|
Меню
|
|
Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей
Воспитание как целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей
|
Томский
межвузовский центр дистанционного образования
Томский
государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Кафедра автоматизированных систем управления
РЕФЕРАТ
Воспитание как
целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей
по
дисциплине «Педагогика и психология»
Выполнил
Студент гр.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1. Актуальность вопроса
2. Образование и ценности
3. Роль педагога в воспитательном
процессе
4. Современные подходы в воспитании
школьников
5. Стратегическая программа развития
системы воспитания в Красноярском крае
Литература
Воспитание как
целенаправленный процесс интеграции человеческих ценностей
1.
Актуальность
вопроса:
В Словаре
практического психолога дано такое определение: «Воспитание – деятельность по передаче
новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и
целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью
формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций,
обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и
труду».
В течение многих
лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала
воспроизводство существующих форм жизнедеятельности через формирование внешней
стороны – поведения человека в социально значимых ситуациях. Сегодня многие
стереотипы, к которым привыкли педагоги, родители, сами дети, оказываются
неэффективными. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг
педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления,
право быть самим собой. Неэффективными оказались такие привычные педагогические
стереотипы как выделение воспитания из общего образовательного процесса,
ограничение его роли и места внеучебными формами взаимодействия учителя и
ученика; разделение воспитания на множество видов (нравственное, трудовое и
др.). Попытка создать единую цель воспитания, единую модель организации
воспитательного процесса также оказалась неэффективной. Сегодня даже среди
педагогов бытует мнение, что воспитание – бег на месте, в силу его полного
несоответствия уровню социальных перемен. Такое положение дел требует
переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к
построению воспитательной работы в школе.
Воспитание, как
известно, относится к социально обусловленным процессам. На выбор целей,
принципов, содержания и способов организации процесса воспитания существенное
влияние оказывает политическая, экономическая, социокультурная ситуация в
развитии государства и общества. Так в контексте современной социокультурной
ситуации можно выделить следующие проблемы воспитания:
Первая
проблема
связана с негативным социальным контекстом, размывающим нравственные основания
жизни российского общества и его подрастающего поколения. В ситуации
стремительного развития геополитических, геоэкономических и геокультурных
систем претерпели изменение социальные и бытовые нормы, и население России
оказалось в мировоззренческом вакууме. Это разрушило концептуальные основы
сложившейся за десятилетия системы воспитания, повлекло за собой резкую смену
образа жизни и моделей социального поведения, принятых в обществе. На фоне
отсутствия концептуальных оснований произошло ослабление воспитывающей функции
школы, разрушение воспитательных систем. Обострение социально-нравственных
проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к
переориентации школы на «чистое» обучение. Нравственные ценности, которые
декларировали образовательные институты, были не подкреплены образцами реальных
жизненных ситуаций и потому оказалось невостребованными подрастающим
поколением. Заявляемые ценности мешают быть успешным в условиях жесточайшей
конкуренции и выживания. Более того, в социальном мире произошла жесткая
стратификация между людьми честными, порядочными, высоко нравственными и людьми
с кланово- социальными потребностями, диктующими массам стратегию либо
агрессивного, либо подчиненного поведения через внедрение соответствующих
стереотипов поведения СМИ.
Вторая
проблема
связана с принципиальными изменениями модели и механизма социализации детей и
подростков. Механизм социализации не сводится больше к тому, что семья и школа
вырабатывают нормы, а молодежь эти нормы присваивает и следует предписанным
этими нормами поведению. Сегодня молодежь активно включается в процессы
социализации как ее равноправный участник. Она конституирует себя в процессах
взаимодействия со своими сверстниками, СМИ и TV, с семьей и школой посредством не-формальных
(не-оформленных) способов воспитания. Смысло-порождение, смысло-образование,
смысло-оправдание этой жизни и в этой жизни в большей части происходит вне
института школы.
Третья
проблема
связана с необходимостью изменения стереотипов понимания сущности воспитания. В
течение долгих лет массовая практика в качестве воспитания подразумевала
воспроизводство соответствующих форм социального бытия через формирование
внешней стороны жизнедеятельности человека. В ситуации резкой смены образа
жизни и социального поведения, принятого в обществе, многие стереотипы, к
которым привыкли родители, педагог, дети, оказались неэффективными. Все больше
обнаруживается внутренняя сущность человека, его естественные потребности,
право быть самим собой, - то, что раньше не входило в круг педагогических целей
и ценностей, а развивалось стихийно. В этом контексте возникла потребность
вести речь не о формировании набора характеристик должного набора качеств, а о
возможности с помощью педагогического влияния обеспечить ребенку человеческий
выбор в проблемных ситуациях.
