Российская система образования
Российская система образования
Введение
1. Образование как социальный феномен
2. Российская система образования
2.1 Методология преподавания в период формирования
двухуровневой системы образования в вузах
2.2 Современное состояние методологии в вузах с
двухуровневой системой образования
3. Исследование работ, посвященных становлению российской
системы образования
Заключение
Список литературы
Для
современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие
структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной
подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в
такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке
кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках
системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в
узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со
стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым
условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение
горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые
реализуются с помощью бюджета.
Переход к двухуровневой системе
образования повлек за собой изменения во многих методиках преподавания. Педагогическая наука отреагировала на эти процессы
потоком исследований, посвященных осмыслению путей реформирования образования.
В них показано, что решение проблем образования требует совершенно иного уровня
мышления, привычки оперировать иными категориями, руководствоваться иными
представлениями о жизненных идеалах и ценностях.
Научный
поиск в решении данной проблемы направлен на устранение противоречий,
характерных для современной высшей военной школы: между новым качеством жизни и
действующей системой образования; между социальными требованиями к личности
специалиста и отсутствием соответствующей профессиональной подготовки в вузе;
между потребностью вовлечения иноязычной профессиональной коммуникации (устной
и письменной, теоретической в том числе) в образовательный процесс и
отсутствием четкой системы в обучении иностранному языку такого рода; между
желанием обучаемых в технических вузах приобрести дополнительное высшее
(гуманитарное) образование по иностранному языку; между наличием значительных
корпусов иноязычных текстов-источников профессиональной информации, формирующих
профессиональную компетенцию (книга, компакт-диск, текстовый файл в электронной
почте, электронный учебник, традиционные лекция и доклад и т.п.), и незнанием
обучаемыми оптимальных систем анализа их смысловой структуры и др.
Переход
в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования
продиктован интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить
более гибкие, индивидуализированные (личностно-ориентированные) образовательные
программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою
образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или
продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе
подготовки специалиста с одногодичным сроком обучения либо в структурах
дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более
рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся.
Цель
данной работы – рассмотреть становление российской системы образования.
Объект
исследования – система образования.
Предмет
исследования – российская система образования.
Задачи:
-
рассмотреть образование как
социальный феномен;
-
рассмотреть российскую систему
образования;
-
провести исследование статей по
вопросам современного образования.
Любое общество существует лишь при
условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения,
обусловленным конкретными природными и социально-историческими условиями.
Человек становится личностью в процессе социализации, благодаря которой он
обретает способность выполнять социальные функции. Некоторые ученые понимают
социализацию как пожизненный процесс, связывая ее и с переменой места
жительства и коллектива, и семейным положением, и с приходом старости. Такая
социализация есть не что иное, как социальная адаптация. Однако социализация
этим не исчерпывается. Она предполагает и развитие, и самоопределение, и
самореализацию личности. Причем такие задачи решаются как стихийно, так и
целенаправленно, всем обществом, специально созданными для этого институтами и
самим человеком. Этот целенаправленно организованный процесс управления
социализацией и называется образованием, которое представляет собой сложнейший
социально-исторический феномен со множеством сторон и аспектов, исследованием
которых, как уже отмечалось, занимается ряд наук.
Понятие "образование"
(аналогично немецкому "bildung") происходит от слова "образ".
Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления
личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые
идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании
социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин,
энергичный предприниматель, гармонично развитая личность). В таком понимании
образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без
исключения индивидов. Поэтому оно есть, прежде всего, социальное явление,
представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах
человека, общества и государства.
Образование стало особой сферой
социальной жизни с того времени, когда процесс передачи знаний и социального
опыта выделился из других видов жизнедеятельности общества и стал делом лиц,
специально занимающихся обучением и воспитанием. Однако образование как
социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития
личности возникает вместе с появлением общества и развивается вместе с
развитием трудовой деятельности, мышления, языка.
Ученые, занимающиеся изучением
социализации детей на этапе первобытного общества, считают, что образование в
ту эпоху было вплетено в систему общественно-производственной деятельности.
Функции обучения и воспитания, передачи культуры от поколения к поколению
осуществлялись всеми взрослыми непосредственно в ходе приобщения детей к
выполнению трудовых и социальных обязанностей.
