бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внеклассная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в национальн... бесплатно рефераты

Пример: Кружок занимательной грамматики.

На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.

Опыт таких кружков показывает, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе (в этом случае внеклассные занятия являются как бы естественным продолжением учебных занятий), так и независимо от программного материала и времени его изучения.

 В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже осознать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики.

Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учета времени его изучения. Этот путь более широкий.

В занимательной форме можно и повторять пройденное, и закреплять текущий материал, и знакомить с еще не изученными грамматическими темами.

В кружке занимательной грамматики учащиеся работают с большим увлечением. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия (самостоятельное составление кроссвордов, шарад, интересных задач). Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к внеклассной работе, воспитывает языковое чутье, развивает смекалку и сообразительность.

Однако занятия такого кружка не могут сводится только к  грамматическим играм. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое – литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, как благодаря)[2, 73].

При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ. Если материал детям знаком, то занятие заканчивается живой беседой.

Определенное время на занятиях отводится наблюдениям над текстом и упражнениями.

Несомненно велика роль игр на таких занятиях. Игровой момент вносится и в серьезный материал. Это разряжает обстановку, снимает напряжение и повышает интерес на занятиях, несмотря на возраст детей.

Варианты тем для кружков настолько различны, насколько высоко желание к данному вопросу у учителей, ведущих кружки внеклассной работы по русскому языку.

Нельзя не отметить, что перечисленные выше факторы создают очень благоприятную почву для развития непосредственно логического мышления подростков. Задача учителя – строить занятия кружка так, чтобы были задействованы все мыслительные операции обучаемых. Поскольку занятия кружка довольно постоянны и продолжительны во времени, учитель должен использовать различные варианты преподнесения материала и методы работы, обучая детей анализировать, формулировать собственные мысли, правильно отвечать на поставленный вопрос, слушать собеседника и т.д.

Тематический вечер – это отчет кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.

Подготовка вечера делится на 4 этапа:

1.        Выбор темы и девиза.

2.        Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения.

3.        Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением).

4.        Составление программы вечера.

Предположим, что указанный кружок объединяет учащихся старших классов. Это означает, что в подготовке вечера участники кружка максимально самостоятельны. Учитель здесь – старший товарищ и режиссер-постановщик.

Подготовка к вечеру начинается примерно за месяц до намеченного срока.

На одном из заседаний кружка учитель предлагает выбрать тему вечера (она же будет и его названием) и подобрать девиз, раскрывающий смысл того, о чем будет сказано.

Когда кружковцы определились с темой, намечаются основные направления в раскрытии темы и подбор материалов. Ученики приносят различные журналы, газеты, книги, выписки и вырезки, листки календаря и т.п., в которых есть интересные сообщения о русском языке. Отбирается то, что относится к теме, помогает ее понять. Для этого проводится заседание кружка, на котором анализируется все, что собрано детьми.

Когда материалов достаточно, начинается работа над составлением отдельных номеров. Используется накопленный материал, высказывания великих людей о русском языке. Можно инсценировать рассказы, например, “Живая грамматика” Ф. Кривина, подобрать музыку к инсценировкам; отдельно прочитать стихотворения, сделать сообщения “Почему мы так говорим” и т.д.

Перед участниками ставится задача не только рассказать о том, как богат, красив, ярок, силен, точен русский язык, но и показать, что этим языком они свободно владеют.

Как правило, речь кружковцев более правильна и литературна по сравнению с речью остальных ребят. Однако, все равно приходится много работать над тем, чтобы каждое слово произнесенное со сцены, было правильным и выразительным. Особое внимание обращается на фонетическую сторону речи. Ребята прислушиваются к тем, кто владеет орфоэпической нормой; отмечают недостатки в своей речи и в речи окружающих; стараются говорить “как московские дикторы по радио”. Орфоэпии по сравнению с орфографией уделяется очень мало внимания на уроках и в школе. На внеклассных занятиях по русскому языку обязательно восполняется это пробел, так как небрежное отношения к нормам произношения снижает качество речи, ослабляет ее действие, делает менее доходчивой.

Для завершения работы нужно составить программу вечера. Особое значение уделяется тому, как будут расположены номера и как они будут связаны между собой. Чтобы связать номера и составить программу, все участники вечера должны присутствовать на генеральной репетиции (особенно если до этого репетировали в разное время и учащиеся занимались в разные смены).

Инсценировки, веселые сценки, посвященные жизненным ситуациям и вся программа в целом составлялась так, чтобы зрители  (те же учащиеся) постоянно чувствовали, что это о них идет речь на сцене, что это их живо касаются все вопросы, поднимаемые в зале.

