Внеклассная работа по иностранному языку
Внеклассная работа по иностранному языку
Министерство образования РФ Владимирский Государственный Педагогический Университет Кафедра педагогики ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Выполнила: Привезенцева Ольга Николаевна – студентка факультета иностранных языков, группа А-52. Научный руководитель: Даведьянова Нина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. Владимир, 2004 СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку 5 § 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление 5 § 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система 7 а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7 б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10 в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 12 Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку 22 § 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22 § 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33 § 2.3. Календарные и тематические праздники 38 § 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 43 § 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку 50 § 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку 55 Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 63
Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 63 Путешествие в страну "Хампельманию" 70 Введение Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны. В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и
практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое
обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной
работе. [1,151]. В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по
иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением
регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в
отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства»,
когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе
внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом
причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из
учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе
факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом
ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне
рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство
образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и
несколько улучшили финансирование системы образования, возникла
необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в
отечественной школе. Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и
системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и
содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое
распространение в системе образования получила работа с компьютерами,
использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в
процессе контроля знаний, умений, навыков. Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли
тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой
культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к
значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной
работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала
возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным
языкам. Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся
общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и
методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по
иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой
насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам.
Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми
подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным. Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной
заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя
иностранного языка, использующего в своей практической деятельности
самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к
внеклассной работе по иностранным языкам. Источники исследования: монографии отечественных авторов по
дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-
практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале
«Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки
для внеклассной работы по иностранному языку. Объект исследования Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе. Предмет исследования Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе. Цель исследования Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной
работы по иностранным языкам и представить собственные методические
разработки и рекомендации в данной области. Задачи исследования 1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы в современной школе; 2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по иностранному языку с точки зрения системного подхода; 3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм, факультативных занятий, календарных и тематических праздников, экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку; 4) представить собственную методическую разработку по творчеству У. Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по иностранному языку собственными методическими рекомендациями. Методы исследования 1) теоретический анализ педагогической литературы; 2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам внеклассной работы по иностранному языку; 3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному языку; 4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному мероприятию. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: . осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по иностранному языку как педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку); . представлена педагогическая характеристика отдельных форм внеклассной работы по иностранному языку (игра, факультативные занятия, календарные и тематические праздники, экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся); . по каждой форме воспитательной работы представлены собственные методические рекомендации; . в приложении представлена авторская методическая разработка «Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира». Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты
могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно:
в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике,
методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и
дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в
педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной
школе. Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения. Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку § 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-
воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась
учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством,
организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа
получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться
разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С.
Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги
рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,
основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С
созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная
работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151]. До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного
образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.
Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким
активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной
воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в
роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное
общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не
смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации. Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался
поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность
школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила
школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы
внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными
задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для
проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для
детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии,
элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151]. Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с
внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному
направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и
т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся,
художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт,
туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой
деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и
других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и
учреждений. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи
в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во
время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме
внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной
работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет
большинству школьников принять участие в организаторской деятельности,
формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от
активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя
придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной
деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно
связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка
докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др.
часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и
выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки,
факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством,
техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы
учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по
своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе
обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление
учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности
смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152]. Участие школьников в общественно полезной деятельности с
использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует
осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения
к образованию. Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий
высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы.
В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как
внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы
учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей,
должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная
помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого
рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.
[2,152]. § 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-
воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть
единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно
определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой
проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за
пределы обязательных учебных программ. а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку В основе функционирования системы внеклассной работы по любому
предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание,
формы, методы, направление педагогического воздействия на личность,
характер связи отдельных элементов системы. Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные
положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и
организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной
работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической
деятельности учителя – организатора внеклассной работы.
Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].
1) Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка. Основные условия реализации этого принципа следующие: . систематическое ознакомление подростков и старших школьников с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом; . широкое использование краеведческого материала; . встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности; . включение материалов на иностранном языке в общешкольные мероприятия; . использование на внеклассных занятиях материалов из жизни школы; . привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к работе над избранной тематикой.[30, 64].
2) Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.[30, 65].
3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка. Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач. [30, 67].
4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе. [30, 68].
5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|