Влияние использования нестандартного оборудования на формирование интереса младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Баскетбол
При прохождении раздела "Баскетбол"
при разучивании техники ведения мяча можно применить простое приспособление -
мяч на пружине, которое легко можно сделать своими силами [13, c.60].
Приспособление состоит из
пружины, в которую вставлена трубка длиной 170-220 мм с кольцом. Диаметр кольца
200-200 мм. Трубка крепится к пружине болтом.
Все приспособление крепится к
вертикальной стойке гимнастической стенки. В нерабочем положении металлическое
кольцо прижато к стенке. Чтобы выполнить упражнения, надо отвести кольцо от
стены до горизонтального положения и вложить в него большой мяч.
Это исходное положение для
разучивания отдельных элементов - правильно положения руки на мяче, движения
руки при ведении мяча. При неправильном выполнении техники ведения мяча мяч в
кольце будет "убегать" от ученика, а кольцо прижимается к
гимнастической стенке.
При выполнении упражнений надо
стоять сбоку от снаряда, соблюдая правильную стойку баскетболиста, сочетая
движение рукой с пружинящей работой ног. Не рекомендуется смотреть на мяч. В
зале можно укрепить несколько подобных приспособлений. Это повысит плотность
урока. [13, с.61]
Т.о. при использовании этого
оборудования у детей закладывается правильность выполнения техники ведения мяча
на начальном этапе разучивания. Так же можно применить и игровые комплексы для
более интересного прохождения учебного материала на данном уроке. Например:
"Брось - поймай". Перед каждой колонной на расстоянии 2 м от стены
кладут гимнастический мат. По сигналу первый игрок с ведением мяча бежит к
мату, ложится и выполняет передачу в стену, ловит мяч после отскока, ведя мяч,
возвращается назад и передает его в руки второго игрока.
"Неудобный бросок". Команды
стоят в колоннах по одному. По сигналу выполняется ведение, игрок обводит
стойки, потом, добежав до центральной линии, выполняет бросок сзади между ног
впереди стоящему игроку своей команды и встает в конец колонны.
Легкая атлетика
В процессе обучения школьников
бегу с преодолением препятствий перед учителем зачастую встает проблема
спортивного инвентаря.
Гимнастические скамейки, козел и
другие удобно применять в зале, а стандартные легкоатлетические барьеры можно
использовать лишь при обучении технике без опорных способов преодоления
препятствий.
В работе можно применять
разборные препятствия, изготовление которых в школьной мастерской не вызовет
трудностей [22, c. 19].
Препятствие состоит из
перекладины (деревянный брус - 1400х120), двух несущих и двух выдвижных (стальная
труба прямоугольного сечения (560х30х60)) стоек и двух подножек (дюралюминиевый
швеллер - 1400х140х70) [22, c. 20].
Несущая стойка фиксируется на
подножке при помощи подпятника, выполненного из стального уголка и
закрепленного сварным швом у основания стойки, а также растяжек, которые
имеются в любой школе. Выдвижная стойка вверху заканчивается крепежной лапкой (стальная
пластина - 150х60х8), имеющей паз (90х114). Крепление лапки осуществляется
также при помощи сварного шва по периметру. Несущие выдвижные стойки
соединяются направляющими болтами М12х60, которые вставляются в сквозное
отверстие каждой стойки и соответствующие пазы другой стойки. Поднятая на
нужную высоту выдвижная стойка затягивается гайками.
Металлические шайбы с
прокладками, выполненные из твердой резины, предохраняют стойки от царапин и
хорошо их фиксируют.
Перекладина препятствия
устанавливается при помощи четырех болтов М14х140, по два с каждой стороны,
вставляемых в пазы крепежных лапок выдвижных стоек и снизу затягиваемых гайками.
Процесс разборки или сборки
препятствия одним человеком при определенном навыке занимает не более 6-7 мин. В
разобранном виде препятствие не занимает много места и удобно для хранения, а
сравнительно небольшой вес позволяет без особого труда доставлять это
приспособление к предполагаемому месту занятий. Таким образом, разобранное
препятствие может с одинаковым успехом использоваться как в условиях
спортивного зала, так и в тренировочных занятиях на местности [22, c.21].
