Воспитание чуткости у детей через сказку
Воспитание чуткости у детей через сказку
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С.ПУШКИНА»
Кафедра педагогики
начального обучения
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ
ВОСПИТАНИЕ ЧУТКОСТИ У ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Выполнила
Губова Евгения Олеговна
студентка 3 курса, психолого-
педагогического факультета
Научный руководитель:
Панасевич Зоя Михайловна
ст. преподаватель
Брест 2007
Введение
Прежде чем начать написание своей курсовой работы я обратилась к толковому
словарю русского языка С.И.Ожегова, чтобы проверить правильно ли я понимаю
значение слов ЧУТКОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ. И вот как великий русский филолог объясняет
их: милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из
сострадания, человеколюбия, а быть чутким – это значит быть отзывчивым и
сочувственным.
Чуткость, милосердие, сострадание – это важные качества, которые
необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В
наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств. Отчего так
происходит?
Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок с детства
усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется
как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности,
которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное
мировоззрение, Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как
завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного «я»
и своей выгоды? Ребенок, будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не
лёгкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет
ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его
душа на нужды и беды общества?
В Священных Писаниях мировых религий встречаются упоминания о том, что
Божественная сила неустанно борется за человеческую душу с силами зла, которые
олицетворяет Сатана. Этот древний символ можно рассматривать как отражение
психологической основы человеческого бытия – борьбы за победу духовного начала
над материальным. Каждый день в прессе встречаются сообщения, свидетельствующие
о том, сколь часто в детях берёт верх низшая сторона их натуры – это
проявляется, прежде всего, в актах насилия и жестокости. Недавние исследования,
проведенные в США, показали, что детская и подростковая преступность напрямую
связана с неуверенностью в себе, низкой самооценкой и отсутствием веры.
«Помогать ребёнку видеть в себе всё лучшее и следовать своей высшей природе –
значит препятствовать росту детской преступности»- так написано в пособии для
родителей «Путешествие в страну добродетелей».
Каким же способом помочь ребёнку видеть всё лучшее, как воспитать в нём
такие качества, как чуткость, милосердие, сострадание?
Особо важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах
её психологического созревания играют семья, школа и средства массовой
информации.
Родители ребёнка – первые и главные его учителя. Но сейчас время
«трудное». Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них
искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода
становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом
сказывается на их духовном развитии.
Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика. Но в
настоящее время телевидение и школа выступают соперниками в борьбе за время и
душу ребёнка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует
моральным устоям, которым учит воспитатель.
Исходя из вышесказанного, на плечи учителя начальной школы ложится
большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребёнка
духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным
человеком.
Учитель постоянно думает: как добиться, чтобы дети глубоко знали родной
язык, чтобы родное слово вошло в их духовную жизнь, стало и острым, метким
резцом, и красочной палитрой, и тонким средством познания истины. Язык — это
материальное выражение мысли, и ребенок лишь тогда будет знать его, когда
вместе со смыслом воспринимает яркую эмоциональную окраску, живое трепетание
музыки родного слова. Без переживания красоты слова уму ребенка непостижимы
сокровенные грани его смысла. А переживание красоты немыслимо без фантазии, без
личного участия детей в творчестве, имя которому — сказка. Сказки предназначены
для детства.
Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства — это, прежде
всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным
уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, всегда откладывает
в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.
Воспитание чуткости, отзывчивости к горю и страданиям других людей –
важная задача школы.
И, возможно, эта тема более актуальна чем, например, экологическое
воспитание. Так как прежде, чем что-то полюбить, пожалеть, увидеть красоту,
надо уметь почувствовать, посочувствовать.
Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки.
Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной
жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в
рассказывании, высший его этап — инсценизация. Создание сказок — один из самых
интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное
средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия — животворный источник
детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает,
что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе
ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который
пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые
островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его
тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством
выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств,
пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки —
живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка,— невозможно
представить детского мышления и детской речи как определенной ступени
человеческого мышления и речи.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире
сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку,
и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от
яркого, живого, конкретного к абстрактному.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств,
без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к
человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает
мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на
события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В
сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.
Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети
понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к
Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом
сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий
творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления.
Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.
Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии, мы воспринимаем их как
частицу жизни народа, творение его могучего таланта, и в нашей душе
пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство.
Аналогично воздействие народной сказки на душу ребенка. Кажется, что сказка
построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку,
...дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, ...но каждое слово
этой сказки — как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в
каждом образе — игра творческих сил народного духа. Сказка — это духовные
богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной
народ.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию,
игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.
Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и
они забьют животворными ключами …» [4. c.29].
Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на
основе сказки.
Задачи исследования таковы:
-
проанализировать
учебники на предмет выявления воспитательного содержания сказок;
-
использовать
их в воспитании чуткости детей;
-
определить
уровень сформированности (наличия) чувства чуткости в исследуемой группе детей;
Методы исследования следующие:
-
наблюдение;
-
анкетирование;
-
анализ
творческой работы;
Методики можно применить такие:
1.
«Оценка»,
цель которого - установить моральные представления детей о чуткости.
2.
Сочинение
сказки.
3.
Сочинение-
миниатюра «Если бы я был волшебником».
Экспериментальная работа проводилась в СШ № 27 города Бреста в 1
«Б» классе с учительницей Коцур Натальей Леонидовной.
I РОЛЬ СКАЗКИ В
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
1.1 Сказка как жанр художественного творчества
«Сказки – прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними.
В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке
Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость
выдумки, мудрость жизненных наблюдений» [1. c.5].
Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно
что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый
взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Недаром известная
русская пословица гласит: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок". Урок нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия.
Использование жанров народного творчества было характерной особенностью
творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю.
Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и
показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном
масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого
человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает
на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается
его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со
всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и
многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в
образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими
людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и
поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,
фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный
язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные
пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для
детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой
личности ребенка.
Сказка – это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь
понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка –
это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему?
Сказковед В.П.Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в
светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло,
преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут
к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [1. c.5].
Что же такое сказка, каково её определение. Разные ученые давали
множество определений. Исследователей-сказковедов волновали такие проблемы:
- как понимать фантастический
вымысел в сказке;
- считать ли сказкой вообще
любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её
виды – несказочную прозу.
Профессор Ленинградского государственного университета В.Я.Пропп
(1895-1970) вошел в историю мировой филологической науки ХХ века как один из
наиболее значительных теоретиков и исследователей. Он исследовал исторические
корни сказки, его работы о сказке были переведены на многие языки и известны
каждому фольклористу.
В.Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что
такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть,
храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно
чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед
нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами
руководит поэтическое чутьё» [2. c.23].
Однако этого недостаточно для понимания сказки. Необходимы строгие методы
научного познания и исследования. Очень интересно узнать историю самого термина
«сказка». В.Я. Пропп считает, что народы мира специально не обозначают этот вид
народной поэзии. Только два европейских языка создали слова для обозначения
этого понятия – русский и немецкий. В русском языке слово «сказка» появилось не
раньше ХVII века. Первоначально они
(сказки) обозначались другим словом – «баснь», а слово «сказка» имело другой
смысл - достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее
юридическую силу.
Уже с ХVII века замечается, что сказка
стала принимать своё нынешнее значение.
Так каково же определение сказки? Некоторые исследователи сказкой
называли всё, что сказывалось.
Академик Ю.М.Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле
этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического,
авантюрно-новеллистического и бытового характера.
Одно из определений, принятых в Европе, звучит так: под сказкой со времён
Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии,
в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями
действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием,
даже если находят её невероятной и недостоверной.
Но в этом определении замечаются слабые стороны:
1.
Определение
слишком широко – на поэтической основе и фантазии основано любое
литературно-художественное произведение;
2.
в большинстве
сказок нет волшебства;
3.
даже
самые фантастические сказки возникают на почве действительности разных эпох;
4.
народ
считает сказку всегда вымышленной.
Значит, необходимо более усовершенствованное определение сказки. Вот что,
например, пишет крупнейший собиратель и исследователь сказки А.И.Никифоров:
«Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие
содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или
житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
[3. c.7].
Никифоров указал на «три существенных признака» сказки:
1.
целеустановка
на развлечение слушателей;
2.
необычное
в бытовом плане содержание;
3.
особая
форма её построения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|