Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки
Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки
Содержание
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОСТРАДАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия сострадания в научной литературе
1.2 Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
1.3 Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания
Выводы по главе I
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ
ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Определение актуального уровня сформированности
сострадания младших школьников (констатирующий эксперимент)
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на
воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность темы обусловлена назревшей
необходимостью перестройки системы воспитания детей в условиях
социально-экономических преобразований, происходящих в современном обществе. В
настоящее время подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных
ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. Задачи гуманизации
педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку,
обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, в том числе
развития его нравственной сферы, социальных эмоций, таких как сострадание,
которое выполняет важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном
развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе.
Современное образование
рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Много
внимания уделяется воспитанию человека, ориентированного на понимание,
признание и принятие другого человека. Для этого важную роль отводят
музыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что музыка
вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.
Психологическое изучение
эмоциональной стороны отношений представляет собой одно из самых актуальных
направлений современных психологических исследований. Всё большее значение в
работах придаётся изучению социальных эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В.
Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов
и другие). Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции
направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему "входить"
в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоции
выполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира,
играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения. Особенно важное
значение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли сострадания, эмпатии
как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления,
положительно оптимизирующего межличностные отношения. Эмпатия занимает одно из
главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным"
образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Сострадание
является одной из высших форм эмпатии.
Психологические традиции изучения эмпатии
первоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многом
обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многие
исследователи (А.А. Бодалёв, С. Б. Борисенко, Т.П. Гаврилова, Л.И. Джрназян, А.Г.
Ковалёв, К. Роджерс Л.П. Стрелкова, 3. Фрейд, М. Хоффман и другие) связывают
разработку проблемы эмпатии с нравственными и эстетическими чувствами. Ряд
психологов указывает на то, что эмпатия является важнейшей детерминантой
человеческих отношений (Е.Н. Васильева, Л.П. Выговская, О.И. Цветкова и
другие).
Проблемой нашего
исследования является возможность влияния музыки на развитие чувства
сострадания в младшем школьном возрасте.
На наш взгляд, существует
много разнообразных методов и средств воспитания сострадания, но наиболее
эффективным является слушанье музыки. Музыка есть совершенно особый, ничем
другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных
состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и
инструментом познания, осмысления и освоения прекрасного в самой
действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. Издавна
музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека,
его духовного мира, о воспитательном воздействии музыки на личность ребенка
говорится в работах Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой, А.Н. Сохор, М.Маркова,
Д.Кабалевского. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для
воспитания чувства сострадания, поскольку в данный период происходит
формирование нравственных основ личности ребенка.
Неразработанность данной
проблемы послужила поводом для выбора темы исследования.
Объектом исследования является процесс воспитания
чувства сострадания у младших школьников при слушании музыки.
Предмет исследования - особенности влияния
музыки на развитие чувства сострадания.
Цель нашего исследования – определить
актуальный уровень сформированности воспитания чувства сострадания у младших
школьников и разработать список музыкальных произведений, направленных на
воспитание чувства сострадания.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что
чувство сострадания младшего школьника зависит от индивидуальных особенностей, окружающей
и среды и эмоционального состояния ребенка, и может формироваться в процессе
слушанья музыки.
Цель реализуется в
следующих задачах:
1.
Проанализировать
сущность понятия "сострадания" в научной литературе.
2.
Определить
специфику проявления чувств сострадания в младшем школьном возрасте.
3.
Выявить значение
слушанья музыки в воспитании чувства сострадания.
4.
Определить
актуальный уровень сформированности сострадания у младших школьников и
проанализировать полученные результаты.
5.
Разработать
примерную программу музыкальных занятий, направленную на воспитание чувства
сострадания.
Методы исследования: теоретический анализ
педагогической, психологической литературы; качественный и количественные
методы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
экспресс-диагностика эмпатии И.Юсупова, адаптированная для младшего школьного
возраста.
Теоретическая
значимость
исследования: раскрыта сущность и специфика проявления чувства сострадания в
младшем школьном возрасте. Показано значение слушанья музыки в воспитании
чувства сострадания.
Практическая
значимость
исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в работе
учителями начальных классов, музыки, родителями в семейном воспитании,
воспитателями ДОУ.
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
База исследования: МОУ Проточинская СОШ Бирилюсского
района Красноярского края, второй класс в количестве 15 человек.