Необходимую устойчивость
препятствию обеспечивают длинные подножки. Для большей безопасности проведения
занятий предусмотрена возможность дополнительного крепления всего препятствия. Для
этого на обоих концах подножек просверлены отверстия, в которые вбиваются
металлические колышки в случае проведения занятий на местности. Используются и
болты в комплекте с заранее забетонированными в местах крепления на грунте
металлическими пластинами, имеющими резьбовые отверстия [22, c.23].
Благодаря возможности изменять
высоту с 62 до 92 см в зависимости от возраста и подготовленности, учащихся
препятствие может применяться как в младших классах, так и в старших.
Учебно-тренировочное разборное
препятствие можно применять круглогодично, что позволяет значительно
разнообразить уроки физической культуры и лучше подготовить старшеклассников на
полосе препятствий.
При использовании этого
оборудования у детей формируется интерес к двигательным действиям. С данным
оборудованием учащиеся придумывают различные задания, так идет формирование
интереса к творчеству, например: "Укрощение змей". Выполняется в
парах. Один игрок держит в руках длинную веревку, которую он вращает, создавая
волны. Другой стоит за барьерной стойкой и прыжками пытается наступить на
веревку. Если удается, то меняются местами [8, c.31].
"Ногами в цель". На
полу рисуют мишень, за попадание в каждый ее круг дают определенные очки. Игроки
садятся за барьерную стойку, которую ставят за большой круг. Затем по очереди
кидают ногами в мишень самодельные мешочки с песком. После всех бросков
подсчитывают очки.
Снаряд для метания легко
изготовить силами учеников в каждой школе из отслуживших свой срок волейбольных
мячей. Чтобы сделать его, нужна покрышка от волейбольного мяча, бельевая
веревка, капроновые нитки, большая игла и материал набивки [22, c.24].
Взяв веревку, сплетаем ее (вшестеро)
и на одном конце завязываем узел, оставляя свободный конец веревки длинной
15-20 см. Затем, разрезав волейбольный мяч по шву, отпариваем и извлекаем
отслужившую камеру, набиваем покрышку тряпками и вставляем в прорезь покрышки
узел веревки. После этого шов зашиваем. Место выхода веревки прошиваем вокруг,
пропуская нить через узел. Хорошо закрепляя сплетенные веревки капроновой
нитью, мы продлеваем срок службы снаряда.
Предлагаемые мячи с веревкой
можно метать в любое время года, летом и зимой, на улице и в зале. Неплотно
набитая покрышка смягчает удар о стену и предохраняет ее от разрушения.
За 5 минут каждый ученик может
выполнить 20-30 бросков. Применяя этот снаряд, ученики старших классов улучшат
свои показатели в метании. [22, с.45-46]
Таким образом, при использовании
нестандартного оборудования на уроках физической культуры, увеличивается
плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный настрой учащихся.
Обучение учащихся практическим
навыкам установки многокомплектного оборудования начинается с четкого
распределения между ними обязанностей по выполнению определенных функций. Одни
из ребят развертывает секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их от
стены к центру зала и фиксировали стопорными болтами к полу, а также размещали
гимнастические маты и скамейки. Остальные учащиеся устанавливают снаряды
оборудования после его развертывания (из расчета по два человека на каждый
снаряд) [7, c.43].
Методика установки таких
снарядов, как перекладина и брусья (они составляют основу многокомплектного
спортивного оборудования), примерно одинакова. Поэтому достаточно подробно
рассмотреть методику установки одного снаряда - перекладины.
В исходном положении гриф
перекладины в секции оборудования расположен вертикально: верхний его конец
укреплен шарнирно в подвижном хомуте, а нижний упирается в "пятачок" [7,
c.44].
Один из двух учащихся,
распределенных на установку снарядов, приподнимает гриф перекладины немного
вверх и вынимает его из упорного пятачка, расположенного в нижней части секции.
Затем он отодвигает нижний конец грифа в сторону и передает его товарищу, а сам
опускает верхний его конец вместе с подвижным хомутом до необходимого уровня
высоты установки перекладины, фиксирует этот хомут через отверстие болтом.
Второй учащийся в это же время
на необходимой высоте фиксирует подвижный хомут рядом стоящей секции стопорным болтом
через отверстие в трубе секции. Затем он укрепляет свободный конец грифа в
скобе хомута также стопорным болтом.
Аналогично устанавливают жерди
брусьев. После укладки гимнастических матов начинается опробование снарядов. На
этом установка перекладин и брусьев в рабочее положение заканчивается.
