бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние типов темперамента на поведение супругов в конфликте бесплатно рефераты

4. Отношение к способам обратной связи. Получение полной и достоверной обратной связи от партнеров по группе делает более вероятным климат основанный на сотрудничестве.

5. Структура группы. Как показывают исследования, чем выше заорганизованность уровень централизации, необходимость следовать строгим правилам, тем сильнее в психологическом климате представлены косность, закрытость и другие отличительные признаки соперничества. Соответственно большая индивидуальная свобода открывает возможности проявления открытости, доверия, удовлетворенности характером взаимоотношений.

6. Численность группы (количество членов группы). Меньшие организации характеризуются как более открытые для утверждения в климата с признаками сотрудничества.

Преобладание соперничества или сотрудничества в группе сказывается и на характере взаимоотношений. Условием реального сотрудничества являются взаимоотношения характеризуемые атмосферой психологической поддержки, т.е. благожелательным эмоциональным фоном. Созданию этого фона способствуют или препятствую различные формы поведения.


2.3. Контрольный эксперимент


Цель: повторно определить типовое семейное состояние через уровень семейной тревожности, общей неудовлетворенности и нервно-психического напряжения. Сравнить полученные данные с результатами констатирующего эксперимента.

Данная цель решалась с помощью методики «Типовое семейное состояние». Было выявлено нервно-психическое напряжение в семьях испытуемых, семейная тревожность и общая неудовлетворенность.

Полученные данные можно отобразить в следующих рисунках.


Рис.2.5. Тип семейного состояния в экспериментальной группе (А) на период контрольного эксперимента

Где: У - общая неудовлетворенность;

Н - нервно-психическое напряжение;

Т-семейная тревожность.

Рис.2.6. Тип семейного состояния в контрольной группе (Б) на период контрольного   эксперимента

Вывод: Сравнивая полученные данные контрольной и экспериментальной групп, можно сказать о том, что в группе А процент общей неудовлетворенности нервно-психического напряжения и семейной тревожности значительно снижен. Данные контрольной группы практически не изменились - преобладает неудовлетворенность (более 50%), нервно-психическое напряжение (более 25%) и семейная тревожность (20%).

Анализируя работу контрольного эксперимента и сравнивая данные, полученные в ходе констатирующего эксперимента, можно сделать вывод о том, что составленная нами программа оказывает влияние на отношения между супругами, но  стиль  поведения  в  конфликте  практически не меняется.

Следующим этапом контрольного эксперимента является установление влияния типа темперамента на выбор стратегий поведения в конфликте. Для этой цели нами была составлена следующая таблица:

 

Таблица 2.3.

«Тип темперамента и стратегии поведения в конфликте в экспериментальной группе на период контрольного эксперимента»

  Код  семьи

тип темперамента

стратегии    поведения в конфликте

А 1

холерик

компромисс,

А 2

меланхолик

компромисс

А 3

сангвиник

избегание

А 4

меланхолик

компромисс

А 5

флегматик

приспособление, компромисс

А 6

холерик

компромисс, приспособление

А  7

флегматик

компромисс, приспособление

А 8

холерик

компромисс, приспособление

 


Таблица 2.4.

«Тип    темперамента и    стратегии    поведения в    конфликте в контрольной группе на период контрольного эксперимента»

Код семьи

тип темперамента

стратегии    поведения в конфликте

 Б 1

флегматик

приспособление, избегание

Б 2

холерик

компромисс, приспособление

Б 3

флегматик

компромисс, приспособление

Б 4

холерик

компромисс, приспособление

Б 5

холерик

компромисс, приспособление

Б 6

меланхолик

компромисс

Б  7

сангвиник

приспособление, избегание

Б 8

меланхолик

компромисс


Вывод: сравнивая данные таблиц 2.3 и 2.4, можно увидеть, что в экспериментальной группе практически не   изменились стратегии поведения в конфликте. Отношения  между  супругами изменились  в  лучшую сторону. Это говорит о том, что семьи экспериментальной группы научились управлять собой, своими чувствами и эмоциями, научились правильно вести себя при начинающемся конфликте, но  стиль  поведения в  конфликте не  изменился. Подводя итог контрольного эксперимента, анализируя данные контрольного и констатирующего экспериментов, можно сказать о том, что выдвинутая нами гипотеза достигнута, т.е. выбор способа поведения  в  конфликте  между  супругами  зависит  от  типа  темперамента.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Проблема супружеских отношений, иначе говоря, семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме.

Конфликт вызывается какой-то сложной для супругов проблемой. Конфликты специфичны для разных стадий развития семьи. Наиболее существенна роль конфликта в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить способы и пути решения конфликтных ситуаций.

Уровень разработок по какой-либо проблематике  в значительной степени зависит от уровня методической обеспеченности работ, прежде всего - от наличия надежных измерительных инструментов. Это касается и исследований супружеских отношений. Без доступных, достаточно универсальных и легких в проведении психодиагностических методик работы по столь деликатной проблеме не могут быть подлинно профессиональными.  

