Влияние особенностей педагогических коммуникаций
Обратимся к ее
работе “Особенности развития способности к психологической интерпретации
невербального поведения”. Исследования, проведенные автором, показали, что:
а)тенденция
повышения уровня развития способности в зависимости от возраста носит
систематический характер (чем старше человек, тем выше его уровень
интерпретации невербального поведения);
б)в подростковом
возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов. Это
обусловлено отличием данных средств невербальной коммуникации по диагностическим
и коммуникативным возможностям. Жесты несут информацию об интенсивности
переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность. Мимика сообщает
долее дифференцированную информацию о партнере по общению. Значения многих
мимических масок усваивается спонтанно на ранних этапах онтогенеза.
Позы
представляют более сложное и целостное образование невербального поведения. Для
нее характерны большая размытость диапазона значений (по сравнению с мимикой и
жестами).Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство общения.
Именно эти элементы ребенок способен адекватно воспринимать даже в самом раннем
возрасте. Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к
психологической интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов;
в)для юношей
19-ти-20-ти лет характерно более успешно с помощью невербального поведения
регулировать отношения между общающимися;
г)структура,
уровень развития способности к психологической интерпретации невербального
поведения влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером
становится тот, чей уровень развития способности к адекватному отражению состояний,
качеств, отношений выше.
Микровывод. Развитие способности к
восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется следующим образом
(от младенчества до подросткового возраста): а) от психологической
интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации
целостного; б) от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний
партнеров к определению их качеств, отношений; в)от использования невербального
поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов
общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.
2.3.
Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического
цикла (музыки)
В мировой
педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в
детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные,
ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения,
который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов.
Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной
стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое
воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения
образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие
одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать
ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Класс -
минимальная ячейка художественного сообщества. Там должно торжествовать
личностное начало. Настоящий педагог не только учит музыке. Он воспитывает духовно.
Он работает на неформальном уровне и дает ученику все, в чем тот нуждается. Педагог
учит не потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов
в свои ученики. Взяв учеников, он объединяет их положтельным знаком отношения,
не выделяя никого. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть
ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира
развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает
переводить в его способ звукоизвлечения(на основе, конечно, некоторых общих
принципов). Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Личностное
своеобразие (и это более высокое положение ученика) проявляется в некотором
более общем взгляде на мир, общем для всех людей, когда они достигли
определенной высоты. И уникальность личности может проявиться в отношении к
возвышенным вещам, в том, как человек может переплавить мировоззрение в свой подход
к музыке. Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. На самом
деле у педагога есть художественная школа, с которой он не прерывает связи.
Учитель берет ученика в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений и
достижений своих учителей-тех,с кем у него не прерывается тесная связь через
музыку,собственные выступления, через культурные идеи и идеи искусства. Он как
бы “подсоеди- няет” ученика к вертикали искусства. Вертикаль бесконечна, и то,
чего она касается в своих высших проявлениях, никто не знает, но об этом смутно
догадываются некоторые художники, в т.ч. и музыканты.
Микровывод. Индивидуальность - это как
бы начальный уровень. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него
есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира
развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает
переводить в его способ звукоизвлечения.
Вывод к главе.С поступлением ребенка в
школу одним из главных объектов познания становится, прежде всего, поведение
учителя. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о
поступках и поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие
индивидуальности младшего школьника возлагается, прежде всего, на педагога.
Глава
3. Организация и методики исследования.
1. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе N 6 Ленинского района города Перми, во
2 ”в” классе в период с февраля 2003 года по апрель 2004 года.
Возраст детей: 8
- 9 лет; всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы: с углубленным изучением
предметов ХЭЦ (художественно-эстетического цикла). В начальных классах
преподаются следующие предметы ХЭЦ: музыка - 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в
неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1 час в неделю (все 3 года) . По
музыке используется программа “Музыкальное искусство” автор Школяр Л.В. и др.
/3/. Общая характеристика данной программы дана в приложении 2.