Закончить вечер можно небольшой викториной “Знаете ли вы русский язык?”, возможны шуточные вопросы. Самые активные кружковцы получают подарки - книги.

Немаловажным моментом при проведении итоговых викторин является то, что такая форма проведения занятий изначально не является тем страшным уроком, на котором ставятся «плохие» и «хорошие» отметки. Игровая форма раскрепощает школьников, освобождает их мышление от формализма, дает возможность ошибаться и не быть наказанными, и в то же время, ненавязчиво «заставляет» школьников всерьез анализировать, вспоминать, обсуждать, вычленять главное, для того, чтобы команда стала победителем викторины.

Можно также сказать, что помимо  составления программы вечера, необходимо много времени посвятить обдумыванию его оформления и порядка проведения.

Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к русскому языку в особенности.

Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.

2.2.Олимпиады по русскому языку

Интерес к русскому языку воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада проверяет знания по русскому языку в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы.

Олимпиада может состоять из нескольких туров (2-4).

Например, начиная со школы и заканчивая педагогическим институтом.

Проведение олимпиады позволяет определить, насколько глубоки знания по русскому языку, высокая речевая культура, начитанность, смекалка учащихся.

Такая проба сил, как Олимпиада, несомненно развивает логическое мышление учащихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. В отличие от описанных выше форм внеклассной работы, олимпиада требует огромных сил от школьников, здесь каждый активизирует свои собственные знания и умения.

Учебная олимпиада понимается большинством методистов как «соревнование, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства»[9,53].

Много споров вызывает содержание олимпиад по русскому языку. Часть исследователей считает главным во время олим­пиады обстановку непринужденности, веселья, поэтому пред­лагает в качестве олимпиадных так называемые «шутливые» вопросы, вопросы на сообразительность, не имеющие отноше­ния к науке о языке. Например: «Назовите город, в котором живет один мальчик и 100 девочек». (Севастополь.) Эти воп­росы могут быть уместны на конкурсе смекалистых, на линг­вистическом КВН, а для олимпиады они непригодны, так как не проверяют уровень знаний учащихся. С другой стороны, учи­теля часто используют на олимпиаде задания, дублирующие вопросы и задания, сформулированные в школьных учебниках. В этом случае учащиеся воспринимают олимпиаду как допол­нительный контрольный урок и участвуют в ней неохотно.

Очень важно для проводящего олимпиаду по русскому язы­ку понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учеб­ника.

Олимпиада по русскому языку обычно проводится в не­сколько туров.

I тур предполагает участие всех учащихся класса (или шко­лы). Поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на слабоуспеваю­щего ученика. I тур олимпиады обычно проводится учителем как письменное домашнее задание. Следует ограничить время выполнения этого задания. Наиболее благоприятным являет­ся срок от 3 до 7 дней. За это время каждый ученик имеет воз­можность пойти в библиотеку, подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к родителям. Такую возможность следует поощрять. Может быть, заинтересовавшись, некоторые родители в следу­ющий раз помогут организовать и провести другие формы вне­классной работы по русскому языку, станут активными помощ­никами учителя в воспитании интереса к предмету.

II тур олимпиады проводится в классе. Его участниками ста­новятся победители I тура. При удачном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, ко II туру допускаются более 50% школьников. Итоги I тура обсуждаются учителем с ребятами на одном из уроков, совместно разбираются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады особенно важен, так как уче­ники, не допущенные к участию во П туре, должны обязатель­но узнать оценку их работы, должны быть поощрены учителем к дальнейшему изучению науки о языке.

Задания для II тура олимпиады должны быть несколько сложнее, чем задания I тура. Однако учителю, готовящему эти задания, следует помнить, что формулировки вопросов не долж­ны значительно отличаться от того, с чем учащиеся уже сталкивались. Многие ученики теряются от неожиданных фор­мулировок вопросов. Однако победители II тура должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитаннос­тью в художественной и научной литературе.

5 класс 1тур

1. Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

2. Придумайте по 3 примера слов-синонимов, слов-омонимов, слов-антонимов.

3. Расставьте ударения в следующих словах: клеить, углу­бить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, вер­ба, диалог, случай.

4. Укажите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки:

1) «Что волки жадны, всякий знает: волк евши, никогда костей не разбирает». 2) «Поди ж, приятель, убирайся, да берегись: впе­ред ты мне не попадайся».

3) «Отколь такой берется голосок: ичист, и нежен и высок».

Напишите названия этих басен.

5. Составьте словосочетания типа «прилагательное + сущест­вительное» , включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь, впечатление, толь.

