Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов
Самореализация и творчество в деятельности студентов и аспирантов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет
повышения квалификации преподавателей
Профессиональная
переподготовка по программе:
«Педагогика
высшей школы»
Выпускная
аттестационная работа
На тему
«Самореализация
и творчество в деятельности студентов и аспирантов»
Казань, 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Воспитание как процесс
формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов
1.1. Цель
и задачи воспитательной работы в вузе
1.2. Принципы
воспитательной работы в вузе
1.3. Основные
направления воспитательной работы в вузе
1.4. Виды
воспитательной работы в вузе
Глава 2. Самореализация и
творчество в деятельности студента и аспиранта
2.1 Самореализация личности
студента (аспиранта)
2.2 Творчество как процесс
самореализации личности
2.3 Анализ педагогических
способностей студентов и аспирантов КГЭУ
Заключение
Список литературы
Введение
Модернизация
различных областей образования и интеграция России в мировую систему высшего
образования потребовали переосмысления основных направлений профессиональной
подготовки педагогических кадров. В настоящее время приоритетным направлением в
образовании становится воспитание творческой личности, способной к
самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях.
С
точки зрения современной педагогической науки, обучение должно быть
ориентировано на творческую самореализацию личности. Это требование вполне
закономерно, так как самореализация является внутренним условием, движущей
силой и мотивом осуществления предметных и социальных преобразований человека.
Таким образом, главной
целью образования становится формирование профессионально и социально
компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях
меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к
созиданию. Приоритетность решения воспитательных задач в системе
образовательной деятельности определяется Законом Российской Федерации «Об
образовании», определяющим образование как «целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества, государства».
Под воспитанием в
данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная
и систематическая деятельность высшего учебного заведения, ориентированная как
на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностей ориентации
личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного
духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и
творческой самореализации личности будущего специалиста.
Необходимость
воспитания в вузе подтверждена государственными правовыми актами. В Законе
Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании» указаны такие
основные задачи ВУЗа в воспитательном процессе, как:
удовлетворение
потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии
посредством получения высшего образования;
формирование у
студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях
современной цивилизации и демократии;
сохранение и
приумножение нравственных, культурных и научных ценностей.
В «Типовом Положении о
ВУЗах РФ» указано на то, что воспитательные задачи учебных заведений
реализуются в процессе учебной, научной, творческой, производственной и
общественной деятельности студентов и преподавателей.
Средствами воспитания
выступают личный пример и авторитет преподавателя, традиции и ценности учебного
заведения, гуманистический характер вузовской среды.
Кооперация
воспитательной деятельности преподавателей, студентов, администраторов имеет
системный характер. Необходимость системной постановки воспитательной работы
обусловлена органическим единством учебного, научно-исследовательского и
производственного процесса подготовки специалистов. Взаимосвязь и
взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целым
рядом качеств, установок и ценностных ориентации личности, определяющих
профессиональную и социальную компетенцию специалиста.
К важнейшим условиям
реализации концепции воспитания можно отнести:
предоставление
студентам и аспирантам возможности самореализации по их интересам и
способностям;
ориентация на
конкретный конечный результат при общем стремлении к повышению эффективности
воспитательных воздействий;
опора на творческую
активность студенческих коллективов;
эффективное
использование гибкой системы стимулирования, поощрений всех участников
воспитательного процесса;
сочетание задач воспитательного
воздействия с решением социальных проблем студенческой молодежи;
включение показателей
участия профессорско-преподавательского состава в воспитании студентов в оценку
их деятельности в период аттестации и продлении договоров;
оптимальное планирование
воспитательной работы на кафедрах, факультетах, в подразделениях;
регулярное изучение,
обобщение, распространение положительного опыта работы.
В условиях современной
России система воспитания имеет достаточно динамичный характер, включающий как
нормы, традиции и обычаи прежней эпохи, так и нормы, соответствующие
требованиям сегодняшнего дня.
Глава 1. Воспитание как
процесс формирования самореализации и творчества студентов и аспирантов
1.1 Цель и задачи
воспитательной работы в ВУЗе
Воспитание личности в
период обучения в ВУЗе – важнейший этап становления будущего специалиста, когда
в основном завершается целенаправленное воспитательное воздействие на человека
организуемой и регулируемой обществом системы воспитания, заключающийся в
целенаправленном влиянии на интеллектуальное, духовное, физическое и культурное
развитие личности.
Цель воспитательной
деятельности – создание условий для активной жизнедеятельности студентов и
аспирантов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального
удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном
развитии.
