«Великая дидактика» Я.А.Каменского
«Великая дидактика» Я.А.Каменского
Институт Государственного Администрирования
Педагогический факультет
На тему: «Великая дидактика»
Я.А.Каменского
Реферат по социальной
психологии
Мухиной Марины Васильевны
Студентки III курса.
с. Намцы
2002 год.
П Л А Н:
1.
Введение.
2.
Антролого-педагогические
взгляды Каменского.
3.
Гуманизм педагогической
системы Яна Амоса Каменского.
4.
Заключение.
Введение
Образование в Европе в 500-1789гг
прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного
начального образования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским
имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование.
Сохранилось только христианское образование священников в монастырских и
церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на
вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов. Логическое
мышление развивалось путем схоластических рассуждений, целью которых было
теоретическое обоснование церковных догматов. Постепенно в городах
организовывались церковные и общинные школы для ремесленников, купцов, горожан.
Орден иезуитов, организованный при каталогической церкви, разработал иезуитскую
систему образования, существующую и в настоящее время.
Её цель воспитание преданности
каталогической религии. В 11-м веке появились первые европейские университеты.
Система университетского высшего образования широко распространилось по всей
Европе. Первые университеты организовали профессора, прибывшие из
Константинополя. В 1538г в Страсбурге появилась первая гимназия, готовившая
учащихся к поступлению в университет.
Новое время в историко-педагогическом
развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы,
необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным
решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика
«отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным
предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой,
собственным «языком» – понятийно-терминологическим аппаратом.
Эта система плод титанического труда
гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А.Каменского,
трансформировавшего в своей мировоззрении, в своей философии образования
величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного
развития. Его «Великая дидактика» (1632г) – начала всех начал в педагогике
нового времени. Духовный мир Каменского, человека энциклопедически
образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и
Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему
гуманитарного и естественнонаучного.
Задачей каждого
христианского государства, утверждал педагог-философ, должна стать «всеобщее
образование юношества». Теоретическая мысль великого гуманиста избежать
«соблазна» исторических условий его времени: низведения человека до его
сословного облика, орудия национально-государственных и религиозных интересов и
целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных
ролей, социальных функций. Каменский обосновал демократическую и
гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на
протяжении не одного века была и ниже остается «путеводной» в отставании
всеобщего образования как неотьемлемого права каждого человека, как
необходимого условия «единения» людей на общечеловеческих началах.
В концепции
Каменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и
ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая
деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а
путь к искусству «научное образование» дающее знание об окружающем мире
природы, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам сложный мир,
«микрокосм». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и
пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей.
Направить природный дар свободу воли к истинно человеческому: разуму,
нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.
Духовная опора
человека в его внутреннем само строительстве и в его деятельности в мире –
стремление «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», осуществлять
свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной. «Семена
благочестия», как и «семена ума», «семена нравственности», призвано растить
религиозное воспитание.
Христианско-антропологическая
концепция человека, как базовая в педагогической системе Каменского, обусловила
гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе
признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания
доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.
Педагогическая система Каменского – это «строгая» педагогика, она предполагает
отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих
мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности
как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке.
Педагогическая система Каменского оптимистична, пронизана светом веры в
возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного
«общежития человеческого», обьединения «возвышенных, мужественных, великодушных
людей».
Педагогический
оптимизм Каменского не только на его
христианско-антропологических воззрениях, но и опирается на общенаучный принцип
рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования
природного мира – принцип природосообразности. В трактовке Каменского принцип
природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и
универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы
самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих
наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические
знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического
процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от
темологических представлений в науке его времени. Общее свойство природы –
целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему
предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть. В
искусстве воспитания это означает – развивать, то что имеет человек «заложенным
в зародыше, развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу
туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет
свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума,
нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем
людям, Каменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и
некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития
воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а
сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и
утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного
отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем
природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная»
педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей,
педагогика успеха как стимула учения – преодоления учения – удовлетворения,
учения – удовольствия, радости.
В последующие
века рациональное научное знание отказалось от темологических обьяснений
развития природных процессов, а в социо-ориентированной образовательной
практике утвердились принципиально иная педагогическая парадигма: воспитание
как воздействие на воспитанника с целью формирования определенных качеств
личности. Однако идея о природосообразном (естественном, свободном) воспитании
с постоянством закономерности будет актуализироваться вновь и вновь,
обосновывать возможность счастливой и радостной школьной жизни, стимулировать
поиски адекватных технологических решений.
Столь высоким
идеалам (будь то человек как предмет воспитания или же педагогическая
деятельность, педагогический процесс) традиционная практика воспитания,
семейного и общественного, явно не соответствовала. И Великий теоретик создает
грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до
двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Каменский
обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса
человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был
ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой
школы».