6. У потребите правильно предлоги в следующих словосоче­таниях: выехать (с,из) города; достать (с, из) мешка; возвратить­ся (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь (с, из) Даль­него Востока; выйти (с, из) автобуса.

7. Составьте перечень признаков, характеризующих члены предложения: главные и второстепенные (общее и различное в них). См.: учебник «Русский язык. 5 класс» (часть «Синтаксис и пунктуация»).

8. Какие два значения имеет каждое из предложений? 1) Мой товарищ встретил брата с сестрой. 2) Я встречаю его чаще всех.

II тур

1. Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Запишите как можно больше таких слов.

2. Подберите 2 группы слов так, чтобы и у тех, и у других был корень -вод-, но с разным значением.

3. Сколько звуков в словах ел и ель, дал и даль, ямка и лям­ка? Почему?

4. Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екция, ж..ри, в..рм..шель, параш..тист, профе..ия, ш..колад.

5. В какой сказке А.С.Пушкина слово лебедь женского рода? Из чего это можно заключить?

6. Подберите пословицы, построенные на основе противопо­ставления антонимов.

7. Составьте несколько предложений с таким расчетом, что­бы в них слово язык употреблялось в разных значениях.

8. Определите члены предложения (подчеркните условными знаками) и укажите, в каких падежах употреблены имена су­ществительные.

1) Красные осенние листья усеяли косогор. 2) Солнце закры­ло облако. 3) На горизонте туристы увидели большой город. 4) Айсберг - плавучая ледяная гора.

После проверки письменных конкурсных работ участников П тура олимпиады учитель выявляет победителей. Их имена могут быть упомянуты в классной стенной газете или в специ­ально выпущенном бюллетене, посвященном итогам олимпиа­ды. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознаком­лены все ученики класса.

Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения учащихся во внеклассную работу. Важнейшей за­дачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, спра­вочниками и словарями.

2.3.Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы.

Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, - проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, который организует систематическое проведение всех внеклассных занятий, их воспитательная и образовательная  роль значительно возрастает. Однако возможны и другие формы объединения таких видов занятий.

Н.Н. Ушаков, приводя пример, описывает попытку связать несколько эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей и предлагает провести целую неделю как путешествие в страну Русского Языка.

Началось путешествие с объявления о том, что школа начинает с такого-то числа путешествие по стране русского языка, а в это время учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведет бортжурнал, выпускает газету-бюллетень, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере.

В конце объявления указывались “путеводители” по стране русского языка: “Слово о словах” Л. Успенского, “В мире слов” Б. Казанского, “Как рождаются и живут слова” М. Феллера и др.

 Через неделю дети познакомились с картой страны. Школьников волновало множество вопросов.

До начала недели каждый класс выработал маршрут путешествия, в который входило обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер  русского языка. Разработанная педагогами школы программа путешествия для всех классов произвела большое впечатление на учащихся.

Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, на тесную связь изучения основ наук с жизнью.

Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.

Несомненно, главная организующая роль принадлежит учи­телю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся сво­им предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необ­ходимые действия, связанные с организацией тех или иных ме­роприятий, но научная и методическая консультация о спосо­бах проведения их может быть дана только учителем.

Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни Не­дели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка.

Декада русского языка отличается от Недели, как видно, только по объему. В очень больших школах, каких в городе сей­час большинство, удобнее проводить Декаду русского языка, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие. Если в школе каждая параллель включает 5-6 классов, то вре­мени для того, чтобы провести викторину, конкурс во всей па­раллели, понадобится больше, поэтому Декада русского языка оказывается здесь более эффективной.

День русского языка - это особая форма внеклассной рабо­ты. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участву­ют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изу­чают дополнительную литературу по лингвистическим дисцип­линам. В этом случае День русского языка может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в шко­ле за год. День русского языка плодотворно проходит в неболь­ших школах, где имеется 1-2 параллельных класса и школа работает в одну смену. Недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лише­ны возможности участвовать в нескольких из них, как во вре­мя Недели русского языка.

Чтобы День русского языка прошел успешно, необходимо долго и тщательно его готовить. Начинается подготовительная работа с составления плана, определения круга участников, форм работы. Такие мероприятия, как конкурс лингвистичес­ких газет, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы в День русского языка можно было подвести итоги и наградить победителей.

 Здесь немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать у детей большой интерес к данному мероприятию. Это зависит от подготовки и желания учителей воспитать в своих подопечных любовь к русскому языку. Методическая литература, опыт работы и фантазия руководителя кружка сделают данное мероприятие образовательным и увлекательным для учеников.