Достижение поставленной
цели возможно при условии успешного решения следующих задач:
-формирование
мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
-приобщение
студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и
академическим традициям, воспитание студентов и аспирантов в духе
университетского корпоративизма и солидарности, профессиональной чести и
научной этики;
-обеспечение развития
личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных
качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
-воспитание внутренней
потребности личности в здоровом образе жизни,
ответственного
отношения к природной и социокультурной среде обитания.
Успешное решение
поставленных задач позволяет обеспечить условия для становления и
самореализации студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим
потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего
способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
1.2 Принципы
воспитательной работы в ВУЗе
Принципами,
ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной,
нравственно и физически здоровой личности в современный условиях, для всех
участников воспитательного процесса в вузах должны быть:
-демократизм,
предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на педагогике
сотрудничества и взаимодействия преподавателя и студента;
-объективизм и гуманизм
как основа взаимодействия с субъектами воспитания;
-уважение к
общечеловеческим ценностям, правам и свободам граждан, корректность,
терпимость, соблюдение этических норм;
-профессионализм,
организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, компетентность,
наличие глубоких знаний, умений и навыков по специальности;
-конструктивность,
рационализм, активное участие в общественной жизни университета,
самодеятельности, спортивных мероприятиях и др.;
-толерантность,
предполагающая наличие плюрализма мнений, подходов, различных идей для решения
одних и тех же проблем, терпимость к мнениям других людей, учет их интересов,
терпимость к другому образу жизни и поведению людей, не выходящему за
нормативные требования законов;
-индивидуализация и
дифференциация, формирующие в вузе систему воспитания, направленную не на
производство усредненной личности, а индивидуально ориентированной с учетом
задатков и возможностей каждого студента в процессе его воспитания и
социализации;
-патриотизм и
гражданственность: воспитание уважительного отношения, любви к России, чувства
сопричастности и ответственности;
-вариативность
технологий и содержания воспитательного процесса.
1.3 Основные
направления воспитательной работы в ВУЗе
Современное
профессиональное высшее образование невозможно без целенаправленного
формирования социального, гражданского облика будущего специалиста. Его задачей
является воспитание у них чувства патриотизма, социально активного гражданина,
обладающего гибким мышлением, развитой политической культурой, критическим
отношением к действительности и способностью установления сотрудничества и
диалога с другими людьми, одним словом - подготовка высокообразованных и
высоконравственных специалистов.
Исходя из поставленных
задач, можно определить следующие направления учебно-воспитательной работы в
любом вузе:
·
гражданско-патриотическое
и духовно-нравственное воспитание, направленное на усвоение норм права,
осознание ответственности за благополучие своей страны, становление активной
жизненной позиции;
·
формирование
постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной
системы, способствующей повышению эффективности воспитательной работы;
·
профессионально-трудовое
воспитание, формирующее творческий подход, волю к труду и самосовершенствованию
в избранной специальности, приобщение к традициям и ценностям профессионального
сообщества;
·
формирование
традиций каждого вуза, направленное на внедрение элементов корпоративной
культуры, содействие в социальной адаптации выпускников к требованиям рынка;
·
развитие
творческого начала личности, содействие формированию интереса студентов ВУЗа к
системе творческих объединений: смотров, конкурсов, фестивалей, выставок,
вечеров встреч выпускников и т. д.;
·
пропаганда
здорового образа жизни, нацеленное на популяризацию физической культуры и
спорта, организация спортивно-оздоровительных мероприятий, усвоение навыков и
принципов здорового образа жизни;
·
организация
психолого-консультационных и профилактических пунктов, необходимых для
адаптации первокурсников к внутривузовскому укладу и распорядку жизни
факультета и ВУЗа в
целом, профилактика правонарушения, наркомании и т. д.;
·
введение
системы мотивации и форм поощрения за постижения в учебе и внеучебной работе:
грамоты, премии, именные стипендии, научные гранты.
Академическая среда
вуза должна оказывать огромное воздействие на личностное и профессиональное
становление будущего специалиста. Важнейшими ее компонентами являются история,
традиции и ритуалы, как символическое выражение причастности к вузовскому
содружеству, духовно-нравственный климат в вузовском коллективе: нормы и
правила взаимоотношений, уровень психологической комфортности и социальной
защищенности; материально-техническое оснащение университета.
