бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние биологических факторов на развитие физических способностей бесплатно рефераты

Выносливость к статическим мышечным усилиям характеризуется способностью длительно поддерживать статические позы.

Физиологическими предпосылками использования длительных, мало интенсивных упражнений, помогающих воспитанию выносливости в подростковом и младшем юношеском возрасте, являются увеличение силы нервных процессов, повышение устойчивости организма к изменению внутренней среды, совершенствование механизмов гомеостазиса (поддержания постоянства внутренней среды организма)

Хороший эффект в развитии выносливости дает переменный бег: чередование бега со скоростью 60% от максимальной с мало интенсивным бегом.

В уроке физкультуры для 12-13 - летних школьников с успехом используются темповый бег на 300-400 м в чередовании с ходьбой, медленный бег продолжительностью до 2 мин. для мальчиков и 1,5 мин. для девочек, ходьба на лыжах на 3-3,5 км для мальчиков и 2-3 км для девочек.

В 14-15-летнем возрасте становится доступным темповый бег на 400-500 м (для мальчиков) и 200-300 м (для девочек), лыжные гонки на скорость - до 2-3 км.

К 16-17 годам заметно увеличивается общая выносливость. Таким образом, создаются благоприятные условия для воспитания специальной выносливости. В этом случае средством направленного воздействия на организма для приобретения нового спортивного качества будут кроссовый бег, гонки на лыжах (3-4 км), переменный и повторный бег.

Следовательно, возраст 10-13 лет  является благоприятным периодом для развития выносливости. Наиболее высокие темпы прироста показателей выносливости отмечается у девочек с 9 до 12 лет, у мальчиков с 10 до 12 лет [1,14].


1.2.4. Гибкость.

Среди физических способностей человека важную роль играет подвижность в суставах, или гибкость, под которой понимают способность выполнять движения с большой амплитудой. [10].

Амплитуда движений зависит от анатомических особенностей суставных поверхностей, характера сочленений, эластичности тканей, окружающих суставы, а также от функционального состояния центральной нервной системы и двигательного аппарата.

Различают активную и пассивную гибкость. Активную гибкость отличает амплитуда движений, достигаемая мышечной тягой. Пассивная гибкость проявляется под воздействием внешних  сил (например, при помощи партнера). Пассивная гибкость больше активной и ограничивается только анатомическими особенностями строения определенных частей тела.

Амплитуда движений в суставах определяется работой их тормозных аппаратов (если бы каждое движение не тормозилось, оно бы продолжалось бесконечно в одном направлении, даже при минимальной величине движущих сил, а амплитуда была бы безграничной): связочного, косвенного и мышечного.

Костное и связочное торможение обуславливается:

1) разницей протяженности суставных поверхностей;

2) размерами костных выступов;

3) пассивными сопротивлениями растягиваемых связок и сумки сустава.

Мышечное торможение осуществляется мышцами, расположенными на стороне, противоположной направлению движения.

В случае пассивного движения следует различать тормоз и ограничитель движения. Тормозом в таком движении являются мышцы, связочный аппарат и другие мягкие ткани, а ограничителем кости. В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности и постоянно сохраняет резерв пассивной подвижности, который может быть использован в любой момент.

У младших школьников имеются все предпосылки к тому, чтобы приобрести такие качества, как гибкость и ловкость. Морфологические особенности опорно-двигательного аппарата - высокая эластичность связок и мышц, большая подвижность позвоночного столба - способствуют повышению эффективности специальных упражнений для развития этих качеств.

Исследованию возрастных изменений подвижности в суставах у школьников посвящен ряд работ [3,6,30]. В этих работах авторы показывают, что развитие подвижности в суставах идет неравномерно.

Наиболее высокие естественные  темпы развития гибкости наблюдаются в возрасте от 7 до 10 лет. У девочек 11-13 лет и у мальчиков 13-15 лет активная гибкость достигает максимальных величин [27]. Однако повышение гибкости в этом возрасте не должно превращаться в самоцель. Тренер, педагог всегда обязан помнить, что у детей чрезмерная подвижность в суставах может привести к отклонениям в организме, способствовать плоскостопию, нарушениям в формировании некоторых двигательных навыков.

Совершенствование гибкости в подростковом и младшем юношеском возрасте происходит во время занятий специальными упражнениями (парные, с полной амплитудой, на растягивание), свойственными определенному виду спорта.


1.2.5. Ловкость

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она тесно связана с двигательными навыками и поэтому носит наиболее комплексный характер.

Ловкость - это способность быстро наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно. Это как бы высшая ступень способности координировать свои движения [7,29].

Быстрота овладения новыми движением имеет совей физиологической основой подвижность и динамичность процессов возбуждения и торможения. Чем подвижнее нервный процесс, чем быстрее меняется функциональное состояние нервных центров, тем лучше дифференцировочное торможение, которое приводит к вычленению ненужных и закреплению целесообразных движений.

Точность воспроизведения движений, являющаяся одним из показателей ловкости, определяется степенью развития кинестезической чувствительности - совместной деятельностью двигательного и тактильного анализаторов. Мышечное чувство, хорошо развитое у квалифицированных спортсменов, во многом предопределяет точность воспроизведения и скорость образования новых форм движений.

