Воспитание граждан в наше смутное время: проблемы и решения
Воспитание граждан в наше смутное время: проблемы и решения
МГПУ
ИМЕНИ ЛЕНИНА
Факультет
«Социальная педагогика и психология»
РЕФЕРАТ
по
педагогике
на
тему:
«
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН В НАШЕ СМУТНОЕ ВРЕМЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ»
Вечернее
отделение, 1 курс
Андросова
Людмила
МОСКВА
1997 г.
Содержание:
Введение
1. Сущность, функции и система гражданского воспитания
2. Патриотическое и интернациональное воспитание детей
3. Правовое воспитание
Библиография
Введение
Актуальность,
цели и задачи нашего реферата будут определены следующими положениями. Политика
— это форма общественного сознания, выражения и обеспечения коренных интересов
общества, социальных и национальных групп в области внутреннего устройства
жизни и международных отношений. Политическое сознание определяется
мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя
совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентаций,
формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного
человека к другим социальным, национальным группам и людям. Оно направлено на
обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей.
Политическое сознание — целостное, устойчивое социально-психологическое
образование, включающее в себя ряд психических процессов и состояний человека.
Его органической частью является политическая сознательность, которая
показывает, насколько овладел человек мировоззренческими политическими
установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. Политическая
сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности
глубоко осмысливать политические события, давать им оценку, делать правильные
тактические и стратегические выводы относительно направлений гражданского
общественного развития. Политическое гражданское сознание сопровождается
политическими переживаниями, эмоциями, политическими чувствами высшего порядка.
Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и
чувства формируют политические потребности. Они проявляются как нужда человека
в политическом знании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к
общественно-политической деятельности. Политические потребности определяют силу
и направленность политической воли, такого психического состояния человека,
когда он сознательно и целеустремленно совершает политические поступки,
действия, акции. Политическое общегражданское сознание влияет на становление
духовных потребностей и интересов, на нравственное, эстетическое, правовое
сознание и поведение, на художественные идеалы и вкусы людей.
В нашем
обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она
предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его
совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и
воли. Показателями политической культуры являются политическая грамотность и
активность в политическом самообразовании; умении вести дискуссию, оценивать общественные
явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать
свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и
действия, слова и дела. Политическая культура требует
воспитания в детях целеустремленности и активности, ответственности и
организованности, честности и сознательной дисциплинированности.
1. Сущность,
функции и система гражданского воспитания
Содержание
общегражданского политического осознания обусловливает его функции. Социальная
функция общественной политической сознательности направлена на стабилизацию
внутреннего положения в обществе, обеспечение морально-политического единства и
дружбы народов России, осознание каждым гражданином перспектив сильной социальной
политики государства, возможности гармонического развития личности.
Культурно-просветительная функция гражданского политического сознания
проявляется в его активном содействии обогащению людей духовной культурой, в
побуждении их к духовному творчеству. Воспитательная функция гражданского
политического сознания заключается в том, что под его влиянием формируется
общественное мнение, требующее от каждого гражданина прямоты и откровенности,
честности и внимательности к человеку, принципиальности и непримиримости к
недостаткам в себе и окружающих людях, критичности и самокритичности,
ответственности за порученное дело. Психологическая функция политического
гражданского сознания состоит в том, что, развивая политическую сознательность
в человеке, она стабилизирует духовное начало в личности, делает позитивными и
устойчивыми ее направленность, идейно-нравственные устремления и поступки. Оно
влияет на мотивы поведения и деятельности, позволяет критично оценивать самого
себя, целенаправленно формировать свои человеческие качества и черты характера.
Главный
«механизм» формирования политического сознания заключается в активном участии
каждого человека в творческом созидательном труде, в выработке политического
курса развития общества, в свободном политическом диалоге.
Гражданское
политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого
ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным
личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно
гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными,
конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную
практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает
уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии
строительства правового государства по обеспечению коренных интересов
большинства народа.[1]
Система
гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с
учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих
политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе,
внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых
коллективов. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения,
обеспечивающие эффективность воспитательного воздействия, свойственны также
определенные критерии гражданской воспитанности.
Цели-функции
гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные
и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть
школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные
ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями
политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и
организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной
речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного,
аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников
устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения
отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности.
Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по
мере включения учащихся в посильную и доступную общественно-гражданскую
деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств
высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких
морально-политических качеств: порядочности, морально-политической
чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной
дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности,
способности исправлять свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической
работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной.
Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность
политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие
осмыслить с позиций нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно
разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять
манипулированию их сознанием.
Цели-функции
гражданского политического воспитания реализуются в целостном педагогическом
процессе с учетом возрастных возможностей и особенностей детей. В современном
мире вся атмосфера общественной и личной жизни людей насыщена политической
информацией, противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями.
Дети любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не изолированы от
политических влияний и воздействий. Политическая идеология преломляется в их
сознании под влиянием взрослых. Это требует от педагогов и родителей быть
вооруженными знанием особенностей детского восприятия политической информации,
осознания и осмысления фактов и событий.
Младшие
школьники мыслят образами, эмоционально воспринимают ярко окрашенные события и
факты, особенно облеченные в художественную форму. Политические явления они
осмысливают, как добрые или злые, хорошие или плохие, красивые или не красивые.
Они накапливают в памяти эмпирический конкретный материал как основу будущего
развития политической сознательности.
Школьники
среднего возраста, подростки еще склонны к восприятию конкретного и яркого в
жизни, но начавшийся процесс самосознания побуждает их к политическому
осмыслению происходящего в мире и определению своего отношения к нему. Они
хотят вместе со взрослыми участвовать в настоящих событиях, окрашенных в их
воображении романтикой, стремятся заслужить внимание и уважение старших товарищей.