Для достижения эффективности
воспитательной работы в любом вузе необходимо наличие:
-организационной
структуры управления воспитательной деятельностью, обеспечение четкого
функционирования и взаимодействия всех участников воспитательного процесса;
-органов студенческого
самоуправления и других общественных объединений, формирующих социальную,
интеллектуальную среду, кружков творчества студентов;
-материально-технической
базы и финансового обеспечения внеучебной работы;
-усиление роли
ректората, деканатов и кафедр в вопросах управления воспитательной работой;
-нормативной базы,
регламентирующей деятельность факультетов, должностных лиц, университета;
-совершенствование
системы управления и организации воспитательной деятельности, разработка новых,
организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной
системы воспитательной работы.
1.4 Виды воспитательной
работы в ВУЗе
Воспитание студентов и
аспирантов в вузах прежде всего реализуется в процессе получения образования по
выбранной специальности. Разнообразные формы внеаудиторной работы должны в
максимальной степени учитывать это обстоятельство. Наряду с этим формирование
нравственного, гражданско-патриотического и творческого начала происходит через
разнообразные формы внеаудиторной работы, поддерживающие, сопровождающие и
координирующие в максимальной степени учебный процесс. Учитывая органичную
связь поставленных задач, достижение поставленной цели возможно при реализации
четырех основных видов воспитательной работы.
Основным видом
воспитательной работы является воспитание в процессе обучения. Учебная и
воспитательная деятельность неразрывно связаны друг с другом, причем учебный
процесс в целом, каждая дисциплина в отдельности, нацелены на решение
воспитательных задач, которые имеют свою социально-возрастную специфику на
разных стадиях реализации образовательных программ. На младших курсах
преимущественное значение имеют задачи социально-гражданского и
общегуманитарного развития, для 3-4 курсов приоритетным становится творческое
приобщение студентов к избранной специальности. Акцент должен делаться на
формирование навыков и качеств, необходимых в будущей профессии. В современных
условиях, отличающихся быстрым развитием науки и лавинообразным приращением
объема знаний, важнейшее значение приобретает обращение университетской науки к
фундаментальным исследованиям и придания фундаментального характера
образовательному процессу. На старших курсах завершается формирование
личностных и профессиональных качеств будущего специалиста.
Общение студентов и аспирантов
с преподавателем получает свое продолжение во внеучебной научно-образовательной
работе. Огромное значение в плане личностного и профессионального становления
будущих специалистов имеют различные внеаудиторные формы научно-образовательной
деятельности: студенческие научные общества, клубы, кружки, культурно-массовые
мероприятия.
В современных условиях
объективно назрела необходимость в подготовке специалистов с управленческим
опытом работы. Важнейшим фактором, влияющим на повышение социальной активности
и личностной заинтересованности учащейся молодежи, является реализация
комплекса воспитательных мероприятий на основе развития студенческого
самоуправления. Современное студенческое самоуправление, как указано в
«Рекомендациях по развитию студенческого самоуправления в образовательных
учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ», должно стать
условием реализации творческой активности и самодеятельности, реальной формой
студенческой демократии и средством социально-правовой самозащиты студентов.
Основной целью
деятельности студенческого самоуправления, по мнению автора, является создание
условий для раскрытия творческого потенциала и повышения уровня
профессиональной подготовки студентов. Знания и опыт, полученные в студенческом
самоуправлении, повышают рейтинг выпускников ВУЗа и делают их востребованными в
различных областях деятельности.
Наиболее традиционным
видом воспитательной работы является культурно-массовая и
спортивно-оздоровительная деятельность. Именно в этом виде накоплен немалый
опыт в традиционных формах работы, наиболее перспективными направлениями
которого является создание обществ, клубов и объединений, ориентированных на
самые разные целевые группы в среде студенчества.
В настоящее время
огромное значение имеет здоровый образ жизни как важнейший фактор гармоничного
развития будущего специалиста, его высокой профессионально-трудовой активности,
творческого долголетия, а также залог эффективной организации здорового быта и
досуга.
Направленность на
дальнейшую демократизацию общества ставит на первый план задачи, связанные с
формированием личности нового типа. Личности, понимающей высокую ценность
человеческой жизни, обладающей активной жизненной позицией, имеющей высокий
уровень самосознания, способной к активной жизни и творчеству.
Глава 2. Самореализация
и творчество в деятельности студента и аспиранта
2.1 Самореализация
личности студента (аспиранта)
Анализ
философской литературы, в частности работ таких российских и зарубежных
авторов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Л.В. Рябова, Д. Стэнли и др., о проблеме
самореализации личности выявляет богатые творческие возможности в теоретическом
наследии как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Страницы: 1, 2
|