|
Меню
|
|
Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся
|
3,75
|
В
классе 20 человек. В 7 классе 18 учеников обучались по физике на «4» и «5»,
двое детей имели по физике за год «3» (Димпул С. Ю., Зыков Е. Э.). В I четверти 8 класса число ребят,
имеющих «4» и «5» не изменилось, Диппул С. Ю. и Зыков Е. Э. Также обучались на
«3». Во II четверти 8 класса,
количество учеников, имеющих по физике «3» увеличилось (Вейце М.А., Димпул С. Ю., Зыков Е. Э, Лалаева С. С., Лапин Г.
В., Прохорова А. А., Яковлева А. К.), 13 учеников обучались на «4» и «5».
Средний балл успеваемости учащихся по физике за 7 класс был 4,2, за I
четверть 8 – 4,1, за I четверть 8 класса – 3,75.
Нами
были проведены исследования самооценки личности и уровня притязаний учащихся.
Целью данного
этапа было определение уровня самооценки и уровня притязаний личности,
используя моторную пробу Шварцландера.
Нами были подготовлены материал и оборудование
исследования, который включал в себя специальный бланк со словами,
характеризующими отдельные качества личности, ручку.
В основе исследования самооценки лежит способ
ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым
работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов,
характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой
бланк в начале исследования.
Задачей первой серии было выявление
представления человека о качествах своего идеала, то есть "Я"
идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен
расположить в порядке предпочтения.
Испытуемый,
следуя инструкции, прочитал внимательно все слова, характеризующие качества
личности. Рассмотрел эти качества с точки зрения присущности их идеальной
личности, то есть с точки зрения полезности, социальной значимости и
желательности. Для этого проранжировал их, оценив каждое в баллах от 20 до 1.
Оценку 20 поставил в бланке, в колонке №1 слева от того качества, которое, по
его мнению, является самым полезным и желательным для людей. Оценку 1 – в той
же колонке №1 слева от качества, которое наименее полезно, значимо и
желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположил в соответствии с его
отношением ко всем остальным качествам. Проследил, чтобы ни одна оценка не
повторялась дважды.
Задача второй
серии являлось выявление представления человека о своих собственных качествах,
то есть его "Я" реальное. Как и в первой серии испытуемого просят
проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения
характерности или присущности обозначаемых ими качеств личности себе самому.
По инструкции,
испытуемый прочитал снова все слова, характеризующие качества личности.
Рассмотрел эти качества с точки зрения присущности их ему. Проранжировал их в
колонке №2, оценив каждое от 20 до 1. Оценку 20 – поставил справа от того
качества, которое, по его мнению, является присущим ему в наибольшей степени,
оценку 19 – поставил тому качеству, которое характерно для него несколько
меньше, чем первое, и так далее. Оценкой 1 обозначил то качество, которое
присуще ему меньше, чем все остальные. Проследил, чтобы оценки - ранги не
повторялись дважды.
Бланк со словами,
характеризующими качества личности выглядит следующим образом.
Бланк
|
№1
|
Качества
личности
|
№2
|
d
|
D2
|
|
Уступчивость
|
|
|
|
|
Смелость
|
|
|
|
|
Вспыльчивость
|
|
|
|
|
Нервозность
|
|
|
|
|
Терпеливость
|
|
|
|
|
Увлекаемость
|
|
|
|
|
Пассивность
|
|
|
|
|
Холодность
|
|
|
|
|
Энтузиазм
|
|
|
|
|
Осторожность
|
|
|
|
|
Капризность
|
|
|
|
|
Медлительность
|
|
|
|
|
Нерешительность
|
|
|
|
|
Энергичность
|
|
|
|
|
Жизнерадостность
|
|
|
|
|
Мнительность
|
|
|
|
|
Упрямство
|
|
|
|
|
Беспечность
|
|
|
|
|
Застенчивость
|
|
|
|
|
Ответственность
|
|
|
|
Обработка
результатов исследования проводилась с целью определение связи между ранговыми
оценками качеств личности, входящими в представления "Я" – идеальное
и "Я" – реальное. Мера связи устанавливалась с помощью коэффициента
ранговой корреляции Ч. Спирмена. Оценки от 1 до 20 предложенных качеств в обоих
рядах принимались за их ранги. Разность рангов, определяющих место того или
иного качества личности, дает возможность вычислить коэффициент по формуле:
Чтобы высчитать
коэффициент, мы сначала подсчитали на бланке, в специально отведенной колонке,
разность рангов (d) по каждому предложенному качеству. Затем каждое полученное
значение разности рангов (d) возвели в квадрат и записали результат на бланке в
колонке (d2), суммируют и сумму (Σd2) вносят в формулу.
Коэффициент ранговой корреляции (г) может
находиться в интервале от –1 до +1. Если полученный коэффициент не менее -0,37
и не более +0,37 (при r = 0,05), то это указывает на слабую
незначимую связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах
своего идеала и своих реальных качествах. Такой показатель может быть вызван
несоблюдением испытуемым инструкции. Но если инструкция выполнялась, то малая
связь означает нечеткое и недифференцированное представление человеком своего
идеального "Я" и "Я" реального.
Значение
коэффициента корреляции от +0,38 до +1 – свидетельство наличия значимой
положительной связи между "Я" – идеальным и "Я" – реальным.
Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при r от +0,39 до 0,89, тенденции к
завышению. Но, значения от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное
самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от –0,38 до -1
говорит о наличии значимой отрицательной связи между "Я"-идеальным"
и "Я"-реальным". Он отражает несоответствие или расхождение
представлений человека о том, каким ему нужно быть, и тем, какой он, по его
представлению, на самом деле. Это несоответствие предлагается интерпретировать как
заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к – 1, тем больше степень
несоответствия.
Целью
исследования притязаний личности было определение уровня притязаний.
Нами были подготовлены материал и оборудование
исследования, который включал в себя бланк с четырьмя прямоугольными секциями,
каждая из которых состоит из маленьких квадратов, размер стороны которых равен
1,25 см, ручка, секундомер.
Исследование
проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Задание
давалось как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования
испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.
Экспериментатор
удобно усадил испытуемого за хорошо освещенный стол, дал бланк с четырьмя
прямоугольными секциями, ручку и провел исследование, состоящее из четырех
проб, дал инструкцию и отмечал время их выполнения с помощью секундомера.
В каждой пробе
давалось задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной
из прямоугольных секций за определенное время.
Перед каждой
пробой испытуемого просили назвать количество квадратов, которое он может
заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд.
Он записывал свой ответ в верхнюю правую ячейку первой прямоугольной секции.
После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора,
испытуемый подсчитывал количество проставленных крестиков и записывал это
количество в нижней правой ячейке прямоугольной секции.
Испытуемый,
следуя инструкции, за 10 секунд проставил как можно большее количество
крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде, чем начал работу, он
определил, сколько квадратов сможет заполнить. Записал это число в верхней
правой ячейке этой прямоугольной секции. Расставлять крестики в квадраты начал
по сигналу.
Вторая проба
проводилась по той же схеме, что и первая. Перед ее началом давалась
инструкция. По инструкции, испытуемый подсчитал количество заполненных им
квадратов и записал свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После
этого подумал и определил, сколько он расставит крестиков в следующей таблице.
Записал это число в верхней правой ячейке второй прямоугольной секции.
|