Влияние художественной литературы на совершенствование словаря старших дошкольников
Рис. 2 Сравнительные результаты выполнения первого задания
Как видно
из сравнительных данных уровень обобщения детей значительно улучшился. На
контрольном эксперименте без ошибок правильно разложили все картинки и
подобрали обобщающие слова 50% детей. Среди детей не было выявлено, таких,
которые допустили 5 и более ошибок.
Анализируя
выполнение второго задания, мы получили следующие результаты (Таблица 7)
Таблица 7.
Результаты выполнения второго задания контрольного эксперимента.
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Кол-во баллов
|
1
|
Артем Т.
|
3
|
2
|
Влад Т.
|
3
|
3
|
Настя Л.
|
2
|
4
|
Илья С.
|
3
|
5
|
Кирилл А.
|
2
|
6
|
Соня Ф.
|
3
|
7
|
Арина Е.
|
2
|
8
|
Кирилл К.
|
2
|
9
|
Настя Т.
|
3
|
10
|
Вика Р.
|
1
|
Сравнивая
результаты использования в речи детьми прилагательных, мы получили следующие
данные (Рис. 3)
Рис. 3
Сравнительные результаты выполнения второго задания
На
контрольном эксперименте в группе испытуемых увеличилось детей до 5 человек,
которые набрали 26 и более фишек, т.е. набрали наибольшее количество
прилагательных к заданным словам.
Уменьшилось
число детей с наименьшим количеством названных прилагательных до 1 человека.
Ответы
детей стали более разнообразнее. Давая описание заданного предмета, дети
опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова
из художественных произведений. Например, при инструкции педагога назвать:
«Виноград – какой?», многие дети отвечали словами из басни «Лиса и виноград» (зрелый).
Результаты
третьего задания показали следующее (Таблица 8)
Таблица 8.
Результаты выполнения третьего задания на контрольном этапе эксперимента
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Кол-во баллов
|
1
|
Артем Т.
|
3
|
2
|
Влад Т.
|
2
|
3
|
Настя Л.
|
2
|
4
|
Илья С.
|
3
|
5
|
Кирилл А.
|
2
|
6
|
Соня Ф.
|
3
|
7
|
Арина Е.
|
1
|
8
|
Кирилл К.
|
2
|
9
|
Настя Т.
|
3
|
10
|
Вика Р.
|
1
|
Сравнительный
анализ выполнения детьми третьего задания на контрольном и констатирующем
этапах эксперимента выглядит следующим образом (Рис. 4)
Рис. 4
Сравнительные результаты выполнения третьего задания
Из
гистограммы можно увидеть следующее: значительные улучшения в использовании
детьми в речи глаголов произошли у 4 человек. Эти дети правильно подобрали 30 и
более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые
назвали менее 18 глаголов до 2 человек. Данный факт говорит о том, что
произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение
словаря детей глагольной группой слов.
Изучая
использование детьми в речи антонимов на контрольном этапе мы получили
следующие данные (Таблица 9)
Таблица 9.
Результаты выполнения четвертого задания на контрольном этапе эксперимента
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Кол-во баллов
|
1
|
Артем Т.
|
2
|
2
|
Влад Т.
|
2
|
3
|
Настя Л.
|
3
|
4
|
Илья С.
|
2
|
5
|
Кирилл А.
|
3
|
6
|
Соня Ф.
|
3
|
7
|
Арина Е.
|
2
|
8
|
Кирилл К.
|
3
|
9
|
Настя Т.
|
2
|
10
|
Вика Р.
|
2
|
Сравнивая
ответы детей по результатам двух экспериментов, мы получили следующие данные (Рис. 5)
Рис. 5
Сравнительные результаты выполнения четвертого задания
Из
результатов четвертого задания можно заключить, что художественная литература
значительно обогатила словарь детей антонимами. Ответы детей были правильными.
Дети меньше допускали ошибок в подборе противоположных слов.
Обобщая
данные контрольного эксперимента, мы распредели детей по уровням развития
словаря (Таблица 9 и рис. 6)
Таблица 9.
