Шпаргалки по современному русскому языку. Педагогика и методика начального образования
Шпаргалки по современному русскому языку. Педагогика и методика начального образования
1. Сложное предложение
как синт. ед. Принципы классификации СП.
Понятие о с.п. –это коммуникативная синт. ед. предл.
порядка. состоящая из нескольких пред. частей. Как и прост. предл. слож.пр.
хар-ется интонационной законченностью. но выр-ют при этом более сложное
содержание и имеет соответственно более сложное строение. По своему
содрежанию и строению сложное прд. явл. единицей полепредикативной т.е. состоит
из 2х или нескольких пред. частей. Каждая из таких частей подобно простому
пр. но в составе сложного предл. объединяясь с др. предикативными ед. по смыслу
и интонационно. не обладает важнейшими признаками предл.: смысловой и инт.
завершенностью. Поэтому части сложного предл. не правомерно называть прост.
предл. Их следует наз. предикативными частями или пред. ед. Пр: Море глухо
роптало и волны бились о берег бешено и гневно. М-ду частями складывается
отношение следствия. Если точку поставить то следующее уйдет. Простые части
слож. предл. нельзя охар-ть по эмоц. и цели высказывания. Т.о. основное
стр-ое различие м\ду простым и сложным предл. заключается в том, что в простом
предл. пред. центр. В сложном 2 или более. Кроме того имеется интонац. и смысл.
отличия. Сложное предл. состоящая и 2х пред. частей называют 2
компонентными. Пр: Отец пожеал мне доброго пути, а дочь проводила до
телеги. –здесь части равноправны. С.п. состоящая из 3х и более компонентов
пред. частей называют многочленными или многокомпонентными. Пр:
Столик и кровать стояли на прежних места, но на окнах уже не было цветов, и все
кругом показывает великость и необыкновенность.(3) – грам. знач. сложного
предл. отличается от знач. простого. Под грам. знач. слож.пр.
обычно понимают смысловые отношения м\ду его частями. При чем то или иное грам.
знач. св-ны не только какому-то одному предл, но всем предл. данного вида
имеющее одинаковое строение. Грам.отношен. –это отношения м\ду
частями с.п. Пр: 1) когда наши занятия по-немногу наладились, дедушка предложил
добавить к ним еще 1 предл.(2). 2)когда принесли лекарства, доктор молча,
тяжело сапя, приготовил раствор в 2х рамках. Оба эти предл. имеют одинаковое
гр.зн. они выражают временные отношения хотя конкретное содержание этих предл.
не имеют ничего общего.
2. Ср-ва синт. связей
частей в СП.
средства связи
предикативных частей.
синт. отн. м-ду частями с.п. выр-ются с пом. специальных ср-в связи. –эти ср-ва
связи принято разделять на основные и дополнительные. К
основным относятся: 1)сочин. и подчин. союзы к-е соед. части с.с.п.
и спп. Пр: голубые глаза девушки открылись от испуга и в них сверкнула слеза.
Пр: Морозка понял, что разговор окончен. 2)Союзные слова. Могут быть
ср-ми связи только в спп. От союзов они отличаются тем, что явл. членами предл.
к ним или от них можно задать вопрос. Пр: пастух поглядел на небо, откуда
крапил дождь. 3)корреляты. Также свойственны только спп.- это
указательные слова в главной части свидетельствующая о неравномерности. это
местоимения и местоименные наречия. соотносительные мест. Соотносящаяся т.е.
можно употреблять с определенными ср-ми связи к-е. будут. Пр: я тот… (можно
кто, кого, кому) тот- это коррелят. кого- это союзное слово в осн. части. 4)опорные
слова могут присутствовать в ссп. в нерасчлененных стр-ах. –это слова в
главной части, от которого будут завесить придаточная часть. пр: бредать в лесу
не думая (о чем?), что вдруг ты станешь очевидцем… (нельзя поставить точку –
позицию дополн. замещает пред. часть) 5)Интонация явл. к осн. ср-ми
связи в любом предл. Наибольшая важнаяинтонация для безсоюз. с.п. Здесь она
будет явл. основным показателем отноений м\ду частями предл. К
дополнительным ср-вам связи относят. 1)соотношение видо-врем.
