бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние логопедической ритмики на музыкальное совершенствование и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста бесплатно рефераты

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1987 г.) выявлена задача: «Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Учить различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки. Продолжать развивать фонематический слух».

Программе «Детство» в старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков в сторону воспитания выразительности речи. Считается, что к пяти годам дети, как правило, овладевают произношением всех звуков родного языка. Закрепление правильного звукопроизношения осуществляется в процессе повседневного речевого общения.

Базисная программа развития ребенка дошкольника «Истоки» ставит перед воспитателями такую задачу: «Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, чистоговорках, коротких стихотворениях. Учить произвольно, регулировать темп и громкость произнесения, интонацию».

В настоящее время в нашей стране имеется широкая сеть логопедических детских садов, в которых помогают детям, имеющим дефекты речи. В специализированных речевых учреждениях, в которых проводятся логоритмические занятия, познавательные, эстетические, воспитательные и коррекционные задачи решаются совместно музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем, как в процессе всего курса обучения и воспитания, так и в течение очередного занятия.

Отечественные психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, указывали на связь речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны для логоритмического воспитания данные корреляции между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи у детей. Советский физиолог М.М.Кольцова считала, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Как отмечает Г.А.Волкова, логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти. Если музыка оказывает благоприятное действие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается ее влияние, когда она положена в основу специализированной двигательной системы, имеющей целью регулировать движение, речь и поведение детей.

Изучение психолого-педагогической литературы показало, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Отсюда можно сделать вывод, что проблема воспитания и формирования правильной устной речи детей дошкольного возраста остается актуальной и на сегодняшний день.


1.2 Особенности и возможности логоритмики


Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.

Во всех формах организации логоритмических занятий внимание воспитателя, логопеда и музыкального руководителя направляется на всестороннее развитие ребенка, на перевоспитание и устранение неречевых нарушений в двигательной и сенсорной сферах, на развитие или восстановление речи, на способность проявлять в своей деятельности стремление к творчеству.

Логопедическая ритмика развивается и обогащается все новыми знаниями, получаемыми путем исследования различных функциональных систем детей с речевой патологией, их развития при наличии того или иного нарушения. Следовательно, логопедическая ритмика, познавая закономерности развития и нарушения двигательных систем человека, их связей с развитием и нарушениями речеслуховой и речедвигательной систем, содействует совершенствованию всей коррекционно-воспитательной и восстановительной работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое -развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, координации движений, чувств темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера. Второе - развитие речи и коррекцию речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и коррекцию речевых нарушений в зависимости механизмов, симптоматики расстройства и методики его устранения.

В содержание первого звена логоритмического воспитания входит развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти, которое начинается от различения отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек к последующему целостному осознанному восприятию музыкальных произведений, к дифференцированному восприятию высоты звука, ритма, динамики музыки. Для выяснения и развития интонационно-слухового опыта ребенка необходимо определить общее настроение музыкального произведения, его жанр. С этой целью можно исполнить, например, пьесы П.И.Чайковского из детского альбома «Новая кукла» и др. Для выяснения и развития звуковысотного слуха у детей, им предлагается узнать знакомую мелодию, а затем спеть любимую песню, сначала в сопровождении фортепиано, а потом без аккомпанемента.

Среди детей младшего дошкольного возраста мало детей с высоким уровнем развития комплекса музыкальности, ведь ведущими компонентами музыкальности являются: музыкальный слух (ритмический, гармонический, мелодический), творческое воображение, эмоциональность, чувство целого.

Как свидетельствуют исследования, воспринимающий ритмический слух практически развит хорошо у всех детей, а вот воспроизводящий - довольно слабо. Творческое воображение развито у 80% детей. Его характеризуют свобода, смелость выбора темы, желание создавать, практически отсутствуют образы подражания. Виды творческой деятельности детей очень разнообразны: рисование, сочинение сказок, песен, игры и т.д. Следовательно, у детей преобладает образный тип восприятия и творческий вид воображения.

Приведенные данные необходимо учитывать в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, с тем, чтобы не проводить жесткой зависимости между имеющимся речевым расстройством и недостаточностью развития музыкальности.

Занятия по логопедической ритмике предоставляют широкие возможности для развития оптико-пространственных представлений и навыков, зрительной ориентировки на говорящего. В двигательно-музыкальных упражнениях организующим фактором протекания движения во времени является музыка, которая определяет и пространственные рамки выполнения движения. Двигательно-пространственные упражнения являются конечным результатом творческого проявления детей. Основными элементами в двигательно-пространственных упражнениях является речь с ее естественным ритмом, танцевальные движения и жесты. Особое внимание в них уделяется ритму речи, акценту, выражению мелодии. Самой простой двигательно-пространственной схемой является одночастная музыкальная схема, являющаяся замкнутым целым: строфа стихотворения, поговорка и т.д.