Опираясь на
принцип природосообразности, первый в истории образования носитель идеи
возрастной и педагогической психологии представил время взросления человека как
четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи,
содержательную и процессуальную стороны образовывания человека – матерью ли в
семье, учителем ли в школе, профессором ли в академии. Обратим внимание на
замысел Гуманиста: не ребенок для школы, а школа для ребенка, способная учесть
и реализовать его возрастные возможности и особенности.
В плане
содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии» (всеобщей
мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне
возможного (концентрические круги) и Каменский определяет примерное содержание
«материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», создает
учебники. При этом неизменными остаются принципы энциклопедизма «вместе с тем
практической нравственности знаний – связи с живым» опытом взаимодействия
развивающегося человека с миром. Не каждый склонен и способен одолеть весь путь
к пансоджи, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий,
к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум,
который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной,
нравственной и благочестивой жизни.
Обосновывая идею
школы родного языка (глава ХХ1Х «Великой дидактики»), педагог постоянно имеет в
виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и
условиями жизни человека аргументирует Каменский необходимость в школе родного
языка начал родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта
Песталоцци через полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской
школе наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с
действиями его свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого
предмета истории», знание», знание которой «как бы освещает всю жизнь» –
сокращенная библейская история, история естествознания, история изобретений,
история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история,
но преимущественно история своего отечества. «Семь свободных искусств», эти
традиционные учебные предметы средневековой школы, пансоджи Каменский дополняет
основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращает к
человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей
«знать, уметь, действовать, говорить».
Широкая
философско-гуманистическая трактовка природосообразности воспитания
детерминитровала создание Каменским такого смыслового поля в поисках ответа на
вечный педагогический вопрос «Чему учить», которое оказалось далеко не
освоенным теорией содержания общего образования и практикой школьного обучения
последующих веков. Было утрачено гуманистическое, от растущего человека видение
проблемы, возобладал подход к ее решениям от социальных запросов «времени и
мести». В наши рубежные годы, годы осознания кризиса духовности и
нравственности и его опасных последствий в планетарных масштабах, предстоит
очевидно, заново оценить гуманизм и актуальность установки философа-педагога:
«Мы стремимся к общему образованию в области всего человеческого для всех, кто
родился человеком».
Не менее
радикальные изменения традиций характеризовали в проекте Каменского
процессуальную сторону обучения. Поиск «естественного (природосообразного)
метода» был ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу,
на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную
«книжную ученость», бастионы которой ученик брал памятью и напряжением воли
(догматический метод).
Аналог
«естественного метода» дидакт нашел в деятельности ученого. Известные
гносеологии его времени закономерности познания Каменский интерпретировал в
индуктивный путь формирования понятий. Дедукция используется как частные выводы
из общих, уже известных ученику положений. Проблемные ситуации (в современной
терминологии) «включают» мышление. Самостоятельные работы предполагают и
самостоятельное наблюдение, и самостоятельное применение, и приобретение
знаний. Естественность обучения усматривается также в специальном развитии
способности рассуждать так, в латинской школе рекомендуется изложение материала
в следующей последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис и
антитезис, верные и вероятные аргументы, защита того или другого, затем пусть
будут вскрыты ошибки одного из двух утверждений и самый повод к этой ошибке,
ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу истинного тезиса и
т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе частицу
истины, то пусть будет показано из применение между собой. Таким образом одна и
та работа будет представлять собой и самое приятное повторение как пройденного,
и чрезвычайно полезное разьяснение непонятного ранее». К выводу дидакта нельзя
не добавить, что учебная работа такого плана (не часто встретишь и в
современной школе), вызывая мыслительную активность, создавая позитивный
эмоциональный настрой, обеспечивает движение личности как в овладении знаниями,
так и в развитии интеллектуальных сил.
В
историко-педагогической и дидактической литературе воззрения Каменского обычно
сводят к обосновыванию обьяснительно-репродуктивного способа обучения. Между
тем теоретические представления Каменского, апологета учения как познания
истины, связаны с сочетанием репродуктивной и продуктивной деятельности
ученика, с идеей самостоятельности и умственной активности. Не бесспорна
используемая в педагогической литературе аналогия разработанной первым дидактом
формы организации обучения с классно-урочной системой в ее современной
трактовке. Термин «класс» потребовался теоретику для того, чтобы расположить образовательный
материал по годам обучения и таким образом организовать совместную работу
учеников, рационализировать их труд и труд учителя (в традиционной школе каждый
обучался индивидуально). С определенной дозой образовательного материала для
отдельного занятия связывалось и понятие «урока». Само же значение – это и
школьная лекция, и наблюдение природы, и изучение с помощью школьного телескопа
звездного неба, и работа в школьной мастерской или студии (в таких картинках
представлена школа на титульном листе прижизненного издания сочинений
Каменского).
В иерархии задач
воспитания высшие ступени Каменский связывал с непосредственным обращением к
внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к
знаниям пронизан образовательный процесс. Известный прагматизм установок:
нацеленность научных знаний на деятельность человека в «мире вещей» –
«уравновешивается» возвышенной трактовкой человека как «владыки мира». На
каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и
правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь
ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей,
необходимых гуманной личности, Каменский специально выделил «кардинальные
добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие
в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.
