бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние средств массовой информации на политические взгляды студентов бесплатно рефераты

Студенческие союзы все больше внимания уделяют не столько организации досуга студентов, сколько поиску обучающих программ для своего актива, проблемам трудоустройства.

Ролевой образ социального активиста становится в студенческой среде не менее популярным, чем образ студента, имеющего постоянную, хорошо оплачиваемую работу. Как следствие этого, более 40% студентов высказывают желание принять участие в деятельности общественных организаций, что в три раза больше, чем в 1999 году — 15%. Главным побудительным мотивом для участия в общественных организациях студенты называют интересный проект. Этот мотив для студентов предпочтительнее даже высокой оплаты. В понятие интересный проект, прежде всего, вкладывается потребность в коммуникациях, расширение навыков социальной адаптации, получение дополнительных знаний.

Данные социологических исследований показывают, что студенческая среда становится более политизированной. Более половины социально активных студентов считают себя сторонниками той или иной партии, а среди москвичей в целом — только 44%. Тенденция роста политизации студенческой среды проявляется параллельно росту социальной активности.

Одной из причин роста социальной активности студентов является неудовлетворенность теми возможностями, которые дает высшее образование в его сегодняшнем виде. Поэтому более 40% молодежи видят для себя решение этой проблемы в продолжении учебы после ВУЗа (аспирантура, второе высшее образование, учеба за рубежом).

Вместе с тем, возможность реализовать социальную инициативу в ВУЗах ограничена. В первую очередь ограничены ресурсы ВУЗов для поддержки инициатив и организации социальной активности студентов. Не менее важным фактором является неумение социально активных студентов реализовывать свой потенциал. Студенты не имеют навыков мобилизации ресурсов, не владеют технологиями реализации социальных проектов, недостаточно адаптивны.

Другое исследование, проведенное Телевизионным агентством Телескоп[13], в Москве, в 2000 году. Это совместный проект Национального института прессы, Исследовательской группы ЦИРКОН и Агентства региональных политических исследований (АРПИ). Данный проект является первой в отечественной практике экспериментальной проверкой гипотезы о влиянии сообщений СМИ на массовое политическое сознание и электоральное поведение россиян. В качестве материала для анализа использовались результаты регулярного мониторинга АРПИ (ежедневный контент-анализ сообщений СМИ и еженедельные всероссийские опросы общественного мнения).

Степень информационной чувствительности рассчитывалась для электората всех крупных политических блоков, ведущих российских политиков, а также для аудиторий крупнейших газет, телеканалов и радиостанций.

В результате исследования обнаружилось, что зависимость между представленностью в СМИ тех или иных политических персонажей и электоральными предпочтениями населения неоднозначна.

Исследование подтвердило, что электорат различных политиков и партий характеризуется разной степенью информационной чувствительности. Иными словами, есть партии и политики, чей электорат более устойчив к информационным атакам (пропаганде), и те, чей электорат, напротив, весьма подвержен воздействию СМИ.

В ходе исследования получены также важные выводы о механизмах информационного воздействия сообщений СМИ на население. В частности, подтвердилось, что:

1. Влияние СМИ имеет "кумулятивный" характер (то есть его эффект может накапливаться). Это влияние больше тогда, когда направленное информационное воздействие по поводу того или иного политического персонажа в СМИ является устойчивым, долговременным и многоканальным (согласованным для большинства каналов массовой информации).

2. Информационная чувствительность электората повышается по мере приближения даты выборов. В предвыборной ситуации, когда от респондента требуется принятие определенного политического решения, он чаще обращается к различным источникам политической информации (в том числе СМИ), и, следовательно, в большей степени становится открытым для информационного воздействия

Гавра Д. П. и Соколов Н. В[14].  исследовали политические ориентации.  Они считали, что целью исследования политических ориентаций, является сегментирование определенной социальной общности в соответствии с определенными существенными критериями, позволяющими судить о структуре оценок, представлений, в конечном счете, предпочтений социального субъекта в политико-идеологической сфере.

Они определяют политическую ориентацию как представления людей о соответствующих их потребностям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей.

