Школьный урок и его влияние на учащихся
Школьный урок и его влияние на учащихся
Курсовая работа
"Школьный урок и его
влияние на учащихся"
Шадринск 2009
Введение
В настоящее
время открывается прямая реальность высокой культуры отношений, возможности
свободного умственного труда, порядка, красоты учебных занятий, тонкости
методик, радости общения и интенсивного духовного развития каждого ребенка на
уроке [1].
Урок –
культурологический феномен, возделанный человеческими усилиями, он создан
педагогической мыслью, он продукт восхождения человека к бесконечному процессу
познания и осмысления мира. Как явление культурологического порядка, урок
видоизменялся, обретая свою историю существования на земле, а значит свои
взлеты и падения [2].
Понимание
современного урока отождествлялось с техническими средствами, с наглядностью, с
элементами проблемного обучения, с оптимизацией процесса обучения на уроке и
т.п. Если урок отвечает определенным требованиям и в ходе его проявляются
отдельные вышеназванные компоненты, то это и есть современный урок.
В начале 90-х
гг. среди передовых педагогов того времени возникло такое понятие, как
«педагогика сотрудничества» и сущность урока стали отождествлять с этим
понятием [3].
Преобразование
урока совершается не путем обратного движения к тому, что было вчера, а путем
движения вперед, через медленное наращивание новых характеристик, порождаемых
вхождением общества в контекст мировой культуры и современной мировой жизни [2].
Ситуация
современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся
порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников,
подчиняющихся учителю, точными очертаниями учебного материала, традициями и
ритуалами, правилами, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым уроком свободным,
характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а
благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
Свободный
урок – дитя современной культуры. Это урок, порожденный стремлением
гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность,
предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить
в современной реальности ценности достойной жизни [4].
Современный
урок – урок соответствующий нынешним требованиям подготовки
конкурентоспособного выпускника. Сегодня отношения преподавателей и учащихся
строятся на равноправных позициях субъектов образовательного процесса, в основе
которого лежит организация активных форм работы школьников. При этом акцент
делается на использование каждой рабочей минуты при обязательных моментах
релаксации.
Урок в жизни
ребенка – это урок жизни для него: он учится работать, он научается
анализировать явления, он вступает во взаимоотношения с людьми и коллективом,
он утверждает свое «Я», обретая самооценку и способность к саморегулированию
поведения и деятельности, он с разных сторон изучает этот прекрасный и сложный
мир, прикасаясь к источникам духовности – науке, искусству, морали. Педагог
средствами научного предмета вводит школьника в этот мир и как носитель
культуры раскрывает ребенку современное видение жизни и человека в ней как
строителя этой жизни [5].
Учитывая актуальность
вышеизложенного, была выбрана тема исследования – Школьный урок и его
влияние на учащихся
Объект
исследования – современный урок
Предмет
исследования – воздействие урока на учащихся
Цель – определить возможности
влияния современного урока на развитие личности учащихся
Задачи
исследования:
1)
Рассмотреть
понятие и структуру урока;
2)
Определить
основные типы уроков;
3)
Выявить
основные функции уроков;
4)
Определить
влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся
Работа
состоит из введения, двух глав, вывода по главам, заключения и списка
литературы.
1. Общая
характеристика урока
1.1 Урок – основная форма
организации обучения
Как известно,
образование в нашей стране, будучи вовлеченным в современные
социально-экономические преобразования, претерпевает серьезные изменения. Они в
той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе
ведущих положений вариативности образования организованы различные типы
образовательных учреждений, появилась возможность в определенных рамках менять
содержание обучения, спектр учебных пособий в каждой образовательной области
позволяет выбирать их в связи с тем или иным подходом к овладению знаниями.
Использование в учебном процессе компьютера как ведущего современного средства
формирования знаний позволяет наиболее оптимально решать многие дидактические
задачи, в том числе и обучать на расстоянии [5].
Вместе с тем
существует один аспект в системе образования, которого современные изменения
коснулись несущественно. Как ни странно, это ведущая организационная форма
учебной деятельности – урок. Урок не претерпел по своим структурным и
организационным позициям таких кардинальных изменений, как, скажем, типы
образовательных учреждений, экономическая основа организации обучения и т.д.
Вернее сказать: он претерпевает изменения, но они происходят плавно, без резких
движений. Это вполне закономерно. Урок является «ядерным», основополагающим
элементом образовательной системы. С каких бы позиций мы не рассматривали общее
образование, любой его аспект так или иначе нацелен на организацию и проведение
эффективного урока. Нельзя согласиться с мнением о том, что урок совершенно
изжил себя, что необходимы другие организационные формы, которые должны его
вытеснить. В этом отношении большие надежды возлагаются на систему
дистанционного обучения на основе компьютерных телекоммуникаций. Но даже эта
современная форма сегодня не в состоянии полностью заменить живое общение
школьников с учителем и друг с другом. Кроме того, дистанционная форма хоть и
перспективна, но находится в стадии начального становления [6].