Каждый взрослый член общества
становился педагогом в процессе повседневной жизнедеятельности, а в некоторых
развитых общинах, например у ягуа (Колумбия, Перу), младших детей воспитывали
главным образом старшие дети. В любом случае образование было неотделимо от
жизни общества, входило в него как обязательный компонент. Дети вместе со
взрослыми добывали пропитание, охраняли очаг, изготовляли орудия труда и при
этом учились. Женщины давали девочкам уроки по ведению домашнего хозяйства и
уходу за детьми, мужчины учили мальчиков охотиться, владеть оружием. Вместе со
взрослыми дети, приручая животных, выращивая растения и наблюдая за движением
облаков и небесных тел, постигали тайны природы, радовались удачной охоте,
военным победам, танцевали и пели, переживали несчастья, голод, поражения и
гибель соплеменников. Образование поэтому осуществлялось комплексно и
непрерывно в процессе самой жизни.
Однако представление о первобытном
обществе как об обществе, в котором образовательный процесс происходил
стихийно, без приложения специальных усилий, не является верным. Специальными
исследованиями установлено, что у людей того времени не могла не существовать
развитая в достаточной мере система накопления информации и передачи ее от
поколения к поколению. Изучение опыта примитивных обществ позволило отойти от
традиционных взглядов на труд только как на средство к существованию и понять
его великую гуманистическую ценность.
В этом отношении особый интерес
представляют классические работы американского этнографа Маргарет Мид,
изучавшей жизнь туземцев на островах Самоа в Тихом океане. На Самоа практически
нет различий между делом взрослых и игрой детей. "У самоанского ребенка, -
отмечает М. Мид, - нет никакого желания превратить деятельность взрослых в
игру, перевести одну сферу в другую... Они никогда не делают игрушечных домов,
не пускают игрушечных корабликов. Маленькие мальчишки взбираются на настоящие
каноэ и учатся управлять ими в безопасных водах лагуны"[1].
Процесс социализации, в том числе и
образования, у первобытных народов был далеко не прост и требовал от взрослых
понимания процесса развития ребенка. Это наглядно иллюстрирует обряд инициации,
знаменующий переход от детства к взрослости. Юноши и девушки в присутствии
всего племени демонстрировали знания, умения, ловкость, доказывали способность
выносить боль, преодолевать страх и т.д.
Не следует представлять образование в
первобытном обществе и как что-то недифференцированное, единообразное у всех
племен. Содержание и технологии обучения и воспитания у разных народов были
различными и, соответственно, приводили к различным результатам. Например, для
жителей острова Алора в Тихом океане было характерно безразличное отношение к
детям, которых ничему не учили, их плохо кормили и вообще не проявляли никакой
заботы о них. Такое отношение приводило к подавленности и озлобленности детей.
Процесс социализации проходил с трудом и запаздыванием. Племя отличали недобрые
отношения, постоянные стычки, пониженная эмоциональность. И, напротив, для
индейского племени команчей была характерна постоянная забота о детях со
стороны матери или отца, сочетавшаяся с разумной требовательностью. После
первой удачной охоты подросток приобретал самостоятельность. В результате
эмоционального и достаточно строгого воспитания развивалась сильная и уверенная
в себе личность, не знающая страха смерти. Отношения взрослых друг к другу были
проникнуты заботой и участием[2].
При всех различиях и нюансах
образование в доклассовых обществах имело общественный характер, поскольку оно
осуществлялось в процессе повседневной социальной, прежде всего
производственной, жизни. Кроме того, все взрослые выполняли педагогические
функции по отношению ко всем детям, а не только к своим, причем старшие дети
занимались воспитанием младших. Именно эта черта образования в первобытном
обществе позволяет называть его архаичным типом образования (Л.Ф. Колесников,
В.Н. Турченко, Л.Г. Борисова).
Расширение границ общения, развитие
языка и общей культуры привели к увеличению информации и опыта, подлежащего
передаче молодым людям. Однако возможности его освоения были ограничены. Это
противоречие разрешалось путем создания общественных структур или социальных
институтов, специализирующихся на накоплении и распространении знаний.
Например, чтобы сохранить в памяти все
богатство фольклора, жрецы тохунга (маорийские племена Новой Зеландии) изо дня
в день часами упражнялись в бесконечном повторении мифов, родословий, преданий.
В каждом племени создавались специальные школы - варе вананга (дома знаний), в
которых наиболее знающие люди передавали молодым знания и опыт племени,
знакомили его с обрядами и преданиями, посвящали в искусство черной магии и
колдовства. Юноши проводили в школе многие месяцы, заучивая слово в слово
духовное наследие. В варе вананга молодежь обучали и различным ремеслам,
практике земледелия, знакомили с лунным календарем, учили определять по звездам
благоприятные сроки начала и завершения земледельческих работ. Полный курс
обучения в такой школе занимал несколько лет. Школы подобного типа существовали
не только у маори, но и у других племен. Распространение таких школ существенно
ускоряло прогресс человечества, делало общество более мобильным и
адаптированным к изменениям окружающей среды.