Политическая ориентация предполагает два типа структурирования внешнего по отношению к субъекту политико-идеологического пространства: а) содержательное структурирование; б) оценочное структурирование.

Под содержательным структурирование понимается освоение субъектом политико-идеологического пространства и его расчленение на основании предметных критериев. А оценочное структурирование – это позиционирование и осуществление выбора типа – свое (близкое, заслуживающее позитивного отношения, поддержки, доверия, восхищения и т.п.) или чужое, враждебное, опасное, бесполезное.

Именно на пересечении содержательного и оценочного структурирования и возникает политическая ориентация.









1.9. Список литературы.


1.     Березин Г. В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян // ОНС. 2000. №2.

2.     Большой толковый социологический словарь (Collins).             Том 1 (А - О). М.: Вече, АСТ, 1999.

3.     Гавра Д. П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций // СоцИс. 1999. №1.

4.     Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. 1994. №3-6.

5.     Гречиков В. И. Феномен работающего студента // СоцИс. 1999. №8.

6.     Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTA BENE, 2000.

7.     Засурский Я. Н. Система средств массовой информации в России. М.: Аспект-Пресс, МГУ, 2001.

8.     Кузнецов В. Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России // ОНС. 2002. №4.

9.     Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Вопросы социологии. 2004. №9.

10. Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2000.

11. Осипова Г. В. Российская социологическая энциклопедия. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 1998.

12. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СоцИс. 1998. №5.

13. Соколов А. В. Социальная коммуникация. М.: Профиздат, 2001.

14. Чугунов А. В. Воздействие Интернета на политическую жизнь общества // СПбГУ. 2001. №3.

15. Шевченко Ю. Д. Между экспрессией и рациональностью // ПолИс. 1998. №1.

16.  #"_Toc122606643">Раздел 2. Инструментарий исследования (анкета).

                                                                                               

                                            Здравствуйте!

Мы, учащиеся гуманитарного факультета Московского авиационного института, проводим опрос, с целью выяснить, насколько студенты доверяют средствам массовой информации, какие из них считают наиболее авторитетными.

Просим Вас принять участие в нашем опросе.

Вся информация будет использована исключительно в научно-исследовательских целях. Все полученные данные, в том числе и личного характера не будут опубликованы в исходном виде.

Вам необходимо будет ответить на наши вопросы. Выбрав вариант ответа, который в наибольшей степени совпадает с вашим мнением, обведите его в кружок.

Заранее благодарим Вас за участие в нашем опросе и искренность ответов. 


1.     Из каких СМИ Вы предпочитаете получать информацию? (Отметьте  все СМИ, из которых Вы получаете информацию)

1.     Телевидение.

2.     Интернет.

3.     Периодическая печать.

4.     Радио.

5.     Не получаю из СМИ.



2.     Как Вы считаете, информация, исходящая из каких СМИ, является наиболее достоверной? (Выберите один вариант).

1.     Телевидение.

2.     Интернет.

3.     Периодическая печать.

            4.  Радио.



3-6. Как Вы считаете, выражают ли СМИ позиции каких-либо партий?


Выражают позиции

Частично выражают позиции

Не выражают позиции

3. Телевидение

            1

2

3

4. Интернет

            1

2

3

5. Периодическая печать

            1

2

3

6. Радио

            1

2

3


7. Как Вы считаете, в каком объеме СМИ освещают политические

     процессы в стране?

1.     Полностью освещают.

2.     Частично освещают.

3.     Не освещают вообще.

8. Как Вы считаете, имеют ли оппозиционные партии такой же доступ

    к СМИ, как и пропрезидентские партии?

1.     Имеют такой же доступ, как и пропрезидентские партии.

2.     Имеют ограниченный доступ.

3.     Не имеют доступа.

9. Как Вы считаете, какой из видов СМИ, политические партии

    используют в наибольшей мере? (Выберите только один вариант).

1.     Телевидение.

2.     Интернет.

3.     Периодическая печать.

4.     Радио.

5.     Другое __________________________________________________.