Эти особенности подростков лежат в основе требования самодеятельного характера
общественных организаций. В них мальчишки и девчонки проходят школу
гражданского воспитания благодаря активной общественно полезной деятельности.
Старшие
школьники, юноши и девушки стремятся к выработке
собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место
в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность.
Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи
гражданственности и политических демократических ценностей, отстаиванию своих
убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.
Цели и
функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря
богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский
воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.
Естественно-математические дисциплины сегодня прямо выходят на проблемы
глобальной политики. В свете глубоко революционных научных открытий миролюбивая
политика России предстает перед учащимися как политика борьбы за выживание
человечества, сохранение жизни на Земле.
Предметы
общественно-политического и гуманитарного циклов раскрывают перед учащимися картину
закономерно развивающегося человеческого общества, переходящего от одной
цивилизации к другой.
Большое
политико-воспитательное значение для школьников имеют уроки
художественно-эстетического цикла — литература, изобразительное искусство,
музыка. Они узнают, что искусство связано с политикой, под влиянием
художественных обобщений общественно-политической жизни формируют свое духовное
ценностно-политическое отношение к явлениям действительности. Изучая
литературу, учащиеся познают эстетические явления жизни. Художественные образы
положительных героев становятся для них идеалом.[2]
Система
«механизмов» гражданско-политического воспитания включает в себя способы и
приемы просвещения, прямого воздействия на сознание детей с помощью слова.
Необходимость решительного искоренения пустословия, демагогии, формализма,
примитивизма в общественной жизни, в общении с детьми приобретает особый смысл.
Своим непосредственным восприятием учащиеся улавливают фальшь, бездушие и
протестуют нарушением дисциплины, полным отключением внимания.
В опыте
передовых учителей прямое воздействие на детское сознание с помощью слова
характеризуется правдивостью, глубиной, убежденной личной заинтересованностью и
стремлением к побуждению детской сознательности. Уроки, классные часы, другие
формы гражданского воспитания детей требуют от классного руководителя, учителя
разносторонней и тщательной подготовки.
Действенность
педагогического обращения к детскому сознанию проявляется в пробуждении у
школьников внутреннего стремления к политическому самообразованию.
Самостоятельная работа с книгой, подготовка докладов политического содержания,
участие в обсуждениях — все это порождает и упрочивает потребность в
политических знаниях.
Прямое обращение
к сознанию детей в целях гражданского воспитания не будет давать срывов, когда
школьники параллельно вовлекаются в общественно полезный труд и общественную
деятельность по самоуправлению, участию в общественных делах. Особенно важно,
когда в процессе гражданского воспитания школьники непосредственно участвуют в
преодолении реальных противоречий, остро ощущаемых и переживаемых ими самими.
Просчеты в
воспитании, кризисные явления в жизни общества порождают у некоторой части
молодежи политическую инфантильность и индифферентность, современную
обломовщину, стремление замкнуться в кругу узколичных
эгоистических интересов. Переживание школьниками психического состояния
отчуждения от общества, неполноценности, незрелости, непричастности,
непригодности, обусловленного плохой организацией трудового и нравственного
воспитания, порождает гражданский вакуум, готовит в сознании молодежи
благодатную почву для восприятия антиобщественных, антиконституционных
влияний.
Кроме того,
официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе
вступает в острое противоречие со стихийно складывающимся обыденным сознанием
молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется
в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний
средств массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе
гражданско-политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в
семье с равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими
взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.
Слабая связь
жизни детей с трудом создает почву для укрепления догм мещанского обыденного
сознания, которое является благоприятной средой для упрочения в детском
сознании асоциальных
идей, извращенных фактов, лживых сведений. Разрешение противоречий, устранение
недостатков осуществляется в целостном воспитательном процессе, органично
связанном с жизнью и производительным трудом. Гражданское сознание
подкрепляется формирующимся нравственным, правовым, эстетическим. В свою
очередь, оно является мощным стимулом нравственной активности, трудовой,
общественной, творческой деятельности детей, проникает в другие виды
общественного сознания, пронизывает их,
Завершают
систему воспитания гражданского сознания школьников критерии гражданской
зрелости. Всеобъемлющим критерием является единство слова и общественно ценного
дела. Гражданская сознательность ребенка проявляется в направленности его
поступков. Гражданская воспитанность предполагает овладение политической
культурой: политической грамотностью, способностью переживания высших
гражданских чувств, потребностью проявления общественной активности,
стремлением к практическому участию в деятельности общественного
самоуправления, политических событиях и кампаниях.
2.
Патриотическое и интернациональное воспитание детей
Стержнем
всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.
Школа всегда
развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и
братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к
земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством
общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в
интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства,
дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры
межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной
ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль
подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Ведущее место
в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников
занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми
патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение
раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор
самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы
граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования
интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего
свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и
сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей
законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий
своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все
сферы жизни принципов демократии и самоуправления.
Гражданско-политическое
воспитание имеет общечеловеческие аспекты. Планета Земля представляет собой
единую экологическую систему. Растут и расширяются экономические, политические,
культурные взаимосвязи всех стран. Мировое сообщество, объединившееся в ООН,
оказывает влияние на решение глобальных и региональных проблем. Но единство
мира — это одновременно и борьба противоположностей, возникновение и обострение
противоречий, которые в целях сохранения планеты и человеческой цивилизации
люди должны разрешать политическими средствами, мирным путем. В преодолении
глобальных противоречий могут и должны внести свой вклад школа и педагогика
всех стран, независимо от их общественного строя и политической системы,
национальных различий и отношения к религии.
Страницы: 1, 2
|
|