Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников
ü создание
условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском
возрасте.
Эмоциональная
насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений,
устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером,
совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом
компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной
деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее
благоприятные условия для успешной социализации ребенка. [Першина Л.А.
«Возрастная психология», М.: изд. «Академический проект», 2005г]
В каждой семье
объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система
воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов
воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа
семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.
Диктат
в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и
чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители могут и должны
предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали,
конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно
оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам
воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который
отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости,
а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается
сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности:
самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в
себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.
Опека
в семье - система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом,
удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот,
усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании
личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной
подготовки их детей к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная
забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном
эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности,
несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное
понятие - гипероопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного
отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут
делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся
эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не
заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих
прихотей.
Система
межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже
целесообразности независимого существования взрослых от детей, может
порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут
сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует
переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа
взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных
отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее
организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации
преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом
взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится
группой высокого уровня развития - коллективом.
Существует
3 стиля семейного воспитания:
Авторитарный;
Демократический;
Попустительский;
При
авторитарном стиле желание родителя - закон для ребенка. Такие родители
подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не
считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко
контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно.
Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается.
Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье,
приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе,
менее самостоятельными.
Демократичный
стиль семейных отношений является самым оптимальным для воспитания.
Демократичные родители ценят в поведении своего ребенка и самостоятельность, и
дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то
областях его жизни; не ущемляя прав, одновременно требуют выполнения
обязанностей; они уважают его мнение и советуются с ним. Контроль, основанный
на теплых чувствах и разумной заботе обычно не слишком раздражает детей и они
часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит
сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без
особых переживаний и конфликтов.
При
попустительском стиле родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в
чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период
взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку
на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей.
Вывод:
Таким
образом, в процессе воспитания человека главной целью является формирование
всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни
и деятельности в современных условиях.
На
протяжении многих столетий родители не могут понять одну простую вещь, что в
итоге от ребёнка они получают
то, что в него вкладывают. Казалось бы, вкладывают в него всю любовь, а отдачи
никакой, или наоборот вроде бы и особо не опекали, а получился благодарный ребёнок,
почему так? На всё есть своё объяснения, если родители в состоянии принять их,
так как это подразумевает принятие своих ошибок и просчётов в воспитании. Есть
свои закономерности, которые просматриваются при анализе стилей воспитания в
семье (хотя родители даже могут и не знать, что их воспитание уже имеет своё
название), и проявляются в личностных особенностях уже взрослого человека.
Учитывая
выше написанное, мы можем сказать, что самый высокий уровень социализации будет
в семьях с демократическим стилем воспитания.
Глава 2. Пути влияния на
успешную социализацию младшего школьника посредством воздействия различными
стилями семейного воспитания
2.1
Диагностика уровня успешной социализации младшего
школьника
Цель нашей работы: выявить,
какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшего
школьника.
Для выяснения уровня
социализации младших школьников в данном классе, мы провели тест учителя
(классного руководителя). Учитель характеризовал всех учеников по 10 критериям
(см. приложение №3). С помощью чего мы и узнали уровень социализации каждого
ребёнка и сопоставили его со стилем воспитания в его семье.
Таблица 1 - Результаты
тестирования учителя
№ ученика
|
Вопр№1
|
Вопр№2
|
Вопр№3
|
Вопр№4
|
Вопр№5
|
Вопр№6
|
Вопр№7
|
Вопр№8
|
Вопр.№9
|
Вопр.№ 10
|
1
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
2
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
3
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
4
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
5
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
6
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
7
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
8
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
9
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
10
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
11
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
12
|
+
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
13
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
14
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
15
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
16
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
17
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
18
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
19
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
20
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
21
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
Проведя тест, мы
выяснили, что:
Таблица 2 - Обработка
результатов тестирования
С высоким уровнем социализации
|
12 человек
|
Со средним уровнем социализации
|
6 человек
|
С низким уровнем социализации
|
3
человека
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|