бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков. Пути решения проблемы бесплатно рефераты

Еще одна модель основывается на так называемом социально-воздействующем подходе. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков: тренировку, ролевые игры, практику в приобретении противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений.

Когнитивно-поведенческая модель предполагает, что курение -следствие воздействия и социальных, и психологических факторов; таким образом, курение оказывается результатом научения: оно -средство удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Когнитивно-поведенческая модель отличается от социально-воздействующей включением некоторых методов воздействия на представления, отношения и поведение подростков, увеличивающие риск начала курения. Данная модель, кроме того, не ограничивается антитабачными мерами и использует примеры из других областей тренировки социальных умений. Наиболее ранние работы в этой области широко использовали теорию отклоняющегося поведения и методы психотерапии.

Модель жизненных умений объединяет четыре элемента социально-воздействующего подхода, методы обучения умению принимать решения, разрешать проблемы, самоконтролю и самоподдержке, разработанные в рамках когнитивно-поведенческой модели, а также методы развития большей независимости, самоуважения, уверенности в себе. Модель жизненных умений в еще большей мере, чем когнитивно-поведенческая, выделяет значение помощи подросткам в разрешении социальных проблем разного рода, одной из которых является курение. Данная модель, использующая социально-психологические подходы, приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий привела к снижению на 75% числа случаев начала курения в 8-10-х классах.

Ученые сформулировали восемь основных положений школьной профилактической программы:

1. Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет; в каждом классе (6-8-м) должно проводиться по пять занятий.

2. Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.

3. Профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения.

4. Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.

5. Необходимо активно привлекать школьников к участию в антитабачных мероприятиях.

6. Поощряется вовлечение в антитабачную компанию родителей.

7. Учителя должны быть адекватно подготовлены.

8. Программа должна учитывать культурные особенности популяции.

2.3 Отказ от курения и психологические аспекты коррекции

поведения


Хотя до 90% бросивших курить сделали это без активного медицинского вмешательства, большинству курильщиков не удается это сделать и в особенно тяжелых случаях они нуждаются в интенсивной помощи.

Поскольку привычка табакокурения включает в себя как психологическую, так и фармакологическую зависимость (причем последняя обретает все большую силу со стажем курения), помощь специалистов также должна носить многокомпонентный характер. Однако необходимость участия психолога на этапе оказания помощи при отказе от курения вовсе не воспринимается как необходимая при организации специальных кабинетов. Нерешенным остается вопрос о том, нужен ли психолог как штатная единица в кабинетах помощи желающим бросить курить. Предполагается, что основную работу выполняет врач-нарколог или рефлексотерапевт: вся «устная» работа с пациентом вполне успешно может быть выполнена медицинской сестрой.

Однако исследования показали, что процесс отказа от курения представляет собой сложный многоэтапный процесс и медикаментозное лечение составляет только его часть. Мотивация к прекращению курения имеет несколько стадий.

На первой стадии - «предобдумывания» - человек еще не вполне осознает, что для него существует проблема по отказу от курения и не готов изменить свое отношение к курению в ближайшем будущем. Для курильщика, находящегося на этой мотивационной стадии, принять решение бросить курить нереально. Как правило, пока он видит в основном положительные стороны курения. Его могут интересовать материалы о курении. Работа с человеком, находящимся на этой стадии, может заключаться в повторных визитах к психологу, на которых можно выяснить, изменилось ли его мнение. Такие лица составляют около 20% курильщиков.

На второй стадии – «обдумывания» - человек начинает понимать, что курение является для него проблемой. У него появляется двойственное отношение к курению, происходит взвешивание «за» и «против» привычки и нет отчетливого желания установить точную дату, когда он бросит курить. Таких около 40%.

Только на третьей стадии – «действия» - курильщик следует рекомендациям по прекращению курения и уже интересуется вопросами преодоления абстинентного синдрома. Таких, по данным статистики, от 30 до 40%.

Важной является четвертая стадия – «поддержания», целью которой является предотвращение возврата к курению. Без «поддержания» 70% бросивших курить возвращаются к вредной привычке в течение трех месяцев.

Очевидно, что диагностика уровня мотивированности пациента с учетом его личностных особенностей, а также отношения к курению в ближайшем социальном окружении должна проводиться квалифицированным специалистом-психологом. Если же работу кабинета свести к использованию исключительно медикаментозных методов воздействия, то это резко снизит эффективность работы и приведет к дискредитации самого метода в глазах пациентов и общественного мнения.

Комплексный медико-психологический подход к разработке мероприятий по борьбе с курением требует участия как врачей-наркологов, так и психологов. Этот подход включает в себя ряд этапов: диагностический, лечебный и контролирующий.

С целью наиболее полного проведения диагностического этапа работы с курильщиками, помощи в подборе оптимального соотношения медикаментозного и немедикаментозного методов воздействия, а также прогнозирования успешности лечения табакокурения создана комплексная методика диагностики особенностей курения пациентов. Она включает заполнение пациентом специально разработанных анкет. Самостоятельная работа пациента позволяет ему не только лучше осознать свое реальное отношение к курению, но и повышает его мотивацию к воздействию с психологом и терапевтом, укрепляет активную позицию по отношению к предстоящему лечению.

