|
Роль самооценки в самовоспитании старших школьников
Роль самооценки в самовоспитании старших школьников
Московский Педагогический
Государственный Университет
им. В.И.Ленина
биолого-химический факультет
“Роль самооценки в самовоспитании старших
школьников”
Выполнил студент,
гр.ХМ-321, III-курс
Шевкопляс Т.М.
Научный руководитель:
кандидат психолгических наук,
доцент, член-корреспондент АПСН
Спичак Светлана Феодосьевна.
Москва
Оглавление:
|
1. Введение.
|
1
|
2. Направленность личности у
старшеклассников.
|
2
|
3. Формирование самооценки.
|
5
|
4. Самосознание: “открытие Я”.
|
8
|
5. Самовоспитание старшеклассников.
|
12
|
6. Взаимоотношения со значительными
взрослыми - родителями.
|
15
|
7. Взаимоотношения со значительными
взрослыми - учителями.
|
20
|
8. Взаимоотношения со сверстниками.
|
22
|
9. Эксперимент.
|
26
|
10. Заключение.
|
30
|
11. Список литературы.
|
32
|
Возрастная
психология - это одна из наиболее развитых отраслей современной психологии,
теснейшим образом связанная с общей психологией, раскрывающей природу и
закономерности психологической жизни человека.
Возрастная
психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе.
Предметом её исследования является возрастная динамика, закономерности и
ведущие факторы развития психологических процессов и свойств личности человека
на разных этапах его жизни. Основные характеристики отраслей возрастной
психологии: детская психология, психология младшего школьника, психология
подростка, психология юности, психология взрослого человека.
Я выбрал для
изучения психологию юности. В это период завершается подготовка к
самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор
профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В
результате и под воздействием этих социально-личностных факторов
перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и
изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции
изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе,
устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии,
учебными интересами и мотивами поведения.
В результате
психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека
и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного
взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека
соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние
социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.
Разновременная
последовательность биологического и социального созревания находит выражение в
противоречиях, которые чаще наблюдаются в юношеском возрасте.
В юношестве
выделяют две фазы: одна на границе с детством ( ранняя юность ), другая - на
границе со зрелостью ( старший юношеский возраст ),
которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости. Для первой
фазы юности характерна подготовка к самостоятельному жизненному пути (
накопление необходимых знаний, умений поиски, связанные с выбором профессии ,
приобретение тех или иных качеств личности и т.д. ). Для второй - участие в
производительном труде и использование приобретённых профессиональных умений и
навыков, знаний, стремление к дальнейшему совершенствованию мастерства и
нравственных качеств своей личности.
Теперь обратимся
к психологам непосредственно занимающимся проблемами психологии, и в частности
проблемами юношеской психологии и роли оценки и самооценки, самопознания в
самовоспитании старших школьников.
Вот что пишет
Н.Ф.Добрынин: “Можно считать, что возрастные особенности выражаются прежде
всего в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и
развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к
учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость
всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются
потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения
ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется
взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт,
учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения,
но и сам составляет часть этих отношений.
Веским
характерным, особенно для подростка и юноши, является в этом возрасте изменение
отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное
достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что
однако не уничтожает его действенной роли. Именно это и было побудительной
причиной для того, чтобы при изучении юношеского возраста поставить в след за
изучением анатомо-физиологических изменений вопрос об представлении о себе в
этом возрасте.
Юношескому
возрасту присущи своеобразные черты. Прежде всего надо отметить некоторые
особенности роста и физического развития в этом возрасте. Заметное преобладание
увеличения роста над приростом веса уже к концу подросткового возраста
постепенно уменьшается.
У юноши при
нормальных условиях жизни уже нет диспропорции отдельных частей тела, нет
свойственной подростку неуклюжести и несоразмерности движений. Мышцы его растут
и при достаточном их упражнении позволяют успешно выполнять физические и не
очень сложные упражнения. Постепенно исчезают беспокойства и те трудности,
которые типичны для первого периода полового созревания. Последний перестаёт
быть тем новым и неожиданным, во многом пугающим и смущающим. Новые
впечатления, беспокойства подростка, уже не являются непонятными и необычными,
к ним юноша привык, они беспокоят но меньше, хотя, понятно, острота их
полностью не исчезает. Трата энергии, вызванная предыдущем возрастом в связи с
этим, а также в связи с тем, что прирост веса становится больше относительно
прироста роста, значительно уменьшается, внутренние силы всё больше
увеличиваются.”
Исходя из сказанного,
я делаю вывод, что для юношеского периода физические данные уже не представляют
той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей
актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят
внутренние качества.
Об этом же писал
и И.С.Кон. Он говорил о том, что на первой место ставятся умственные
способности, знания, умение, навыки. Человек понимает, что внешность можно
улучшить с помощью косметики,.. прически, занятий спортом, скрыть недостатки.
Но при этот в человеке остается его внутреннее содержание. Юноша начинает
ценить не только внешность, но и внутреннее содержание. И его ровесники больше
внимания обращают уже не на внешность, а на личные качества человека. В этом
возрасте человек начинает оценивать других по пословице: “По одёжке встречают,
по уму провожают”.
