Влияние внеучебной работы на формирование экологической культуры студентов
Методы внеучебной работы
со студентами-магистрантами, студентами старших курсов специалитета.
1. Стимулирование
инициативы, самостоятельности:
· студенты старших курсов обновляют
программу традиционных мероприятий;
· разрабатывают новые проекты и
направления.
2.
Создание
механизмов преемственности на факультетах и в университете:
· студенты старших курсов организуют
факультетские и университетские мероприятия;
· в образовательных программах
выступают в качестве координаторов, ведущих мастер-классов.
Существует достаточно
большое количество научно-педагогических исследований, доказывающих, что
различные формы внеучебной деятельности имеют сравнимую, а иногда даже большую,
чем традиционные формы обучения эффективность в процессе подготовки будущих
специалистов. Неслучайно, современные вузы, как правило, ведут обширную
деятельность по вовлечению студентов в различные внеучебные программы и
мероприятия, что приводит к более полному достижению стоящих перед вузами
психолого-педагогических целей обучения и воспитания.
Участие студентов во всех
формах внеучебной работы стимулирует развитие ключевых компетенций. В процессе
организации студенческого самоуправления, планирования видов деятельности,
отвечающих интересам и потребностям в творческой самореализации, реализации
социально-ориентированных программ, позволяющих принимать самостоятельные
решения и требующих всестороннего анализа, у студентов формируются
инструментальные, межличностные и системные компетенции.
Межличностные компетенции включают индивидуальные способности, связанные с умением
выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике,
а также социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и
сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические
обязательства.
Инструментальные
компетенции предполагают
когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения
методологические способности, способность понимать и управлять окружающей
средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений
и разрешения проблем способность к организации и планированию решение проблем
принятие решений.
Системные компетенции представляют собой сочетание
понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части
целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в
системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и
конструировать новые системы.
Ключевые компетенции
развиваются у студентов в процессе участия во внеучебных мероприятиях. В первую
очередь, это организация студенческого самоуправления как самостоятельной
организационной структуры, заинтересованной и обладающей полномочиями влияния
на качество образовательного процесса. Планирование, организация и
самостоятельное проведение мероприятий развивают способность работать
самостоятельно, разрабатывать и управлять проектами, материальными, финансовыми
и людскими ресурсами. Поиск путей совершенствования учебного процесса и
организации научно-исследовательской работы студентов стимулирует способность
учиться, позволяет применять знания на практике, развивать исследовательские
навыки. Разработка и внедрение инновационных методик и программ работы
студентов по развитию социальной активности, участие в тренингах формируют
способность адаптироваться к новым ситуациям, порождать новые идеи, развивают
креативность и лидерство. Участие в различного рода смотрах, конкурсах,
соревнованиях и фестивалях развивают инициативность и предпринимательский дух,
требуют заботиться о качестве собственной работы, формируют стремление к
успеху.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ
ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК КГУ
Хотелось
начать пафосно: «Внеучебная работа на факультете естественных наук
"КГУ" осуществляется исходя из концепции, целей, задач, принципов,
обозначенных в среднесрочной программе развития воспитательной работы в
"КГУ" на период 2008-2009 гг., принятой на Ученом совете
"КГУ". И, говоря словами известного героя Александра А. Ревы, можно
лишь добавить: «Да, это так!».
На факультете
и на кафедре организована активная внеучебная деятельность студентов. В целях
повышения качества культурно-воспитательной работы КГУ, удовлетворения
потребностей студентов университета в творческом, нравственном,
интеллектуальном развитии в культурном центре созданы творческие студии.
Деятельность творческих
студий осуществляется в следующем: участие и помощь в организации
досуговых, торжественных, официальных, массовых и других мероприятий
университета, проведение плановых мероприятий КГУ, представление вуза на
районных, городских, областных, региональных и всероссийских мероприятиях. Помимо
участия в общеуниверситетских мероприятиях ежегодно студенты организуют и
проводят конкурсы, концерты, праздники на факультете
Традиционные
творческие мероприятия факультета
·
Посвящение в
студенты ФЕН
·
День пожилого
человека
·
День учителя
·
Новый год ФЕН
·
8 марта и 23
февраля
·
День рождения
университета
·
Игра «Вокруг
света»
·
Последний звонок
Большое
внимание в КГУ уделяется физической культуре. Физподготовкой занимаются
по учебному плану студенты 1, 2, 3, 4 курсов. Желающие могут совершенствовать
спортивное мастерство в секциях по баскетболу, волейболу, настольному теннису,
футболу, плаванию. При вузе работают здравпункт, профилакторий, база отдыха «Елочка»,
бассейн «Дельфин». Для иногородних студентов КГУ предоставляет общежития, в
которых созданы все условия для жизни и учебы студентов.
Традиционные спортивные
мероприятия
·
Участие в турнире
по мини-футболу КГУ,
·
День здоровья
факультета,
·
Турнир по
шахматам и шашкам,
·
Турнир по
настольному теннису,
·
Турнир по футболу
между студентами и преподавателями.
