Влияние оценки группы на самооценку подростков
Таким образом, самооценка как важнейший
компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием
гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с
которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка
коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к
самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов. [45]
1.2. Развитие самооценки в онтогенезе.
Теоретически самооценка начинает
формироваться уже в раннем возрасте. Если новорожденные и младенцы не имеют
четких "границ" своего существа и считают именно себя причиной всех
изменений вокруг, то уже в 2-3 года дети начинают сравнивать себя с другими,
вследствие чего у них постепенно складывается определенная самооценка. При
сравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые в
его окружении. Часто взрослые дают оценку действий других детей по их
конкретным действиям (хороший – помогает маме, нехороший – пачкает одежду), и
малыш, сравнивая себя с ними, делает вывод о том, к какой категории себя
отнести. [7]
К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, свои личностные
качества, достижения и неудачи. Если ранее это касалось в основном игры, то
теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. Учеными было
установлено, что если самооценка ребенка в каком-либо виде деятельности
является неадекватной, то, обычно, задерживается и самосовершенствование в данном
виде деятельности. Ведущую роль в формировании самооценки дошкольника играют
окружающие ребенка взрослые (в первую очередь родители), т.к. ребенок
"впитывает" оценки своих качеств взрослыми. [5, 7]
Особенностью детей младшего школьного
возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от
дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они
безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка
ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным
качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. [5] Младшие
школьники оценивают себя так, как о них отзываются взрослые. В этом возрасте
уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.
Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом
важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном
развитии школьника. [1]
Фаза индивидуализации в подростковом возрасте характеризуется уточнением
и развитием представлений о самом себе – активным формированием образа
"Я". Ведущим центральным психическим новообразованием подростка
становится чувство взрослости и становящееся самосознание, потребность осознать
себя как личность. У подростка возникает интерес к своей внутренней жизни,
качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с
другими людьми. [21] Потребность самосознания возникает из практической
деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива и потребностью
оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе. [49]
На первых порах в основе самосознания подростка по-прежнему лежат
суждения о нем других - взрослых (учителей и родителей), коллектива, товарищей.
Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. Подрастая, ребенок
начинает более критично относится к оценкам взрослых, для него становятся
важными и оценки его сверстников, и собственные представления об идеале; помимо
этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать
собственную личность. [31, 47] Но поскольку подросток еще не обладает
достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления,
то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем
притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в
коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей. Установлено, что
у детей, негативно воспринимаемых сверстниками, складывается более низкая
самооценка, и наоборот. [21]
Таким образом, только в подростковом возрасте начинает развиваться
подлинная самооценка – оценка человеком самого себя с преимущественной опорой
на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным "Я".
Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто
в норме перестает играть доминирующую роль. [2]
И.С.Кон так описывал развитие самосознания и образа "Я":
"Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не
менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь,
то прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно
социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают
внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость
положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот
что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я?" " [24]
В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению.
Тем не менее, у подростков мы наблюдаем лишь зарождение этого процесса, полное
развитие которого придется уже на юношеский и ранний взрослый периоды жизни. В
подростковом возрасте человек пересматривает многие ценности в основном
ориентируясь в своих вкусах и образцах на референтную группу. [9]
В целом для младшего подросткого возраста (особенно ярко это проявляется
у 12-летних) характерны негативные оценки себя (по научным данным так оценивает
себя приблизительно третья часть детей этого возраста). Но уже к 13 годам
наблюдается положительная динамика в самовосприятии. К юношескому возрасту
человек имеет более дифференцированную оценку собственного поведения в
различных ситуациях, появляется развернутая система самооценок и в основном
складывается "Я-образ" – относительно устойчивая система
представлений о себе. [4]
Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность
подростку делать обобщения в достаточно сложной области – деятельности по
усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью
подростка является интимно – личностное общение в различных сферах
деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Именно
поэтому подростки активизируют интимно – личностное и стихийно – групповое
общение как в школе, так и вне её. Из множества сфер общения подростком
выделяется референтная группа сверстников, с требованиями которой он считается
и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях. [49]
У подростка ярко проявляет себя
мотивационно–потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. В
этом возрасте чрезвычайно развито чувство аффилиации, т.е. стремления
принадлежности к группам себе подобных. [22] Остро переживается любое
нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая
потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как
трагедия Самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из
главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени
социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и
деятельности. [47]
Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и
потребность в самоуважении остается нереализованной, — развивается резкое
ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой
проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его
личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. Описанный
путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к
негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую
включается подросток. [50]
В силу своих возрастных особенностей подростки гораздо чаще других
возрастных групп могут стать дезадаптированными в результате внутренней или
внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой
собой или окружением, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях
взаимоотношений, поведения и деятельности. Сами по себе возрастные особенности
не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как
правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть. [23]
Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно
литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый,
конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки
оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива,
недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало
немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное
влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселеранты) и
поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу,
что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее
чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ "Я".
Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т.
п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний. [46, 51]
1.3. Роль самооценки в развитии межличностных отношений.
Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во
взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных
направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен
большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной
функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем
адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с
социальными отношениями, устанавливаемыми личностью. [31]
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В
них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные
и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью
нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует
себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния
являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в
межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям,
структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу,
в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет
себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с
другими. [39]
В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения,
отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации
развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в
каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных
этапах действуют общие закономерности их становления и развития. [23]
Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений
тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая
характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной
деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие
межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность
межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь
сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит
наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и
характер её влияния на индивидов. [36, 51]
Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать
трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И,
напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что
это затрудняет всякую возможность улучшения "Я-концепции". Кроме
того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности,
но и крайне озабочены мнением других если со стороны последних наиболее
вероятна неблагоприятная оценка. [9]
Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с
появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу.
Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным
воздействием и давлением группы. В дальнейшем человек с заниженной самооценкой
часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от
того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих. [18]
По словам многих авторов (К.Роджерс, В.Сатир и др.), позитивное отношение
к самому себе, принятие себя оказывается взаимосвязанным со способностью к
конструктивному взаимодействию с другими людьми. Высоко оценивая самого себя,
человек, скорее всего, будет так же доброжелательно относиться к другим. Такому
человеку свойственны открытость, свобода в выражении своих чувств, способность
к самораскрытию в общении. [33, 54]
2. Практическая часть.
2.1. Общая характеристика методик определения самооценки личности.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки.
Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко
классифицированы.
"Чистое" определение самооценки подразумевает всего два
варианта: либо прямое перечисление испытуемым своих качеств (методика М. Куна),
либо выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более
всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя –
методика Будасси С.А. или Фанталовой Е. Б. (как подвариант – выставление себе
оценки по каждому качеству, методика Дембо-Рубинштейна). [19]
Метод Будасси основан на представлении о том, что
статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной
Я-концепции. Стоит напомнить, что в психологии принято выделять две формы
Я-концепции — реальную и идеальную. Понятие "реальная" — это
представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же
Я-концепция (идеальное "Я") — это представление личности о себе в
соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть"). Рассогласование
между реальным и идеальным Я может быть источником как серьезных
внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности – многое определяется
мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Когда
испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20
качеств сначала "в идеале", а потом "в соответствии со своими
качествами", по сути он предоставляет свои идеальную и реальную
Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки. [12, 30]
Однако самооценка, как и человеческая личность, не формируется в
"вакууме": она зависит от оценки окружающих, от личностных установок.
Как уже говорилось, самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной
или заниженной), при этом даже при осознании собственных недостатков и достоинств
(адекватной самооценке) далеко не все испытуемые соглашаются их признавать в
тестировании, что особенно характерно как раз для подросткового возраста. [52]
Кроме того, самооценка очень динамична и может изменяться на только в процессе
взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств и т.п., но и -
особенно у подростков и легко внушаемых людей - даже в зависимости от
высказывания своего мнения окружающими, причем в очень короткие сроки (при этом
такая внезапно измененная самооценка может далее поддерживаться на протяжении
достаточно длительного срока). [25]
Исходя из вышесказанного, очевидным становится то, что одной прямой
методики для правильного выявления самооценки у подростков недостаточно. [40]
Поэтому в психологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо
или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Во-первых, это уже
упоминавшиеся ("чистые") методики, базирующиеся на самоописании себя
испытуемым. Самоописание может быть как открытым, явным (тест свободного
самоописания "Кто Я" или "20 слов" М.Куна в модификации
А.М. Прихожан, тесты выбора из пары личностных свойств), так и скрытым
(проективные методики: "Незаконченные предложения", "Рисунок
несуществующего животного"). [19, 38]
Кроме того, поскольку оценивание самого себя проходит через призму оценки
окружающих, зачастую проверяют корреляцию результатов описанных выше методик с
оценкой данного человека референтными группами. Для подростка это, прежде
всего, коллектив одноклассников, а также друзья (вне школы), родители и
учителя. [23] Для выявления статуса подростка в учебной группе используют
методику, называемую социометрией (выявление социометрической структуры группы
для определения характера межличностных взаимоотношений в группе). Обычно
используется вариант социометрической методики Дж. Морено в модификации Я.Л.
Коломинского "Выбор в действии", цель которой - изучить межличностные
отношения в группе сверстников. [28]
В прямых методиках испытуемый
выражает свое отношение к тем ли иным человеческим качествам, параллельно давая
оценку наличия этих качеств у себя. Например, тест "Соотношение
"ценности" и "доступности" в различных жизненных
сферах" Е. Б. Фанталовой. Стимульным материалом в методике Е. Б.
Фанталовой служит список из 12 ценностей: активная деятельная жизнь; здоровье
(физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства
(переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь; материально
обеспеченная жизнь (отсутствие затруднений); наличие хороших и верных друзей;
познание (возможность расширения своего образования, общей культуры,
интеллектуальное развитие); свобода (независимость в суждениях и поступках);
счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности);
уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий). [35] Для подростков
формулировки должны быть адаптированы исходя из ценностей, актуальных для них
на данном жизненном этапе. [33] В методике используется метод парных
сравнений. На бланке перечисляются 20 различных качеств личности. В левой
колонке (идеал) испытуемый определяет понятия, принадлежащие к более значимому
для него кругу потребностей (ранжирует по привлекательности, в той мере, в
какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать). Затем в правой колонке
(я) он ранжирует эти качества по отношению к себе: выбирает качества по
критерию их доступности для него, по степени своего успеха в каждой сфере. [35]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|