Влияние физического воспитания в семье на общую физическую подготовку учащихся младшего школьного возраста
p>Физкультурные развлечения (подвижные игры и их варианты, народные игры) проводятся не реже одного раза в месяц. Форма работы предполагает проявление двигательной самодеятельности. Важно заботиться об эмоциональном эффекте игровых занятий. Значительное место в программах физкультурных развлечений занимают задания соревновательного типа. Они увеличивают двигательную активность, повышают интерес к физическим упражнениям, учат детей оценивать свои возможности и управлять своим поведением.Физкультурные праздники созданы для того, чтобы показать достижения наших спортсменов. В программу праздника включается общеразвивающие упражнения, игры со спортивными элементами и подвижные игры. На протяжение всего праздника необходимо максимально активизировать каждого участника, уместно использовать юмористическую шутку. Домашнее задание по физкультуре детям лучше давать в занимательной форме. Очень важно организовать помощь со стороны родителей. Но делать это надо тактично, без назиданий и нравоучений. На физкультурном занятии тем, кто не умеет прыгать или делает это плохо, рекомендуется взять с собой скакалку и учиться дома с родителями. Критерием выполнения задания служит наиболее качественное выполнение ребенком со стороны родителей. [17; 156]
2. Эмпирическое исследование
2.1
Организация исследования
Цель
исследования: изучение влияния физического воспитания в семье на общую
физическую подготовку детей младшего школьного возраста.
Задачи
исследования:
1)
Выявить
уровень физической подготовки детей младшего школьного возраста через
контрольные упражнения.
2)
Провести
обработку результатов диагностики и проанализировать их.
3)
Разработать
комплекс утренней гимнастики для детей младшего школьного возраста.
Этапы
исследования:
1.
Подготовительный
этап (подбор диагностического инструментария, определить базу исследования)
2.
Основной
этап (осуществление исследования)
3.
Заключительный
этап (анализ результатов, написание выводов, разработка рекомендации)
База
исследования: МОУ «Крутоосыпская школа-сад»
Выборка
исследования: 5 семей, учащиеся 2,3 класса в количестве 5 человек, из них 3-девочка,
2 – мальчика, возраст – 7–9 лет.
Диагностический
инструментарий: тестирование.
Тестирование
– это стандартное задание, применяемое с целью определения умственного развития
специальных способностей, волевых качеств человека и с других сторон его
личности.
2.2 Анализ
результатов и выводы
Исследование
включает 3 вида эксперимента:
– констатирующий;
– формирующий;
– контрольный;
Констатирующий
эксперимент был проведен в январе месяце 2009 года. Учащимся 2,3 классов были
предложены контрольные упражнения (прыжки в длину с места, челночный бег,
поднятие туловища, шестиминутный бег), с помощью которых мы определили уровень
физической подготовленности учащихся 7–9 лет. Обработав полученные данные, мы
получили следующие результаты (таблица №1).
Таблица №1. Результаты
уровня физической подготовленности (констатирующий эксперимент)
Испытуемый |
Координационные |
Скоростно-силовые |
Силовые |
Выносливость |
Челночный бег (с) |
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
м |
д |
Миша (7 лет) |
13 |
|
109 |
|
13 |
|
720 |
|
Саша (8 лет) |
|
11,5
|
|
108
|
|
12 |
|
547 |
Юра (7 лет) |
10,8
|
|
112
|
|
17 |
|
752 |
|
Лена (8 лет) |
|
11
|
|
123
|
|
14 |
|
489 |
Вика(9 лет) |
|
10,2
|
|
115
|
|
15 |
|
587 |
Полученные результаты также представим в виде сводной таблицы:
Испытуемый |
Координационные |
Скоростно-силовые |
Силовые |
Выносливость
|
Челночный бег (с) |
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
Уровень |
Уровень |
Уровень |
Уровень |
Миша (7 лет) |
низкий |
низкий |
средний |
средний |
Саша (8 лет) |
низкий
|
низкий
|
средний |
низкий |
Юра (7 лет) |
средний
|
средний
|
высокий |
средний |
Лена (8 лет) |
низкий
|
средний
|
высокий |
низкий |
Вика(9 лет) |
средний
|
низкий
|
средний |
низкий |
На втором этапе эксперимента мы разработали детям комплекс утренней зарядки. Предложенный нами комплекс испытуемые выполняли в течение месяца в домашних условиях. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. Систематические занятия утренней гимнастики способствует развитию у ребят правильной осанки, подготавливает организм к тем нагрузкам, которые следует ему преодолеть в процессе длительности дня. Утренняя гимнастика включает в себя ходьбу, бег, подпрыгивание, упражнение для разных мышечных групп. Комплекс утренней гимнастики для учащихся 7–9 лет.