Большое значение в вузе придается совершенствованию системы научно-технического
творчества и научно-исследовательской работы студентов. Организация и координация
работ в этом направлении в университете возложена на Орден Науки в студенческом
самоуправлении. Также организованы различные общества, одно из них-
«Экологическое общество», которое организует и координирует различные
экологические акции. Для повышения качества подготовки специалистов и эффективности
научно-исследовательской работы в университете, активизации научных мероприятий
планируется дальнейшее развитие научных олимпиад, конкурсов, выставок
научно-технического творчества студентов, научных молодежных школ и конференций,
планируется воссоздание студенческого научно-технического общества.
Традиционные научные мероприятия
·
Научная неделя
·
Внеплановые
студенческие конференции
·
Олимпиады и
прочее
На факультете создан орган
студенческого самоуправления как самостоятельное студенческое движение и
Проект правового положения независимого объединенного студенческого королевства
«ФЕНляндия». Организованы и плодотворно функционируют согласно своим протоколам
Орден Печати и Сервиса, Орден Науки и
Орден Спорта, Орден Профсоюза и Орден ФЕНоменов.
Традиционные мероприятия
студенческого самоуправления
·
Анкетирование
·
Выпуск
факультетской газеты
·
Конкурс на лучшую
академическую группу факультета
·
Выборы главы
самоуправления
·
День рождения
самоуправления
Студенты
факультета естественных наук принимают активное участие в следующих мероприятиях:
·
конференциях и
встречах:
·
семинарах и
программах:
·
проектах
·
научно-исследовательских
экспедициях
·
экологических
акциях
·
культурных
мероприятиях
Внеучебная
работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной
подготовки специалистов и проводится с целью формирования у студентов
гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных
ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного
поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.
На факультете определены
следующие основные направления внеучебной работы со студентами:
·
Формирование у
студентов гражданской позиции, сохранение и преумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение
традиций вуза;
·
Информационное
обеспечение студентов и сотрудников факультета через информационные стенды,
факультетскую прессу и другие средства информации;
·
Организация
работы по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни;
·
Организация
работы кураторов академических групп, в том числе и проведение рабочих
семинаров и совещаний, направленных на совершенствование воспитательного
процесса;
·
Разработка
предложений и рекомендаций по совершенствованию системы внеучебной работы,
подготовка методологической и локальной нормативной документации по организации
внеучебной работы на факультете;
·
Организация
воспитательного процесса, связанного с художественно-творческой деятельностью
студентов, проведение смотров-конкурсов на факультете;
·
Организация по
первичной профилактике наркомании и ВИЧ- инфекции на факультете;
·
Внедрение в
практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологический
исследований;
·
Проведение
анализа и контроля воспитательной работы, проводимой на факультете,
распространение передового опята работы других факультетов и вузов;
·
Организация
участия студентов в мероприятиях вузовского, городского и т. д. уровней;
·
Содействие в
работе студенческой профсоюзной организации факультета, других общественных
организаций, клубов, объединений;
·
Подготовка
предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни
факультета;
·
Осуществление
взаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско-преподавательским
составом кафедр факультета по организации воспитательной работы.
Для координации работы
организаций, принимающих участие в осуществлении внеучебной работы, создан
совет по внеучебной работе.
Ежегодно на совете по
внеучебной работе утверждается координационный план мероприятий, который
доводится до всех структурных подразделений университета и общественных
организаций.
На 2008-2009 учебный год
этот план включает такие мероприятия, как:
1.
Осенью: заселение
студентов в общежитие; знакомство первокурсников с кураторами, деканатом,
уставом, структурой, историей и традициями факультета, правами, обязанностями и
правилами поведения; выявление пожеланий студентов о проведении мероприятий на
факультете; организация постоянного выхода факультетской газеты «ФЕНИКС»;
подготовка и проведение мероприятий, посвященных «Дню пожилого человека» и «Дню
учителя»; проведение старостата для 2-4 курсов; подготовка и проведение
праздника «Посвящение в студенты»;презентация студенческого самоуправления;
организация предметных олимпиад для школьников (очных, заочных и
Интернет-олимпиад); внутрифакультетский конкурс на лучшую
научно-исследовательскую работу; подготовка к студенческому фестивалю «Веселый
ДЯФ».
2.
Зимой: участие в
студенческом фестивале «Веселый ДЯФ»; проведение мероприятий, посвященных «Дню
борьбы со Спидом»; подведение итогов работы студенческого самоуправления;
подготовка и проведение «Новогоднего праздника» на факультете; подготовка и
проведение праздника «Татьянин День»; подготовка и проведение праздников «14
февраля» и «23 февраля».
3.
Весной:
подготовка и проведение праздников «8 марта» и «День рождения факультета»;
подготовка и проведение «Недели науки»; выезд студентов «День самоуправления»;
подготовка и проведение «Последнего звонка»; и проч.
В течении всего учебного
года проводятся такие работы, как организация предметных олимпиад для студентов
и школьников; разработка и постоянное сопровождение сайта факультета;
разработка англоязычной версии сайта; издание монографий; разработка
электронной факультетской библиотеки; ведение летописи истории факультета,
создание стенда по истории факультета.
Страницы: 1, 2, 3
|