Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника
Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника
Введение
Тема данной курсовой работы - самовоспитание
как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника.
Процесс самовоспитания наиболее активно
протекает в подростковом, старшем школьном возрасте. Основную роль в
организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.
Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание
и самовоспитание, это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те
же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта
воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы
проблематично без педагогического воспитания.
В настоящее время в науке накоплен
достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса
самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток
выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит
себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по
улучшению окружающего мира.
Можно выделить следующие
параметры самовоспитания:
· направленность, т.е. мотивы работы
над собой.
· содержание (умственное, физическое,
нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).
· устойчивость (случайное,
эпизодическое, постоянное).
эффективность в формировании личности
(выполняет функции главные и вспомогательные).
Рассматривая самовоспитание как фактор
развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника следует
отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу – бизнеса, придерживаются
мнения, что своему успеху они обязаны упорством и стремлением к результату лучшему,
чем у соперника или конкурента. Скольких творчески одаренных людей вы знаете? А
сколько вы знаете людей, которые в силу своей лени, или дурных привычек губят свои
творческие способности? Людей, которые свои низменные потребности ставят выше
творческих, которые не видят и не хотят видеть, что своим образом жизни, или
ленью они губят в себе гения поэта, художника, писателя, физика, доктора.
Подумав над всем этим, невооруженным взглядом видна какую огромную роль в
развитии творческих способностей играет самовоспитание.
Рассматривая проблему влияния самовоспитания
в развитии творческих способностей личности необходимо коснутся самого процесса
воспитания, вопроса о задатках и способностях личности, и естественно того, что
может помочь старшекласснику, подростку «самовоспитать» себя в гармоничную
творческую личность. Для выяснения этих и других вопросов касающихся темы
данной курсовой работы была использована педагогическая, психологическая, и
научно-популярная литература. Такой выбор разнообразной литературы обусловлен
тем, что данная тема не может быть рассмотрена только в рамках педагогики или
только психологии, слишком обширный круг проблем она затрагивает.
Курсовая разбита на три главы, поэтапно
освещающие вопросы заданные в теме курсовой работы, для наиболее полного
«захвата» поставленной задачи. А задача этой работы доказать (или опровергнуть)
то, что самовоспитание и есть тот самый фактор развития творческих способностей
подростка, старшеклассника.
Глава I. Развитие
личности подростка в процессе самовоспитания
1.1. Роль воспитания в
развитии личности
Как известно человек подвергается
воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого
воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста,
социального положения и статуса и так далее. В педагогике наряду с воспитанием
значимое место выделяется и самовоспитанию. Считается, что воспитание без
самовоспитания не возможно. Поэтому для определения роли самовоспитании в
развитии личности мы начинаем именно с воспитания, как неотъемлемой части
человеческой жизни.
Осуществляя воспитание, люди в обществе
вступают между собой в определенные отношения. Воспитательные отношения есть
разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека
посредством воспитания. Воспитательные отношения направлены на развитие
человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания. В воспитательные
отношения могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство,
природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как
«человек - человек», «человек – книга - человек», «человек – техника -
человек», «человек – искусство - человек», «человек – природа - человек». В
структуру воспитательных отношений входят два субъекта и объект. В качестве
субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив
учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт
поколений. Поэтому в педагогике различают субъект - субъективные отношения. В
целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений
используют, помимо слова, какие-то материализованные средства – объекты.
Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект -объективными
отношениями. Воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы
(воспитание) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием). В
результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется
личность.
В педагогической литературе понятие
воспитание имеет определение: социальное, целенаправленное создание условий
(материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением
общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и
производительному труду.
Говоря описательно, воспитание в развитии
личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно
обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с
учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание –
спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в
условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:
- диагностика природных задатков,
теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и
развития;
- организация учебно-воспитательной
деятельности детей;
- использование положительных факторов в
развитии качеств личности;
содержания воспитания, средств и условий
социальной среды;
воздействие на социальные условия,
устранение и преобразование негативных средовых влияний;
- формирование специальных способностей,
обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной,
профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.
Воспитание и деятельности создают основу
для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой
доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых
задатков, инициирует духовные и физические силы. Неправильное воспитание
способно деструктировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий
– вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя к пониманию
роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость
формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность.
Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они
обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10
% - своим способностям и склонностям.