Психолого-педагогическое
исследование проводилось в 3 этапа.
На 1 этапе
изучались личностные и социально-психологические особенности детей;
на 2 этапе
изучались особенности педагогических коммуникаций;
на 3 этапе
исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи
индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с
особенностями преподавания.
2. Для изучения особенностей личностного и межличностного
развития детей использованы следующие методики:
а) вопросник Р.Кетелла;
включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими
(8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).
А высокие значения: открытый,
доброжелательный, общительный, участливый;
низкие
значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.
В высокие значения: высокая
степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты
абстрактные формы мышления, большой объем знаний;
низкие
значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают
конкретные формы мышления, объем знаний невелик.
С высокие значения: уверен в
себе, спокойный, стабильный;
низкие
значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.
D высокие значения: нетерпеливый,
активный, легко возбудимый;
низкие
значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.
Е высокие значения:
доминирующий, независимый, напористый;
низкие
значения: послушный, зависимый, уступчивый.
F высокие значения: склонен к риску,
беспечный, храбрый, веселый;
низкие
значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.
G высокие значения: добросовестный,
исполнительный, ответственный;
низкие
значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.
Н высокие значения:
социально-смелый, непринужденный, решительный;
низкие
значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.
I высокие значения: чувствительный,
нежный, зависимый от других;
низкие значения:
реалистичный, практичный, полагающийся на себя.
О высокие значения: тревожный,
озабоченный, полный мрачных опасений;
низкие
значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный.
Q3 высокие значения: высокий
самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов;
низкие
значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Q4 высокие значения: напряженный,
раздражительный, фрустрированный;
низкие
значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый.
Текст вопросника
и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .
б). Для изучения межличностных
отношений в классе использована методика социометрия.
Для выявления
эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения.
Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю?”
Для определения
лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная
работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю?”
Матрица данных
социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.
3. Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном
классе, использовались следующие методики:
а) метод
неоконченных предложений.
Цель: выявить
отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды
деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках
музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное
отношение к ним.
В инструкции
детям предлагалось закончить предложения.
Стимульный
материал: 1. Больше всего на уроках музыки
мне нравится...
2. Иногда на уроках музыки мне не
нравится...
3. Мне бы хотелось на уроках
музыки...
Обработка.
Проводился качественно-количественный анализ.
1. На качественном уровне анализировалось содержание и
реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей
к тому или иному виду музыкальной деятельности.
2. На количественном уровне подсчитывалась частота
предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.
б) Рейтинговая оценка
предметов.
По шкале от 1 до
10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы: русский язык,
математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание, ритмика, труд,
ИЗО, этикет, география.
1 балл - самая
низкая оценка;
10 баллов - самая
высокая оценка.
Обработка.
Количественный подсчет баллов по каждому предмету.
Бланк рейтинговой
оценки дан в приложении 4.
4. На изучаемом классе работает
учитель музыки со стажем 2,5 года. Основное направление работы: уроки музыки.
а) Для изучения педагогической
компетентности учителя использовался тест-опросник оценки
социально-коммуникативной компетентности, состоящий из 133-х вопросов,
который включает в себя 6 факторов:
СКН социально-коммуникативная неуклюжесть
(29 вопросов);
НН нетерпеливость к
неопределенности (21 вопрос);
К чрезмерное стремление к
конформности (15 вопросов);
ССР повышенное стремление к
статусному росту (20 вопросов);
ИН ориентация на избегание
неудач (28 вопросов);
ФН фрустрационная
нетолерантность (20 вопросов).
Текст
теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.
б) Методика Фландерса.
Цель: изучить
особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить паттерны в
педагогическом взаимодействии.
Ход работы с
методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;
2)работа с видеозаписью: выделение
паттерна и его регистрация на бланке в виде:
1
паттерн=1палочка.
