бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние особенностей педагогических коммуникаций бесплатно рефераты

 Обратимся к ее работе “Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения”. Исследования, проведенные автором, показали, что:

а)тенденция повышения уровня развития способности в зависимости от возраста носит систематический характер (чем старше человек, тем выше его уровень интерпретации невербального поведения);

б)в подростковом возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов. Это обусловлено отличием данных средств невербальной коммуникации по диагностическим и коммуникативным возможностям. Жесты несут информацию об интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность. Мимика сообщает долее дифференцированную информацию о партнере по общению. Значения многих мимических масок усваивается спонтанно на ранних этапах онтогенеза.

 Позы представляют более сложное и целостное образование невербального поведения. Для нее характерны большая размытость диапазона значений (по сравнению с мимикой и жестами).Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство общения. Именно эти элементы ребенок способен адекватно воспринимать даже в самом раннем возрасте. Таким образом, в подростковом возрасте уровень развития способности к психологической интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов; 

в)для юношей 19-ти-20-ти лет характерно более успешно с помощью невербального поведения регулировать отношения между общающимися;

г)структура, уровень развития способности к психологической интерпретации невербального поведения влияют на положение личности в группе. Социально-перцептивным лидером становится тот, чей уровень развития способности к адекватному отражению состояний, качеств, отношений выше.

Микровывод. Развитие способности к восприятию невербальных компонентов в общении осуществляется следующим образом (от младенчества до подросткового возраста): а) от психологической интерпретации отдельных элементов невербального поведения к интерпретации целостного; б) от интерпретации на основе жестов и мимики действий и состояний партнеров к определению их качеств, отношений; в)от использования невербального поведения как средства идентификации психологических характеристик субъектов общения к овладению им как средством регуляции взаимоотношений.

 


2.3. Развитие индивидуальности младшего школьника на уроках художественно-эстетического цикла (музыки)

В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры по правилам дают ребенку материал для развития воображения, который совершенствуется в процессе восприятия детских сказок и мультфильмов. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л.С.Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно о давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.

 Класс - минимальная ячейка художественного сообщества. Там должно торжествовать личностное начало. Настоящий педагог не только учит музыке. Он воспитывает духовно. Он работает на неформальном уровне и дает ученику все, в чем тот нуждается. Педагог учит не потому, что положено учить, а потому, что добровольно избрал музыкантов в свои ученики. Взяв учеников, он объединяет их положтельным знаком отношения, не выделяя никого. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции.  Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения(на основе, конечно, некоторых общих принципов). Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Личностное своеобразие (и это более высокое положение ученика) проявляется в некотором более общем взгляде на мир, общем для всех людей, когда они достигли определенной высоты. И уникальность личности может проявиться в отношении к возвышенным вещам, в том, как человек может переплавить мировоззрение в свой подход к музыке. Педагог, взяв ученика в свой класс, берет его в свою жизнь. На самом деле у педагога есть художественная школа, с которой он не прерывает связи. Учитель берет ученика в круг своих поисков, идей, в круг своих достижений и достижений своих учителей-тех,с кем у него не прерывается тесная связь через музыку,собственные выступления, через культурные идеи и идеи искусства. Он как бы “подсоеди- няет” ученика к вертикали искусства. Вертикаль бесконечна, и то, чего она касается в своих высших проявлениях, никто не знает, но об этом смутно догадываются некоторые художники, в т.ч. и музыканты.


Микровывод. Индивидуальность - это как бы начальный уровень. Индивидуальность ученика проявляется в том, что у него есть ведущий способ художественной реакции. Для него образное видение мира развивается через краски, цветовые композиции, которые педагог помогает переводить в его способ звукоизвлечения.

Вывод к главе.С поступлением ребенка в школу одним из главных объектов познания становится, прежде всего, поведение учителя. Постоянная практика общения заставляет школьника размышлять о поступках и поведении людей. Следовательно, огромная роль на развитие индивидуальности младшего школьника возлагается, прежде всего, на педагога.

Глава 3. Организация и методики исследования.

1. Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе N 6 Ленинского района города Перми, во 2 ”в” классе в период с февраля 2003 года по апрель 2004 года.

Возраст детей: 8 - 9 лет; всего девочек - 14, мальчиков - 12. Специфика школы: с углубленным изучением предметов ХЭЦ (художественно-эстетического цикла). В начальных классах преподаются следующие предметы ХЭЦ: музыка - 2 часа в неделю, ИЗО - 2 часа в неделю, этикет - 2 часа в неделю, ритмика - 1 час в неделю (все 3 года) . По музыке используется программа “Музыкальное искусство” автор Школяр Л.В. и др. /3/. Общая характеристика данной программы дана в приложении 2.