Диагностический этап позволяет выявить особенности социальной ситуации пациента, определить степень его психологической готовности к отказу от курения, а так же степень фармакологической  зависимости от табака. Анкета выявляет распространенность курения в ближайшем окружении курильщика. В ее основе лежит предположение о том, что в среде, где широко распространено табака курения, отказ от него в значительной степени затруднен. Данные важны для организации работы на этапе контроля и поддержки, поскольку бывшие курильщики, находящиеся в неблагоприятной для отказа от курения ситуации, нуждаются в дополнительном подкреплении мотивации некурения. Прогноз успешности отказа от курения, полученный при помощи другой анкеты, позволяет либо направить пациента на специальные занятия, повышающие его мотивацию, либо непосредственно приступить к лечению, если готовность бросить курить достаточно высока.

Обобщенные результаты этих методик позволяют прогнозировать успешность лечения в целом и оценить те усилия, которые должны затратить специалисты-медики для оказания эффективной помощи желающему отказаться от курения, а так же выбрать адекватный набор методов лечения. Эти методики могут использоваться не только в рамках работы специального кабинета, но и при проведении профилактических программ.

На втором - лечебном этапе используются методы, направленные на замещение курения, выработку отвращения к табаку или акту курения.

С помощью аверсивных методов у курящих вырабатывается отвращение к курению. Среди таких методов выделяют фармакологические (полоскание полости рта растворами различных веществ, например ляписа, танина, отваром корневищ змеевика), нефармакологические (иглорефлексотерапия, или ИРТ) и психотерапевтические (аутогенная тренировка, гипноз).

Для снятия абстинентного синдрома используются: ИРТ, седативные препараты, транквилизаторы, стимулирующие средства (настойки заманихи, женьшеня, лимонника, пантокрин, апилак и др.), витамины (поливитамины, витамины А, С, группы В), а так же дыхательная гимнастика, водные процедуры и диетотерапия.

Эффективность перечисленных методов повышается при их комбинации, так как происходит одновременное воздействие как на физиологическую, так и на психологическую в стороны пристрастия к табаку. Практика показала, что целесообразно сочетание аверсивных методов с психотерапевтическими.

Методы заместительной терапии основаны на принципе замены физиологического или психологического эффекта курения. Сюда относят лечение препаратами, имитирующими действие никотина в организме («Гамебазин», «Никорет»), дыхательное упражнение (успокаивающийся и мобилизирующий типы дыхания), манипулирование различными предметами (четки, эспандер и др.).

Этап контроля закрепляет эффект проведенного лечения и является не менее важным, чем два предидущих. Эта работа предполагает установление личного контакта с пациентом, его привлечение к групповым занятиям и индивидуальной поддерживающей психотерапии. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что очень важно продолжать наблюдение за прекратившими курить. В этом случае возврат к курению встречается значительно реже, чем у лиц, прошедших курс без последующего наблюдения. Интересен такой факт: низкая мотивация отказа от курения (например, давление родственников, а не собственное желание) приводило к незначительному эффекту, а для высокомотивированных случаев эффект отказа превышал 80%.

Перечисленные методы являются примером участия психолога в разработке методических и практических аспектов отказа от курения. Современные разработки в области практической психологии, в том числе и в области нейролингвистического программирования, позволяют значительно расширить методический набор, используемый психологом с целью преодоления зависимостей вообще и курения в частности.


Глава 3. Описание исследования и анализ результатов

3.1 Описание профилактических занятий с подростками

Характер отношения к курению у подростков изучался в школе №59 г. Ижевска под руководством Журавлевой Т.П. Профилактические занятия, направленные на формирование здорового образа жизни были проведены в десятых классах, где участвовало 30 человек. Кроме того, я провела опрос среди взрослых (20 человек). Для оценки и анализа с учащейся молодежью. Профилактика курения начинается с оценки понимания учащейся молодежью социально-психологических и физиологических последствий курения. Анализ результатов анкет позволяет оценить понимание подростками последствий курения.

В основе программы по формированию здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения лежит мето­дика переоценочного соконсультирования. Ее основные постулаты: человек в каждый момент времени делает лучшее из того, на что он способен; человек имеет врожденный талант, ум и способность лю­бить; человек не может принять правильное решение, потому что находится в состоянии дистресса, т. е. подавления и эмоционального истощения.

В названии методики есть слово «переоценочное». Это означает, что человек может и должен переоценить ситуации, в которых испытывает подавление своего ума, таланта и способности любить. Соконсультирование - это взаимодействие людей, которые помогают друг другу решить проблемы, получить в общении эмоциональную разрядку. Оно основано не на личных, а на деловых отношениях.