Каждый тип темперамента связан с определенным поведением человека, проявляется в его действиях и поступках. Сочетание различных типов темперамента может послужить причиной постоянных конфликтов в семье.

Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления разногласий и выхода из кризиса и т.д.

Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу  еще один шанс начать все сначала и, может быть, пронзительнее чем когда-либо ощутить смысл слов классика семейной психотерапии Карла Виттера: «Состоять в браке поистине ужасно. Хуже этого может быть только одно - в браке не состоять».      

Данная работа была посвящена изучению вопроса о влиянии типа темперамента на способ разрешения конфликта в семье и составлению (с учетом  типов темперамента)  программы, направленной на развитие межличностных отношений между супругами.

При решении задач мы рассмотрели и проанализировали сущность понятия «темперамент», определили его типы, и дали им характеристику, определили особенности и причины появления конфликтов семье, охарактеризовали сущность, структуру и функции семейного конфликта, технологии и способы разрешения конфликтов. Так как возникновение конфликтных ситуаций из-за несовпадения темпераментов супругов может создавать определенные трудности во взаимоотношениях. Об этом необходимо помнить при общении в конфликтной ситуации - резкое требование иногда допустимое в отношении сангвиника и флегматика может вызвать взрыв негодования у холерика и состояние угнетенности у меланхолика.

Следующая задача состояла в составлении и апробации программы, направленной на развитие межличностных отношений между супругами.

Данные, полученные при повторном тестировании, позволяют сделать вывод о том, что составленная нами программа влияет на уровень межличностных отношений между супругами и на снижение конфликтных ситуаций в семье, но на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации в  семье  влияния  не  оказывает. Т.е. между стилем  поведения  супругов  в  конфликте и  типом  темперамента существует  взаимосвязь.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Алешина  Ю.Е., Гозман  Л.Я.,     Дубовская     Е.М.     Социально-психологические   методы   исследования   супружеских   отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2.

3.  Атаманчук      Г.А.      Межличностные      отношения      как      предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 1989. -Вып.79.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.  Конфликтология:  Учебник  для  вузов.  –  М.:   ЮНИТИ, 1999.

5.  Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, N4.

6.  Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. -1991.

7.  Бодалев  А.А.  Проблемы  гуманизации  межличностного  общения  и основные  направления  их  психологического  изучения  //  Вопросы психологии. - 1989. - N6.

8.  Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1990.

9.  Вызова    В.М.,    Нагаев    В.В.    Психолого-педагогические    основы подготовки молодежи к семейной жизни: Учеб. пособие по спецкурсу. -Сыктывкар, 1983.

10.  Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5.

11.  Дармодехин СВ., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.

12. Дмитриев  А.,  Кудрявцев  В.,  Кудрявцев  С.  Введение  в  общую  теорию  конфликтов. – М., 1993.

13. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 1993.

14. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М., 1995.

15. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М., 1990.

16. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: ВАХЗ, 1992.

 17. Ковалёв С В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 1988.

18.Куц В.А. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами в ценностно-мотивационных аспектах становления брачных отношений: Автореф. дис... канд.психол. наук. -Л., 1978.

19.Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек,

общение и жилая среда.- Таллинн, 1986.

20.Левкович В.П.,  Зуськова О.Э.  Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. –

21. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 1983. - Т.4, N3.

22. Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн. 2, 3 - М.: Просвещение, Владос,1995.

23.Небылицин  В.Д.,  «Психофизиологические исследования индивидуальных различий», - М., 1976 г. - стр. 185.

24.Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 1982. - Т.З, N2. - С.

25.Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л, 1984.

26.Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т.7, N2.

27. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.

28.Они жили долго и счастливо... Книга о тайнах создания семейного очага. - Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 2005.

29. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 1975.

30.Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М., 1995.

31.Психология личности: тесты, опросники, методики/Авт. сост. Н. В. Киршева и    .В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995.

32.Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.

33.Роговин   М.С.   Психологическое   исследование:   Учеб.   пособие.   - Ярославль, 1979.

34.Ромек   В.Г.   Уверенность   в   себе   как   социально-психологическая характеристика личности: Автореф.дис... канд.психол.наук. – Ростов н/Д,    

35.Русалов   В.М.   Измерение   темперамента   человека   (краткий   обзор зарубежных методов) // Психологический журнал. - 1992. - Т. 12, N2.

36.Рубинштейн   С.   Л.   Темперамент   и   характер.   —«Основы   обшей психологии» М., 1946.

37.Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М., 1995.

38.Соколова   Е.Т.    Модификация    теста   Роршаха    для    диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 1885. - N4.

39.Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - 1984. - N2. - С.54-61.

40. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович.- М.: Профиздат - 1990.

41. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.

42. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

43. А.И., Зеленская С.Ю. Насилие в алкогольной семье // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 1996. - Вып.1, ч.2.