Психолого-педагогическое исследование проводилось в 3 этапа.

 На 1 этапе изучались личностные и социально-психологические особенности детей;

 на 2 этапе изучались особенности педагогических коммуникаций;

 на 3 этапе исследования была сделана попытка соотнесения и анализа взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей и отношений детей к урокам музыки с особенностями преподавания.

2. Для изучения особенностей личностного и межличностного развития детей использованы следующие методики:

а) вопросник Р.Кетелла; включает в себя 12 факторов, причем значения каждого фактора могут высокими (8-10 стенов) и низкими (1-3 стена).

А высокие значения: открытый, доброжелательный, общительный, участливый;

  низкие значения: замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный.

В высокие значения: высокая степень сформированности интеллектуальных функций, достаточно развиты абстрактные формы мышления, большой объем знаний;

  низкие значения: низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик.

С высокие значения: уверен в себе, спокойный, стабильный;

  низкие значения: неуверен в себе, легко ранимый, неустойчивый.

D высокие значения: нетерпеливый, активный, легко возбудимый;

  низкие значения: неторопливый, сдержанный, флегматичный.

Е высокие значения: доминирующий, независимый, напористый;

  низкие значения: послушный, зависимый, уступчивый.

F высокие значения: склонен к риску, беспечный, храбрый, веселый;

  низкие значения: благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный.

G высокие значения: добросовестный, исполнительный, ответственный;

  низкие значения: недобросовестный, пренебрегающий обязанностями, безответственный.

Н высокие значения: социально-смелый, непринужденный, решительный;

  низкие значения: робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе.

I высокие значения: чувствительный, нежный, зависимый от других;

  низкие значения: реалистичный, практичный, полагающийся на себя.

О высокие значения: тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений;

  низкие значения: безмятежный, спокойный, оптимистичный.

Q3 высокие значения: высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов;

   низкие значения: низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.

Q4 высокие значения: напряженный, раздражительный, фрустрированный;

   низкие значения: расслабленный, спокойный, невозмутимый.

 Текст вопросника и матрица данных личностных свойств учащихся 2 класса даны в приложении .



б). Для изучения межличностных отношений в классе использована методика социометрия.

 Для выявления эмоционального лидера в классе был задан вопрос: “Скоро твой день рождения. Кого из класса ты пригласишь в 1-ю очередь? Во 2-ю? В 3-ю?”

 Для определения лидера в учебной деятельности был задан вопрос: “Предстоит сложная контрольная работа. У кого из класса ты попросишь помощи в 1-ю очередь? Во 2-ю?В 3-ю?”

 Матрица данных социального статуса учащихся 2 класса дана в приложении 3.

 

3. Для изучения отношения к предметам, преподаваемым в данном классе, использовались следующие методики:

а) метод неоконченных предложений.

Цель: выявить отношение детей к предметам ХЭЦ, в частности, к уроку музыки. Выявить те виды деятельности, которые не вызывают интереса и эмоционального отклика на уроках музыки. Определить субъективный уровень принятия уроков музыки, эмоциональное отношение к ним.

В инструкции детям предлагалось закончить предложения.

Стимульный материал: 1. Больше всего на уроках музыки

                        мне нравится...

2. Иногда на уроках музыки мне не  

  нравится...

3. Мне бы хотелось на уроках

   музыки...

Обработка. Проводился качественно-количественный анализ.

1. На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду музыкальной деятельности.

2. На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.

б) Рейтинговая оценка предметов.

По шкале от 1 до 10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы: русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка, естествознание, ритмика, труд, ИЗО, этикет, география.

1 балл - самая низкая оценка;

10 баллов - самая высокая оценка.

Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому предмету.

Бланк рейтинговой оценки дан в приложении 4.

4. На изучаемом классе работает учитель музыки со стажем 2,5 года. Основное направление работы: уроки музыки.

а) Для изучения педагогической компетентности учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6 факторов:

СКН  социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов);

НН   нетерпеливость к неопределенности (21 вопрос);

К    чрезмерное стремление к конформности (15 вопросов);

ССР  повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов);

ИН   ориентация на избегание неудач (28 вопросов);

ФН   фрустрационная нетолерантность (20 вопросов).

