бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние стилей семейного воспитания на процесс формирования базовых качеств личности ребенка с нарушением слуха, в сравнительном аспекте с нормально слышащими детьми бесплатно рефераты


2.2 Изучение сформированности базовых качеств личности детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и нормально слышащих


На первом этапе для определения сформированности базовых качеств личностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха и без нарушения, мы опросили детей 3-х подготовительных групп. (возраст детей на момент исследования составлял 7–8 лет) в количестве 15 человек и детей с сохранным слуховым анализатором подготовительной группы (возраст детей на момент исследования составлял 6-7 лет) в количестве 15 человек по теме «Как я себя чувствую дома» (приложение 3).

Дети должны были выбрать из ряда предложенных им ощущений те,  которые они испытывают в своей семье.

Им была дана инструкция: «Вспомните чувство, с которым вы  идете домой. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем, вспомните ваши ощущения,  связанные с вашими родителями».

В результате исследования мы установили, что дети с нарушениями слуха отмечают в 70% общую удовлетворенность отношениями со своими родителями; хотели бы их изменить 20%; не знают 10%. Дети с сохранным слухом ощущают себя менее свободными, но более спокойными, беззаботными, нужными, радостными, чем их слабо слышащие сверстники. Возможно, это связано с редким пребыванием слабослышащих детей дома (в связи с интернатным типом школы), в отличие от слышащих сверстников, которые более часто общаются с родителями и более высокими требованиями, предъявляемыми родителями к слышащим детям.

На втором этапе для выявления сформированности базовых качеств личности (особое внимание мы уделили нравственным качествам) мы дали детям с нарушенным слухом, разделив на три группы по 5 человек задания разной степени сложности:

-                     уборка в классе

-                     полив цветов

-                     влажная уборка в классе

Нормально слышащим детям  было дано задание убрать территорию своего участка во время прогулки.

Детям было объяснено, что после того как выполнят задание, они могут идти заниматься любым делом (играть, рисовать).

Особенность этой методики в том, что она позволяет определить через трудовую деятельность детей, в какой степени у них развиты такие положительные качества личности как отзывчивость, сопереживание, чувство взаимопомощи, товарищество.

Из предложенных заданий полив цветов оказался самым легким, дети быстрее с ним справились и пошли рисовать, кроме Стаса К. и Миши З. Стас К. пошел помогать Жене И. в первую группу. Миша З. к Насте Ф. в третью. Вторыми окончили выполнять задание дети третьей группы. Миша З, Настя Ф. и Дима М. пошли помогать в первую группу, а Вова К., Валера В. и Рома П. сказали, что они выполнили свое задание и хотят пойти рисовать. Когда закончила уборку первая группа, с детьми была проведена беседа о том, что они делали. Были заданы вопросы о том, что дети делали, зачем они это делали, почему дети пошли помогать товарищам. Дети давали разные ответы: «Убирались», «Чтобы было чисто»; «Мыли цветочки». На вопрос, зачем пошли помогать, Миша З. ответил: «Потому, что нужно помогать друг другу».

Результаты исследования показали, что высокий уровень сформированности нравственных качеств личности наблюдался у  40% слабослышащих детей и 53% нормально слышащих детей, средний уровень – 34% у обеих категорий обследованных детей, низкий уровень у слабослышащих детей составил – 26%, а у нормально слышащих детей – 13%. Дети с более высоким уровнем сформированности нравственных качеств, справившись с заданием, еще и оказывали помощь своим друзьям и педагогу. Чаще это дети, в семьях которых преобладает демократический и неустойчивый стиль воспитания. Дети со средним и низким уровнем предпочли по выполнении заданий заниматься другим делом, это дети, в семьях которых преобладают в основном авторитарный и либеральный стили семейного воспитания. У слышащих детей наблюдается более высокий уровень сформированности нравственных качеств личности, чем  слабослышащих (приложение 9,10).

На третьем этапе мы исследовали самооценку детей как базовое качество личности. Исследования самооценки основаны на модификации методики В.М. Блейхер, Л.Ф. Бурлачук, (1978г.), которая предполагает изображение шкал в виде лестницы [37,стр.85] (приложение 4).

В работе с детьми такая «Лесенка самооценок» более удобна. В последующей беседе выясняют, почему он поставил себя на ту или иную ступеньку лестницы. Рассмотренный метод позволяет дать оценку личности ребенка в отношениях со своим микросоциумом. Детям было предложено оценить себя по следующим критериям: ум;
-       смелость;
-       доброта;
-       счастье.

В результате исследования было выявлено, что у детей с сохранным слухом наблюдалось завышенная самооценка в 67% случаев с авторитарным и либеральным, неустойчивым стилем семейного воспитания (приложение Адекватная самооценка наблюдалась у 33% в основном с демократическим стилем воспитания. Заниженная самооценка практически не наблюдалась.

