бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника бесплатно рефераты

Самовоспитание как фактор развития творческих способностей подростка-старшеклассника

Введение

Тема данной курсовой работы - самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника.

Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом, старшем школьном возрасте. Основную роль в организации самовоспитания  подростка играет педагогическое воспитание в школе.

 Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание, это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те же  цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.

В настоящее время в науке накоплен достаточный фактический материал, позволяющий проникнуть в суть процесса самовоспитания. Механизм самовоспитания имеет следующие особенности: подросток выбирает цели жизни, идеалы в соответствии с общественными критериями, готовит себя к жизни в обществе, совершенствуется в коллективной деятельности по улучшению окружающего мира.

Можно выделить следующие параметры самовоспитания:

· направленность, т.е. мотивы работы над собой.

· содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное).

· устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное).

эффективность в формировании личности (выполняет функции главные и вспомогательные).

Рассматривая самовоспитание как фактор развития творческих способностей личности подростка, старшеклассника следует отметить, что все известные личности в области науки, политики, шоу – бизнеса,  придерживаются мнения, что своему успеху они обязаны упорством и стремлением к результату лучшему, чем у соперника или конкурента. Скольких творчески одаренных людей вы знаете? А сколько  вы знаете людей, которые в силу своей лени, или дурных привычек губят свои творческие способности? Людей, которые свои низменные потребности ставят выше творческих, которые не видят и не хотят видеть, что своим образом жизни, или ленью они губят в себе гения поэта, художника, писателя, физика, доктора. Подумав над всем этим, невооруженным взглядом видна какую огромную роль в развитии творческих способностей играет самовоспитание.

Рассматривая  проблему влияния самовоспитания в развитии творческих способностей личности необходимо коснутся самого процесса воспитания, вопроса о задатках и способностях личности, и естественно того, что может помочь старшекласснику, подростку «самовоспитать» себя в гармоничную творческую личность. Для выяснения этих и других вопросов касающихся темы данной курсовой работы была использована педагогическая, психологическая, и научно-популярная литература. Такой выбор разнообразной литературы обусловлен тем, что данная тема не может быть рассмотрена только в рамках педагогики или только психологии, слишком обширный круг  проблем она затрагивает.

Курсовая разбита на три главы, поэтапно освещающие вопросы заданные в теме курсовой работы, для наиболее полного «захвата» поставленной задачи. А задача этой работы доказать (или опровергнуть) то, что самовоспитание и есть тот самый фактор развития творческих способностей подростка, старшеклассника.


Глава I. Развитие личности подростка в процессе самовоспитания


1.1. Роль воспитания в развитии личности

Как известно человек подвергается воспитанию с самого рождения и практически до самой смерти. Хотя сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса и так далее. В педагогике наряду с воспитанием значимое место выделяется и самовоспитанию. Считается, что воспитание без самовоспитания не возможно. Поэтому для определения роли самовоспитании в развитии личности мы начинаем именно с воспитания, как неотъемлемой части человеческой жизни.

 Осуществляя воспитание, люди в обществе вступают между собой в определенные отношения. Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой, направленных  на развитие человека посредством воспитания. Воспитательные отношения направлены на развитие человека как личности, т.е. на развитие его самовоспитания. В воспитательные отношения могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа. На основании этого различают такие типы воспитательных отношений, как «человек - человек», «человек – книга - человек», «человек – техника - человек», «человек – искусство - человек», «человек – природа - человек». В структуру  воспитательных отношений входят два  субъекта и объект. В качестве субъектов могут быть педагог и его ученик, педагогический коллектив и коллектив учащихся, родители, т.е. те, кто производит передачу и кто усваивает опыт поколений. Поэтому в педагогике различают  субъект - субъективные отношения. В целях лучшей передачи знаний, навыков, умений субъекты воспитательных отношений используют, помимо слова, какие-то материализованные средства – объекты. Отношения между субъектами и объектами принято называть субъект -объективными отношениями. Воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы (воспитание) сходятся с внутренними человеческими (самовоспитанием). В результате такого взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

В педагогической литературе  понятие воспитание имеет определение: социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание – спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

- организация учебно-воспитательной деятельности детей;

- использование положительных факторов в развитии качеств личности;

содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

воздействие на социальные условия,  устранение и преобразование негативных средовых влияний;

- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

Воспитание и деятельности создают  основу для проявления и развития природных задатков и способностей. Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует  духовные и  физические силы. Неправильное воспитание способно деструктировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий – вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей. Подводя к пониманию роли воспитания и деятельности в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Многие известные гении человечества утверждают, что всеми своими успехами они обязаны тяжелому труду и упорству в достижении намеченных целей и только на 10 % - своим способностям и склонностям.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние. К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред воспитания. К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности  в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно-ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и т.д. возникающие под  воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности. В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание.

В педагогике обоснованно утверждается решающее влияние воспитания на развитие и формирование личности через стимулирование внутренней активности и активности своего совершенствования, саморазвития.

1.2. Определение самовоспитания


Самовоспитаниеэто процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой  деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности  реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно  и бессознательно формируют образцы поведения, установки: «Не плачь – ты мужчина», «Не пачкайся – ведь ты девочка» и т.п., т.е. ребенок получает эталоны «хорошего - плохого». И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

В понятии «самовоспитание» педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы – воспитание – лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития.

В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.

Сам ребенок  активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.

Самовоспитание – деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание  предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

К методам самовоспитания относятся: 1) самопознание; 2) самообладание; 3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Подросток не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция  к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием) или оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы – внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам  личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а так же вся совокупность его чувств и переживаний, которые возникают по влиянием внешних воздействий, относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутренние стимулирование ее активности в работе над  собой. Именно эта активности и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Из этого следует – и это необходимо подчеркнуть, - что процесс развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н. Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево, ведь в буквальном  смысле не человек его выращивает – оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно поливает, уничтожает вредителей.


1.3. Самовоспитание – высшая форма самоуправления. Психологические предпосылки самовоспитания.


В условиях интенсивного общественного развития возрастает роль нравственных начал во всей жизни общества. В мире существует единодушное мнение о том, что нравственный идеал побуждает к подражанию, для самовоспитания нужен эталон  нравственно воспитанной личности, который должен соответствовать следующим показателям:

    трудолюбие;        творческое отношение к труду;

      высокая культура поведения.

Работа по нравственному самовоспитанию результативна при системном подходе, предполагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов самовоспитания; включение самого себя в социальные и внутри коллективные отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учетом имеющихся у себя положительных качеств и способностей; формирование объективной самооценки; обучение методике самостимуляции положительного поведения (самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

В младшем школьном возрасте границы самовоспитания определяются появлением нового вида деятельности - учения. Оно направлено на развитие волевых  качеств, ответственности, коллективизма и связано с приучением ребенка к регулярному и добросовестному выполнению учебных заданий.

Существуют правила способствующие самовоспитанию:

Пять “надо”:

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

    Пять “можно”:

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится !

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

     Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к  другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

      Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем, нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

       Пять “хорошо”:

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам)

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

В.Гете утверждал: “Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя”.

Что дает человеку знание самого себя?

 1.Объективно оценить себя, свои возможности и способности. Исходя из этого, определить цели жизни.

2.Не допускать ошибок, разочарований, необоснованных претензий, крушения жизненных планов.

3. Определить свое призвание, безошибочно выбрать профессию.

4.Не претендовать на особое внимание к себе со стороны окружающих; скромность и достоинство - показатели объективной самооценки.

5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

Пути самопознания:

1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто лучше вас.

Страницы: 1, 2, 3