Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе
Как видим, большинство учащихся
пробовали бросить курить - 75%. К сожалению, у них это не получилось.
4. Хотели бы вы бросить курить? а)
да; б) нет.
Класс
|
Да
|
Нет
|
6
|
3
|
|
7
|
1
|
1
|
8
|
1
|
1
|
9
|
2
|
|
10
|
1
|
|
11
|
1
|
|
Как видим, у большинства
учащихся (83%) есть желание навсегда избавиться от данной пагубной привычки. Стоит
только им в этом помочь.
Раннее курение не может не
сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях
спортом, на его спортивных результатах.
С целью показа вреда, который
наносит курение на организм подростка, нами было проведено несколько классных
часов, на которых было показано пагубное воздействие на организм подростков
курения.
Например, в 10 классе учащимся
был показан на примерах вред, наносимый курением на здоровье ребёнка. (См. приложение
№ 6).
После данной беседы учащимся
было предложено высказать своё отношение к курению. В беседе они показали, что
впервые слышат приведённые примеры, тот, кто курит, отметили в своих
выступлениях, что не задумываются о вреде, приносимом сигаретами, высказали
желание отказаться от этой пагубной привычки.
В 9 классе была проведена
индивидуальная беседа с курящими детьми, которая помогла ответить на вопрос,
что мешает им бросить курить. (См. приложение № 7).
По результатам теста получилось,
что один ученик относится к первой группе, он легко может отказаться от
курения, другой ко второй, ему отказаться от курения труднее. Первый ученик
после бесед действительно попробовал не курить.
В целях профилактики курения
были проведёны классные часы для учащихся 6-11 класса. (См. приложение № 8).
Также в процессе работы были
проанализированы результаты сдачи физических норм учащимися, которые курят и
которые не курят.д.анный анализ показал, что у тех, кто не курит, они выше. На
это акцентировалось внимание на уроках физической культуры, проводимых нами.
Данные беседы способствовали у
ребят формированию желания бросить курить, так как многие из них хотели бы
иметь высокие результаты.
С результатами анкетирования учащихся
школы педагогический коллектив был ознакомлен на семинаре. Надеемся, что
результаты анкетирования помогут спланировать профилактическую работу в данном
учебном заведении.
В ходе данной работы выяснены
причины, толкающие подростков на злоупотребление вредными привычками,
проанализирован вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. Также
мы остановились на изучении вопросах профилактики вредных привычек в России и
развитых странах мира. Важно на современном этапе развития общества формировать
у учащихся здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни формируется
всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным
воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических
возможностей и способностей.
От того, насколько успешно
удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа
жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность,
препятствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в
понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
отказ от вредных пристрастий (курение,
употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Сложившаяся система школьного
образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно,
большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но
очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что
надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный
образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа
людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности
современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное
позволяет сделать вывод, о том, что “знания" взрослых людей о здоровом
образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном
здоровье. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от
разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и
наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в
результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о
школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник
бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то,
чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная
борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны
причины этого явления.
Что касается табакокурения, то
подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2
классах, и движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что курение
сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение,
кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6
классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих
школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно
исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам,
особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание
казаться взрослым, независимым, желание “быть как все" в курящей компании.
Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей,
особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то,
что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах
массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из
действий героев кино - и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести
борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам
педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае
школьники не должны его видеть курящим).
1.
Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. - М.: Медиа Сфера,
1996. - 96 с.
2.
Ахметова И. Мой выбор: Учебно-методическое пособие для учителей средней
школы. - М., 2003. - 79 с.
3.
Горелов П.Г. Хмель, сон, явь. - М.: Просвещение, 1991. - 335 с.
4.
Гранкин П.Г. Табак и верзилу сведет в могилу! // Воспитание школьников.
- 2003. - с.70-74.
5.
Грушецкая Т. Нет - алкоголизму, курению и наркотикам. // Воспитание школьников.
- 2000. - №4. - С.58-64.
6.
Журнист Л.А., Лобанова Н.С. Суд над табаком. // Читаем, учимся, играем.
- 2000. - Вып.4. - с.102-105.
7.
Зарубежный опыт первичной профилактики злоупотребления психоактивных
веществ среди несовершеннолетних. Учебно - методическое пособие /Под ред.Л.М. Шипициной.
М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 22004. - 101 с.
8.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической
подготовленности: учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 192 с.: ил.
9.
Латчук В.Н. и др. Основы безопасности и жизнедеятельности.10 кл.: Учебник
для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2004. - 320 с.
10.
Левин Б.М. Наркомания и наркоманы. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
11.
Маттссон Я. Наркотики: информация для учителя и других специалистов. -
Швеция: Нора Сконе Оффсет, 1998. - 128 с.
12.
Макеев А.Г. Не допустить беды: Пед. Профилактика наркотизма школьников: Пособие
для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.
13.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В
3 кн. Кн.2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- 496 с.
14.
Никитин А.Ф. Трезвость - норма жизни. - М.: Просвещение, 1987. - 64 с.
15.
Николаева Л.П. Уроки профилактики наркомании в школе. - М.: Московский
психолого-социальный институт: Воронеж: Изд. ППО "МОДЭК", 2000. - 89
с.
16.
Основы здорового образа жизни (Образование и здоровье): Библиографический
указатель - справочник для работников образовательных учреждений / Ред. В.В. Судаков,
Сост.: Б.Б. Быков и др. - Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2006. - 192 с.
17.
Панков Д., Д Медицинские и психологические проблемы школьников -
подростков: разговор учителя с врачом. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 239 с.
18.
Полишко В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное
пособие 5-11 классы. - Смоленск: Вентана-Граф, 1995. - 217 с.
