Семья и дошкольные учреждения
Обсуждают вопросы: авторитет родителей, роль семьи в
воспитании ребенка и др.
Вечера и кружки для родителей.
Вечера для родителей и других членов семьи, проводимые в
дошкольном образовательном учреждении, носят тематический характер.
Темы: “Музыка и дети”, “Ребенок и природа”,
художественное выступление детей самих родителей и др.
Для приобщения родителей к педагогической литературе
целесообразно создавать библиотеки – передвижки, подбирая в специальные папки статьи
на определенные тематики. Однако следует, помните, что всякий раз нужно
побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить что заинтересовало,
что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
Деловая игра - простор для творчества. Она максимально
приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого
принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить
ошибку.
Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых
игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.
Примерная структура игры такова:
1. Подготовительный этап, который включает в себя
определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход
игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку
необходимого наглядного материала и оборудования
2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками
игры необходимых правил и действий.
3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.
Целью деловых игр является выработка и закрепление
определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых
играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели,
заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В
деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько),
который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.
Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.
Вечера вопросов и ответов.
Вечера вопросов и ответов представляют собой
концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам,
которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко
переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и
ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в
самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих
вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение
родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о
проведении этого вечера. В течение этого времени методисты, воспитатели,
социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать,
распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере
вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического
коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов,
психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.
Как организовать поступление вопросов от родителей?
Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания,
анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время
проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать
вопросы и зафиксировать на бумаге, также у родителей есть возможность продумать
вопросы дома и вручить педагогу позже.
Встречи за “круглым столом”.
Встречи за “круглым столом” расширяют воспитательный
кругозор не только родителей, но и самих педагогов.
Оформление мероприятия имеет большое значение. Актовый
зал следует особо украсить, специально расставить мебель, обратить внимание на
музыкальное оформление, что должно располагать к раздумьям и откровенности.
Темы встречи могут быть различными. Беседу следует
начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач,
дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. Можно
предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы,
возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует
участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни
один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие,
делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и
закончить встречу может психолог или социальный педагог.
Глава II. Описание опытно - экспериментального
исследования
Для отработки исследования наиболее продуктивных форм
сотрудничества родителей и ДОУ была выбрана подготовительная группа ДОУ №1
«Рябинка» (воспитатель Меньшикова Татьяна Варфоломеевна)
Исследования проводились в течение преддипломной практики
в 3 этапа:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
Полученные результаты исследования в данной работе
представлены в виде диаграммы.
2.1 Описание констатирующего этапа опытно – экспериментального
исследования
Цель: выявить значение для родителей сотрудничества с
ДОУ.
С этой целью было проведено анкетирование (приложение №1).
Вопросы анкеты составляли ознакомительный характер.
Результат работы показал низкий процент значимости
сотрудничества родителей с ДОУ. Из 21 возможных приняли участие только трое
родителей.
Анализ определил дальнейшую задачу работы: добиться
четкого понимания родителей о значении сотрудничества с ДОУ. По результатам
анкетирования можно понять, что родителям не хватает педагогического опыта. Для
обмена опытом воспитателей и родителей необходимо проводить беседы, деловые
игры, вечера вопросов и ответов и другие формы сотрудничества.
2.2 Описание формирующего этапа опытно –
экспериментального исследования
Цель: отработать наиболее продуктивные формы
сотрудничества с семьей.
Для достижения цели была проведена следующая работа:
- наблюдение за общением ребенка с родителями в ДОУ;
- беседа с родителями: индивидуальная и групповая;
- оформление стенда: рекомендации для родителей.
Когда родители приводили детей в детский сад и забирали их
домой, велось наблюдение за общением родителей и детей.
По общению можно сказать, какое отношение между ребенком
и родителями, какой стиль общения в семье преобладает. Было отмечено, что не
все родители спрашивают или с интересом слушают своих детей о проведенном дне.
Также очень мало родителей интересуются поделками, рисунками своих детей. По
такому отношению можно понять, как родители относятся к разностороннему
развитию своих детей, они считают, что для детей важна только материальная
обеспеченность.
Также во время ухода детей домой проводились беседы с
родителями, чаще индивидуальные (вопросы к беседе см. приложение №5). Но к
беседе подключались остальные родители и вместе обсуждали возникшие проблемы.
Когда одновременно собирались более трех родителей,
проводилась групповая беседа (см. приложение №3), целью которой было добиться
понимания родителей о значении сотрудничества с ДОУ в воспитании их детей.
Также был использован наглядный метод сотрудничества с
родителями. Были оформлены рекомендации для родителей на темы: «Книга и
ребенок», «Игры в семье».
Было намечено провести тестирование родителей (см.
приложение №2), семинары - практикумы на тему «Как готовить руку ребенка к
письму», вечера вопросов и ответов по результатам анкетирования и тестирования,
а также посещение семьи. Но все формы сотрудничества.