Если помогать человеку избавляться от дистресса по поводу ка­кой-либо ситуации, то он становится более свободным и адекватно реагирует на обстоятельства жизни, учится применять психологиче­ские способы изменения своего самочувствия.

Признаки дистресса: физическая напряженность (усталость, на­пряженность или болевые ощущения в мышцах, костях, связках); спазмы и болевые ощущения во внутренних органах и системах; из­менения речи, в которой постоянно используются слова с частицей «не», слова «никогда» и «всегда» в значении глобального неуспеха.

Психологические способы эмоциональной разрядки являются максимально естественными для детей, особенно для маленьких. К ним относятся: физическая работа, потение, дыхание с полным вы­дохом, зевание, пение, смех, плач и др.

Но с возрастом человек приучается к самоподавлению естествен­ных реакций и для снятия напряжения начинает использовать не­психологические способы, такие как табак (никотин), алкоголь, нар­котики.

У детей, подростков и молодежи встречаются разнообразные дистрессы. Например, возрастной дистресс – это эмоциональная реакция на подавление младшего старшим по возрасту (ты мал, «зелен», недорос), а также переживания кризисных периодов жизни.

Социальный дистресс связан с неадаптированностью или десадаптацией к общественным условиям организации жизни, например школьному распорядку.

Половой дистресс – переживания по поводу особых проблем девочками и мальчиками. Эти проблемы называются гендерными и касаются стереотипов и норм, связанных с социальным полом человека.

Национальные дистрессы – это эмоциональное напряжение, вызванное принадлежностью к определенной национальности, в силу чего испытываются подавление, насилие или даже дискриминация.

Личностные дистрессы – это индивидуальные варианты переживания подавления. Кто-то, например, боится высоты, кто-то – темноты, учителя, сверстников, собак и т.д.

Ситуативный дистресс звязан с определенными обстоятельствами в жизни. Например, он бывает у одного подростка только тогда, когда его вызывают к доске, а у другого - когда ссорятся родители, у третьего – когда не купили желаемую игрушку и т.д.

Хронический дистресс – это прочно сформированные, устойчивые схемы реагирования, привычные способы жизни, в которых проявляются ценностные отношения к самому себе, к другим людям, к деятельности.

Обязательным требованием для ведущего является знание и соблюдение этических правил психолога, например таких, как «не навреди», конфиденциальность, нейтральность, проработанность собственных проблем.

Ведущий должен владеть техникой психологической беседы, а для этого надо уметь целенаправленно выстраивать ее план и гибко менять ее по ходу, формулировать открытые и закрытые вопросы, слушать молча, следуя правилам активного слушания, безоценочно принимать любое мнение к сведению, давать возможность членам группы осознать разные точки зрения и сделать их достоянием группового опыта.

Важное умение ведущего - эффективно использовать резервы собственной психики: памяти, внимания, воображения.

Ведущий должен:

-        уметь действовать  в  изменяющихся  обстоятельствах,  быть креативным, избегать стандартов и стереотипов в подходах и оценках;

-        отличаться психологической устойчивостью и физической выносливостью;

-        вести здоровый образ жизни, соответствующий традиционной

культуре (без мистицизма, без приверженности к мировоззренческим догмам) и современной экологической ситуации, не должен курить, употреблять алкоголь и наркотики;

-        быть гендерночувствительным специалистом;

-        владеть информацией о репродуктивном здоровье, насилии, о тендерных различиях, о курении как патологической части жизни общества и каждой отдельной личности.

Занятие №1. Табакокурение

Цель: осознать сложность и многоаспектность проблемы курения.

Основные понятия: никотин, психоактивные вещества, причина и следствие.

Задачи:

1.Проследить по карте мира путь распространения табака.

2.Поинтересоваться у взрослых курильщиков о том, как действует на человека никотин.

Вопросы по теме занятий:

1.Почему никотин относят к возбуждающему средству?

2.Почему табак очень доступен людям?

3.В чем основные причины того, что люди продолжают курить?

4.Что нужно делать, чтобы люди не курили?

Вывод:

1.Проследила с ребятами историю пути распространения табака.

2.Курильщики говорят, что сигарета помогает им справиться с трудной ситуацией, расслабиться или, наоборот, собраться и сосредоточиться. Дело в том, что никотин сначала ослабляет активность клеток мозга и человек испытывает чувство удовлетворения. Через некоторое время активность мозга вновь повышается, и человек чувствует готовность к решению трудной задачи, спокойствие и решимость. Однако это продолжается совсем недолго – несколько десятков минут. Очень скоро курильщику хочется начать все с начала.

Если человек пробует сигарету из любопытства, он, скорее всего, никогда не станет курильщиком по той причине, что первая сигарета – вещь сама по себе довольно неприятная.

Что же касается привыкания к курению «за компанию», то надо быть абсолютно безвольным человеком, чтобы систематически делать то, чего тебе совсем не хочется делать. Точно так же можно взять сигарету в рот, чтобы «выглядеть взрослым», но ведь начинающий курильщик выглядит совсем не «взрослым».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7