19.
Примаченко А.А. Алкоголь и несовершеннолетние. - Минск: Наука и техника,
1987. - 72 с.
20.
Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления
распространению наркотиков. - М.: Центр: "Планетариум", 2004. - 96 с.
21.
Семёнкова Е. Запретный плод сладок // Тотемские вести. - 2008. - 26
января.
22.
Синяков А.Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника). - М.: Советский
спорт, 1990. - 40 с.
23.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе
учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
24.
Соломзес Джон Наркотики и общество. - ОСР Палек, 1998. - 432 с.
25.
Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под научной ред.
Л.М. Шипицыной и Е.И. Казаковой. - 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Издательство
"Образование - Культура", 2002. - 160 с.
26.
Чаклин А.В. Как изжить вредные привычки. - М.: Знание, 1988. - 85 с.
27.
Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
28.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М.: Просвещение,
1986. - 104 с.
Приложение № 1
Антропометрические показатели по
возрастам
Лица мужского пола
|
Возраст
|
Рост
см
|
Вес
кг
|
Окружность
грудной клетки
|
Жизненная емкость легких, мл
|
новоро
жден.
1 г.
2 г.
3 г.
4 г.
5 лет.
6 лет.
7лет
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
18 лет
|
50,5
76,3
85,9
101,5
108,5
114,0
121,5
126,5
133,0
138,6
142,0
146,5
152,5
158,5
166,5
173,0
174,8
175,6
|
3,48
10,57
12,9
14,82
16,5
18,7
21,3
24,5
26,2
30,0
32,4
34,6
38,2
43,1
19,0
54,7
61,4
65,2
67,8
|
34,5
49,2
52,0
53,5
54,2
56,4
58,0
59,3
60,0
62,5
64,9
67,1
67,4
73,2
76,7
81,5
86,8
89,0
90,6
|
1100
1150
1260
1450
1650
1950
2170
2250
2450
2800
3150
3600
4030
4200
4300
|
Лица женского пола
|
Возраст
|
Рост,
см
|
Вес,
кг
|
Окруж-
ность
грудной
клетки
(пауза),
см
|
Жизненная
емкость
легких, мл
|
новорож.
1 год
2года
3 года
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
8 лет
9 лет
10 лет
11 лет
12 лет
13 лет
14 лет
15 лет
16 лет
17 лет
18 лет
|
50,0
75,0
86,0
94,0
100,2
107,5
113,6
121,5
126,0
131,5
138,0
142,0
151,0
155,0
159,0
159,5
162,0
163,5
164,0
|
3,4
10,32
12,5
14,53
15,8
18,0
20,8
24,0
26,8
29,8
32,6
34,4
41,0
45,5
49,1
52,3
54,9
56,8
57,3
|
33,5
48,0
51,3
53,0
54,4
55,9
57,2
58,0
59,3
61,0
63,8
65,1
68,2
73,3
76,5
78,5
80,7
83,0
83,5
|
-
900
1000
1120
1320
1530
1740
1960
2100
2460
2640
2760
2980
3100
3150
3170
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Тематика занятий с детьми
№ п/п
|
Тема занятия
|
Цель занятия
|
6 - 11 лет
Посмотрим на курение новыми глазами
|
1
|
Первые понятия о вреде курения.
|
Дать ученикам основные сведения о курении и в занимательной форме
провести обсуждение полученных сведений
|
2
|
Знакомство учащихся с основными веществами, входящими в состав
табачного дыма.
|
В занимательной форме дать представления о составе табачного дыма
и вредном влиянии его компонентов на организм человека.
|
3
|
Основные понятия о строение человеческого организма
|
Дать школьникам представление об органах человека и их функциях и
назначении.
|
4
|
Первое понятие о пассивном курении
|
Дать школьникам представление о вреде пассивного курения.
|
5
|
Начальные представления о здоровом образе жизни.
|
Дать ученикам сведения о вредном влиянии курения на организм
|
11 - 13 лет
Суд над курением: "за" и "против"
|
1
|
Умение правильно оценивать распространённые мифы о курении
|
Отработка умения сформулировать своё убеждение и обосновать его
при помощи фактов.
|
2
|
Выработка навыков поведения по преодолению группового давления
|
В ходе специально организованной ролевой игры продемонстрировать
школьникам необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы
помочь им уберечься от нежелательных форм поведения
|
3
|
Обсуждение способов преодоления давления группы.
|
Отработка навыков умения сказать "нет" в ситуациях,
когда подростку предлагается совершить нежелательное для него действие,
например, закурить, осознание ситуаций, когда подросток подвергается
групповому давлению
|
4
|
Демонстрация наглядного пособия "Курящая кукла"
|
Дать школьникам представление о немедленном воздействии курения
на отдельные органы и системы человеческого организма.
|
5
|
Обсуждение наиболее распространённых мотивировок курения
|
Разъяснить подросткам неосновательность мотивировок курения
|
6
|
Влияние рекламы на поведение и образ жизни человека
|
Знакомство с психологическими приёмами воздействия на
потребителя, реклама как один из видов подобного воздействия
|
14 - 17 лет
|
1
|
Знакомство с методами отказа от курения
|
Познакомить учащихся с наиболее доступными методами отказа от
курения, которые они могли бы применять самостоятельно
|
2
|
Обсуждение этических аспектов курения
|
Обсудить курение в общественных местах, дома, в присутствии
некурящих, обосновать правомерность ограничения курения
|
3-4
|
Женщина и курение: Сведения о влиянии курения на здоровье и внешность
женщины. Влияние курения на детородную функцию женщины и здоровье детей.
|
Повысить мотивацию некурения у девушек. Объяснить несовместимость
курения и здоровья будущих детей.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|