У слабослышащих детей в основном преобладает завышенная самооценка 70%; адекватно не оценивает себя никто; заниженная самооценка отмечается у 30% (приложение 6). Завышенная самооценка наблюдалась по критериям: доброта, счастье, ум у детей с демократическим и неустойчивым стилями воспитания. Заниженная самооценка наблюдалась у 30% по таким критериям, как смелость и была характерна для детей с авторитарным стилем семейного воспитания.

Вследствие этого можно сделать вывод о том, что самооценка дошкольников с нарушением слуха в целом завышена и неадекватна в большей степени, чем у нормально слышащих детей. Возможно, завышенная самооценка дошкольников с нарушением слуха является защитной реакцией на низкую оценку окружающих. Также ее можно объяснить своеобразными чертами личности дошкольников с нарушениями слуха (мнительность, обидчивость), узким кругом общения, трудностями в коммуникации.

Таким образом, эксперимент показал, что в тех семьях, где преобладает демократический стиль воспитания, родители личным примером показывают детям  как себя вести. И у этих детей базовые качества личности, для данного возраста сформированы.(приложение 9,10)

2.3 Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха


Для организации адекватного воспитания детей с нарушениями слуха, достижения возможно полной социальной адаптации ребенка необходима организация единой комплексной работы педагога, психолога при обязательном участии родителей. Исходя из этого, мы разработали рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха.

Наше исследование показало, что наиболее оптимальной для развития  личности ребенка с нарушением слуха является семья с демократическим стилем воспитания. Даже если в таких семьях наблюдались трудности понимания ребенка родителями, уважение к ребенку и принятие его таким, каков он есть, способствовало формированию у детей более адекватной самооценки, формированию таких качеств, как взаимопомощь, взаимовыручка, товарищество. Поэтому общими правилами воспитания ребенка с нарушением слуха можно считать такие, как:

-демонстрация любви и уважения к ребенку

-опора на сильные стороны ребенка

-избегать подчеркивания его промахов

-предоставление возможности ребенку самому решать проблемы там, где это возможно

-принятие индивидуальности ребенка

-проявление веры в ребенка, эмпатии к нему

Для эффективного взаимодействия взрослого и ребенка можно рекомендовать следующее:

1  Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.

2                   Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться и не выступайте в роли судьи.

3                   Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.

4                   Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и  достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды, поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.

5                   Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.

6                   Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

7                   Показывайте пример достойного поведения. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос достойным человеком, научите его этому своим личным примером.

Выводы. Проведенное нами исследование показало, что стиль семейного воспитания оказывает большее влияние на развитие личности, на формирование базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха, чем на слышащих дошкольников.

Нормально слышащие дети с преобладанием в их семьях авторитарного, либерального, неустойчивого стилей семейного воспитания имели достаточно сформированные личностные качества, адекватную или завышенную самооценку. Возможно, это связано с тем, что слышащие дети имеют возможность усваивать социальный опыт не только в кругу семьи, но и в контактах со сверстниками, с посторонними людьми и т.д.

Тогда как слабослышащие дети с этими же стилями семейного воспитания показывали более низкий уровень сформированности базовых качеств личности, более низкую самооценку, то есть обнаруживалась зависимость этой категории детей от микросоциума, от стиля семейного воспитания.

В результате исследования мы установили, что дети с нарушениями слуха отмечают общую удовлетворенность отношениями со своими родителями. Дети с сохранным слухом ощущают себя менее свободными, но более спокойными, беззаботными, нужными, радостными, чем их слабослышащие сверстники. Возможно, это связано с редким пребыванием слабослышащих детей дома (в связи с интернатным типом школы), в отличие от слышащих сверстников, которые более часто общаются с родителями, и более высокими требованиями, предъявляемыми родителями к слышащим детям.

Завышенная самооценка в основном преобладает у слабослышащих детей из семей с демократическим и неустойчивым стилями воспитания. Также отмечается заниженная самооценка, характерная для детей с авторитарным стилем семейного воспитания. Адекватно не оценивает себя никто.

У детей с сохранным слухом также наблюдалась завышенная самооценка в семьях с авторитарным и либеральным, неустойчивым стилем семейного воспитания. Адекватная самооценка наблюдалась в основном с демократическим стилем воспитания. Заниженная самооценка практически не наблюдалась.

Вследствие этого можно сделать вывод о том, что самооценка дошкольников с нарушением слуха в целом завышена и неадекватна в большей степени, чем у нормально слышащих детей. Возможно, завышенная самооценка дошкольников с нарушением слуха является защитной реакцией на низкую оценку окружающих. Также ее можно объяснить своеобразными чертами личности дошкольников с нарушениями слуха (мнительность, обидчивость), узким кругом общения, трудностями в коммуникации.

