бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Внеклассная работа по литературе как средство личного развития бесплатно рефераты

Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся.

Говоря об этапах литературного развития, Маранцман отмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствования читательского восприятия, развития художественного вкуса[3].

Наиболее последовательно возможно реализовать проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего на уроки внеклассного чтения переносится обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе.

Например, урок внеклассного чтения по рассказу «Монах в новых штанах» В.П. Астафьева в 6 классе. Ученикам представляется оригинальное художественное воплощение традиционных для русской литературы тем человеческих взаимоотношений с людьми и природой в произведениях современного автора. Одним из приемов работы на уроке может стать – сопоставление особенностей астафьевских произведений, рассказывающих о детстве писателя (авторская боль за человека, тоска об ушедшем, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными, школьниками произведениями.

Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной так называемой «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. В 5 классе урок внеклассного чтения «по Астафьеву» связан с программным произведением этого автора – «Васюткино озеро». Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления.

Произведения могут отбираться и на основе теоретико-литературных связей классного и внеклассного чтения. Такие уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

Практика внеклассного чтения позволяет создать систему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяет уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.

Создание именно системы занятий, позволяет выявить изменения уровня развития творческих способностей, сравнить принятые нами показатели этого развития.

Приведем некоторые пункты, которые, по мнению В.Г. Маранцмана, важно предусмотреть при планировании системы уроков внеклассного чтения:

·  тематическое разнообразие («Живая природа», «Встреча с прекрасным», «Радуга чуда» и т.д.);

·  сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

·  чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.). Чередование приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения)[4].

Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятие литературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могут оказать уроки внеклассного чтения, поскольку учитель может на свое усмотрение подобрать те произведения художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения произведений, находящихся за пределами школьной программы, но при этом имеющие огромную художественную и воспитательную ценность.

Современная художественная проза занимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность её в процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность, близость художественного языка к формам современного разговорного языка, актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.

Глава 2. Примеры внеклассной работы по литературе

 

2.1 Сценарий урока по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

 
Урок литературы, 6 класс

Тип: внеклассное чтение.

Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;

совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).

Темы:

1) «Волшебство рождественской ночи».

2) «Рождественский» сон.

Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).

- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).

- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)

...А теперь – иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».

(Текст прочитан учащимися заранее).

2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).

- Сегодня мы впервые читаем Достоевского – одного из самых «трудных» писателей.

- «Труден» ли Ф. М. Достоевский?

(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).

- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.

- Что поражает в его внешности? (Глаза...)

- Сообщение учащегося о писателе.

Ф. М. Достоевский – великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.

Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.

- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.

Запись на доске: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

- А как вы понимаете эти слова?

- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.

Для всего человечества Ф. М. Достоевский – гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)

(Выставка книг, запись названий на доске.)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» – это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

- Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

- Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?

(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).

- Посмотрим, как построен рассказ.

Композиционно произведение разделено на 2 части.

I часть «Мальчик с ручкой».

II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)

- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)

- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).

- Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

- Будущее мальчика «с ручкой»?

(Воровство, пьянство, бродяжничество.)

- Зачитаем последние строки I части.

- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?

Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.

II часть – само по себе законченное произведение.

- Что объединяет обе части? (Тема детская доля в России).

- Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность.

- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)

1 картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).

2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).

3 картина – развитие действия «Красивая елка в богатом доме».

4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на елке».

(Пересказ каждой композиционной части.)

- Где, по-вашему кульминационный момент?

Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.

Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» городской пейзаж глазами мальчика.)

Образ мальчика во II части – суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.

Докажите текстом (его состояние холод, голод нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).

- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).

- Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»

1) Роль пейзажа.

2) Интонация и лексика рассказа.

3) Фраза Достоевского.

- Основной образ (страшный город, мороз).

- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).

- Стилистика – детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).

Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).

- Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.

Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.

- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)

- Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)

- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

- И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»

Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.

Но урок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивка произведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в виде отдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностей школьников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещё одном примере внеклассной работы.

 

2.2 Сценарий уроков по романам писателей-фантастов


Автор: Колесова Инна Константиновна, зам. директора по УМР, учитель русского языка и литературы[5].

Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучение произведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»).

Дети читают такие произведения охотно. Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческую деятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностях данного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит «Словарь литературоведческих терминов»: «научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем». Это определение можно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторых произведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данному жанру.

Важно то, что изучение подобных произведений – благодатный материал для развития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению и изучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников не только на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобы осмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности. Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составление цитатного плана – сложное и проблематичное дело даже для учащихся старших классов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можно к этому прийти. С этой целью и был разработан урок под названием «Жанр научной фантастики. А-Конан Дойл «Затерянный мир»».

Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитие умения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды и иллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делался на то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не только проиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужной последовательности, в точном соответствии с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Мотивация урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем создавать диафильм по отрывку из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир».

Давайте вспомним, как построен диафильм. Диафильм состоит из отдельных кадров. Кадр состоит из рисунка и цитаты. То есть рисунок дан в соответствии с эпизодом, какого-либо текста. Это может быть сказка или рассказ. В нашем случае это отрывок из романа.

Что для этого нужно? (Выделить ключевые эпизоды и сделать соответствующее сопровождение из текста.)

1) Какие же эпизоды являются ключевыми?

(Класс выделяет ключевые эпизоды.)

- Сон в палатке. Мысль о прогулке.

- Прогулка по ночному лесу.

- Встреча с животными у водопоя.

- Стегозавр!

-Бегство.

- Падение в яму.

- Куда же делись мои спутники?

2) Выразительное чтение эпизодов в нужной последовательности.

Страницы: 1, 2, 3