форм модальных видов глаголов сказуемых. Пр: мы решили остановить свои
поиски, так как в лесу было уже темно. (одновременнсть) Пр: Дверь скрипнула и
вошел хозяин. 2)анафорические местоимения.- это местоимения указательные
слова свидетельствующие о независимости одной из частей. Пр:весь город наш
такой (надо пояснить): мошенник мошенником поганяет. 3)стр-ная неполнота
одной части. Наличие в ней незамещенной синт. позиции. пр: потом он видел,
как Николаев всем давал карты. 4)Фиксированный либо нефиксированный порядок
частей следования. (нельзя части поменять местами) Пр: поэзия валяется в траве
под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и поднять с земли.
(не фикс). 5)параллелизм строения. пр: я был угрюм – другие дети веселы
и бегают. (т.е. подобность частей). 6)семантическая соотносительность,
т.е. наличие и повторы одного тематического ряда.
классификация слож.
предл. части сложного предл.
могут объединятся при помощи союзов, союзных слов и без союзов или союзных слов
только при помощи интонации. В связи с этим все сл. предл. делят на 2 большие
группы:
а)безсоюзные и
союзные.
Пр: голубые глаза
девушки широко открылись от испуга, и в них сверкнула слеза. На глаз
померить-криво отмерить. Союзные предл. делятся на 2 большие типа в
зависимости от типа союза. а)сложно-сочиненные (соч.союзы) б)сложноподчиненные
(подч. союзы). По кол-ву составляющих частей сложные предл. могут быть 2х.
компонентные и многокомпонентные.
3. СcП их
стр-но семант. признаки. Классификация СcП.
Сложносочиненные
предлож ссп. Общая хар-ка ссп.
Предикативные части ссп. связываются сочин. союзами к-е находятся м\ду
предикативными частями и служат для выражения общих грам. значений. По союзам
выражающие различные значения ссп. делятся на сл. стр-но семант. типы: 1)ссп
с соед. союзами. и, да (и), ни…ни, тоже, также. Пр: Мартовское
солнце ярко светило и сквозь оконные стекла падали на стол горячие лучи. 2)ссп.
с разделительными союзами. Пр: каждую ночь что-нибудь будило их: то топора
стук, то крыса пробегала по клавишам открытого фортепьяно. или, либо, то…то,
ни то…ни то, толи…толи, а то… а не то, 3) ссп с противительными союзами.
а, но, да (но) однако, зато, же, только. Пр: печатались лубки тысячами,
однако не сохранилось их не так много. 4) ссп. с присоеди. с. или, да и, да.
Пр: по всему чувствовалось близость сильной руки, да и карта говорила об этом. 5)ссп.
с пояснительными с. то есть, а именно. Пр: началась война, а именно… 6)ссп.
с градационными союзами. не только, но и…, как, так и.., не то чтобы, но…, не
то чтобы, а и др.
Кроме сочин. союзов
в ссп. могут присутствовать и др. ср-ва способствующие связи частей ссп. во-1х)
Это видо-времен. и модальные формы сказ. эти формы служат для выр-я: -одновременности,
-разновременности, -реальности, -ирреальности. Пр: фин. директора передернула и
он отпросился за кулисы. (2й гл. сов. вида передает последовательность событий
во времени) во-2х) Фиксированный либо нефиксированный порядок следования
частей. Пр: произошла ошибка и депешу передали сковерканой. (части нельзя
переставить 2я часть рез-т из 1й части). В-3х) Общевторостепенный член.
Пр: в то утро я получил письмо, и брат решил ехать. 4)анафорические м. и
местоименные наречия во 2й части. Пр: через четверть часа к решетке к
ваганьковскому подъехали 3 грузовика, и на них погрузился весь состав филиала
во главе с заведующим. 5) лексич. повторы. Пр: унаследовать квартиру
племянника было слжно, но сложности эти нужно было во чтобы то не стало
преодолеть. 6) синтаксич. специализированные слова. (частицы, мест, нар,
- помогают в отношениях) а)частицы. все таки, все ровно, - явл.
показателем уступительных отношений. Пр: что-то неясное томило душу предателя,
и все таки (част) он решил принять предложение. (изменяет смысл, если убрать то
будет причинно-следств. отношения). б) частица вот, ли. – выр-ют
отношения несоотвествия. Пр: на сей раз советую быть вам поблагородней, а то
вот фортуна может ускользнуть. в)лексич. наречия и модальные слова.