Уровни развития словаря детей на контрольном этапе эксперимента
Фамилия, имя ребенка
|
Общий балл
|
Уровень
|
Артем Т.
|
10
|
В
|
Влад Т.
|
10
|
В
|
Настя Л.
|
9
|
В
|
Илья С.
|
11
|
В
|
Кирилл А.
|
9
|
В
|
Соня Ф.
|
12
|
В
|
Арина Е.
|
7
|
С
|
Кирилл К.
|
10
|
В
|
Настя Т.
|
11
|
В
|
Вика Р.
|
6
|
С
|
Рис. 6
Распределение детей по уровням развития словаря в%.
Индивидуальное
улучшение результатов произошло следующим образом. (Рис. 7)
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
КН
|
КТ
|
Артем Т.
|
С
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Влад Т.
|
|
|
В
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Настя Л.
|
|
|
|
|
С
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Илья С.
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кирилл А.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соня Ф.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Арина Е.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
С
|
|
|
|
|
|
|
Кирилл К.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С
|
В
|
|
|
|
|
Настя Т.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
|
В
|
|
|
Вика Р.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н
|
С
|
Рис. 7
Индивидуальная динамика повышения уровня развития словаря детей.
Условные
обозначения:
КН-констатирующий
эксперимент
КТ-контрольный
эксперимент
Из рисунка
видно, что всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если
дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным
показателям.
Сравнивая
результаты в целом по группе мы, получили следующие результаты (Рис. 8)
Рис. 8
Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов
Таким
образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том,
что при систематической работе по развитию словаря детей в процессе
использования произведений художественной литературы можно добиться ощутимых
результатов.
Заключение
В современных условиях функционирования и развития системы народного
образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и
воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех
звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной
подготовки педагогов
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает
задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности
ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение
словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание
исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено
в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу
накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития
содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие
операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением
происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря
мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И
напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и
показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие
словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка.
Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального
состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений
эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Наша работа
была ориентирована на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в
процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью
в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в
психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников
и влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего
дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать
практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и
приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот
богатейший материал данного вида творчества.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить
результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного
учреждения №56 г. Сызрани по использованию произведений художественной
литературы, как средства развития словаря. Проследили
динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной работы.
Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует
об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа
улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на
10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития
также увеличился.
В процессе работы были замечены такие изменения:
-
у детей повысился интерес к художественной литературе, они используют
в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых
играх – дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.
Разумеется,
наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще
остается актуальным. Однако в плане развития методики использования
художественной литературы переработаны известные методические аспекты и
адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях
дошкольного учреждения.
Произведения
художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми
использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе
самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных
принципах:
-
во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями
детей, отборе материала;
-
во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной
работы и видами деятельности детей;
-
в-третьих, активного включения детей;
-
в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного
произведения в создании речевой среды максимально.
Исходя из
анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша
гипотеза о том, что художественная
литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7 лет при соблюдении
определенных условий, подтвердилась.
Таким
образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения
словаря детей вполне оправдывает себя.
Список
использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред.
пед. учеб. заведен – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие
для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 – с. 315 4. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1982 – с. 190 5. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений // Начальная школа – 2000 – №11 с. 19–25 6. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989 – с. 399 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000 – с. 383 8. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. – Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. – 125 с. 9. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – с. 350. 10. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с. 192. 11. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. – В кн.: Вопросы детской литературы. – М.: Детгиз., 1955. – с. 208–232. 12. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. // Начальная школа. – 1981. – №3. – с. 27–31.
13. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие.
/ Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева.
-2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.-240 с.
14. Нечаева Л. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. //
Дошкольное воспитание. – 1984.– №2 - с. 18–19.
15. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./
Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. – Яр.: Академия
развития, 2006–143 с.
16. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. – с. 463. 17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999. – с. 720.
18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя
дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение,
1984. -256 с.
19. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. //
Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.
20. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1999. – с. 671.
21. Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей
дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.-288 с.
22. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина.
– М.: Просвещение, 2005. – 159 с.
23.
Ушакова О.С.
Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.-64 с.
24. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного
возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001–56 с.
25. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – с. 557.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|