Текст теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.


б) Методика Фландерса.

Цель: изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить паттерны в педагогическом взаимодействии.

Ход работы с методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;

2)работа с видеозаписью: выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде:

1 паттерн=1палочка.

Стимульный материал (10 категорий):

1. Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;

2. Одобряет действия или поведение ученика;

3. Развивает идеи, предложенные учеником;

4. Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением получить ответ от ученика;

5. Объяснение, развитие собственных идей;

6. Команды, указания, которые должен выполнить ученик;

7. Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика;

8. Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена;

9. Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей;

10. Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю.

Обработка результатов: 1) количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в виде:       .

2) качественная: анализ соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении; а также соотношение категорий между собой.

Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6.

Глава 4. Особенности личностных свойств и межличностных отношений младших школьников, их связь с особенностями коммуникаций в музыкально-педагогическом процессе (результаты и анализ исследования)

 В результате проведенного психологического исследования учащихся 2-в класса были выявлены следующие взаимосвязи личностных свойств.

 Данные исследования представлены на таблице 1 и рис.1.

Из данных таблицы и графического рисунка мы видим, что у детей данного класса:

1)показатель общительности, доброжелательности(фактор А)

связан с проявлениями:

-решительности, социальной смелости,

непринужденности (фактор Н);

-тревожности, озабоченности(фактор О)-

отрицательной связью, то есть, чем общительнее ребенок, тем он проявляет себя более решительным и менее озабоченным;

2)показатель высокой степени сформированности интеллектуальных функций, большого объема знаний (фактор В) связан со свойствами:

-нетерпеливость, активность, легкая возбудимость (фактор D), что, вероятно, является характерным для младшего школьного возраста;

-независимость, доминантность, напористость (фактор Е), то есть, чем выше интеллект и больше объем знаний, тем ребенок более активен, независим, напорист;

3)показатель уверенности, спокойствия и стабильности (фактор С) имеет связь с проявлениями:

-добросовестности, исполнительности, ответственности (фактор G), то есть спокойный ребенок в этом классе также добросовестный и ответственный;

4)показатель нетерпеливости, активности, легковозбудимости (фактор D) связан со свойствами:

-добросовестности, ответственности (фактор G) - отрицательной связью;

-высокого самоконтроля, хорошего понимания социальных нормативов (фактор Q3) отрицательной связью, то есть, чем нетерпеливее и активнее ребенок, тем он менее ответственен и имеет меньший самоконтроль;

5)показатель доминантности, независимости, напористости (фактор Е) связан со следующими проявлениями:

-склонность к риску, храбрость, беспечность, веселость (фактор F), то есть более независимый ребенок - он более храбрый и более склонен к риску;

6)показатель добросовестности, ответственности, исполнительности (фактор G) связан со свойствами:

-чувствительность, нежность, зависимость от других (фактор I);

-напористость, раздражительность, фрустрированность (фактор Q4) - отрицательной связью, то есть, добросовестный ребенок в данном классе более чувствителен и менее напорист и раздражителен;

7)показатель социальной смелости, непринужденности, решительности (фактор Н) связан с проявлениями:

-тревожности, озабоченности, полный мрачных мыслей (фактор О) - отрицательной связью, то есть, решительный, непринужденный ребенок - безмятежный, спокойный и оптимистичный;

8)показатель чувствительности, нежности (фактор I) связан с :

-высоким самоконтролем (фактор Q3), то есть нежный ребенок лучше умеет осуществлять самоконтроль.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, анализ корреляционных связей показал, что наибольшая нагрузка “падает” на фактор D (нетерпеливый, активный, легко возбудимый), который имеет 3 связи; а также на  фактор G (добросовестный, исполнительный, ответственный), который имеет 4 связи; то есть, нетерпеливые, легко возбудимые дети в данном классе имеют высокую степень сформированности интеллектуальных функций, они, зачастую, бывают безответственны и имеют низкий самоконтроль, что, вероятно, связано с особенностями младшего школьного возраста; вместе с тем, добросовестные, исполнительные ребята более уверены в себе, спокойны, более чувствительны и зависимы от окружающих, также они более невозмутимы, расслаблены, флегматичны и сдержанны.

КРОМЕ ТОГО, была рассмотрена взаимосвязь личностных свойств с социальным статусом детей (учебный статус и эмоциональный статус). Результаты исследования представлены на рис.2 и рис.3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7