бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Школьный музей как форма воспитательной работы бесплатно рефераты

Внимание школьников ослабевает при осмотре однообразных экспонатов. При этом важно учитывать и психологическую сторону восприятия. Вначале нужно привлечь внимание детей. Для этого вводный комплекс должен быть захватывающим, многообещающим, побуждающим интерес к осмотру экспозиции. Через 15-20 минут, когда внимание школьников притупляется, они должны подойти к объекту или комплексу необычному, вызывающему новый интерес. Здесь-то и нужны наиболее аттрактивные экспонаты, уникальные предметы, действующие модели, демонстрация слайдов. Такое переключение внимания нужно вызывать через 10-15 минут, учитывая, что осмотр экспозиции продолжается не более 45 минут. Заключительный итоговый комплекс должен завершить всю тему так, чтобы у школьника возникло желание посетить экспозицию ещё несколько раз, включиться в новый поиск.

Для осуществления принципа логической связи всех разделов экспозиции нужен чёткий маршрут, ясные и краткие заголовки и ведущие тексты. Раскрыть информационный потенциал предмета и содержание экспозиции в целом может не только полноценный научный комментарий. Эту роль в музейной экспозиции выполняют ведущие, заглавные, объяснительные тексты и этикетаж, которые представляют собой целостную продуманную систему, максимально способствующие раскрытию содержания экспозиции. Каждый вид текстов выполняет свою функцию:

Ведущие тексты выражают идейную направленность экспозиции, раздела, темы, зала, отражая, таким образом, основные положения научной концепции экспозиции;

Заглавные тексты отражают тематическую структуру экспозиции; их назначение - дать путеводную нить к её осмотру;

Объяснительные тексты (аннотации) раскрывают содержание экспозиции, раздела, темы, отражают историю выставленных коллекций;

Этикетка или аннотация прикрепляется к отдельному экспонату, в ней указывается: название предмета, изготовитель работы, место и время изготовления, краткое описание экспоната, техническая характеристика, подлинник/копия [18, 48].

Отобрать экспозиционные материалы, значит, определить состав экспонатов будущей экспозиции с целью наиболее полного раскрытия темы. Отбор осуществляется на всём протяжении процесса проектирования экспозиции, а окончательный состав экспонатов фиксируется в тематико-экспозиционном плане. Планомерное собирание материалов даёт возможность отбора не разрозненных и фрагментарных предметов, а органически взаимосвязанного экспозиционного комплекса, отражающего конкретную часть всей экспозиционной темы. Отбору предшествует изучение предметов, определение их подлинности и достоверности, авторства и т.д. Важно определить типичность музейного предмета, т.е. его соответствие сущности данного явления. Необходимо учитывать внешнюю выразительность предмета. С одной стороны, он должен обладать свойствами аттрактивности и эмоционального воздействия, иметь хорошую сохранность, чёткое изображение и разборчивый текст. С другой - в нём должны быть выражены черты достоверного первоисточника. На предмете должны быть сохранены следы внешнего на него воздействия в среде бытования.

Отбор музейных предметов тесно связан с их группировкой. Группировать можно различные предметы в зависимости от поставленной задачи. Например, показ родственных связей между явлениями, отражение каких-либо событий, сравнение предметов, их сопоставление. Одним из видов сопоставления является метод контрастного показа. Так, в школьных музеях можно встретить тематические комплексы "Наш край прежде и теперь", "Прошлое и настоящее села". Группировка материалов может происходить и по систематическому принципу. Систематическая коллекция камней и минералов, помещённая в экспозицию, даёт возможность получить наглядное представление об их значении для развития края, понять родство между минералами, их естественную группировку. Возможна группировка и по принципу соединения различных предметов в логические группы так, как они находились в жизни, в присущей им среде бытования. Это может быть интерьер помещения со всеми характерными для него предметами, биогруппа с растительным и животным миром в определённых климатических условиях. Подобные группировки в музейной практике называют "ансамблевой экспозицией" используют различные методы группировки, сочетая их в зависимости от поставленной задачи.

Подготовка помещения для музея не такой уж простой вопрос, как это кажется на первый взгляд. Прежде всего, необходимо помещение для экспозиций и специальная комната для хранения фондов.

При выборе экспозиционной площади необходимо руководствоваться следующими правилами:

Комната или зал должны располагаться на теневой стороне здания так, чтобы прямые солнечные лучи в неё не попадали. Окна должны быть обязательно зашторены. Лампы дневного света и различные подсветки для витрин нужно располагать так, чтобы свет падал от зрителя и на определённом удалении от экспоната. Если комната расположена на солнечной стороне, следует затемнить окна с внешней стороны зелёными насаждениями.

В помещении должна быть постоянная комнатная температура. Экспозицию следует размещать на безопасном расстоянии от системы отопления. Необходимо обеспечить противопожарные условия (огнетушители, Ёмкости с песком).