Вероятно,
настанет время, когда урок в его современном виде отомрет. Но это постепенный,
эволюционный процесс перехода, который займет очень много десятилетий. Переход
от урока к иной форме – не самоцель, а воплощение меняющегося времени [7].
Сегодня же,
будучи фундаментальным, интегрирующим элементом образования, урок обеспечивает
его стабильность.
Обращаясь к
уроку необходимо вспомнить его историю. Становление классно-урочной системы
связано с развитием в 16–17 вв. машинного производства, торговли, культуры, что
породило потребность в элементарном массовом обучении. Сначала в опыте братских
школ Украины и Белоруссии, а затем в Чехии и других странах Европы появились
элементы новой формы обучения – классно-урочной. Теоретически концепция
классно-урочной системы обучения, ее важнейшие характеристики были обоснованы в
17 в. великим чешским педагогом Я.А. Коменским. Она оказалась очень
устойчивой, совершенствуясь и модернизируясь, она дошла до наших дней и остается
основной формой организации обучения в школе.
Классно-урочная
система представляется нам сегодня естественной и очевидной, но в свое время
это была революция в образовании, так как она открыла возможность всеобщего и
экономичного обучения.
В Российской
педагогической энциклопедии урок определяется как «форма организации
учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях при классно-урочной
системе обучения; составная часть процесса обучения. Урок проводится с
коллективом учащихся постоянного состава (классом) в течение определенного
промежутка времени» [2].
М.Н. Скаткин
определил урок как «педагогическое произведение, которое должно «отличаться
целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой
развертывания деятельности учителя и учащихся».
Урок – это
форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного
состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой
обучения.
П.И. Пидкасистый
определяет сущность и назначение урока, выделяет в нем две составляющие: 1)
коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате
которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их
способностей, опыта деятельности, общения и отношений, 2) совершенствование
педагогического мастерства учителя в процессе деятельности.
М.И. Махмутов
определил урок как «динамичную и вариативную форму организации процесса
целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава
учителей и учащихся, включающую содержание, формы, методы и средства обучения и
систематически применяемую для решения задач образования, развития и воспитания
в процессе обучения».
Функция урока
как организационной формы обучения состоит в достижении завершенной, но
частичной цели, которая, например, в одном случае состоит в усвоении
нового, целостного содержания, пусть являющегося частью более обширного содержания,
в другом – в частичном усвоении на уровне осознанного восприятия и
запоминания (закрепления). В первом случае структура урока как целостной
системы будет повторять в основном структуру обучения как целостного процесса,
во втором – лишь частично отразит целостный процесс обучения. Это говорит о
том, что особенности урока как организационной формы обучения обусловлены целью
и местом каждого отдельно взятого урока в целостной системе учебного процесса.
В третьем
случае структура урока как целостной системы обучения будет повторять структуру
процесса обучения как целостного процесса, а в четвертом – частично отразит
процесс обучения. Таким образом, урок как дидактическая единица многогранен. В
уроке, как в целостном отрезке процесса обучения, представлены и
взаимодействуют все компоненты – педагогические цели и задачи, содержание,
методы, средства и др.
Лицо
современного урока, его цели, содержание и организацию определяют
образовательные стандарты и программы, современные педагогические подходы с их
системой целей, принципов, отбором и организацией содержания, средствами
обучения и контроля. В свою очередь, образовательные стандарты, программы и педагогические
подходы определяются государственным заказом в области образования.
Урок имеет
ряд достоинств: четкая организованность и упорядоченность учебной работы,
возможность взаимодействия детей между собой в процессе коллективного
обсуждения проблем, возможность использования коллективных и индивидуальных
способов работы, эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся, их
воспитание в процессе обучения, экономичность обучения, обеспечение
систематичности и последовательности в обучении. Но эти достоинства сочетаются
с серьезными недостатками: ограниченными возможностями индивидуального подхода
для развития способностей учащихся, ориентацией на «среднего» ученика, работой
в едином темпе, преимущественно словесным характером деятельности, отсутствием
общения между старшими и младшими учащимися.
В Российской
педагогической энциклопедии определены следующие требования к современному
уроку: дидактические, воспитательные и организационные. Требования определяются
типом и задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Дидактические
включают в себя определение задач урока в целом и его элементов, места данного
урока в их системе, определение содержания урока в соответствии с учебной
программой и уровнем подготовки учащихся, выбор методики обучения, установление
межпредметных связей. Воспитательные требования к уроку обусловлены задачами
формирования мировоззрения учащихся, обеспечения связи обучения с жизнью,
формирования и развития познавательных интересов учащихся, положительных
мотивов учения, навыков самообразования. В настоящее время большое значение
придается воспитанию на основе потребностей развивающегося человека в
творческой деятельности, в признании его личности, особенно остро встала
проблема нравственного воспитания личности, в том числе, как субъекта культуры.