поэтому, от того, значит… - выражают причинно следств. отношения. Они ни в чем
не сходились др. с др. и от этого их спор был интересен и нескончаемым. 7)
синтаксический параллелизм (полные или частичный). (т.е. построение
однотипно Пр. подл. сказ и доп. – по схеме) Пр: испустив крик отчаяния,
буфетчик кинулся вниз, а котенок свалился с головы и сбрызнул вверх. 8)
неполнота одной из частей. Пр: дочь пошла в школу, а сын в д\сад.
предикативные части ссп. по сравнению с сложноподчин. явл. более самостоятельными
более свободными, и более свободными, и более сходны с предик. ед. Пр1: в
старожке лесника могли быть немцы, разведчики бесшумно приблежались к сторожке.
(перечисление событий) пр2: в сторожке лестница. может быть немцы, и разведчики
бесшумно приближались к сторожке. (дополн. оттенок следствия) Пр:3 в сторожке к
которой бесшумно приближались разведчики, могли быть немцы. (соед. отношен).
4. СcП с соед.
союзами.
Виды синт.
отношений в ссп.
ссп. – соед. с. могут
выражать сл. синт. отношения. во-1х) перечислит. онт. с пом. с. ни…ни, и,
да. – и обозначают связь однотипных ситуаций следующих др. за др. или
одновременных. Для этих предл. хар-на интонация перечисл. 2)
Отождествительные отношения. с. тоже, также. В этих предл. устанавливается
сходство м\ду действиями и признаками м\ду предметами и лицами во 2х. и 1й
частях. 3) распространительные отношениея. с. – и, в качестве доп. ср-в
связи используются анафорич. мест. и нар. В подобных предл. 2я часть
распростр. 1ю. Пр: Сад был моим и в этом было его достоинство. 4)результативные
отношения. с.- тоже, обычно с с. и. В этих предл. 2я предикативная ед.
выражает содержит рез-т вывод из 1й. Пр: жизнь дается 1 раз и хочется прожить
ее добро и красиво. В кач. доп. ср-в связи используются: - мест. нар.,
вводное слово. поэтому, значит. 5)условно-следственные. в пердл. к-е
означает, указывает на условие действия 2й части. Пр: скажи ей 2 слова, и она
спасена. в кач. доп. ср-в связи спользуют: -фиксир. порядок следов. частей. –
соотношение видо-врем. форм сказ. 6)отношения несоотвествия. Это
утвержение совмещение несовместимого. значение соединения осложняется
противительным или уступительным значением. И-можно заменить на Но. пр:
Она пела, и голос ее замер.
5. СcП с
разделит., противит., гардац., союзами.
В предл. с разделит.
с. выр-ся сл. синт. отнош. во-1х)отношение взаимоисключения. (или, либо, не то.. не то, толи… толи), Эти предл. констатируют
связь 2х ситуаций 1 из к-х исключает др. Пр: или я совершенно ошибся в Вас, или
вы в состоянии выслушать правду. 2)отношение чередования. выр-ся с пом.
союзов то…то. Наблюдающиеся в пердл. к-е отображают ситуации существования
в разных временные планы и сменяющие др.др. Пр: то в избытке слезы счастья в
три ручья, то душа во власти сна и забытья. 3)отношение альтернативной мотивации.
с пом. с. а то, а не то, или. – и – указывает на связь 2х альтернативных
ситуаций 1 из 2х оценивается как менее предположительная или желательная для
говорящего или адресата. Пр: тиши скорей приходи, а то Машенька браниться
станет.
В предл. с противительным
с. выр-ют сл. отношен. во-1х)сопоставительные. в
предл. части к-х связанные с пом. с. а, же, -и сопоставляют ситуации
или явления. Пр: мать расположилась с детьми в карете, а отец в кибитке. Доп.
ср-ми связи в этом подтипе служат слова одной тематической группы общей
модальной и временной план, параллелизм строения. Эти ср-ва связи подчеркивают
содержательную общность частей, что и делают возможным сопоставление. пр: в
книгах сказки, а в жизни только проза есть. 2)противительно-огранич.
отношен. (но, да, однако) В этих предл. одна из предикат. ед. сообщает о
ситуации ограничивающей проявление действия в др. части. Пр: все хорошо, но
только нужно уехать. 3)противительно-возместительные. (зато, однако). В
этих предл. 2я предик. ед. конпенсирует. вмещающую в 1й. Пр: Искусство – ноша
на плечах, зато как мы – поэты ценим в мимолетных мелочах. 4)противит-уступит.
отн. (но, однако, да). и выр-ют уступительные отношения. Пр: солнце село,
но в лесу еще светло. (но= невзирая, несмотря на то..)
