Влияние общения на развитие речи ребенка в возрасте от 0 до 3 лет
Влияние общения на развитие речи ребенка в возрасте от 0 до 3 лет
ГУМАНИТАРНЫЙ
ИНСТИТУТ
психологический
факультет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: Влияние
общения на развитие речи ребенка
в возрасте от
0 до 3 лет
Исполнитель: студент 4-го курса психологического
факультета
Вершинина
Наталья Анатольевна
Научный
руководитель: д.п.н.,
профессор Крысько В.Г.
_________________
виза декана
Москва - 1997
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................
§1. СУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА.........................................................................
Развитие потребности в общении.....................................................................................
§2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ........................................................................................................................................
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(Довербальное развитие общения)...........................
ЭТАП ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧИ...................................................................................................
ЭТАП РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ..................................................................................
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
РЕЧИ РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
Факторы, влияющие на развитие речи
(рекомендации )....................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................................................................
Общение - один из важнейших
факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми
возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.
Первые три года жизни, когда
дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии
речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за
движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого
первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так
постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее
начинает активно пользоваться.
В наше время развитие
средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих
семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить
общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием
развития у ребенка нормальной речи.
Решающую роль в становлении
речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера.
Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и
основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в
ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это
подтверждается практикой воспитания детей.
Существуют печальные
примеры, которые показывают, к чему приводит, если много и с любовью не говорить
с ребенком. Родившись глухим, ребенок становится немым, если его дефект не
сразу обнаружен. В ответ на свои капризы, плач или крик он не слышит ответа и
перестает вообще реагировать. Но если чаще нежно брать такого ребенка на руки,
улыбаясь и нежно поглаживая, можно спасти его от полной духовной изоляции.
Известный исторический
пример: император Фридрих 2 в начале 18-го века захотел изучить праязык
человечества и поставил опыт, в основе которого лежала такая идея: если
воспитывать ребенка, но при этом не разговаривать с ним, то он сам по себе
заговорит на этом праязыке. Результат этого эксперимента плачевен - все
младенцы умерли. Этот пример также подтверждает то, что общение и любовь
необходимы ребенку с самого рождения.
Решение данной проблемы определяет
предмет и направление исследования, а также цель, задачу и гипотезу работы.
Предметом исследования
являются дети в возрасте от 4 месяцев до 3 лет.
Цель работы - исследовать
развитие речи ребенка и определить, насколько важное значение имеет общение с
ребенком для ее формирования.
Данная цель требовала
решения следующих задач:
· определение этапов развития речи как
средства общения ребенка в возрасте от 0 до 3 лет;
· выявление влияния степени общения
взрослого с ребенком на ход развития речи.
Для решения поставленных
задач было проведено исследование развития детей в возрасте: 4 месяца; 1 год 3
месяца; 3 года. Само исследование проводилось в качестве наблюдения за
поведением детей и их реакцией на общение со взрослыми. Также в работе описаны
два эксперимента:
1. по изучению понимания речи ребенка в
возрасте от 1 года;
2. по определению активного словарного
запаса детей в возрасте от 3 лет по методике “Расскажи по картинке”.
Проводимое исследование было
направлено на проверку гипотезы: интенсивное общение взрослого с ребенком
приводит к более раннему развитию речи и повышает коммуникативные
характеристики ребенка.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения
речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько
этапов.
На
первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет
говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие
овладению речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется
переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать
простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап
возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до
7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно
использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития
речевого общения.
Aнализ поведения детей раннего возраста показывает
- ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи;
лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными
высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что
это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!»), заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно,
только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность
коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести
вербальный ответ.
Поэтому
при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое
внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия
появления и развития у детей речи.
Коммуникативный
фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличностной функции на всех трех
этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в
дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково
проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с
тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды
дошкольного детства.
“Любая
деятельность характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются
побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет
деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности, продукт или
результат деятельности и средства ее осуществления (действия и операции)”.*
Исходя
из этого, предметом общения как деятельности является другой человек, партнер
по совместной деятельности. Конкретным предметом деятельности общения служат
каждый раз те качества и свойства партнера, которые проявляются при
взаимодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они становятся затем продуктами
общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых
выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах) также входит в
продукт общения.
Общение характеризуется также особой
потребностью, несводимой к другим жизненным потребностям ребенка. Последняя
определяется через продукт деятельности как стремление к оценке и самооценке, к
познанию и самопознанию.
“Первая потребность, которую мы должны
сформировать у ребенка - это потребность в другом человеке”.**
___________________________
* Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание,
личность.-Н.,1975. С.78
** Эльконин Д.Б. Детская психология.-М..,1960.
С.105
В общении потребность
изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности
ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении
конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и
достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
Различают несколько этапов развития потребности
в общении ребенка со взрослым:
1. Потребность во внимании и
доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в
первом полугодии жизни.
2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии
взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после
овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном отношении
взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей,
направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в
физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству
со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий
предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов
обеспечивает такое сотрудничество.
4. Потребность во взаимопонимании и
сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к
миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и
нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым.
Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
В раннем возрасте у детей выделяются четыре
формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное.
Этап охватывает 1-й год жизни детей срок небольшой по сравнению с
продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в
генезисе вербальной функции ребенка.
Ситуативно-личностное общение
На
протяжении 1-го года ребенок сменяет по крайней мере две формы общения с
окружающими взрослыми. К 2 месяцам у него складывается ситуативно-личностное
общение с близкими взрослыми.
Оно
характеризуется следующими чертами:
· общение находится на положении ведущей
деятельности детей, опосредуя все их остальные отношения с миром;
· содержание потребности детей в общении
сводится к нужде в доброжелательном внимании взрослых; ведущим среди мотивов
общения является личностный мотив;
· основным средством общения с окружающими
людьми служит для младенцев категория выразительных (экспрессивно-мимических)
движений и поз.
Ситуативно-деловое общение
В
конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит на уровень
второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое
общение. Оно отличается такими особенностями:
1)
общение
разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид
деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей;
2)
содержание
потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к
сотрудничеству, к совместному действию с окружающими
взрослыми; этот компонент не отменяет прежней
нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяется с ней;
3)
ведущим среди
мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими
задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов со взрослым;
4)
основным средством
общения с окружающими людьми для младенцев служит категория изобразительных
(предметно-действенных) движений и поз предметных действий, преобразованных для
функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Эмоциональные
и первые простые практические контакты, замыкающиеся между детьми и взрослыми в
рамках двух первых форм общения, не требуют от ребенка владения речью; он ею и
не овладевает. Однако сказанное не обозначает, что младенец вообще никак не
сталкивается с речью. Как раз наоборот: словесные воздействия составляют
большую и значительную часть поведения взрослого по отношению к ребенку.
Поэтому можно предполагать, что у младенцев рано появляется особое отношение к
звукам речи вследствие их неразрывной связи с фигурой взрослого человека,
составляющей для ребенка центр мира на этапе ситуативно-личностного общения и
весьма важную его часть на этапе ситуативно-делового общения.
Первый
звук, который издает ребенок, - это его первый крик при рождении. Он еще не
имеет отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.
Вокализации
имеют вид коротких или певучих звуков, в которых выражается состояние ребенка,
начиная от восторга (вскрики, визг) и до напряженного сосредоточения (гукание).
Подготовка
к овладению языком начинается уже в 2-4 месяца с упражнений в произношении
отдельных звуков. Ребенок произносит задненебные и гласные звуки “АИЫ”, “ОИУ”.
Здесь итог доброй традиции “огукать” с детьми.
Вокализации
детей 1-го года жизни являются предречевыми, хотя иногда некоторые из них имеют
внешнее сходство со словами. Так, младенец может лепетать «дя-дя», но этот
звукокомплекс не отличается фиксированным звучанием. Предречевые вокализации
часто сопровождают занятия младенца с предметами и служат голосовым
аккомпанементом предметных действий. Однако часто вокализации используются
детьми и для общения с окружающими людьми.
Н. М.
Щелованов и Н. М. Аксарина, Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская
и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав
“комплекса оживления”, который является видом социального поведения ребенка. С
помощью вокализации дети по своей инициативе привлекают внимание взрослого, с
помощью звуков стараются удержать взрослого возле себя, посредством их сообщают
взрослому об испытываемом удовольствии или о состоянии дискомфорта.
Таким
образом, на 1-м году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых,
а при ответе на обращения старших партнеров и в случаях инициирования контактов
с окружающими людьми используют предречевые вокализации. Еще до появления
собственной речи дети уже понимают от 50 до 100 слов.
Приблизительно в 8 месяцев
ребенок начинает подражать звукам, которые слышит.
Можно выдвинуть предположение
о том, что еще в довербальный период у ребенка складывается особое отношение к
звукам речи окружающих взрослых.
Отношение характеризуется
преимущественным выделением звуков речи среди других неречевых звуков и
повышенной эмоциональной окраской восприятия первых.
Уже в
первом полугодии словесные воздействия взрослого вызывают мощную
ориентировочную реакцию детей, сменяющуюся через несколько секунд бурной
радостью. До 4-5 месяцев разговор взрослого, обращенный к младенцу, вызывает у
него “комплекс оживления” (радостное поведение, выражающееся улыбкой,
сосредоточенным и светлым взором, возбужденным движением, и звуками)
максимальной силы и продолжительности. Это воздействие по эффективности равно
ласке, в которую входят и улыбка, и поглаживание ребенка.
Речевые
воздействия взрослых вызывают во втором полугодии ответное поведение особого
состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки,
исходящие от неодушевленных предметов. В поведении ребенка при слушании
разговора взрослого в первую очередь выявляется ориентировочное начало.
Таким
образом, уже в первые месяцы жизни дети начинают среди звуковых раздражителей
выделять и фиксировать речевые воздействия окружающих людей.
К концу 1-го года у детей
наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных
параметра тембровый и тональный. Во втором полугодии ребенок переходит к более
сложному взаимодействию со взрослым. В ходе этого взаимодействия у ребенка
появляется нужда в новых средствах коммуникации, которые обеспечили бы ему
взаимопонимание со взрослыми.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|