1.
На
пробуждение мышц (потягивание, встряхивание ногами и руками)
2.
На
усиление работы дыхания и сердца (ходьба и бег на месте)
3.
Для
мышц рук (круговые движения руками, «рывки» руками перед грудью, руки вверх с
последующим отведением назад)
4.
Для
мышц туловища (наклоны вперед)
5.
Для
мышц живота («велосипед» из положения сидя на полу, поочередное поднимание
правой и левой ноги с хлопком руками под коленом)
6.
Для
мышц ног (приседания)
7.
На
гибкость (наклоны из положения стоя и сидя на полу, маховые движения ногами и
руками)
8.
На
силу мышц рук (отжимание, подтягивание)
9.
На
восстановление дыхания и работы сердца (ходьба с последующим выполнением
дыхательных упражнений).
Таблица №2. Результаты уровня физической подготовленности (кон рольный эксперимент)
Испытуемый
|
Координационные
|
Скоростно-силовые |
Силовые
|
Выносливость
|
Челночный бег (с)
|
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
м
|
д
|
м
|
д
|
м
|
д
|
м
|
д
|
Миша (7 лет) |
10,5
|
|
110
|
|
15
|
|
749
|
|
Саша (8 лет) |
|
10,2
|
|
123
|
|
14
|
|
645
|
Юра (7 лет) |
10,5
|
|
112
|
|
14
|
|
746
|
|
Лена (8 лет) |
|
10,5
|
|
121
|
|
16
|
|
543
|
Вика (9 лет) |
|
10,1
|
|
123
|
|
15
|
|
695
|
Полученные результаты контрольного эксперимента также представим в виде сводной таблицы и сравним их с результатами констатирующего эксперимента.
Испытуемый |
Координационные |
Скоростно-силовые |
Силовые |
Выносливость |
Челночный бег (с) |
Прыжки в длину с места (см) |
Поднятие туловища |
Шести минутный бег (м) |
Уровень |
Уровень |
Уровень |
Уровень |
|
конст. |
контр. |
конст |
контр |
кон |
конт |
конст |
конт |
Миша (7 лет) |
низ |
сред |
низ |
низ |
сред |
выс |
сред |
сред |
Саша (8 лет) |
низ
|
сред
|
низ
|
сред
|
сред |
выс |
низ |
низ |
Юра (7 лет) |
сред
|
сред
|
сред
|
сред
|
выс |
выс |
сред |
сред |
Лена (8 лет) |
низ
|
сред
|
сред
|
сред
|
выс |
выс |
низ |
низ |
Вика(9 лет) |
сред
|
сред
|
низ
|
низ
|
средн |
сред |
низк |
сред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По данным таблицы можно сделать выводы: 1. Уровень физической подготовленности среди мальчиков и девочек 7 – 10 лет средний. 2. Воспитание в семье влияет на общую физическую подготовку детей. 3. Утренней гимнастике принадлежит большая воспитательная и оздоровительная роль. 4. Поставленная нами гипотеза частично подтвердилась. Выводы, к которым мы пришли по итогам исследования,
позволяют сделать следующие рекомендации для родителей:
1. Родители
должны периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа
жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и
спортом.
2. Родители
должны участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической
культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой и здоровьем
детей.
3. Родителям
необходимо с раннего возраста прививать своим детям любовь к физической
культуре.