Провести за две недели невозможно, так как подготовка
имеет большое значение, ведь прежде, чем приступать к проведению различных форм
сотрудничества, необходимо войти в доверие к родителям.
2.3 Описание контрольного этапа опытно –
экспериментального исследования
К концу исследования было проведено анкетирование, цель
которого проследить изменения отношения родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Для анкетирования были использованы вопросы разного
характера (см. приложение №5). Итог показал результат лучше, потому что в
анкетировании участвовали уже 14 человек. Изменения результатов исследования
можно проследить по данной диаграмме:
Вывод: воспитатель должен доказать родителям, что
сотрудничество с ДОУ важно для полноценного развития их детей. Следует
проводить всевозможные работы с родителями. Самой продуктивной традиционной формой
сотрудничества с родителями является беседа, а также следует использовать
различные нетрадиционные формы сотрудничества: деловые игры, КВН, вечера
вопросов и ответов и другие.
Заключение
Для создания в семье благоприятных условий воспитания
детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных
психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями
педагогической деятельности.
Для осуществления дифференцированного подхода к работе с
родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических
условий как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и
прочее.
В качестве выявления уровня педагогической культуры и
степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие
социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные
беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др.
В зависимости от категорий родителей используются такие
новые активные формы работы, как “круглые столы”, аукционы, викторины,
педагогические калейдоскопы, диспуты, клубы по интересам, конкурсы, “Вечера
вопросов и ответов” и др.
Перед каждой встречей организуются просмотры занятий,
согласно темы. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться
на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление
педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение
профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом
современных требований педагогической пропаганды.
На мой взгляд, введение в систему дошкольного образования
ДОУ, работающих по открытой системе, только улучшит качество работы педагогов
дошкольных учреждений города с родителями, обеспечит более оперативное и
эффективное распространение передового педагогического опыта, поможет активнее
проводить работу по педагогическому просвещению родителей дошкольников.
Необходимо и дальше совершенствовать формы работы с
родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию
семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен
занять воспитатель, используя все полученные знания на практике пробных занятий
и преддипломной практике, а главное - с родителями детей.
Список литературы
1.
Закон Российской Федерации “Об образовании” (12.07.1995)
2. Загик
Л.В, Куликова Т.А. Воспитателю о работе с семьей. М.: Просвещение, 1989.
3.
Воспитатели и родители: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1985.
4.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение,
1991.
5.
Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания//Педагогика.
- 1992. - № 5/6. -С.45-49.
6.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности
детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: 1993.
7.
Любина Г. Как воспитать своего ребенка удачником // Дошкольное воспитание.
1997. № 12. с. 50-59
8.
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о
работе с родителями). - М.: ТОО “ИнтелТех”, Правление о-ва “Знание” России,
1994.
9.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с.
10.
Семейное воспитание: Словарь / Под ред. М.И.Кондакова. М.: Педагогика, 1972.
11.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие
для студ. пед. ВУЗов и колледжей/ Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский
центр “Академия”, 1999.
12.
Социальная защита семьи: современная ситуация, проблемы, пути решения/ Т.Ф.
Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянов, В.Н. Гуров. - В 2 т. Т.1. Кн. 2. -
Ставрополь: СКИПКРО, 1997.
13.
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М.:1987.
14.
Теория и методика социальной работы. Уч. пособие. М.: Изд-во “Союз”, 1994 -
199с.
15.
Шабаев М.П. История детской педагогики в России.- М.: Просвещение, 1976.
16.
Аронс К. Развод: крах или новая жизнь. М.: МИРТ, 1995.
17. Козлов
С.А. Дошкольная педагогика.- М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
18.
Журналы «Дошкольное воспитание»
Приложение №1
Анкета
Цель: выявить затруднение родителей в воспитании детей.
1.1 Ф.И.О. ваше и вашего ребенка.
1.2 Возраст ребенка
2. Что Вас радует в поведении Вашего ребенка?
3. С какими трудностями Вы сталкиваетесь при воспитании ребенка?
4. Что, по Вашему мнению, обуславливает отклонение (если
таковое есть) в поведении ребенка?
5. Какие темы Вы хотели бы обсудить (или услышать
рекомендации) на родительских собраниях?
6. Каковы Ваши пожелания по улучшению работы детского
сада?
Приложение №2
Тест
Цель: выявить степень участия родителей в воспитательном
процессе.
