бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Вербальные и невербальные средства общения бесплатно рефераты

Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.

Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали зани­маться лыжами, чтобы выработать выносливость, необходи­мую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программ­ный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.

Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что школь­ники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и ин­тересно.

Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото­вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.

Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким после неудачной попытки изменить поведение вспыльчи­вого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстриро­вать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя вни­мание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведе­ния героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демон­стрировал правила этикета.

Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподава­тели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить стар­шим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.

Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чув­ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо­логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра­вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.

Переключение. С целью установления высокой дисципли­ны на занятиях и правильных взаимоотношений со школьни­ками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким обра­зом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотно­шений с учащимися или учебной группой.

В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельско­го группа A-II записывала задание по математике. Демонстра­тивно отказался работать учащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и пи­сать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.

Как часто в таких случаях преподаватель повышает голос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя время на уроке. Но в данном слу­чае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.

Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опи­рается на помощь активистов из своего класса, лучших вы­пускников школы, известных достижениями в труде родите­лей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Вос­питывает занимающихся на их положительном примере.

Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача при­ближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, по­могающих педагогу руководить своими младшими товарища­ми. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над но­вичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.

Применять педагогическое подключение следует осторож­но, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одно­го из них в пример, подключаем к нему более слабого товари­ща, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невоз­можно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подо­рвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.

Эффективный прием интерактивного общения — осужде­ние поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива — эпизодически применяемая мера воздействия к наруши­телям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.

Но для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подгото­вить: договориться с активом о так называемых забойных вы­ступлениях; помочь подготовить и принять правильное реше­ние; сделать выводы из случившегося.

К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясь над тем, что он один из самых сложных и труд­ных по организации. Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем челове­ческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим то­варищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в сред­ство расправы.

Общественное мнение, направляемое неверно, дает уча­щимся почувствовать свою коллективную власть, нередко вос­питывает жестокость по отношению к товарищам. Так, напри­мер, случается, Когда педагог призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».

Применяя прием, необходимо помнить, что школьники очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.

3.Приемы перцептивного общения

Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.

Один из самых действенных приемов перцептивного об­щения — прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возник­шая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно ис­пользовать создавшееся положение, противопоставив озорст­ву или грубости иронию, а иногда и сарказм.

Практика знает немало случаев, когда, умело воздейст­вуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.

Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступи­ли правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегон­ки бросились отвязывать стул.

Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведен­ными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школь­ников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дис­циплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, до­стоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и уча­щихся.

Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Вырабо­тать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчи­вы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое по­пали. У них развито критическое отношение к мыслям и по­ступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.

Прием эффективен и потому, что у молодых людей возра­стает стремление к самоутверждению.

Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что его хо­тели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из желез­нодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.

— Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, — давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.

Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшест­вий, разрешение конфликтов, наведение порядка.

Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя посту­пить достойно возрасту и званию педагога часто не только по­могает успешно разрешить конфликт, но и способствует ук­реплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.

К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинства преподавателей значительно выше, чем их на­правленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявле­нии последними большей терпимости и сдержанности. Ме­лочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостря­ют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.

Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благо­даря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.

Если в учебном заведении распоряжения, просьбы препо­давателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллек­тиве. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авто­ритет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демон­стрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.

Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушед­шего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомне­ние в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны по­мощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрообо­рудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анато­льевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрообору­довании автомобиля, он не заводится.

Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем ма­шины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Кол­лега рассыпался в благодарностях. После этого случая отноше­ние к преподавателю резко изменилось.

Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам. Чтобы этого не случи­лось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.

Прозрачный намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявоз­мущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит ана­логию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.

Ожидание меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказании целесообразно не сразу после совершения проступ­ка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, до­статочно спросить: дал ли он объективную оценку случивше­муся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».

Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тя­желее самого наказания.

Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хва­лят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дис­циплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Осо­бенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совер­шивших положительный поступок.

Один из приемов перцептивного общения — незаслужен­ное одобрение. Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,

Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги, но и политические, хозяйственные руково­дители.

Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе с посредственно успевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.

Моральная поддержка или укрепление веры учащегося в соб­ственные силы. Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выру­чить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот эле­мент, который у него хорошо получается.

Другой иллюстрацией этого приема может служить про­сьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обуче­нии новичков или младших, назначение «трудного» школьни­ка старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность

Анализ осознания себя через другого включает две стороны — иденти­фикацию и рефлексию.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его харак­теристикам самого субьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.  Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмом познания и понимания другого человека.

Экспериментально установлена тесная связь между иденти­фикацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понима­ния другого человека. Однако здесь имеется в виду не рацио­нальное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентифика­ции: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на мес­то другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отож­дествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

Страницы: 1, 2, 3