10. Согласны ли Вы с утверждением, что Центральное телевидение

      преимущественно освещает деятельность пропрезидентских

      партий?

1.     Согласен (а).

2.     Не согласен (а).

3.     Затрудняюсь ответить.


11. Как Вы считаете, какую политическую направленность имеет информация, исходящая из глобальной сети Интернет?

1.     Выражает позиции пропрезидентских партий.

2.     Выражает позиции оппозиционных партий.

3.     Не выражает определенной позиции.

4.     Затрудняюсь ответить.

12. Интересуетесь ли Вы политикой?

1.     Не только интересуюсь, но и участвую в политике.

2.     Итересуюсь политикой.

3.     Не интересуюсь политикой.

4.     Затрудняюсь ответить.

13. Как Вы считаете, какие из ниже перечисленных факторов, оказали

      наибольшее влияние на ваши политические взгляды? ( Выберите не

      более 3-х вариантов).

1.     Политические взгляды членов семьи.

2.     Материальное положение семьи.

3.     Друзья, знакомые, коллеги.

4.     Политическая ситуация в стране.

5.     Экономические реформы в стране.

6.     Вероисповедание.

7.     Другое __________________________________________________.


14. Политическая программа какой из партии вам ближе всего?

1.     Единая Россия.

2.     КПРФ.

3.     ЛДПР.

4.     Родина.

5.     Яблоко и СПС.

6.     Никакой из перечисленных партий.

7.     Другое (укажите свой вариант партии)____________________.

15. Как Вы считаете, могут ли СМИ оказывать влияние на       политические взгляды?

1.     Да

2.     Нет

16. Обоснуйте свой ответ на предыдущий вопрос.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


17. Как Вы считаете, повлияла ли информация, исходящая из СМИ, на

      формирование ваших политических взглядов?

            1. Оказала большое влияние.

            2. Оказала незначительное влияние.

            3. Не оказала никакого влияния.

            4. Затрудняюсь ответить.

18. Как Вы считаете, информация из каких СМИ, оказывает        наибольшее влияние на ваши политические взгляды? (Выберите       один вариант).

           1. Телевидение.

            2. Интернет.

            3. Периодическая печать.

            4. Радио.

А теперь ответе на несколько вопросов о себе.

19. Ваш пол.

            1. Мужской.

            2. Женский.


20. Ваш возраст.

1. 17 – 20 лет.

2. 21 – 23 лет.

3. Другой возраст ____________________________________.

21. Ваше образование.

            1. Среднее.

            2. Средне-специальное.

            3. Высшее.

22. Ваше семейное положение.

1. Женат / Замужем.

2. Не женат / Не замужем.


Благодарим Вас за участие в нашем опросе!

Успехов и удачи Вам!

 



[1] Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 2000, с. 27.

[2] Засурский Я. Н. Система средств массовой информации в России. М.: Аспект-Пресс, МГУ, 2001.

[3] Соколов А. В. Социальная коммуникация. М.: Профиздат, 2001.

[4] Горский Ю. М. Информация как средство организации и дезорганизации // Социально-политический журнал. 1994. №3-6, с. 196.

[5] Чугунов А. В. Воздействие Интернета на политическую жизнь общества // Вестник СПбГУ. 2001.  №3, с. 5.

[6] Березин Г. В. Особенности влияния СМИ на формирование современных политических ориентаций россиян // ОНС. 2000. №2, с. 3.


[7] Кузнецов В.Ф. Интегрированные политические коммуникации в процессе формирования социального государства в современной России // ОНС. 2002. №4, с. 10.

[8] Шевченко Ю. Д. Между экспрессией и рациональностью // ПолИс. 1998. №1, с. 135.

[9] Гречиков В. И. Феномен работающего студента // СоцИс. 1999. №8, с. 87.

[10] Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СоцИс. 1998. №5, с. 90.

[11] Лисовский В. Т. Динамика социальных изменений // Вопросы социологии. 2004. №9, с. 99.

[12] #"#_ftnref13" name="_ftn13" title="">[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] Гавра Д. П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций // СоцИс. 1999. №1, с. 67.



Страницы: 1, 2