Вопросы
|
Почти всегда
|
Иногда
|
Никогда
|
1. Нравится ли Вам Ваш малыш?
|
|
|
|
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
|
|
|
|
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
|
|
|
|
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение
значимости того, что он говорит?
|
|
|
|
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
|
|
|
|
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
|
|
|
|
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?
|
|
|
|
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
|
|
|
|
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и
для бесед с ним?
|
|
|
|
10. Играете ли Вы с малышом в какие-либо игры?
|
|
|
|
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и
увлечениях?
|
|
|
|
12. Есть ли у ребенка одна или две собственные книги?
|
|
|
|
13. Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок,
полка и пр.), которое отведено только ему?
|
|
|
|
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая
газеты, журналы, книги?
|
|
|
|
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из
прочитанных книг с ребенком?
|
|
|
|
16. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
|
|
|
|
17. Задаете ли Вы ребенку вопросы о смысле увиденного по
телевизору?
|
|
|
|
18. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть
телевизор?
|
|
|
|
19. Есть ли у ребенка возможность играть, лепить,
рисовать, мастерить, заниматься рукоделием?
|
|
|
|
20. Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку;
устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку?
|
|
|
|
21. Посещали ли Вы с ребенком картинную галерею,
краеведческий музей, парк культуры и отдыха?
|
|
|
|
Приложение №3
Групповая беседа
Текст выступления воспитателя
Цель: добиться понимания родителей о значении
сотрудничества с ДОУ в воспитании их детей.
Семье принадлежит основная общественная функция -
воспитание детей. Для маленьких детей семья - главная и почти единственная
школа воспитания. Если они посещают детский сад, то воспитание осуществляется в
единстве с семьей специалистами- педагогами на основе научно разработанной
программы, в благоприятных для жизни ребят условиях.
Цель воспитания у семьи и детского сада едина:
формирование с раннего возраста разносторонне развитой личности, учитывая при
этом психофизиологические особенности развития организма ребенка.
В дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и
других близких платят им ответной любовью, большой привязанностью. Совместная
жизнь, общие дела и заботы скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и
детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Чем
содержательнее общение, тем более ценно оно для воспитания. Общение приносит
радость и детям и родителям. Поэтому так велико воздействие семьи на
формирующуюся личность малыша.
Известно, как важен для ребенка положительный пример
близких ему людей: отца и матери, бабушки, дедушки, старшего брата или сестры.
Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье,
их отношение к работе, явлениям окружающей общественной жизни становятся
образцом для подражания.
Но одного примера хорошего примера недостаточно для
воспитания. Родителям как главным воспитателям своих детей следует хорошо
организовывать их жизнь в семье: режим, соответствующий возрасту ребенка, игру
и посильный труд, разнообразные занятия.
Почаще беседуйте с воспитателями детского сада.
Интересуйтесь тем, каковы ваши дети в обществе сверстников, как занимаются, о
чем говорят, хотят ли идти в школу; рассказывайте воспитателю о своих
наблюдениях за ребенком. Не пропускайте педагогических занятий, которые
проводятся педагогами для отцов, матерей, других членов семьи.
Приложение №4
Беседа с родителями на тему «Ваш ребенок»
Примерные вопросы
1.Считаете ли вы своего ребенка очень подвижным или нет?
Был ли он таким в раннем возрасте?
2. Легко ли ребенок в раннем возрасте входил в режим?
3. Как засыпал ваш ребенок в раннем возрасте (быстро или
медленно)
4.Быстро или нет ребенок осваивает правила поведения и
охотно ли подчиняется им?
5. В каком настроении обычно находится ваш ребенок?
6. Постарайтесь вспомнить особенности игр ребенка в
раннем возрасте. Играл ли он долго в какие-либо игры? Удавалось ли вам быстро переключить
его на режим? Какими приемами при этом вы пользовались? Легко ли это вам
удавалось?
7. Отвлекается ли ребенок, если он выполняет какое- либо
поручение? Что его может отвлечь?
8. Какие черты характера ребенка вам не нравятся? Что бы
вам хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
Приложение №5
Анкета
I
1.1. Ваше Ф.И.О. и вашего ребенка.
1.2. Кем вы доводитесь ребенку?
1.3.Ваш возраст и возраст ребенка.
1.4. Дата заполнения.
2. С каким настроением чаще всего ваш ребенок идет в
детский сад?
3. К кому в детском саду проявляет ваш ребенок заботливое
отношение?
4. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и
другим членам семьи?
5. Как он его совершает: самостоятельно или по вашему
совету, просьбе, требованию?
6. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие?
Приведите примеры.
7. В каких конкретных поступках проявлялась активность и
инициатива ребенка в оказании помощи, заботы?
II
Часто ли ваш ребенок играет в «семью»? Наблюдали ли вы,
как он играет?
Воспитывает ли игра в «семью» у вашего сына или дочери
качества, необходимые будущим родителям? Можно ли, наблюдая игру ребенка,
рассмотреть в поведении сына или дочери черты будущих родителей?
3. Как следует взрослым влиять на игры детей, чтобы
детские роли отражали то хорошее, что существует в отношениях между членами
вашей семьи?
Приложение №6
Диаграмма по результатам анкетных данных
Страницы: 1, 2, 3
|