Заключение

В процессе обучения русскому языку нерусских уча­щихся особое значение приобретает внеклассная рабо­та. В условиях национальной школы «это один из основных факторов, который действенно помогает на­стоящему изучению русского языка, свободному и ак­тивному овладению учащимися русской речью, здесь это мощное средство формирования у них интереса к русскому языку как учебному предмету и лингвисти­ческому явлению, эффективная форма расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках»[10, 64].

Внеклассная работа дает учителю возможность при­менять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в усло­виях естественной коммуникации, так как при прове­дении занятий во внеурочное время создаются реаль­ные ситуации общения, полнее раскрываются творче­ские возможности детей. Она имеет также большое вос­питательное значение.

Внеклассная работа по русскому языку должна про­водиться в тесной связи с внеклассной работой по род­ному языку. Формы связи, а также содержание работы должны определяться с учетом конкретных условий — с учетом уровня владения русской речью, разработанно­сти вопросов взаимодействия родного и русского язы­ков, специфических особенностей русского языка и ин­терферирующего влияния родного языка.

Внеклассная работа проводится в тесной взаимосвя­зи с уроками русского языка и строится на общедидак­тических принципах обучения: научности, сознательно­сти и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к уча­щимся, а также на основе принципа коммуникативно­сти — основополагающего принципа обучения русскому языку в национальной школе. Однако, являясь есте­ственным продолжением учебной деятельности школь­ников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, фор­мы и методы организации.


Литература

1.        Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.

2.        Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова – М.: - Просвещение, 1968 -273с.

3.        Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред.К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение,1982.-185с.

4.        Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. - М., 1981.

5.        Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979-349 с.

6.        Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/  Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.

7.        Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

8.        Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.:Просвещение,1980.-114с.

9.        Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.:Просвещение, 1985.-241с.

10.   Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в не­русской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом - 2002- № 2- C. 66-68

11.   Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учеб­ном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.

 


Приложение

«Брейн-ринг» по русскому языку для 9 класса.

1.   Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно.  (бессоюзные).

2.   Стихотворение в прозе о языке И.С. Тургенева.   («Русский язык»).

3.   Фамилия известного автора – составителя словаря.     (В.Даль).

4.   Раздел науки о языке, изучающий части речи.   (морфология).

5.   Вид работы по русскому языку, в котором учащийся имеет возможность изложить своё мнение.    (сочинение).

6.   Как называются слова пришедшие в русский язык из других языков?  (заимствованные).

7.   Каких звуков больше в русском языке?     (согласных).

8.   Из чего состоят гласные буквы?      (голос)

9.   Как называется разговор двух или более лиц?    (диалог).

10.   Какой тип речи очень напоминает геометрическую теорему?    (рассуждение)

11.   Каким признаком обладают глаголы с постфиксом  -ся?   (возвратность).

12.   Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению?   (омонимы).

13.   Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит?  (Кирилл и Мефодий).

14.   С какой целью до 1918 года в словах, оканчивающихся на согласный, использовали «Ъ»? (слог не мог оканчиваться на согласный, а Ъ обозначал гласный).

15.   Сколько букв в русском алфавите?      (33).

16.   Что такое русский язык?            (наука).

17.   Как в современном языке звучит древнерусское слово град «град»?    (город).

18.   Что означает фразеологизм «дамоклов меч»?         (угроза)

19.   Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений?   (точка и восклицательный знак).

20.   Как еще называют главные члены предложения?   (грамматическая основа).

21.   Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие).

22.   Какое местоимения нужно прибавить к другому, чтобы получились овощи?  (ТЫ к ВЫ).

23.   Как называются по отношению друг к другу слова «слабый»-«сильный»?  (антонимы).

24.   Сколько «А» в слове сорока?  (сорок «А»).

25.   Буквами какой азбуки называются буквы «аз», «буки», «веди»?   (кириллица).

26.   Какую еще древнерусскую азбуку Вы знаете?   (глаголица).

27.   Сколько склонений в русском языке? (три).

28.   Какой признак у глаголов был, есть и будет?      (время).

29.   Что обозначают слова «уж», «замуж», «невтерпеж»?        (это наречия).

30.   Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении?    (предлог).

31.   Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов?   (морфемика).

32.   Как пишется частица НЕ с глаголами, употребляемыми без нее?  (раздельно).

33.   Какая приставка в слове «прекрасный»?      (пре-).

34.   Как пишутся со словами «то», «либо», «нибудь»?         (через дефис).

35.   Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма).

36.   Как изменяются наречия?   (наречия не изменяются).

37.    Как звук обозначает Ь?      (не обозначает звука).

38.   Какой звук обозначал Ъ в древнерусском языке?  (гласный).

39.   Какой раздел науки о языке изучает звуки?          (фонетика).

40.Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»?     (буква «И»).


Страницы: 1, 2, 3