Критериями ловкости являются: 1) координационная сложность двигательного задания; 2) точность его выполнения (временная, пространственная, силовая); 3) время, необходимое для овладения должным  уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

Возраст от 7 до 10 лет характеризуется также высокими темпами развития ловкости движений. Этому помогают высокая пластичность центральной нервной системы, интенсивное развитие двигательного анализатора, выражающиеся, в частности, в совершенствовании пространственно-временных характеристик движения [1,32].

Использование в школьном уроке игр, требующих внезапного изменения действий в меняющихся игровых ситуациях, выполнение усложняющихся заданий, требующих координированных движений, а также упражнений с различными предметами совершенствуют ловкость детей.

Каждый возрастной период имеет определенные особенности, для каждого характерно наличие сенситивного, чувствительного периода в развитии той или иной  физической способности.

Наибольшее количество чувствительных зон в младшем и подростковом возрастах. В  это время усиливается влияние средств, направленных на воспитание физических способностей. Такие же чувствительные зоны в развитии силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости наблюдаются у детей и подростков с разным уровнем физического развития. Причем эти зоны, как правило, у представителей среднего, выше и ниже среднего уровней физического развития находятся в разных возрастных диапазонах. И если сравнивать абсолютные показатели у детей и подростков в зависимости от уровня физического развития, то можно с достаточной объективностью говорить о достоверности в различиях между детьми с разным уровнем. Эти данные подтверждают необходимость разработки дифференцированного подхода к педагогическому процессу, в котором участвуют дети и подростки с разными особенностями биологического развития.

Проведенный анализ и экспериментальные исследования убеждают в том, что многолетнее воспитание физических способностей - это педагогический процесс, в котором учитываются два взаимосвязанных фактора - биологический и социальный, в котором одно из центральных мест отведено педагогическому воздействию, осуществляемому с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.



I.3. Основные понятия для характеристики физического

развития  

Изучение физического развития подрастающего поколения уделяется огромное влияние. Идеалом общества является здоровая, всесторонне развитая личность, формирование которой начинается с раннего детского возраста. Систематическое изучение физического развития подрастающего поколения позволило  установить средние величины общих размеров тела, характерные в определенный отрезок времени для различных возрастно-половых и национальных групп детей, подростков, крупных и мелких городах, деревнях, селах. Получение результатов исследований являются исходными для разработки оценочных таблиц, характеризующих физическое развитие учащихся в определенном населенном пункте. Оценочные таблицы используются практическими работниками для индивидуальной оценки физического развития учащихся.

Несмотря на широкое применение антропометрических изменений, пока еще нет единства взглядов на то, какие показатели лучше всего характеризуют физическое развитие человека.

Существуют различные точки зрения и подходы к понятию физического развития:

а) физическое развитие рассматривается как некоторая условная мера физической дееспособности  организма, которая определяет запас его физических сил и суммарный эффект, обнаруживающийся не только в «одномсентном» испытании, но и в течении длительного срока. При этом особое внимание обращается на закономерности взаимосвязи изменчивости как структурных, так и функциональных признаков. Без установления этих закономерностей невозможно дать морфофизиологическую характеристику группы или индивидуума (Дембо А.Г., 1973);

б) абсолютные и относительные значения массы и длины тела, окружности грудной клетки определяют массу, плотность, форму и структурно-механические свойства организма. Из функциональных признаков наиболее важным считаются динамометрия и функциональная конституция (Сальникова, 1977);

в) физическое развитие растущего организма оценивается состоянием морфологических свойств и качеств, определяющих его физическую силу и выносливость. В онто- и филогенезе физическое развитие человека зависит наследственности и социальных условий (Корсунская М.И., Сыркина Л.А., 1963);

г) физическое развитие понимается как сплошной процесс различных изменений морфофункциональных особенностей организма человека на протяжении всего его жизненного пути (Гронбах С.М., 1967).

д) физическое развитие рассматривается как становление и изменение биологических форм и функций организма под влиянием различных условий жизни и особенностей воспитания (Баршай В.Н., 1987).

Рост и развитие организма происходящих под влиянием генетических и гормональных факторов, а также под влиянием условий окружающей среды. Известно, что этот процесс имеет неодинаковую скорость в разные периоды жизни. Наиболее высокая интенсивность роста отмечается во внутриутробном периоде, а после рождения - на 1-м году жизни. В дальнейшем происходит замедление, но в возрасте 11-16 лет вновь возобновляется наиболее отчетливо выраженное ускорение роста, получившее название пубертантного скачка.

Известно, что с момент рождения и вплоть пубертантного периода скорость роста регулируется гормонами гипофиза и щитовидной железы С наступлением  подросткового периода начинается новая фаза роста, возникающая под влиянием стероидных гормонов (андрогенез), выделяемых надпочечниками и половым  железами.

У школьников наблюдается неравномерность годичных приростов тотальных размеров тела. У 45-75% детей в предпуберантном и пуберантном периодах выделяется 4 типа приростов: неравномерный, равномерный, возрастающий, убывающий. В настоящее время пуберантный период у мальчиков наступает в среднем между 13 и 16 годами, а у девочек на 2 года раньше.