Организационные требования зависят от типа и структуры урока.
Принято
считать, что ребенок, отправляясь на уроки в школу, идет за знаниями. В этой
мысли содержится определенная доля истины, но не вся истина. Ребенок на уроке
должен овладеть не только знаниями, но и способами деятельности, умением
общаться, обрести самостоятельность, выработать собственное отношение к миру, к
другим людям, к себе, иными словами, войти в контекст современной ему культуры,
освоить ее богатства. Поэтому нельзя свести содержание урока только к передаче
знаний, умений и навыков. Содержанием урока должна служить вся культура
человечества.
Многие
теоретики и практики обращают внимание на некоторую искусственность урочной
формы обучения, «отключенность» от реального мира. И потому встает вопрос о
продуктивности таких уроков. Не случайно все больше педагогов пытаются
приблизить урок к жизни ученика.
урок познавательный
учащийся обучение
1.2 Структура
и типология уроков
Структура
урока и формы организации учебной работы на нем имеют принципиальное значение в
теории и практике современного урока, поскольку в значительной степени
определяют эффективность обучения, его результативность.
Какие же
элементы и части урока считаются структурными, а какие нет? Единого мнения по
этому вопросу на сегодняшний день в педагогической науке нет. Одни склонны
выделять в качестве элементов урока те, которые наиболее часто встречаются в
практике, а именно: 1) изучение нового материала, 2) закрепление пройденного,
3) контроль и оценка знаний учащихся, 4) домашнее задание, 5) обобщение и
систематизация знаний. Другие – цель урока, содержание учебного материала,
методы и приемы обучения, способы организации учебной деятельности. Существуют
и другие позиции: «Нельзя ограничить учебный процесс и учителя одной постоянной
схемой урока, так как это нанесет ущерб учебному процессу в целом…».
Нельзя
согласиться с утверждением о том, что не существует объективно постоянной
структуры урока. Здесь имеет место смешение структуры урока со схемой урока,
которая долгое время являлась застывшей постоянной схемой комбинированного
урока, сдерживавшей в практике работы школы всякое творческое начинание
учителя.
Вместе с тем
ученые-педагоги едины в том, что структура урока не может быть аморфной, безликой,
случайной, что она должна отражать: закономерности процесса обучения как
явления действительности, логику процесса учения; закономерности процесса
усвоения, логику усвоения новых знаний как внутреннего психологического
явления; закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащегося как
способов его индивидуального познания, отражающих логику познавательной
деятельности человека, логику преподавания; виды деятельности учителя и
учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
Элементами урока, которые при своем взаимосвязанном функционировании отражают
эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и
способов действий и применение усвоенного. В реальном педагогическом процессе
они выступают и как этапы процесса обучения, как основные, неизменные,
обязательно присутствующие на каждом уроке обобщенные дидактические задачи, и
как компоненты дидактической структуры урока. Именно эти компоненты
обеспечивают на уроке необходимые и достаточные условия для усвоения учащимися
программного материала, формирования у них знаний, навыков, умений, активизации
мыслительной деятельности учащихся при выполнении самостоятельных работ,
развитие их интеллектуальных способностей – всего того, чем должна обеспечивать
школа полнокровную подготовку учащихся к жизни и труду. Характер связей и
взаимодействия этих компонентов предопределены логикой процесса обучения,
поэтапным движением ученика от незнания к знанию, которое сводится к тому, что
всякое формирование новых знаний и способов деятельности осуществляется
непосредственно на базе актуализации прежних связей и опыта деятельности систематического
применения усвоенных знаний и опыта в теоретической и практической учебной
деятельности школьника. Целью и результатом применения как составного
компонента дидактической структуры урока является формирование у учащихся
умений и навыков.
Взаимодействие
структурных компонентов урока объективно. Однако процесс обучения эффективен
лишь тогда, когда учитель правильно понимает единство функций каждого
компонента в отдельности и его структурных взаимодействий с другими
компонентами урока, когда он осознает, что каждый из компонентов дидактической
структуры урока связан с предшествующими. Формирование новых знаний может быть
успешным только с опорой на имеющиеся знания, а отработка навыков и умений
успешно осуществляется после усвоения нового. При этом их последовательность на
том или другом уроке может быть различна: в одном случае, о чем подробно
говорится в работах М.И. Махмутова, урок может начинаться не с
актуализации, а с введения нового понятия путем объяснения учителя либо
создания проблемной ситуации или выдвижения предположений (гипотез) о способе
решения ранее поставленной проблемы. Попутная актуализация может потребоваться
в ходе доказательства выдвинутой гипотезы, в начале урока может быть
контрольная работа на применение знаний, изученных на предыдущем уроке и т.д.
Такова дидактическая структура урока.
Страницы: 1, 2, 3
|
|