Свертывание оборудования
осуществляется в обратном порядке: убираются гимнастические маты и скамейки,
устанавливаются в исходное положение грифы перекладин и жерди брусьев (вертикально),
освобождаются фиксаторы каждой секции, сдвигаются к стене перекладины и брусья
[7, c.45].
Имеет смысл подробнее рассказать
и о методике установки гимнастических канатов в рабочее положение. В исходном
положении они слегка закручены вокруг одной из вертикальных труб секции. Для их
установки вначале необходимо выдвинуть секции оборудования к центру зала и
зафиксировать их. Канаты раскручивают, затем, держась за нижний конец, резким
движением в сторону сдвигают верхний конец каната, закрепленный на кольце (которое
имеет возможность свободно, перемещаться по горизонтальной трубе, связывающей
шарнирно все секции), к середине промежутка между секциями.
Установка гимнастических канатов
в исходное положение осуществляется в обратном порядке. Ну, если возникла
необходимость установить гимнастические канаты не только из исходного положения
всего оборудования, но и после окончания упражнений на перекладинах и брусьях, т.е.
когда оборудование уже развернуто и снаряды установлены? Для этого нужно только
убрать грифы перекладин и жерди брусьев (в обратном порядке) в исходное
положение в каждой секции и установить описанным выше методом гимнастические
канаты в рабочее положение [14, c.45].
Для профессионально-прикладной
физической подготовки и других видов деятельности, учащихся в многокомплектном спортивном
оборудовании предусмотрены также гимнастические лестницы, которые могут
располагаться горизонтально, образуя своеобразный рукоход.
В исходном положении
гимнастические лестницы расположены вертикально и соединены шарнирно с
горизонтальной верхней трубой секции. Опытным путем можно выявить рациональную
методику перевода лестниц в горизонтальное (рабочее) положение.
Так же, как и при установке
перекладин, брусьев и канатов, несколько учащихся отодвигают секции
оборудования к центру спортзала и фиксируют их. Остальные учащиеся
распределяются по два на каждую гимнастическую лестницу [14, c.46].
Устанавливают лестницы в
горизонтальном положении последовательно, начиная с любого конца оборудования. Один
из освободившихся учащихся взбирается на верхнюю горизонтальную трубу первой
секции и принимает из рук в руки конец лестницы, который подают ему два
товарища, стоящие внизу, и стопорит ее болтом в скобах, приваренных к трубе. Затем
передвигается по укрепленной уже лестнице и стопорит остальные. Освободившиеся
учащиеся укладывают маты и расставляют скамейки. Установка лестниц в исходное
положение происходит в обратном порядке. При достаточном уровне
подготовленности и организации, учащихся время, затрачиваемое на установку
снарядов на уроке, составляет не более 2 мин. Причем для более успешной
подготовительной работы по установке снарядов целесообразно периодически менять
учащихся на различных операциях с целью изучения ими всех приемов и действий [14,
c.47].
Подготовка к работе
многокомплектного спортивного оборудования, расположенного на открытой
площадке, намного проще и в основном сводится к поддержанию чистоты рабочего
состояния снарядов и их отдельных узлов, скамеек и других приспособлений.
Стремясь постоянно поддерживать
интерес ребят к процессу самой деятельности, будь то упражнения или установка
снарядов, с первых занятий можно организовать установку и уборку снарядов
многокомплектного оборудования в виде соревнования между отдельными группами
учащихся.
Таким образом, установка
оборудования воспитывает у детей такое качество как бережное отношение к
инвентарю. Так же используется соревновательный метод для поднятия
эмоционального тонуса, что прививает любовь к уроку [9, c.22].
Складная наклонная скамья.
Трансформируемое изделие, для
жима лежа - наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов,
соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьи
снабжен. Ножками. Парные ножки П. - образной формы различной величины (40-50 см
и 15-20 см) обеспечивают наклонное положение скамьи [1, c.32].
После тренировок такая скамейка
складывается вверх (ни в коем случае не вниз), а ножки предварительно
поворачиваются и устанавливаются в ее плоскости. В рабочем положении она имеет
длину 180 см, ширину 45-50 см. Угол наклона скамьи к плоскости площадки 20°.
Скамейка снабжается
расположенными сбоку ручками, при помощи которых ее можно легко переносить.
Конструкция скамьи состоит из
двух металлических рам. Плоскость скамейки может покрываться гнуто выклейными
элементами из фанеры; древесностружечными, древесноволокнистыми плитами (не
более 2 см толщиной) с последующей фанеровкой или покрытием пластиком, а также
и просто армированным пластиком.
