом, коммуникативная культура основывается
на мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитании
коммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогические
особенности младших школьников, так как группа сверстников становится для
младшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускает
ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие
ориентироваться в дальнейшем.
1.2 Психолого-педагогические особенности
коммуникативной культуры младших школьников
Коммуникативная культура младших школьников со
сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от
общения со взрослыми [11,с.132]:
наиболее важная отличительная черта состоит в
большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их
диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и
обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок
спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает,
обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие
сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить
обиду, кокетство, фантазирование;
следующая черта общения сверстников заключается
в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность
и раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия со
взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более
высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшего
школьника наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений,
выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до
бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьники
втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные
отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают [11,с132]:
действенные умения;
риторические умения;
умение вести диалог;
умение слышать и слушать и вести спор;
умение вставать на точку зрения другого;
умение работать сообща для достижения общей
цели.
Эмоциональная насыщенность контактов младших
школьников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и
привлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражает
степень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно
выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Специфическая особенность контактов младших
школьников заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в
общении со взрослым даже самые несмелые младшие школьники придерживаются
определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником
школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям
свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким
образцам: младшие школьники прыгают, принимают причудливые позы, кривляются,
передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют
разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество
сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однако
нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и
нестандартных средств остаются отличительной чертой общения младших школьников
младшего школьного возраста [11,с.134].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|