Важнейшие закономерности и факторы развития
и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним
относятся совокупное влияние вышеназванных сред воспитания. К внутренним
факторам – природные потребности и влечения, потребности в общении,
альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности
– духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в
самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д.
возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного
взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В
процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как
правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.
В педагогике обоснованно утверждается
решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через
стимулирование внутренней активности и активности своего совершенствования,
саморазвития.
1.2. Определение
самовоспитания
Самовоспитание – это процесс
усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних
душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие,
без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного
и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться,
что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека.
Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим
результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во
многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо
должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека
и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно
формируют образцы поведения, установки: «Не плачь – ты мужчина», «Не пачкайся –
ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И
к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике
массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают
влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто
неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя
воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии «самовоспитание» педагогика
описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно
развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства их
пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи
утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.
В процессе воспитания необходимо побудить
подростка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он
рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт
человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое.
Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание – деятельность человека,
направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными
целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает
определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее
анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других
людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность
самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и
являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование
таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной
деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе
самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей,
программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных
результатов, самокоррекции.
К методам самовоспитания относятся: 1)
самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение,
самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль,
самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает:
самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Подросток не выступает в качестве
пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя
позиция к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно
работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.
Понимание указанных положений привело к
тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности,
стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и
воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека.
Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его
чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий,
относятся к внутренним факторам.
С этой точки зрения должно быть понятно,
что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии,
если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее
активности в работе над собой. Именно эта активности и собственное стремление
растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его
личностное развитие.
Из этого следует – и это необходимо
подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер
саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет
плодовое дерево, ведь в буквальном смысле не человек его выращивает – оно само
растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет
почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.
1.3. Самовоспитание
– высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.
В условиях интенсивного
общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни
общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал
побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон нравственно
воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:
трудолюбие; творческое
отношение к труду;
высокая культура
поведения.
Работа по
нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе,
предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов
самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные
отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя
положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение
методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение,
самоосуждение).
В младшем школьном
возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида
деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых качеств,
ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и
добросовестному выполнению учебных заданий.
Существуют правила
способствующие самовоспитанию:
Пять “надо”:
1. Всегда помогать
родителям.
2. Выполнять требования
учителей учиться добросовестно.
3. Быть честным.
4. Подчинять личные
интересы коллективным.
5. Всегда и всюду
проявлять добросовестность.
Пять
“можно”:
1. Веселиться и играть,
когда работа сделана на “отлично”.
2. Забывать обиды, но
помнить, кого и за что ты обидел сам.
3. Не унывать при
неудачах; если упорен, все равно получится !
4. Учиться у других,
если они лучше тебя трудятся.
5. Спрашивать, если не
знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.
Это нужно
тебе самому!
1. Быть честным! Сила
человека в правде, слабость его - ложь.
2. Быть трудолюбивым! Не
бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из
поражений выкует победу.
3. Быть чутким и
заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо
относишься.
4. Быть здоровым и
чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса
холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на
прогулки и еще час отдай труду или спорту.
5. Быть внимательным,
тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в
игре, труде, спорте.
Этого
делать нельзя!
1. Учиться без старания,
лениво и безответственно.
2. Грубить и драться со
сверстниками, обижать младших.
3. Терпеть у себя
недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.
4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем,
нагло лгут в глаза честным людям.
5. Критиковать других,
если сам страдаешь подобным же недостатком.
Пять
“хорошо”:
1. Уметь владеть собой
(не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)
2. Планировать каждый
свой день.
3. Оценивать свои
поступки.
4. Сначала думать, а
потом делать.
5. Браться вначале за
самые трудные дела.
В.Гете утверждал: “Умный
человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.
Что дает
человеку знание самого себя?
1.Объективно оценить
себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.
2.Не допускать ошибок,
разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.
3. Определить свое
призвание, безошибочно выбрать профессию.
4.Не претендовать на
особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство -
показатели объективной самооценки.
5. Искать причины
неприятности в себе, а не в других.
Пути самопознания:
1. Судите о себе по
делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи -
характеризуют ваши слабости и недостатки.
2. Сравнивайте себя с
другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.
Страницы: 1, 2, 3
|