Четвертая
проблема
вытекает из размытости и неопределенности методологических и концептуальных
подходов к воспитанию. Очевидно, что в условиях культурного многообразия не
может быть единой теории воспитания и главным становится диалог между разными
воспитательными парадигмами. Фактически речь идет о методологическом плюрализме
в рамках гуманитарно-системного подхода, который означает, что в поисках модели
воспитательной системы педагог может обращаться к различным гуманитарным
теориям и концепциям воспитания. Кроме того, необходимо опираться на новые
продуктивные идеи, которые можно положить в основание системы воспитания.
Пятая
проблема
связана с узкой специализацией педагогического работника (в т.ч. и воспитателя,
как реализатора «чистой» технологии). При множественности проявлений человека
каждого учителя должен интересовать вектор внутреннего развития ребенка. В
идеале – это духовность, которая проявляется в разных жизненных ролях –
семьянина, труженика и гражданина. Сегодня воспитание – это, прежде всего,
работа со смыслами, ценностями, эмоционально-волевой и рефлексивной сферами,
что требует профессионального образования.
Известный
педагог Владимир Караковский не согласен, что цели образования сегодня диктуют экономика
и политика, он считает, чтобы «они вытекали из культуры, частью которой и
является образование. Но наша современная культура – это разбитое зеркало. В
стране и обществе разрушена система культуры воспроизводства. Борясь со
старым, новоявленные реформаторы стали бороться с вечным, с ценностями,
«которым нет цены».
2. Образование и
ценности
Что такое
ценности?
Существует два основных понятия:
1) все то, что
имеет значимый характер – все результаты и продукты духовной деятельности;
2) духовные
образования – идеология, цели, представления о должном, прекрасном
и истинном.
В современной
культуре также существует понятие приоритетных, общечеловеческих, высших
ценностей – это правда, красота, цель, гармония, активность, уникальность,
совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок,
простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.
Структуру
ценностей можно представить в следующем виде:
Таблица 1
|
Ценность
|
Идеал
|
Совершенный
образ, определяющий деятельность человека
|
Норма
|
Внутреннее
принимаемое обязательство
|
Принцип
|
Руководящая
идея, основное правило деятельности
|
Цель
|
Предвосхищение
результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и
определяющий направление действий человека
|
Отношение
|
Оценивание
явления в в системе
|
Значение
|
Определение
смысла, благодаря которому происходит оценивание
|
Ценности имеют
две формы существования:
1)
как
идеал, культурно-одобряемый образец, т.е. человек ценности знает и принимает;
2)
как
«ценностные ориентации» - часть субъективного мира человека, его личное
достояние, т.е. ценность прожитая человеком, присвоенная в результате личного
опыта, драматических переживаний, значимых отношений.
Формирование
ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную
протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие
этапы:
1.
Предъявление
ценностей человеку.
2.
Осознание
личностью ценности.
3.
Принятие
ценности.
4.
Реализация
ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении.
5.
Закрепление
в статусе качества личности.
6.
Актуализация
в ценностных ситуациях.
Процесс
формирования ценностей – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного
становления человека, путь его личностного самоопределения.
Образование
ценностно по самой природе. Взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования
рядом и вместе с ними транслируют им определенные ценности. Более того,
конкретное содержание общения с ними (предметное, ситуативное) уходит, а
ценности – остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров
воспитанников.
В контексте
деятельности школьной психологической службы «ценности» - это система
устремлений личности, высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах
жизни, деятельности и отношений с другими людьми; внутренний источник поведения
человека, основание его выборов.
Другое понятие,
которое активно используется педагогами - «ценностное поле» - это совокупность
ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы,
всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного
процесса. Ценностное поле (ценностный контекст образовательной среды школы)
формируется за счет нескольких источников:
1)
проектируемый
ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые
сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений);
2)
личные
ценности участников образовательного процесса;
3)
ценности,
рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного
процесса.
Важно, что
ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально
воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Они могут совпадать,
могут быть близки, а могут находиться в значительном разрыве и даже конфликте.
Школа со
своими традициями «разумного, доброго, вечного» сегодня многих раздражает. В основе воспитания
всегда лежал процесс ориентации на нравственные ценности общества. В последнее
же время произошел рост резкого социального расслоения общества, небывалой
разнородности нашего общества, когда преобладают сословные ценности, связанные
с выживанием, с личным благополучием. Социально значимые ценности отошли на
дальний план, стали преобладать эгоистические тенденции.
В качестве
иллюстрации этих процессов в обществе можно привести результаты социологических
исследований.
Пример № 1:
исследование жизненных ориентаций выпускников средних школ г. Архангельска. В течение 10 лет (1985 -
2005 гг.) педагоги проводили мониторинг жизненных ориентаций выпускников школ.
Результаты исследования (таблица 2) подтверждают, что в жизненных (читай
«ценностных») ориентациях молодых людей за этот период произошли качественные
изменения: переосмысление ценностей, снижение рейтинга «позитивных базовых
ценностей»:
Таблица 2
|