Исследования сформированности нравственных качеств личности детей показали преобладание более высокого уровня слышащих детей над слабослышащими детьми. В равной степени средний уровень сформирован у обеих категорий детей. Низкий уровень у слабо слышащих детей преобладает над нормально слышащими детьми. Дети с более высоким уровнем сформированности нравственных качеств, справившись с заданием, еще и оказывали помощь своим друзьям и педагогу. Чаще это дети, в семьях которых преобладает демократический и неустойчивый стиль воспитания. Дети со средним и низким уровнем предпочли по выполнении заданий заниматься другим делом, это дети, в семьях которых преобладают в основном авторитарный и либеральный стили семейного воспитания. У слышащих детей наблюдается более высокий уровень сформированности.


Заключение


Проведя анализ научной психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что проблема влияния стилей семейного воспитания на формирование базовых качеств личности старшего дошкольника с нарушением слуха в настоящее время очень актуальна.

Формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств. Формирование личности ребенка с нарушением слуха идет тем же путем, что и у нормально слышащих детей. Однако ее развитие происходит в сложных условиях, связанных с трудностями в общении с окружающими людьми, замедлением процесса переработки информации, с более бедным и менее разнообразным опытом, ограниченными возможностями спонтанного усвоения социального опыта.

Первым, и самым важным социальным институтом является семья и именно здесь ребенок с нарушениями слуха начинает познавать первые правила поведения, нравственные нормы, начинаются складываться задатки к формированию личности ребенка. Для развития личности ребенка с нарушением слуха социальные условия семейного воспитания можно считать решающими. Поэтому родителям необходимо знать некоторые психологические особенности личности ребенка с нарушением слуха, чтобы педагогически грамотно решать сложную проблему его воспитания.

У детей с нарушением слуха больше, чем у слышащих, проблем, связанных с приспособлением к окружающему миру. Это приводит к появлению у них таких личностных черт, как ригидность, эгоцентризм, отсутствие внутреннего контроля, импульсивность, внушаемость, более высокий уровень агрессивности в поведении, и меньше, чем у слышащих, стремление к сотрудничеству, эмоциональная незрелость. Но в то же время проявление всех этих негативных личностных черт  можно предупредить при наличии правильной воспитательной тактики. 

Известны четыре типа воспитательной тактики взрослых - авторитарный, демократический, либеральный, неустойчивый стили. По сути дела, эти воспитательные тактики как нельзя лучше отражают семейный уклад, являются прямым, логическим их следствием.

В нашей работе мы попытались определить, как каждая из этих тактик влияет на формирование базовых качеств личности старших дошкольников с сохранным слухом и с нарушением слуха.

Проведенное нами исследование показало, что стиль семейного воспитания оказывает большее влияние на развитие личности, на формирование базовых качеств личности старших дошкольников с нарушениями слуха, чем на слышащих дошкольников.

Так, нормально слышащие дети с преобладанием в их семьях авторитарного, либерального, неустойчивого стилей семейного воспитания имели достаточно сформированные личностные качества, адекватную или завышенную самооценку, так как эти дети обладали более широкими возможностями, чем слабослышащие дети.

Слабослышащие дети в семьях с этими же стилями воспитания показывали более низкий уровень сформированности базовых качеств личности, более низкую самооценку, то есть обнаруживалась зависимость этой категории детей от микросоциума, от стиля семейного воспитания. 

Также нами было установлено, что демократический стиль способствует развитию личности ребенка, чувства коллективизма, взаимопомощи, помогает ребенку более адекватно оценивать себя и свои возможности.

При авторитарном стиле наблюдается некоторая эмоциональная холодность детей, отчужденность, боязнь предложить свою помощь, отмечается заниженная самооценка.

При неустойчивом и либеральном стиле проявление положительных личностных качеств не отмечается стабильностью, самооценка в целом неадекватна, в большинстве случаев завышена.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу о том, что разные стили семейного воспитания по-разному влияют на процесс формирования базовых качеств личности старших дошкольников с нарушением слуха и слышащих детей старшего дошкольного возраста.


Библиография


1.       Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы.: -М: Аргументы I факты. 1993.

2.       Аракин Е.А. Письма о воспитании детей: Переписка с родителями. - М.: Учпедгиз, 1961.

3.       Аракин Е.А. Родителям о воспитании: Воспитание детей в семье от года до зрелости. - М.: Учпедгиз, 1957.

4.       Афанасьева Т.М. Семья. - М., 1988.

5.       Беседы с родителями о воспитании // Редкол И.М.Чередов. - Омск, 1973.

6.       Бертынь Г.П. Рекомендации врача родителям детей с нарушениями в развитии // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2002 - №1.

7.       Богданова Т.Г. Сурдопсихология. – М.: Издат. Центр «Академия», 2002

8.       Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968.