Для предотвращения запыления экспонатов необходимо помещать их в герметичные витрины, регулярно проводить влажную уборку помещения.

Оборудование должно соответствовать помещению экспозиции по стилю, габаритам и окраске. Для школьных музеев можно рекомендовать горизонтальные и вертикальные витрины, закреплённые у стены. Крупные вещи располагаются ближе к центру, мелкие - ближе к зрителю. В вертикальных витринах-шкафах мелкие экспонаты располагаются на уровне глаз, а выше и ниже - крупные вещи. Витрины не должны занимать основное пространство и заслонять собою другие экспозиционные комплексы.

Экспонат, установленный на пол, психологически воспринимается как инвентарь, поэтому необходимо установить его на подставку.

Стремление школьных музеев поместить в экспозицию все имеющиеся материалы приводит к её перенасыщению и ослаблению эмоционального воздействия. Множество предметов принижает значение каждого из них [18, 56].


1.7 Совет (актив) музея как орган самоуправления


Общественным органом самоуправления школьного музея является Совет (актив) музея, который создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея. Совет музея формируется из представителей ученических, педагогических коллективов, общественных организаций, представителей местных музейных объединений. Согласно Положению о музее образовательного учреждения Совет музея осуществляет текущую работу музея в образовательном учреждении. Для реализации основных направлений деятельности музея в нём создаются профильные функциональные группы:

поисково-собирательская, осуществляющая комплектование фондов;

фондовая, ведущая учёт и хранение музейных предметов;

экспозиционно-выставочная, отвечающая за разработку и создание экспозиций, выставок.

культурно-образовательная группа для проведения экскурсий, бесед, праздников, встреч с гостями музея.

Совет музея избирает председателя Совета музея.

Одна из важнейших организационных задач Совета музея - разработка концепции музея [4]. Под концепцией следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они представляют свой музей, его профиль, название, направления деятельности музея, структуру музея, обеспечение его деятельности, принципы комплектования фондов музея и их использование, экспозиционная деятельность и культурно-образовательные формы работы музея.

Концепция - это своеобразная и долговременная программа деятельности по созданию музея. Разработка научной концепции является наиболее рациональным подходом к организации музея образовательного учреждения. Работа над концепцией осуществляется в три этапа:

Подготовка и анализ искомых данных (в других музеях, библиотеках, архивах, Интернете, частных коллекциях, литературе).

Разработка собственно концепции музея.

Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е., перспективного плана развития на определённый период.

Одним из важных направлений деятельности Совета музея на начальном этапе создания музея в образовательном учреждении является разработка Положения о музее (Устава) (Приложение 1). Данный внутренний документ разрабатывается на основе Примерного положения о музее (2003г).

В Положении (Уставе) музея находят своё отражение цели, задачи, структура, профиль, направления деятельности музея, ответственность музея перед образовательным учреждением. Большое значение заключается в том, что, участвуя в разработке, обсуждении, принятии и исполнении устава, дети осваивают принципы демократии, получают представление о собственных правах и обязанностях по отношению к активу школьного музея, к учреждению образования и к государству.

Положение о музее играет важную функцию: этот локальный акт, прошедший обсуждение, утверждение позволяет регулировать отношения не только между учителем, руководителем музея и членами Совета музея, между руководителями образовательного учреждения и членами Совета музея, но и между самими детьми.

Совет музея также рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы, обсуждает важные вопросы музейной деятельности, организует сбор, классификацию музейных предметов, формирует музейные экспозиции и экспозиции временных выставок, проводит музейные мероприятия: экскурсии, беседы, праздники.

Совет музея является органом самоуправления и создаётся для широкого привлечения учащихся, учителей в сознательную, целенаправленную деятельность по созданию музея.

Таким образом, школьный музей - одно из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей как самодеятельный общественный детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда, сочетает в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения по интересам, творческой мастерской.


Раздел 2. Организация музея в образовательном учреждении


2.1 Организационные принципы деятельности по созданию музея


Процесс воспитания как совместная деятельность воспитанников и воспитателя облекается в определённые организационные формы. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания видов деятельности воспитанников и воспитателя. С точки зрения педагогической, форма воспитания - способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в котором открыто провозглашается отношение к предметам, людям, явлениям. [12, 16] Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - развитие определённого отношения к чему-либо: книге, живописи, музыке, истории родного края, истории семьи.

Любая форма воспитательной работы выполняет определённые функции:

Организаторская (решение организаторских вопросов);

Регулирующая (регулирование отношений между педагогом и учащимися, между детьми);

Информативная (сообщение, актуализация знаний детей, обращение к их опыту);

Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается. Как известно, содержание и форма неразрывно взаимосвязаны - изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.

Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса.