В предл. с градационными
с. выр-ют градационные отнош. Эти предл. указывают на неравномерность 2х событий и хар-ют 2е из них
как обладающие большей для говорящего силой значения. пр: не только дети сразу
полюбили этого чел., но и взрослые были покорены его обаянием. (не только,
но и)
В предл. с присоед.
союзами. (да, да и…) эти предл. построены таким образом, что сообщаемое во 2й
части дается как (выр-ют как присоед. отнош-я) + примечание добавочный
комментарий, уточнение к 1й части. пр: постояльцы с ним не разговаривали да и
сам он не любил тратить попросту слова.
В предл. с пояснит. с.
Выр-ют отношения пояснительные. они служат для указания, для тождества
соотнесенных ситуаций, при этом инф-я в них сообщаемой распределяется на
основную (в 1й части) и второстипенную (во 2й).
Предложения
открытой и закрытой стр-ры.
Все ссп. делятся на 2
больших разряда: предл. откр. и закр. стр-ры. К предложениям открытой стр-ры
относятся предл. с отношениями: - соединительными и разделительными.
Предложения с противительными градац. К части ССП открытой стр-ры представляют
собой незамкнутый ряд. Они однотипно построены и такхе пред-я могут иметь
неограниченное кол-во частей. (+перечисл, разд – то, то). Пр: И лучших лет
надежды и любовь, в груди моей оживает любовь и мысли несутся, и полон ум
желаний страстей, как звуки др. за др. льются. В предл. закрытой стр-ры.
Части представляют собой закрытый ряд – это всегда 2 части. стр-но и
семантически взаимообусловленные, связанные. 2я часть в них замыкает ряд и не
прдполагает 3й. Пр: он хотел было что-то сказать ему, но толстяк уже исчез.
(против. отн. но…, но…,). Закрытая стр-ра может наблюдаться и в предл. с соед.
союзами. Пр: я хотел ему ответить, но не мог и слова вымолвить. Пр: я рассказал
ей смешную историю, и она успакоилась.
10. БСП их стр-но сем.
признаки. Знаки преп. в БСП.
Бессоюзное
сложное предложение. Бессоюзными называют с.п. части к-х связаны по смыслу, интонационно,
соотношениях видо-врем. форм сказуемых и порядком расположения частей. Основным
признаком бессоюзных с.п. явл. – отстутствие союзов и союзных слов. Б.П.
представляют собой – в смысловом отношении единство. Пр: багряные лучи
солнца обливали стены и башни города кровью, зловеще блестели стекла города,
весь город казался израненным. В этом предл. рисуется общая картина города.
Детали этого описания фиксируются частями этого предл. к-е объеденены содержанием
и следовательно лексически. Ср-ми связи частей служит здесь интонация
перечислительная. А интонация конца наблюдается лишь в конечной части с.п. В
БСП формы сказуемых гл. обычно однородны. Пр: теплый ветер пройдет по местам,
задрожат липы стволы. Наряду с вышеперечисленными ср-ми связи используются в
БСП др. ср-ва связи. 1)опорные слова в 1 части. Обычно глаголы
восприятия., мыслительные к речевой д. соотносительные с ними сущ. прил. слвак
кс. требующие объективного распрастранения, а также отвлеченные слова требующие
пояснения. Пр: у Кости появиласть страсть (опорное слово): собирая книги,
собирал он и свякие вещицы, всяких зверков и зверушек. Пр: я знаю: ты теперь не
спишь. 2)анафорические слова. – это такие эл-ты, к-е вмещают или
заключают содержание др. части. Пр: тема такая:… Пр: сердце уже не слышно, оно
тоже притаилось. 3)Лексич. ср-ва связи. т.е. слова 1й тематической группы.
это синонимы, антонимы. Пр: для стариков с слишком молод, для молодых я
слишком стар. 4)параллелизм строения. Пр: лесные овраги, ночлег им
готовили, проливной дождь спины им сек, солнце полило им кожу. (подл+прям
доп.+сказ). 5). стр-ая неполнота 1й из частей. Пр: мужчина слушает ушами, а
женщина глазами. 6)общевторостипенные члены. Пр: к вечеру вдруг
разбижались тучки, иссякнул дождик. 7)порядок следования предик. частей.
Пр: отворил форточку – тихо. Эти ср-ва связи по ср-ю с др. классами носят не
столько регулярный хар-р. Некоторые из них закреплены за опредленными
конструкциями и типизируют их стр-ру др. хар-ны для бессоюзных предл. разных
типов.