Желательно, чтобы верхний элемент
скамьи имел неглубокий (1-2 см) продольный желоб, расположенный посредине, для
того чтобы максимально уменьшить нагрузку на позвоночник спортсменов. [1, с.12]
В сложенном виде такая скамья
напоминает своеобразный плоский чемодан с размерами 90Х45 см, удобный для
переноски. Вес его различен в зависимости от применяющихся материалов, но
находится в пределах 10-15 кг. Это изделие настолько просто в изготовлении, что
может быть сделано в течение нескольких часов [1, c.34].
Делая скамейку для тренировок,
необходимо закреплять ножки так, чтобы не было перекосов. Ножки должны
устанавливаться в рабочем положении под углом к плоскости площадки, чтобы
обеспечить большую жесткость и предохранить от случайного складывания их в
процессе тренировки. Скамья будет опираться фактически в трех местах: первая пара
ножек, вторая пара ножек и торец нижней половины скамьи. Конструкция,
закрепляющая ножки к скамье, должна предусматривать поворот их только в одну
сторону.
Металлические П. - образные
трубки для ножек могут иметь диаметр 2,5-3 см. Концы их снабжаются резиновыми
или пластмассовыми башмачками. Такие насадки делаются для предотвращения
скольжения скамьи по поверхности площадки [1, c.10].
Скамьи аналогичного типа давно и
с успехом применяются во многих спортивных залах нашей страны, а (также в
некоторых зарубежных странах; США, Австрии, Швеции, ФРГ и других) Скамьи
оригинальной конструкции изготавливаются, например, американской фирмой "Йорк
Барбелл компаний".
Возможно изготовление
собственными силами и другого типа трансформируемой скамьи. Рабочая поверхность
ее имеет длину 140-150 см, ширину 45-50 см. Скамья состоит также из двух
элементов: самой плоскости скамьи и подголовника. Эти элементы при
необходимости могут приподниматься с каждого края, а затем фиксироваться в
таком положении на время тренировки.
Такая конструкция удобна тем,
что благодаря изменениям угла наклона двух частей скамьи можно разнообразить
тренировки, развивать определенные группы мышц. [1, с.13]
Каждый из этих двух элементов
рабочей плоскости скамьи крепится к металлическому основанию подвижно (на
рояльных петлях, шарнирах). Фиксация под углом происходит при помощи простых
опорных элементов с защелками на различную высоту. Изготавливаются они из
стальных полосных элементов (сечение 3-4 мм) или стальных трубок (диаметр 20-25
мм). Основание имеет металлическую раму с четырьмя ножками (диаметр трубок 25-30
мм), на которую непосредственно укладывается сама скамья. Скамья может
изготавливаться из гнутовыклейных элементов фанеры; древесностружечных, древесноволокнистых
плит (не более 2 см толщиной) с покрытием пластиком или фанеровкой, из
столярной плиты.
Деревянные элементы этих двух
типов скамей покрываются бесцветным матирующим нитролаком, который оставляет
видимой для глаза текстуру древесины. Металлические элементы покрываются
нитроэмалью светло-серого, серо-стального, голубого цвета, а подвижные и
фиксирующие элементы маркируются желтым или белым цветом. Ножки скамьи
снабжаются, как и у предыдущего типа, пластмассовыми или резиновыми башмачками.
Углы и кромки рабочей плоскости скамей всех типов необходимо сделать овальными,
чтобы избежать травм.
Таким образом, складная
наклонная скамейка удобна в применении и развивает силовые качества у детей. Так
же ее можно использовать на уроках гимнастики [1, c.23].
Складные перекладины.
Это решение будет особенно
удачным, если сложенные перекладины располагаются не у плоскости, а в самой
плоскости стен. Тогда ровная торцовая поверхность сможет использоваться и для
отработки ударов мяча о стену при тренировках по теннису.
Чтобы не усложнять конструкцию
перекладин и в то же время обеспечить изменение ее по высоте, можно установить
несколько (2-3) перекладин различной высоты для людей различного роста, а также
для детей младшего и среднего школьного возраста. С одной стороны перекладина
шарнирно соединяется со стеной, а с другой стороны устанавливается на стойке с
растяжками. Таким образом, сняв растяжки, перекладину можно быстро сложить.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|