9.       Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов - на Дону, «Феникс», 1996

10.     Бреслов Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве.    М.: Педагогика. 1990.

11.     Владиславский В.З. Вес начинается с детства. - Минск, Высшая школа. 1989.

12.     Воспитание детей в семье: Сборник лекций / Ред. коллегия: канд. пед. наук А.Г.Базанов и др., Л., 1959.

13.     Возрастные особенности воли школьников / Под ред. Селиванова В.И. Рязанский педагогический институт, 1971.

14.     В семье растут дети: Сборник лекций. - М.: Молодая гвардия, 1969.

15.     Взрослым о детях / Сборник, М. Молодая гвардия, 1969.

16.     Веденов А.В. Воспитание воли у ребенка в семье. М, 1952.

17.     Воспитание личности у ребенка дошкольного возраста // Сб.статей / Научный редактор Л.П.Князева, - Пермь, 1976.

18.     Выготский Л.С. Сборник сочинений. – М., Т5, 1963.

19.     Гребенников И.В. Основы семейной жизни. - М, 1991.

20.     Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. Руководство для педагогов. - М.: Гос. науч. исслед. институт, 2000.

21.     Доронова Т.В. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание – 2000. -№9

22.     Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: «Академия», 1999.

23.     Ермакович В.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003- №1.

24.     Гарбузов В.И. От младенца до подростка: Размышление о развитии и воспитании ребенка. -СПб.: Ресликс, 1996.

25.     3еньковский  В.Д. Психология детства. - М, 1996.

26.     3анодная В.М., Циликова О.П. Если в семье есть дети. - М., Московский рабочий, 1961.

27.     Заорска Мажена. Положение слепоглухих детей и их семей в Польше. // Дефектология. –2002. -№6.

28.     Кам-Калик В.А. Семейная педагогика: Педагогические раздумья о проблеме воспитания детей в семье. - Грозный, 1987.

29.     Киреева П.А., Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. - Л, 1986.

30.     Ключарева И.Р. О поведении детей. - М.: Учпедгиз, 1954г.

31.     Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1988г.

32.     Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М, 1998.

33.     Лезгафт П.Р. Семейное воспитание детей и его значение. М.: Педагогика. 1991.

34.     Лисина Н. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника.- М.. 1974г.

35.     Леонтьев А.П. Деятельность, сознание, личность. - М, 1977.

36.     Морозова О.В. Педагогика семьи. - Омск, ОМППУ, 2000.

37.     Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии. – Ростов - на -Дону.: «Феникс», 2000.

38.     Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: «Владос», 1997.

39.     Московкина А.Г. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей. // Дефектология. – 2000.- №2

40.     Нефедов В.И.. Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. - Минск, 1971.

41.     Немов Р.С. Психология М.: Просвещение. 1995.

42.     Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. -• М., Просв.1996 г.

43.     Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности. II Дошкольное воспитание № 11 – 1999г. - с. 94

44.     Панина Н.Г. Дорогие родители. - Лениздат, 1975.

45.     Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь, М. 1990.

46.     Писарева Л.В. Некоторые вопросы воспитания детей. М.: Учпедгиз. 1965.

47.     Половкина О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей. // Дефектология – 2003. -№2

48.     Прозоров Г.С. Наследственность и воспитание. - М, 1960.

49.     Резвольт И.К.Опыт воспитания детей в семье / Под ред. Бунеля, 1959.

50.     Семаго М.М. Психологические и когнитивные детерминанты семьи в процессе медико-генетического консультирования. // Дефектология 1991 - №2

51.     Смирнова Е.О. Психология ребенка- М.: Школа-пресс, 1997.

52.     Смирнова Е.О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения. // Вопросы психологии №3 - 2000 г. 1

53.     Сироткин Л.О. Формирование личности ребенка: проблема устойчивости, Казань, 1992.

54.     Спицин П.П., Печерскнй М.С., Чарлый Б.М. Семья: тысячи проблем воспитания. - Пермь: Книжное издательство, 1988.

55.     Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. - М.: Молодая гвардия, 1988.

56.     Терре А. Ошибки родителей - М. Прогресс Универс. 1993.

57.     Толстых А.В. Взрослые дети: парадоксы общения - М., Педагогика, 1988.

58.     Титаренко В.Я. Семья и формирование личности - М.: Мысль, 1987.

59.     Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М, Академик, 1996.

60.     Флейк-Хобеон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими -М, 1993.

61.     Харчев А.Б. Общество, семья, воспитание // Политическое самообразование 1987-№2 С.38-46.

62.     Хорош С.М. Влияние позиций родителей на ранние развитие аномального ребенка. // Дефектология. – 1991. -№3.

63.     Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. Психологические исследования. - М., Педагогика, 1981 г.

64.     Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности - М, 1988.

65.     Шипицина Л.Н. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб: Детство-пресс, 1998.

66.     Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. - М, 1989.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6