Логопедическая ритмика способствует развитию координации общих движений, тонкой произвольной моторики и мимики лица. Развитие координации движений предполагает овладение ребенком двигательными умениями и двигательными навыками. Они совершенствуются при использовании музыки, которая оказывает влияние на качество исполнения, улучшается выразительность движения, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки и движений определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

Еще одним аспектом воздействия логопедической ритмики в звене неречевых процессов является воспитание чувства ритма в движении. У человека имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. По мнению Карла Орфа, при восприятии музыкального ритма у детей возникают такие движения, как щелчки пальцами, топанье и т.д. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию. Акустические эффекты движения можно условно записать в нотах, чтобы потом воспроизвести. Чувство ритма имеет три основных компонента:

Ø    чувство темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования

опорных звуков;

Ø    чувство метра - способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и

не акцентированных звуков;

Ø    чувство ритмического рисунка - способность к восприятию и воспроизведению

отношений длительности звуков и пауз.

Логоритмические занятия способствуют воспитанию личностных качеств детей с речевыми расстройствами (подражательность, инициатива, самостоятельность, коллективизм), воспитанию волевых качеств (смелость, настойчивость, решительность, выдержка). Эти качества формируются под влиянием, как примера педагогов, так и через целенаправленный подбор музыкальных и речевых упражнений. Под специально подобранную музыку, на основе своих собственных представлений дети могут создавать фантастические рассказы, песенки с танцевальными, двигательными композициями, с плясками и т.д. Г.А.Волкова и Н.А.Власова считали, что подобные детские фантазии являются проявлением внутренней потребности выражения психического состояния. Правильно развивающиеся дети в наибольшей степени проявляют творческие способности. С возрастом желание фантазировать, импровизировать у детей связывается с определенным видом деятельности. Если в развитии ребенка есть известные нарушения, то возникает ограничение творческих способностей.

Второе звено логоритмического воздействия составляют развитие речи и коррекция речевых нарушений. Эта система логоритмического воспитания реализуется через организацию направленных занятий с детьми в зависимости от их речевого нарушения и предлагает:

Ø    воспитание и развитие темпа и ритма дыхания. Темп и ритм воспитываются в процессе двигательных упражнений сначала без речи, затем с речью;

Ø    способствует развитию фонематического восприятия у детей с разными речевыми нарушениями. Восприятие музыки различной тональности, громкости, темпа и ритма создает основу для совершенствования фонематических процессов. Произношение под музыку текстов, насыщенных оппозиционными звуками, способствует развитию слухопроизносительной дифференциации фонем;

Ø    воспитание темпа и ритма с помощью логоритмики необходимо выделить в специальный раздел коррекционной работы. Музыкальный руководитель создает своеобразную музыкально-двигательно-речевую основу, которую логопед и воспитатель совершенствуют на своих занятиях в чисто речевом плане. Например, ритмизированное произношение имен и под хлопки, и в пении. Вместо имен можно подобрать названия цветов, деревьев, животных и т.д. в соответствующем ритме;

Ø    коррекция речевых нарушений осуществляется как с учетом двигательных возможностей детей с речевой патологией, так и при целенаправленном подборе речевого материала для логоритмических или музыкально-ритмических занятий.

1.3 Взаимосвязь музыки, слова и движения, как основа музыкального развития детей


Понимание, логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, воспитывают правильную осанку. С помощью занятий логоритмикой дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

Воспитательные задачи этих занятий разнообразны. Это и музыкальное развитие детей – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. А также воспитание способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, то есть воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности.

Следовательно, музыка является средством эстетического, нравственного, умственного воспитания человека. Она учит воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения.

О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М.Я.Басов, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман и другие. Музыкальное воздействие на детей дошкольного возраста проявляется в совершенствовании личности ребенка, его функциональных систем. Логопедическая ритмика помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речи и общедвигательной функции.

Средства логопедической ритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности детей с речевой патологией.

Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на инструментах; самостоятельная деятельность с речевыми нарушениями; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Ходьба и маршировка - это вводные упражнения. С самого начала занятий вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому внимание детей направляют на руководящую роль музыки. Ходьба включается в каждое занятие. Она является естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы. Вводные упражнения должны научить детей навыкам умения ходить по кругу в одиночку и парами, умению соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также строить шеренги, линейки, колонны и т.п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах, в маршировке спиной назад, к центру и т.п.

С самого начала, и это является чрезвычайно существенным, вводные упражнения должны дать установку на разнообразный темп движения и речи и направлять внимание ребенка на руководящую роль музыки. В этом отношении следует использовать исключительную способность детей к инстинктивному восприятию содержания и формы музыки.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы. Например, длительно тянуть глухой звук, выполняя при этом определенные движения. Затем глухой звук заменяется гласными звуками, изолированными и в различных сочетаниях с согласными звуками. Далее на выдохе произносятся слова, фразы.

С произношением на выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над голосом. Необходимо воспитывать силу, высоту, длительность звучания и выразительность голоса, которая определяется его тембром. Упражнения на развитие голоса проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Сила голоса воспитывается в произношении гласных более громко или более тихо, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания выразительности голоса зависит от продолжительности выдоха. Для воспитания выразительности голоса полезно проводить мелодекламацию: чтение стихотворения с вопросительной, восклицательной, побудительной и другой интонацией под соответствующую музыку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5