Возникновение частной собственности,
выделение семьи как экономической общности людей привели к обособлению
обучающих и воспитательных функций и переходу от общественного образования к
семейному, когда в роли педагога стала выступать не община, а родители. Главной
целью образования стало формирование хорошего хозяина, наследника, способного
сохранять и умножать накопленное родителями имущество как основу семейного
благосостояния.
Однако уже мыслители древности
осознавали, что материальное благополучие отдельных граждан и семей зависит от
могущества государства. Последнее может быть достигнуто не семейными, а
общественными формами образования. Так, древнегреческий философ Платон, например,
считал обязательным для детей правящего класса получение образования в
специальных государственных учреждениях. Его взгляды отражали систему
образования, сложившуюся в Древней Спарте. Контроль государства за воспитанием
начинался с первых дней жизни ребенка. С семи лет мальчиков отправляли в
интернаты, в которых устанавливался суровый уклад жизни. Главная цель
образования состояла в воспитании сильных, жестоких, выносливых,
дисциплинированных и искусных воинов, способных самоотверженно защищать интересы
рабовладельцев. Аналогичная система образования существовала и в Древних
Афинах.
Нужно отметить, что сила Спарты и Афин
во многом была обусловлена сложившимися в них системами образования, которые
обеспечивали высокий уровень культуры населения. Существование наряду с
семейным образованием государственных, храмовых и других форм образования было
характерным для многих рабовладельческих обществ.
Изобретение письменности,
математической символики произвело переворот не только в способах накопления,
хранения и передачи информации, но и радикально изменяло содержание образования
и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных
занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди,
подготовленные к этому. Таким образом, произошло выделение из единого процесса
воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства - образования,
осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих
целей учреждениях. Это означало и переход от неинституциональной социализации к
институциональной.
Средние века в Западной и Центральной
Европе характеризуются утверждением христианской религиозной идеологии. Поэтому
школы, как правило, открывались и содержались церковью, преподавание вели
монахи и священники. Их главной целью было распространение религии, упрочение
влияния церкви в обществе. В наиболее крупных школах наряду с обучением чтению,
письму, счету, пению, латыни изучали геометрию, астрономию, музыку, риторику.
Готовили такие школы не только служителей церкви, но и образованных людей для
светской деятельности.
Нужно отметить, что общий уровень
образования в эпоху средневековья значительно снизился. Светские феодалы
презрительно относились ко всем видам труда, включая и умственный. Умение
читать и писать считалось необязательным, поэтому воспитание мальчиков
сводилось к овладению "семью рыцарскими добродетелями": умениями
ездить верхом, плавать, владеть копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать
стихи и играть на музыкальных инструментах. Всему этому мальчики обучались
обычно в семье под руководством учителей. Девочки из феодальных семей учились
чтению, письму, религиозным канонам либо дома под руководством воспитательницы,
либо в монастыре.
Усложнение общественной жизни и
государственного механизма требовало все больше образованных людей. Их
подготовкой стали заниматься городские школы, которые были независимы от
церкви. В XII-XIII вв. в Европе появились университеты, достаточно автономные
по отношению к феодалам, церкви и городским магистратам. Они готовили врачей,
аптекарей, юристов, нотариусов, секретарей и государственных чиновников.
Возросшие социальные потребности в
образовании столкнулись с недостатком людей, подготовленных для осуществления
обучения и воспитания. Выход был найден в отказе от индивидуального обучения и
переходе к классно-урочной системе в школах и лекционно-семинарской - в
университетах. Применение этих систем обеспечило организационную четкость и
упорядоченность образовательному процессу, позволило передавать информацию
одновременно десяткам и сотням людей. Это повысило эффективность образования в
десятки раз, снизило стоимость обучения, повысило его доступность и охват
населения.
Перед Второй мировой войной для
успешного овладения рабочими специальностями потребовалось уже среднее образование.
Это проявилось в увеличении сроков обязательного обучения в школе, расширении
школьных программ за счет естественнонаучных дисциплин, отмене в ряде стран
платы за начальное и среднее школьное образование. Неполное, а затем и полное
среднее образование становится основным условием воспроизводства рабочей силы.
Вторая половина XX в. характеризуется
небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования.
Это период так называемого "образовательного взрыва". Такое стало
возможным потому, что автоматы, заменив механические машины, изменили положение
человека в производственном процессе. Основной его функцией становятся
наблюдение за технологическим процессом с целью предотвращения отклонения от
заданных параметров, регулирование и настройка (наладка) в случае необходимости
автоматизированной системы. Решающее значение приобрели развитый интеллект,
хорошая образовательная и техническая подготовка рабочего.
Страницы: 1, 2, 3
|
|