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ВОСПИТАНИЯ СОСТРАДАНИЯ
1.1
Сущность понятия
сострадание в научной литературе
В данном параграфе мы
рассмотрим различные подходы к понятию "сострадание" и близких к нему
по значению "сопереживание", "эмпатия".
В словаре Даля дается
следующее определение "сострадания": жалость к другому,
соболезнование, сочувствие [25]. В словаре русского языка сострадание –
сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека[54]. В
словаре Ожегова дается подобное определение.
Распространена следующая точка зрения: сострадание – это не только
страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку
по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить,
или хотя бы желание помочь. Чувство сострадания может быть к любым существам и
вообще к любым формам жизни, которые в своем существовании испытывают
постоянные трудности, боль, страдания и в то же время бессильны что-либо
изменить.
Вот что
писал о сострадании Д.С.Лихачев: "Нравственности в высшей степени
свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с
человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными,
растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему)
заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу,
отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего
единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно
поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и
развития"[41, с.29].
Традиционно
в повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с
сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его
горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются
понятием "эмпатия".
Слово "эмпатия"
произошло от греческого "empateia" - "сопереживать" и рассматривается в психологии как
способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, постижение
его эмоционального состояния[18, с.147]. В данной интерпретации термина эмпатии
присутствует свойство эмоций - переживание. Именно в связи с этим в работах
ряда авторов эмпатия выступает под терминами сострадание, доброжелательность,
чуткость, социальная сензитивность, гуманные отношения, эмоциональная идентификация,
сопереживание и т.д.
Отправной
точкой или исходным уровнем можно считать становление понятия в рамках
философских дисциплин, где оно обозначалось термином "симпатия" и "связывалось"
с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением (Г. Спенсер; А.
Смит; А. Шопенгауэр и другие).
Что
касается эмпатии, то она характеризуется как концептуальной, так и
терминологической неразработанностью (Л. П. Стрелкова; И.М. Юсупов; О.И.
Цветкова и другие) [55].
Сам термин пришел в
научную психологию в начале XX в.
Из философии — словом "эмпатия" Э. Титченер перевел немецкое слово "Einfuhlung" — "вчувствоваться в...",
которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс
понимания произведений искусства, объектов природы, а позже — и человека.
К настоящему моменту в
отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по
проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и
психологии и др. [14; 18, 19; 26]. Обзорные работы по проблемам эмпатии
изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели
эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность
термина "эмпатия" порой заставляет исследователей использовать более
однозначные, по их мнению, понятия "идентификация", "сопереживание",
"сочувствие" и др.
Первоначальный смысл
термина "эмпатия" был буквальным, он означал процесс вчувствования,
т. е. эмоционального проникновения в состояние другого.
В концепциях
эмоциональной эмпатии [18, с. 156] говорят о различных видах эмпатии, которые
иногда интерпретируются как уровни эмпатии:
I. Ответная эмоциональная реакция по
типу заражения, примитивная эмоциональная идентификация.
II. Сопереживание и сочувствие как
более сложные формы соучастия в эмоциях другого, разделения их.
Концепций чисто
эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного. Они преобладали в
зарубежной психологии до 40-х гг. В советскую психологию термин "эмпатия"
был введен только в начале 70-х гг. Т. П. Гавриловой и поначалу собственно
эмоциональная трактовка эмпатии также была преобладающей.
В 1934 г. в одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как "способности принять роль
другого человека"[18, с.159]. Постепенно акцент смещается с эмоциональной
реакции на понимание другого определенным образом: через "воображаемое
перевоплощение", "интроекцию", "принятие точки отсчета
другого". Процесс, понимаемый таким образом, уже не может быть чисто
эмоциональным: к аффективному элементу здесь добавляется когнитивный. Говорится
об "идентичности ментальных процессов субъекта и объекта", "когнитивной
реконструкции внутреннего мира другого человека", "способности
предсказывать поведение других людей".
Итак, развитие
представлений об эмпатии идет от понимания эмпатии как реагирования чувствами
на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира
другого в целом.
Новый импульс к развитию
представлений об эмпатии и ее исследований в последние десятилетия был дан
гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом. Эмпатия стала
обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим — в сфере реальной
человеческой практики педагогического процесса, семейной жизни и т. д.
К. Роджерс определял
эмпатию как "способ существования с другим человеком... Это значит войти
во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к
изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это
означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно,
тонко, без суждения о том, что другой едва ли осознает..."[18, с.151].