Рост самосознания
- это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания
определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим
себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к
моральному облику взрослого и сверстника.
Особенно высокие
требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам
одноклассников. В.Ф.Сафин изучал особенности оценки старшеклассников
морально-волевых качеств своих сверстников. Оказалось, что старшеклассники в
оценке свойств своих одноклассников моральные качества предпочитают волевым.
Так, восьмиклассники только в 57% случаев отдают предпочтение моральным
качествам, десятиклассники же 72% случаев. Это создаёт благоприятную почву для
формирования моральных установок, чувств старшеклассников.
Обнаружили и
половые различия в оценке личностных качеств.
Подавляющее
большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным
свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по
мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.
В том же
исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить в баллах рад
проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что
восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это
объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к
морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников
на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о
взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для
личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет
большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.
В самооценке
старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих
недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и ‘вспыльчивость’, ‘грубость’, ‘эгоизм’. Среди положительных черт
наиболее часто встречаются такие самооценки: ‘верен в дружбе’, ‘не подвожу друзей’, ‘помогу в беде’, то есть на первый план выступают те
качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те,
которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)
Завышенная
самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных
способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что
и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются
успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант;
даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои
достижения.
И.С.Кон подметил:
“Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение в
процесс самооценки механизмов психологической защиты. По данным
Я.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны
преувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе более
благоприятным, чем оно есть на самом деле.”
Так же, как и
завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу.
Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и
способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
Самооценка - это
осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В
основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития
самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе,
отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в
виде самооценки.
Исходя из этого я
обращаюсь к И.С.Кону. Он по моему мнени. Наиболее доступно и правильно смог
описать и рассказать о развитии самосознания и образа “Я” у юношества.
“Рост самосознания
и интереса к собственному “Я” у юношей связан не только с половым созреванием
как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал
силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к
интроспекции. Если это происходит теперь, то прежде всего потому, что
физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком
повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально
следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка,
изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь
актуализирует вопрос: “Кто Я?”
В этот период
происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое
управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при
самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть
самосознание.
Ценнейшее
приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего
внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает
также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей
уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство
одиночества. Юношеское “Я” ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно
нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты.
Которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и
одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.
“Странное чувство
сейчас преследует меня, - пишет в дневнике восьмиклассница, - Я чувствую
одиночество. Раньше я, наверное была центром общества, а теперь - нет. Но как
ни удивительно, меня это не задевает, не обижает. Мне стало нравиться
одиночество. Мне хочется, чтобы никто не влезал в мою жизнь, у меня полное
равнодушие ко всем, я думала: зачем жить? Но сейчас я очень хочу жить...” У
этой девочки и в школе и дома всё благополучно, и сама она социально очень
активна. Чувство одиночества, о котором она пишет, - нормальное явление,
следствие рождения внутренней жизни. О иногда подобное переживание может быть
острым и драматичным.
Становление
личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа “Я”,
то есть целостного представления о самом себе. Образ “Я” (иногда его называют
также “понятие “Я” или “я - концепция”) - сложное психологическое явление,
которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность
самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание,
сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и
перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?”
Далее свою мысль
я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: “Юноша хорошо понимает, что всякое
вмешательство в жизнь возможно только в условиях общества, в условиях
коллективной деятельности, отсюда потребность в общении связывается у него с
жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему возможность проявить не только сои
способности, но даёт ему и уверенность в возможности тех изменений, которые
кажутся ему нужными. Дружный коллектив всё больше воспринимается им как та
сила, с помощью которой можно всего добиться.
Вместе с тем
коллектив требует постоянной работы над самим собой, познание самого себя,
своих способностей и своих возможностей и овладение этими возможностями,
овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и стремлениями.
Самопознание всё больше связывается с возможностями такого овладения самим
собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей воли. Он
задумывается над особенностями своего характера, так как возможностей его
проявления у него значительно больше, а умение оценивать собственные силы и
умение понимать, как нужно развивать эти силы становится более осознанными. Он
начинает понимать, как нужно формировать свой характер и развивать свои
способности.
Вместе с тем он всё больше
и больше начинает разбираться в достоинствах и недостатках других людей, в
особенности своих товарищей, в тесном общении с которыми формируется его
личность, с которыми он делится своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми
ищет и добивается истины. Критика и самокритика являются типичными для этого
возраста. Они должны быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие
распри и обиды.”
Исходя из слов И.С.Кона и
Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений можно подвести итог о психологическом
состоянии личности юноши. К этому периоду у него уже достаточно определенны и
стойки особенности характера, способностей, темперамента. Физически
формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется “ценнейшее
приобретение - открытие своего внутреннего мира”. Происходит переход от
внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления
необходима информация, которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире.
Размышляя он начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в
жизни. Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе
хорошие положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка
предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых
могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может
претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых
сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования мировоззрения.
У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас знаний, но и
отчётливо проявляется стремление и возможность к их систематизации,
упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим
знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие принципы и
закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего
психологического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления.
Страницы: 1, 2
|
|