Существует большое разнообразие форм воспитательной работы, поэтому классифицировать их трудно. Автор учебника по педагогике, Маленкова Л.И., предложила классификацию форм воспитания. По её мнению формы воспитания бывают:

простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);

кратковременные (например, "Пять минут с одним стихотворением") и длительные ("Неделя юного героя-антифашиста");

групповые (от 2 участников и более), коллективные (класс, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные, государственные;

традиционные (апробированные и прочно вошедшие в практику школ) и творческие (исключающие шаблон, нестандартные);

спонтанно возникшие в ходе воспитательного процесса (стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех вопроса) и специально организованные, спланированные;

регулярные (ежечетвертные родительские собрания, классные часы) и эпизодические (календарные и ситуативные);

система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества [6, 143].

Исходя из предложенной ей классификации, музей образовательного учреждения - это сложная, специально организованная, длительная, коллективная, традиционная, творческая, регулярная и интегрированная форма воспитания.

Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы существует определённый алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы:

Определение цели и задач. Цель - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое дело. Цель создания музея образовательного учреждения - воспитание, обучение и социализация обучающихся [16].

Выбор формы воспитательной работы. Музей как форму выбирают при сложении определённой педагогической ситуации, обязательных условий: наличие предметов музейного значения по направлениям (историческому, естественно-научному, этнографическому профилям) как результату поисково-исследовательской краеведческой деятельности; регистрация и научное описание музейных предметов; создание Совета (актива) музея; место для хранения музейной коллекции.

Создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле, мечты о результатах - открытии музея, выпуск стенгазеты, написание необычного объявления.

Проведение воспитательного дела. Здесь важны такие элементы: начало для создания психологического настроя, содержательная часть (предметная деятельность воспитанников и педагогов); аккордно-финальная часть: открытие школьного музея, принятие решения, определённые ритуалы завершения - создаёт определённое эмоциональное состояние, которое вызывает потребность в дальнейшей совместной деятельности [].

Таким образом, форма воспитания - это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса, внешнее выражение содержания; организация воспитательного процесса; внешнее выражение процесса воспитания. От применяемой формы зависит эффективность воспитательного процесса. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обуславливают их осуществление. Форма воспитания зависит от конкретной педагогической ситуации.

Школьный музей - это мероприятие, педагогическое взаимодействие, в котором реализуются задачи, содержание и методы воспитательного процесса по формированию гражданственности, патриотизма, общечеловеческих ценностей; школьный музей - это внешнее выражение содержания воспитания, гармоничного развития личности. Выбор музея как формы воспитания зависит от конкретной педагогической ситуации.


2.2 Музей истории школы в МОУ "Мосеевская ООШ"


Базой нашего исследования стал создаваемый в МОУ "Мосеевская ООШ" музей истории школы. Используя методы беседы, наблюдения, мы выяснили, что инициативной группой по созданию музея стал краеведческий кружок из учащихся, руководимый учителем Малиновской Галиной Ивановной, учителем начальных классов, педагогом-энтузиастом. Члены кружка в результате поисковой работы собрали краеведческий материал по истории школы (фотографии, личные вещи, воспоминания выпускников, документы). Часть письменных и вещественных источников по истории школы и деревни Мосеево находится в экспозиции на стендах: "Школа в Мосееве", "Слово об учителях", "Пионерская организация в Мосеевской школе", "Театр "Факел". Часть собранного материала систематизирована в тематических папках: "Учителя Мосеевской школы", "Ученики Мосеевской школы", "История литературного кружка", "Творческие работы учащихся по краеведению", "Наши спортивные достижения". "Судьбы, опалённые войной и сердце, отданное детям". Школьники-активисты совместно с педагогом-организатором определили проблемы и наметили пути их решения:

1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения: в настоящее время среди молодёжи стала всё более заметной тяга к западной культуре. Свои истоки зачастую знают недостаточно, и поэтому ко всему российскому многие представители молодого поколения относятся с пренебрежением. Занятие краеведческой работой возбуждает у школьников интерес к истокам нашим, к родной земле, к исконным занятиям предков. Созданием экспозиции, посвящённой истории школы, ставится задача познакомить посетителей музея со страницами истории школы и деревни.

2. Популяризация накопленных учителями школы материалов. За несколько лет учителями школы накоплено мног7о интересного материала по истории школы, деревни. Всё это можно успешно использовать в учебно-воспитательном процессе, поэтому материал не должен храниться в "дальнем углу", нужно доступно донести его до людей: рассказать услышанное нами в ходе поисковой работы, показать найденные и полученные от старожилов предметы музейного значения. Эта проблема, на наш взгляд, является очень острой, и поэтому мы решили реализовать свои замыслы в создании музея истории школы" (Из рабочей программы руководителя кружка).

Страницы: 1, 2, 3, 4