Анализ исследований
показал, что одни психологи рассматривают эмпатию в эмоциональном аспекте,
определяя её как вчувствование в объекты социальной действительности (Т.
Шибутани), как основу помогающего поведения (Т. Рибо; А. Валлон; Л.И. Божович и
Т.Е. Конникова и другие) и как способность эмоционально откликаться на переживания
другого (Ф. Олпорт; С. Аш; А. Валлон; Т.П. Гаврилова).
Другие
психологи, сторонники когнитивного направления, трактуют эмпатию как процесс понимания,
"когнитивную реконструкцию внутреннего мира другого человека, способность
предсказать поведение других людей" (А.В. Орлов и М.А. Хазанова). Существуют
взгляды на феномен эмпатии и с позиций взаимосвязи эмоциональных и когнитивных
процессов (Л.П. Стрелкова и др.).
Специфика
эмпатии состоит в том, что она проявляет отношение человека к другому человеку,
а также к предметам и явлениям реального мира. К. Обуховский обозначил эту
мысль следующим образом: "Мы должны иметь к окружающей нас среде соответствующее
эмоциональное отношение [45, с.124]. С.Л. Рубинштейн обоснованно утверждал, что
"состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегда
обусловлено его взаимоотношениями с окружающими"[51, 164]. Следовательно,
эмпатия "включает в себя" переживания и отношение субъекта к
отражаемому миру: самому себе, к другим людям, к предметам и явлениям
действительности. Система отношений определяет характер переживаний человека,
его поведенческие реакции на внешние воздействия. При этом следует иметь в
виду, что переживания - это не все отношения, а только положительные и
отрицательные, так как безразличие, неопределённость вызывают у личности не
переживания, а знания.
Таким
образом, термины "эмпатия", "переживания", "отношения",
"сострадание" - понятия взаимопроникающие, но не однозначные.
Традиционные
подходы к определению понятия "эмпатия" на современном этапе
теоретической разработки подробно рассмотрены в работе Т.П. Гавриловой [19, с.
112], где выделено четыре наиболее часто встречающихся определения феномена:
1)понимание
чувств, потребностей другого;
2)
вчувствование в событие, объект искусства, природу;
3)аффективная
связь с другими, разделение состояния других;
4)
свойство психотерапевта.
Последнюю,
четвёртую позицию, можно дополнить понятиями "учитель", "воспитатель",
"психолог".
Нетрудно
заметить, что приведённые определения отличаются не принципиально, а только в
частностях.
Особую
значимость для нашего исследования представляет вопрос о выделении форм
эмпатии. У подавляющего большинства авторов выделено две формы эмпатии:
сопереживание и сочувствие (Т.П. Гаврилова; Л.И. Божович и Т.Е. Конникова; И.М.
Юсупов; О.И. Цветкова и другие). Обе формы непосредственно соотносятся с
понятием "сострадание". В отечественной психологии есть и другие
подходы в выделении форм эмпатии:
1)эмоциональная
эмпатия - когнитивная эмпатия - оценочная эмпатия (Р.Б. Карамуратова);
2)
сопереживание - сочувствие - содействие (Л.П. Стрелкова; Л.П. Выговская);
3)
понимание, сочувствие и соучастие (Н.Н. Обозов и другие).
Таким
образом, в современной психологической литературе употребляется несколько
терминов для обозначения форм эмпатии, но все исследователи, несмотря на
различную трактовку, сводят все их проявления к эмоциональному отклику, к
способности осознать эмоциональные состояния другого человека. Мы относим себя
к той группе исследователей, которые выделяют две формы эмпатии - сопереживание
и сочувствие.
Принципиально
иной подход к пониманию места и роли сопереживания в эмпатическом
взаимодействии мы находим у ряда исследователей, которые считают, что
сопереживание включает в себя эмпатию ( Г.М. Андреева).
Вторая
форма - сочувствие, переживание по поводу чувств другого, но отличных от них,
без соотнесения с собой. Сочувствие выражается в понимании другого человека,
его мыслей, чувств и в готовности содействовать их осуществлению. Сочувствие
определяется как более высокая форма эмпатического отреагирования (Т.П.
Гаврилова, 1977; Н.Н. Обозов, 1981 и др.). Сострадание – самая высокая форма
эмпатического реагирования, поскольку предполагает возможность человеку
поставить себя на место другого, оказать ему помощь. Способность к состраданию,
сочувствию является одной из фундаментальных характеристик личности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|