11. Виды бессоюзных
предл.
Классификация БСП.
несмотря на то, что БСП. в качестве особенного стр-но семантического типа стал
рассматриваться в 50х годах 20в. в теории бсп. много спорных вопросов: в
частности большие расхождения наблюдаются при их классификации: одни авторы
делят бсп на: -сложносочен. – сложноподч. по аналогии с союзными. Пр:
А.И.Гвоздев. Др. считают подобную аналогию неполной. Раличают бсп:
-однородного, -неоднородного состава. пр: П.С. Погорелов… Г.И. Розенталь делит
их на: БП- на соотносительные без с. и – соотносительные с с. Белошахова делит
бсп на: - закрытой (типизированные (а. с анафорич. эл-ми. б) с незамещенными
синт. поз-ми. в)с факультативной позицией заключ. част= так, то) и не
типизированные) и открытой стр-ры. 1) В предл. с откр. стр-ой компоненты
одинаково относятся к смысловому целому и кол-во компонентов неограниченно. В
предл. с откр. стр-ой выр-я отношения… пр: голос ее сильно дрожал, в глазах
отражалось беспокойство. (одновременность действия). Пр: я мстил за Пушкина под…,
я Пушкина через Урал пронес, я с Пушкиным …, покрытый вшами, холоден и бос. 2)
предл. закр. стр-ры. Непосредственно частей 2. – эти части семантически и
грам. неравноправны. – нельзя продолжить сохранив те же синт. отношения. среди
БСП закр. стр-ры противопостоят др. с др. 2 формальных класса. 1)предл. с
типизир. стр-ой. т.е. предл. части к-х имеют специф. ср-ва выр-я синт. отношений.
2)не типизиров. т.п. к-е не имеют специф. ср-в выр-я синт. отнош.
В предл. с типизированныи стр-ми ср-ми связи могут быть. а)анафорические
элеменыт. – это слово с инф-ой недостаточностью, содержание к-й
раскрывается с пом. др. части предл. может находиться и в 1й и во 2й части бсп.
Если оно находится в 1й. части то 2я часть восполняет его значение.
синт. отнош. в таких предл. называют восполняющие. Анафорич. эл-ми в
таких предл. могут быть – указательные м. – сочит. вопросит. частицы и м. –
определит. м. – сочитание неопред. м. с прил. – отвлеченное сущ. и др. пр:
скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. Если анафорич. эл-т
распологается во 2й части. В качестве анаф. эл-ов. используются только: -
указательные, - личноуказат. м. или сочет. указат. частицы. – вот с указат.
част. + местоимен. нареч. Синт. отнош. в таких предл. называют распрастранительными
т.к. анафорический эл-т вмещающий в себя все содержание 1 части. Пр: лохматые
волосы хочется тронуть рукой, такие они пушистые и мягкие. пр: необычная жизнь
Марии Стюарт, вот что поразило писателя. б)бсп. с незамещенной синт.
позицией. – это предл. имеет незмещенную синт. поз. подл. или сказуемого
управляемой словоформой. (дополнения). по хар-ру м\ду частями и по стр-ю частей
они сходны с изъяснит. предл. Пр: было ясно: мы опаздваем. (изъясн. объектн). в)бсп.
с факультативной позицией заключ. частицей. эти предл. реально включают
перед собой частицу так реже то. Пр: мне бы смолчать, (так) ссоры
бы не было. пр: заденишь куст (так): тебя всего росой отдает. В этих предл.
выр-ся временные, условные и прчинно-следственные отношения. Нетепизированные
бсп. бсп. нетипизир. стр-ры не имеют выразительных примет, к-е
позволяли бы выделять среди них классы на формальных основаниях. Предл.
различны по значению, хар-ру смысловых отношений м\ду частями. Наиболее
употребительны 2 разновидности нетипизированных бсп. а)объяснительные. 1
ч. содержит сообщение о событии, а 2я часть комментирует это сообщение, давая
ему мотивирующие или уточняющие пояснения. пр: нужно идти тихо: можно увидеть
как горлинка пьет воду. (мотивирующее пояснение). б)сопоставительные: 2
часть содержит сообщение, к-ые существенно отличаются от содержания 2й. Пр: ее
пробовали взять –(а) она еще отчаяннее рвалась. пр: Леветан хотел солнца –
солнце не показалось.
Страницы: 1, 2
|
|