бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов бесплатно рефераты

Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет повышения квалификации преподавателей



Профессиональная переподготовка по программе:

«Педагогика высшей школы»


Выпускная аттестационная работа

На тему

«Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов»














Казань, 2010г.

Содержание


Введение

Глава 1. Воспитание как процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов

1.1.    Цель и задачи воспитательной работы в вузе

1.2.    Принципы воспитательной работы в вузе

1.3.    Основные направления воспитательной работы в вузе

1.4.    Виды воспитательной работы в вузе

Глава 2. Самореализация и творчество в деятельности студента и аспиранта

2.1 Самореализация личности студента (аспиранта)

2.2 Творчество как процесс самореализации личности

2.3 Анализ педагогических способностей студентов и аспирантов КГЭУ

Заключение

Список литературы


Введение


Модернизация различных областей образования и интеграция России в мировую систему высшего образования потребовали переосмысления основных направлений профессиональной подготовки педагогических кадров. В настоящее время приоритетным направлением в образовании становится воспитание творческой личности, способной к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях.

С точки зрения современной педагогической науки, обучение должно быть ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека.

Таким образом, главной целью образования становится формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об образовании», определяющим образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

Под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность высшего учебного заведения, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностей ориентации личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

Необходимость воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. В Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» указаны такие основные задачи ВУЗа в воспитательном процессе, как:

удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.

В «Типовом Положении о ВУЗах РФ» указано на то, что воспитательные задачи учебных заведений реализуются в процессе учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности студентов и преподавателей.

Средствами воспитания выступают личный пример и авторитет преподавателя, традиции и ценности учебного заведения, гуманистический характер вузовской среды.

Кооперация воспитательной деятельности преподавателей, студентов, администраторов имеет системный характер. Необходимость системной постановки воспитательной работы обусловлена органическим единством учебного, научно-исследовательского и производственного процесса подготовки специалистов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целым рядом качеств, установок и ценностных ориентации личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста.

К важнейшим условиям реализации концепции воспитания можно отнести:

предоставление студентам и аспирантам возможности самореализации по их интересам и способностям;

ориентация на конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности воспитательных воздействий;

опора на творческую активность студенческих коллективов;

эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений всех участников воспитательного процесса;

сочетание задач воспитательного воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи;

включение показателей участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации и продлении договоров;

оптимальное планирование воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях;

регулярное изучение, обобщение, распространение положительного опыта работы.

В условиях современной России система воспитания имеет достаточно динамичный характер, включающий как нормы, традиции и обычаи прежней эпохи, так и нормы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.


Глава 1. Воспитание как процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов


1.1 Цель и задачи воспитательной работы в ВУЗе


Воспитание личности в период обучения в ВУЗе – важнейший этап становления будущего специалиста, когда в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека организуемой и регулируемой обществом системы воспитания, заключающийся в целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное развитие личности.

Цель воспитательной деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов и аспирантов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:

-формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;

-приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям, воспитание студентов и аспирантов в духе университетского корпоративизма и солидарности, профессиональной чести и научной этики;

-обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

-воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни,

ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания.

Успешное решение поставленных задач позволяет обеспечить условия для становления и самореализации студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.


1.2 Принципы воспитательной работы в ВУЗе


Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в современный условиях, для всех участников воспитательного процесса в вузах должны быть:

-демократизм, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на педагогике сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студента;

-объективизм и гуманизм как основа взаимодействия с субъектами воспитания;

-уважение к общечеловеческим ценностям, правам и свободам граждан, корректность, терпимость, соблюдение этических норм;

-профессионализм, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, компетентность, наличие глубоких знаний, умений и навыков по специальности;

-конструктивность, рационализм, активное участие в общественной жизни университета, самодеятельности, спортивных мероприятиях и др.;

-толерантность, предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов, терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за нормативные требования законов;

-индивидуализация и дифференциация, формирующие в вузе систему воспитания, направленную не на производство усредненной личности, а индивидуально ориентированной с учетом задатков и возможностей каждого студента в процессе его воспитания и социализации;

-патриотизм и гражданственность: воспитание уважительного отношения, любви к России, чувства сопричастности и ответственности;

-вариативность технологий и содержания воспитательного процесса.


1.3 Основные направления воспитательной работы в ВУЗе


Современное профессиональное высшее образование невозможно без целенаправленного формирования социального, гражданского облика будущего специалиста. Его задачей является воспитание у них чувства патриотизма, социально активного гражданина, обладающего гибким мышлением, развитой политической культурой, критическим отношением к действительности и способностью установления сотрудничества и диалога с другими людьми, одним словом - подготовка высокообразованных и высоконравственных специалистов.