44.Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.

45.Узы брака и свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. -М., 1990.

46.Херсонский   Б.Г.,   Дворяк   СВ.   Психология   и   психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: «Здоровье, 1991.

47.Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения.   —   Брест:   Лаборатория   «Практической   психологии   и педагогики», 1992.

48. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 1995.

49.Элементы    практической    психологии";    P.M.    Грановская;    Санкт-Петербург, Издательство "Свет" 1997


Приложение 1

Исследование типа темперамента по Г.Айзенку

 

Инструкция:  «Вам   предлагается несколько   вопросов.   На   каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, т. к. это не испытание умственных способностей».

Вопросы

1.  Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2.  Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

3.  Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

4.  Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?

7.  Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8.  Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

9.  Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10.  Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11.  Смущаетесь ли вы, когда   хотите   познакомиться   с   человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влияни-м момента?

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало по-либо делать или говорить?

15.  Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

16.  Верно ли, что вас легко задеть?

17.  Любите ли вы часто бывать в компании?

18.   Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

19.  Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21.  Много ли вы мечтаете?

22.  Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

23.  Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26.  Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

27.  Слывете ли вы человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

29.  Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30.  Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

33.  Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34.  Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения?

35.  Бывают ли у вас приступы дрожи?

36.  Всегда ли вы говорите правду?

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

38.  Раздражительны ли вы?

39.  Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43.  Часто ли вам снятся кошмары?

44.  Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

45.  Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46.  Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

47.  Вы нервный человек?

48.  Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся?

49.  Вы уверенный в себе человек?

50.  Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

52.  Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53.  Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

54.  Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55.  Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56.  Любите ли вы подшутить над другими?

57.  Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов


Экстраверсия   —   находится    сумма   ответов    «да»    в    вопросах:    1,3, 8,10,13,17,22,25, 27,39,44,46,49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5,15, 20,29,32,37,41,51. Если 15-24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Если 11 - 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм    -    находится    количество    ответов    «да»    в    вопросах:    2,4,7,9,11,14,16,19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43,45,47,50,52,55,57.

Если количество ответов «да» равно 0 - 10, то - эмоциональная устойчивость.

Если 11 - 16, то - эмоциональная впечатлительность.

Если 17 - 22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной

системы.

Если 23 - 24, то невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Ложь - находится сумма баллов ответов- «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если набранное количество баллов 0 - 3 - норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

Если 4 - 5, то сомнительно.

Если 6-9, то ответы недостоверны.

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

Невротизм

Меланхолик

Интроверт

Эмоциональная устойчивость

Сангвиник-экстраверт:    стабильная    личность,    социален,    направлен    к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

Холерик-экстраверт:     нестабильная     личность,     обидчив,     возбужден, несдержан,     агрессивен,     импульсивен,     оптимистичен,     активен,     но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса - склонность к истерико-психопатическим реакциям.

Флегматик-интроверт:     стабильная     личность,     медлителен,     спокоен, пассивен,    невозмутим,    осторожен,    задумчив,    мирный,    сдержанный, надежный,   спокойный   в   отношениях,   способен   выдержать  длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, очень сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри, интеллектуальный, склонен к размышлениям. В ситуации стресса -склонность к внутренней тревоге, депрессии, срыву или ухудшению результатов деятельности (стресс кролика).


Приложение 2

Типовое семейное состояние

Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы в общем согласны, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если не согласны – зачеркните номер. Если ваш выбор затруднен, поставьте на номере вопросительный знак. Помните, что вы характеризуете свое самочувствие в семье, и старайтесь отвечать искренне.

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, как бы я не поступил(а), все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в моей семье.

5. Часто я чувствую себя беспомощным (беспомощной).

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).

8. Некоторые члены моей семьи считают меня бестолковым (бестолковой).

9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто я чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что что-то случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что надо еще многое сделать.

13. Нередко чувствую себя лишним (лишней).

14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.

15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

16. Мне кажется, что если бы вдруг я исчез(ла), то никто бы этого не заметил.

17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, а приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.

20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, что вышло плохо.

21. Многое у нас в семье мне не нравится, но я стараюсь этого не показывать. 


Бланк для ответов

Номера вопросов

Сумма балов

Шкалы

Д/з

1  4  7  10  13  16  19

 

В

5

2  5  8  11  14  17  20

 

Т

5

3  6  9  12  15  18  21

 

Н

6

Итого

 

С

14

Ответ, обведенный кружком, равен 1 баллу. «В» - чувство вины, «Т» - тревога, «Н» - нервно-психическое напряжение, «С» - общая семейная тревога, «Д/з» - значение, при котором состояние диагностируется.



[1] Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.


[2] Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.


[3] Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Владос, 1995.


[4] Рубинштейн   С.   Л.   Темперамент   и   характер.   —«Основы   обшей психологии» М., 1946.

[5] Рубинштейн   С.   Л.   Темперамент   и   характер.   —«Основы   обшей психологии» М., 1946.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.