В искусстве
развивать и возвышать духовность человека педагог-гуманист стремился к
природосообразности. Главное основание формирования нравственности и
благочестия – это непрестанная духовная жизнь и практическая деятельность
человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное». В таком ключе:
человек сам выстраивает свой внутренний мир – предстают «шестнадцать правил
искусства развивать нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование
самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание
нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по
отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими
услугами возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» - и
наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же –
организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности,
деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду, полезным
занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
Кладези
нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника –
священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать
зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческих
несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить
преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Каменский ориентирует
учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной
внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и
пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений,
сохранить душевное равновесие. При этом определенно и четко обозначены и
«предьявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Для
гуманиста Каменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над
личностью. В его антрополого-педагогической концепции за человеком, «образом
подобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В
то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной
позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности»,
научить «преодолевать самих себя».
В этой связи и в
учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминирует
установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской
и обращалась в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и
открытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у
учащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то
против воли, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно,
когда ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести
себя туда, куда подобает,… и сами к тому же стремились.
Выше отмечалось,
что в современном обществе феномен бездуховности, дефицит человечности -
следствие доминирующих в общественном сознании прагматического отношения к
вопросам морали, сциентистских трактовок духовного развития человека,
противопоставления науки и религии, непосредственно связываются с глобальным
мировым кризисом, а их преодоление с выходом к новому гуманному витку
цивилизационного развития. Тем значимее для современности опыт тех педагогов,
которые, как Каменский усматривали в воспитании духовности человека главное
назначение образования, главное направление педагогической деятельности.
Педагогическую
систему Каменского возможно представить как гуманистическую модель
педагогического процесса, цель которого ценностно-направленное и целостное
развитие природных сил и способностей растущего человека. Цель реализуется в
организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно
богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных
видов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и
способностей, человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между
воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субьектов
педагогического процесса, в нарастающей субьектности воспитанников, что
переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и
задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание. Результат педагогического
процесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального
развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к
дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития
личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями
саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо
выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически
вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об
универсальности педагогических открытий Каменского.
Обстоятельства
сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при жизни признанном
«наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и многие его идеи пришлось
«переоткрывать» другим педагогам. Каменский настолько обогнал свое время, что и
сегодня не в полном мере, осознана вся глубина его воззрений, многое остается
невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая
система Я.А.Каменского предстает гениальным обобщением многовекового
гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом
нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с
просвещением.
Гуманистическая
традиция в педагогике западной цивилизации органически связана с
гуманистической традицией западной культуры. Интерпретируя и синтезируя
гуманистические идеи и опыты развития европейской философии, науки, искусства,
религии, педагогика, в свою очередь, средствами воспитания и образования
способствовала их передаче от поколения к поколению, укоренению их в
индивидуальном и общественном сознании.
Гуманистическая
педагогика целенаправленно служила утверждению «человеческого в человеке», духовно-нравственному
обогащению его внутренней жизни, возвышению жизнесмыслов его деятельности. Она
сыграла свою историческую роль в признании европейским человечеством в качестве
высших духовных ценностей самоценности человеческой личности, права человека на
свободное развитие, самоопределение и самореализацию, абсолютной ценности
Истины, Добра, Красоты как идеальных стремлений человеческой природы,
вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и правил гуманистической
морали. Генезис гуманистической педагогической традиции в процессе европейского
культурного развития (от средневековья до конца ХХ в) происходил на базе
антропологических концепций (принцип природосообразнсоти), на основе познания
природы воспитания как явления культуры (принцип культуросообразности) и как
целенаправленного саморазвития человека (выявлялись условия, возможности,
средства педагогической поддержки и помощи воспитаннику в его
духовно-нравственном, личностном становлении и развитии). В том, что именно в
гуманизации воспитания и образования высший смысл и назначение педагогической
науки, убеждает классическая педагогика, педагогические системы ее корифеев
Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.
ХХ век продолжил
и развил в новых социальных и культурно-исторических условиях гуманистические
идеи педагогов-просветителей, умножил их имена. Педагоги-гуманисты ХХ века
стремились противостоять обострению социальных противоречий, дефициту
гуманности и духовности, нараставшему во всех сферах человеческой
жизнедеятельности, в том числе в образовательно-воспитательной сфере.
Философия и
история образования, обращение к многовековому духовному опыту педагогов
гуманистов помогает всесторонне обьяснить и верно оценить бытующие в
современном общественном и педагогическом сознания проявления бездуховности и
прагматизма, авторитарности и социоцентризма, косности и реакционного
консерватизма, сознательно и убежденно противостоять им, целенаправленно
утверждать в своей педагогической деятельности гуманистические общечеловеческие
и педагогические идеалы и ценности.
Использованная литература:
1.
История педагогики.
А.И.Пискунова
2.
История образования и
педагогической мысли.
В.Г.Праникова
З.И.Равкин
3.
Философия и история
образования.
Л.А.Степашко.
|
|