Стимульный
материал (10 категорий):
1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и
разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;
2. Одобряет действия или поведение ученика;
3. Развивает идеи, предложенные учеником;
4. Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением
получить ответ от ученика;
5. Объяснение, развитие собственных идей;
6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик;
7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера,
в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика;
8. Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных
идей ограничена;
9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное
развитие собственных мыслей;
10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы,
короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен
наблюдателю.
Обработка результатов: 1)
количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в виде:
.
2) качественная: анализ соотношения вербальных и невербальных
компонентов в педагогическом общении; а также соотношение категорий между
собой.
Протокол 3-х
уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6.
Глава 4.
Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их
связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе
(результаты и анализ исследования)
В результате
проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены
следующие взаимосвязи личностных свойств.
Данные
исследования представлены на таблице 1 и рис.1.
Из данных таблицы
и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса:
1)показатель общительности,
доброжелательности(фактор А)
связан с
проявлениями:
-решительности,
социальной смелости,
непринужденности
(фактор Н);
-тревожности,
озабоченности(фактор О)-
отрицательной
связью, то есть, чем общительнее ребенок, тем он проявляет себя более
решительным и менее озабоченным;
2)показатель высокой степени
сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний (фактор В)
связан со свойствами:
-нетерпеливость,
активность, легкая возбудимость (фактор D), что, вероятно, является характерным для младшего школьного возраста;
-независимость,
доминантность, напористость (фактор Е), то есть, чем выше интеллект и больше
объем знаний, тем ребенок более активен, независим, напорист;
3)показатель уверенности,
спокойствия и стабильности (фактор С) имеет связь с проявлениями:
-добросовестности,
исполнительности, ответственности (фактор G), то есть спокойный ребенок в этом классе также добросовестный и
ответственный;
4)показатель нетерпеливости,
активности, легковозбудимости (фактор D) связан со свойствами:
-добросовестности,
ответственности (фактор G) - отрицательной связью;
-высокого
самоконтроля, хорошего понимания социальных нормативов (фактор Q3) отрицательной связью, то есть, чем
нетерпеливее и активнее ребенок, тем он менее ответственен и имеет меньший
самоконтроль;
5)показатель доминантности,
независимости, напористости (фактор Е) связан со следующими проявлениями:
-склонность к
риску, храбрость, беспечность, веселость (фактор F), то есть более независимый ребенок - он более храбрый и
более склонен к риску;
6)показатель добросовестности,
ответственности, исполнительности (фактор G) связан со свойствами:
-чувствительность,
нежность, зависимость от других (фактор I);
-напористость,
раздражительность, фрустрированность (фактор Q4) - отрицательной связью, то есть, добросовестный ребенок в
данном классе более чувствителен и менее напорист и раздражителен;
7)показатель социальной
смелости, непринужденности, решительности (фактор Н) связан с проявлениями:
-тревожности,
озабоченности, полный мрачных мыслей (фактор О) - отрицательной связью, то
есть, решительный, непринужденный ребенок - безмятежный, спокойный и оптимистичный;
8)показатель чувствительности,
нежности (фактор I) связан с :
-высоким самоконтролем
(фактор Q3), то есть нежный ребенок
лучше умеет осуществлять самоконтроль.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, анализ корреляционных связей
показал, что наибольшая нагрузка “падает” на фактор D (нетерпеливый, активный, легко
возбудимый), который имеет 3 связи; а также на фактор G (добросовестный, исполнительный,
ответственный), который имеет 4 связи; то есть, нетерпеливые, легко возбудимые
дети в данном классе имеют высокую степень сформированности интеллектуальных
функций, они, зачастую, бывают безответственны и имеют низкий самоконтроль,
что, вероятно, связано с особенностями младшего школьного возраста; вместе с
тем, добросовестные, исполнительные ребята более уверены в себе, спокойны,
более чувствительны и зависимы от окружающих, также они более невозмутимы, расслаблены,
флегматичны и сдержанны.
КРОМЕ ТОГО, была рассмотрена взаимосвязь
личностных свойств с социальным статусом детей (учебный статус и эмоциональный
статус). Результаты исследования представлены на рис.2 и рис.3.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|