Исходя из поставленных задач, можно определить следующие направления учебно-воспитательной работы в любом вузе:

·          гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, направленное на усвоение норм права, осознание ответственности за благополучие своей страны, становление активной жизненной позиции;

·          формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, способствующей повышению эффективности воспитательной работы;

·          профессионально-трудовое воспитание, формирующее творческий подход, волю к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение к традициям и ценностям профессионального сообщества;

·          формирование традиций каждого вуза, направленное на внедрение элементов корпоративной культуры, содействие в социальной адаптации выпускников к требованиям рынка;

·          развитие творческого начала личности, содействие формированию интереса студентов ВУЗа к системе творческих объединений: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок, вечеров встреч выпускников и т. д.;

·          пропаганда здорового образа жизни, нацеленное на популяризацию физической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, усвоение навыков и принципов здорового образа жизни;

·          организация психолого-консультационных и профилактических пунктов, необходимых для адаптации первокурсников к внутривузовскому укладу и распорядку жизни

факультета и ВУЗа в целом, профилактика правонарушения, наркомании и т. д.;

·          введение системы мотивации и форм поощрения за постижения в учебе и внеучебной работе: грамоты, премии, именные стипендии, научные гранты.

Академическая среда вуза должна оказывать огромное воздействие на личностное и профессиональное становление будущего специалиста. Важнейшими ее компонентами являются история, традиции и ритуалы, как символическое выражение причастности к вузовскому содружеству, духовно-нравственный климат в вузовском коллективе: нормы и правила взаимоотношений, уровень психологической комфортности и социальной защищенности; материально-техническое оснащение университета.

Для достижения эффективности воспитательной работы в любом вузе необходимо наличие:

-организационной структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечение четкого функционирования и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;

-органов студенческого самоуправления и других общественных объединений, формирующих социальную, интеллектуальную среду, кружков творчества студентов;

-материально-технической базы и финансового обеспечения внеучебной работы;

-усиление роли ректората, деканатов и кафедр в вопросах управления воспитательной работой;

-нормативной базы, регламентирующей деятельность факультетов, должностных лиц, университета;

-совершенствование системы управления и организации воспитательной деятельности, разработка новых, организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы воспитательной работы.


1.4 Виды воспитательной работы в ВУЗе


Воспитание студентов и аспирантов в вузах прежде всего реализуется в процессе получения образования по выбранной специальности. Разнообразные формы внеаудиторной работы должны в максимальной степени учитывать это обстоятельство. Наряду с этим формирование нравственного, гражданско-патриотического и творческого начала происходит через разнообразные формы внеаудиторной работы, поддерживающие, сопровождающие и координирующие в максимальной степени учебный процесс. Учитывая органичную связь поставленных задач, достижение поставленной цели возможно при реализации четырех основных видов воспитательной работы.

Основным видом воспитательной работы является воспитание в процессе обучения. Учебная и воспитательная деятельность неразрывно связаны друг с другом, причем учебный процесс в целом, каждая дисциплина в отдельности, нацелены на решение воспитательных задач, которые имеют свою социально-возрастную специфику на разных стадиях реализации образовательных программ. На младших курсах преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и общегуманитарного развития, для 3-4 курсов приоритетным становится творческое приобщение студентов к избранной специальности. Акцент должен делаться на формирование навыков и качеств, необходимых в будущей профессии. В современных условиях, отличающихся быстрым развитием науки и лавинообразным приращением объема знаний, важнейшее значение приобретает обращение университетской науки к фундаментальным исследованиям и придания фундаментального характера образовательному процессу. На старших курсах завершается формирование личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.

Общение студентов и аспирантов с преподавателем получает свое продолжение во внеучебной научно-образовательной работе. Огромное значение в плане личностного и профессионального становления будущих специалистов имеют различные внеаудиторные формы научно-образовательной деятельности: студенческие научные общества, клубы, кружки, культурно-массовые мероприятия.

В современных условиях объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с управленческим опытом работы. Важнейшим фактором, влияющим на повышение социальной активности и личностной заинтересованности учащейся молодежи, является реализация комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого самоуправления. Современное студенческое самоуправление, как указано в «Рекомендациях по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ», должно стать условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов.

Основной целью деятельности студенческого самоуправления, по мнению автора, является создание условий для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Знания и опыт, полученные в студенческом самоуправлении, повышают рейтинг выпускников ВУЗа и делают их востребованными в различных областях деятельности.

Наиболее традиционным видом воспитательной работы является культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность. Именно в этом виде накоплен немалый опыт в традиционных формах работы, наиболее перспективными направлениями которого является создание обществ, клубов и объединений, ориентированных на самые разные целевые группы в среде студенчества.

В настоящее время огромное значение имеет здоровый образ жизни как важнейший фактор гармоничного развития будущего специалиста, его высокой профессионально-трудовой активности, творческого долголетия, а также залог эффективной организации здорового быта и досуга.

Направленность на дальнейшую демократизацию общества ставит на первый план задачи, связанные с формированием личности нового типа. Личности, понимающей высокую ценность человеческой жизни, обладающей активной жизненной позицией, имеющей высокий уровень самосознания, способной к активной жизни и творчеству.


Глава 2. Самореализация и творчество в деятельности студента и аспиранта


2.1 Самореализация личности студента (аспиранта)


Анализ философской литературы, в частности работ таких российских и зарубежных авторов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Л.В. Рябова, Д. Стэнли и др., о проблеме самореализации личности выявляет богатые творческие возможности в теоретическом наследии как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Страницы: 1, 2