Заключение
Физическое
воспитание играет огромную роль в воспитании детей. Именно в семье их готовят к
саду, к школе. Учат быть внимательными, аккуратными, вежливыми с взрослыми. Уже
к 7 годам ребенок умеет выполнять элементарные физические упражнения. Родители
должны внимательно следить за развитием детей. Развитие качеств быстроты,
ловкости, выносливости тесно связаны с форматированием у детей двигательных
навыков. Выполнение физических упражнений в разном темпе с различными
усложнениями, в течение определенного отрезка времени способствует их развитию.
В любое время года школьники должны проводить на свежем воздухе не менее 2–3
часов в игровых движениях. Также родителям необходимо помнить, что следует
систематически повышать нагрузку в упражнениях. Если не следовать этой
инструкции, то это может повлиять на здоровье ваших детей. Приучать к активному
образу жизни своих детей необходимо с раннего возраста, так как уже в старшем
возрасте у них будут другие потребности. Необходимо больше времени проводить на
свежем воздухе. Найдите время и возможность каждый день погулять с ними на
улице. Все понимают важность физических упражнений для развития ребенка. Родители,
ответственно относящиеся к здоровью своих детей, конечно же сознают
необходимость каких-либо стимулов, побуждающих детей быть более активными
физически. Развитие навыков занятий физическими упражнениями в раннем возрасте
может стать залогом постоянного стремления человека к здоровому образу жизни.
Регулярные упражнения предотвращают и снимают нервно-психическое напряжение,
улучшают эмоциональный фон, доставляя детям радость. Физические упражнения с
раннего возраста закладывают мощный фундамент здоровья ребенка на всю
последующую жизнь.
Список
литературы
1. Вайбаума Я.С., Коваль В.И.,
Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.:
Издательский центр «академия» 2002 г. - 240 с.
2. Вайбаум Я.С. Гигиена
физического воспитания. – М.: Издательский центр «Академия», 1986 г. – 167 с.
3. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие
физических способностей: Книга для малышей и их родителей. – Ярославль:
Гринго, 1996 г. - 176 с.
4. Виленская Т.Е. Физическое
воспитание детей младшего школьного возраста: Учебное пособие/ Т.Е. Виленская. –
Ростов н/Д: Феникс, 2006 г. - 160 с.
5. Жуков М.Н. Подвижные
игры: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000 г. - 160 с.
6. Зубкова Т.С. Организация
и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учебное пособие
для студентов сред. проф. учеб. заведений/ Т.С. Зубкова, – 2-е изд., –
М.: Издательский центр «Академия», 2004 г.-224 с.
7. Ковалько И. Азбука
физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток,
игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: Вако,
2005 г. - 176 с.
8. Курамшина Ю.Ф. Теория
и методика физической культуры. – 2-е изд., исп. – М.: Советский
спорт, 2004 г. – 464 с.
9. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная
программа физического воспитания: Учебное пособие для студентов средних
педагогических учебных заведений, – М.: Издательство «Просвящение», 2004 г.
- 125 с. 10. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества
подготовки учащихся начальной школы по физической культуре. – М.: Дрофа, 2002 г. –
96 с.
11. Минх А.А., Малышева И.Н.
основы общей и спортивной гигиены. – М.: Издательский центр «Академия» 2000 г. –
156 с.
12. Научно-педагогический
журнал «Физическая культура в школе».\Школа семейной физкультуры с 69, №2, 2007 г.
13. Сорока Н.Ф. Питание
и здоровье. – М.: 1994 г.
14. Тонкова-Ямпольская Р.В.,
Чертак Т.Я., Ради здоровья детей: Пособие для воспитания детского сада. –
М.: Просвещение, 1985 г. - 128 с.
15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория
и методика физического воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия»,
2000 г. - 480 с. 16. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое
воспитание дошкольников: Практикум: для студентов средних педагогических
учебных заведений. – 3-е изд., исп. – М.: издательский центр «Академия»,
2000 г. – 160 с. 17. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое
воспитание дошкольников: Практикум: для студентов средних педагогических
учебных заведений. – 4-е изд., исп. – М.: издательский центр «Академия»,
2000 г. – 176 с.
Страницы: 1, 2, 3
|