Среди большого числа факторов, оказывающих влияние на скорость роста и развитие организма, важную роль играет наследственность. Корреляционный анализ сходства близнецов и родственников прямо указывает на то, что индивидуальные различия в росте действительно обусловлены генетически. Между генетическими факторами развития организма и условиями внешней среды существуют сложные взаимоотношения, причем, как отмечают ученые, в одних случаях главная роль принадлежит первым, в других - последним. Следует также помнить, что период ускорения роста, связанный с наступлением полового созревания, начинается у рабочих-подростков позднее, чем у подростков других социальных групп.

Физическое развитие человека, несмотря на то, что оно происходит по определенным биологическим закономерностям, находится под постоянным воздействием факторов окружающей среды, из которых наиболее важную роль играют социально-экономические условия жизни.

При оценке физического развития особое внимание должно обращаться на выявление акселерации (ускорение роста и развития молодежи). Она наблюдается в течение последних ста лет,  но особенно высоких темпов достигла в послевоенный период в экономически развитых странах.

При этом наблюдаются:

n   изменение исходного уровня физического развития (более крупные размеры при рождении),

n   ускорение темпов развития,

n   более раннее половое созревание,

n   абсолютное увеличение окончательного уровня физического развития у взрослых.

В настоящее время половое созревание начинается на 2-2,5 года раньше, чем в довоенные года.

Наряду с ускоренной возрастно-половой дифференциацией детей у подростков, акселерация проявляется в более ранней  морфологической стабилизации организма. Так, рост практически прекращается у девушек к 17 годам, а у юношей - к 20 годам [2].

Акселерация может быть объяснена влиянием факторов внешней среды, улучшением питания и жизненно-бытовых условий, рациональным режимом труда и отдыха, влиянием физических упражнений и спорта, лечебно-профилактическими мероприятиями.

Всесторонняя характеристика организма не может складываться только из морфологических признаков и должна быть дополнена данными о состоянии здоровья. Подчас физическое развитие отождествляет с понятием состояния здоровья: люди со слабым физическим развитием болеют гораздо чаще остальных. Болезненное состояние детей обусловлено не физическим развитием, а напротив, именно болезнь мешает ему. Под влиянием некоторых болезней у детей нарушаются процессы роста и возрастной дифференциации, т.е. на физиологические особенности организма, которые у взрослых менее выражены. Это дает основание считать, что распространенное мнение о непосредственной связи состояния здоровья и физического развития у взрослых людей должно быть взято под сомнение. Физическое развитие и состояние здоровья являются параллельными явлениями, зависящими от других причин, действующих в одних случаях на физическое развитие, в третьих - только на здоровье.

При оценке физического развития детей и подростков необходимо учитывать состояние здоровья, их двигательные возможности, работоспособность и иммунологическую реактивность организма.

При оценке физического развития студенту необходимо знать, что в педиатрии принята следующая возрастная периодизация: 7 лет - конец периода первого детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) - период второго детства; 12-15 лет (девочки) и 13-16 лет (мальчики) - подростковый  возраст. С 16 лет начинается юношеский возраст. Однако в практике работы по физической культуре и в спортивной медицине значительно удобнее другое деление школьников на возрастные группы: младшая (7-11 лет), средняя (12-15 лет) и старшая (16-18 лет). При этом важно учитывать, что «паспортный» возраст школьника не всегда совпадает с уровнем его биологического возраста. В последние годы такое расхождение особенно часто встречаются в связи с явлениями акселерации [2].

Для оценки физического развития школьника определяют так называемые описательные признаки и проводят антропометрические измерения. К описательным признакам физического развития относятся телосложение, состояние скелета, развитие мускулатуры, осанка, форма грудной клетки, спины, позвоночника, ног и стопы, жироотложение.

Уровень физического развития является одним из критериев морфологических и функциональных особенностей, определяющих запас физической дееспособности детей. Для изучения формирования этих показателей, определения их динамики и влияния на них физического воспитания в обучении большое значение имеет знание физического развития детей 1-10 классов.

В полученных сведениях важно определить средние и крайние формы индивидуальной и возрастной изменчивости морфологических и функциональных признаков физического развития детей, поэтому большое внимание в процессе наблюдений должно быть уделено выявлению исходных форм и возрастной характеристике учащихся 1-10 классов.

Для выявления поставленных задач необходимо исследовать 10 основных антропометрических признаков: рост стоя, массу тела, окружность грудной клетки в трех измерениях, экскурсию грудной клетки, силу костей правой и левой руки и динамометрию становую.  Детальный анализ полученных параметров дает возможность проследить за изменчивость, вариабельностью плотностью и дисперсией признаков физического развития, а также выявить информативный признак или опережающее развитие.

Изучение роста чрезвычайно важно для выяснения механизмов эволюции морфологических признаков вследствие изменения генетически обусловленного роста и развития. Кроме того, изучение этого процесса существенно для понимания индивидуальных различий формы и функции у человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4