Роль общения ребенка раннего возраста со взрослыми
Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление
тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое
здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе
взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как
личности провоцирует подавленную агрессивность, если ребенок воспринимает
отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить
ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный
дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из взрослых и
ребенком порождает неуверенность последнего в положительном отношении к нему
взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального
неблагополучия. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только
формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная
способность – сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости
как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что
нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно с налаженной
системы взаимоотношений ребенка со взрослым и начинается ориентация ребенка на
других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей.
Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок
встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится
с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать
предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную
систему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по
каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько
лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыслить,
говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.
Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором
взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за
детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между
ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего
возраста в дом ребенка).
Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в
физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже
начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто
ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило,
пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми.
Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они
являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми
является основополагающей детерминантой психического развития и психического
здоровья детей.
2.2.
Негативное влияние конфликтов в семье.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой
ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако
и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент
психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не
наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в
сфере человеческих взаимоотношений.
Формирующийся, таким образом, внутренний,
неразрешимый и невротизирующий ребенка конфликт имеет несколько тесно связанных
друг с другом уровней:
-социально-психологический, мотивированный
неудачами общения и затруднениями в достижении социально значимой позиции;
-психологический, обусловленный
несовместимостью с некоторыми сторонами отношения родителей и угрозой потери
«я»;
-психофизиологический как следствие
невозможности отвечать (соответствовать) повышенным требованиям и ожиданиям
взрослых.
При наличии неразрешимых для детей
переживаний следует говорить о хронической психотравмирующей ситуации как
источнике постоянного психического напряжения. На этом фоне дополнительно
действующие психические травмы – эмоциональные потрясения усиливают патогенность
жизненной ситуации, поскольку ребенок не может справиться с ними, пережить их.
Вместе с внутренним конфликтом, проблемами в области общения и неблагоприятным
стечением жизненных обстоятельств в целом, это позволяет говорить о появлении
неудачного, травмирующего жизненного опыта, иди состояния хронического
дистресса, как основном источнике патогенного (болезненного) напряжения при
неврозах.
Положение осложняется тем, что дети с
неврозами не могут из-за своего ограниченного и уже психогенно деформированного
жизненного опыта, условий воспитания и отношений в семье эмоционально
отреагировать на накапливающееся нервно-психическое напряжение. Они вынуждены
подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет
нервно-психическую реактивность организма. Когда длительно действующий стресс
превосходит приспособленные возможности детей, не дает им выразить себя,
утвердиться в жизненно важных позициях, своевременно разрешить травмирующую
ситуацию, то он подрывает способность адекватно воспринимать себя,
сопровождаясь понижением самооценки, неуверенность в своих силах и
возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е.
развитием идей самоуничижения, неполноценности, ущербности, неспособности быть
собой среди других, сверстников.
В психологической литературе выделены, и
достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое
здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций.
Большинство из этих факторов носят социально-психологический,
социально-культурный и социально-экономический характер.
Проблеме супружеских и
детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в
отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер
внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции .
Дошкольный возраст характеризуется
тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери),
причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении,
признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в
тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между
родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и
переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями
воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу
эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя
виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может
понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не
оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые
конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство
беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать
источником их психического нездоровья.
Психическое здоровье или нездоровье
ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от
характера взаимоотношений родителей и детей.
Счастлива
семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми,
взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый
может в меру своих сил, умений оказывать помощь друг другу, проявлять
разностороннюю заботу. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено,
которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно.
Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только
своей внутренней уединенной жизнью. Общественные интересы взрослых, любовь к
труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте
начинает приобщаться к целям, идеалам, стремиться и дома, и в детском саду
следовать тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых; думать не только
о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами,
помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.
На
психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей
среды, в том числе и негативные. Это важно учитывать при организации жизни
взрослых и детей в семье. Родители должны заботиться о культуре повседневных
взаимоотношений, быть образцом подражания.
Насколько
взрослые члены семьи обладают культурой взаимоотношений, свидетельствует их
поведение в конфликтных ситуациях и спорах.
Совершенствование
жизни семьи /взрослых и детей/ - ее уклада, стиля отношений, духовной культуры
– имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования
основ личности ребенка.
Взаимодействие
взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его.
Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому, так велико воздействие
семьи на формирование личности малыша.
Хорошая,
дружная семья – это первичный коллектив, члены которого живут по принципу
товарищества, сочувствия, взаимопомощи. Эти ценные принципы постепенно
усваиваются вашими сыновьями и дочерьми под влиянием ваших поступков, доступных
рассказов. Так, незаметно у детей начинает складываться не только любовь к
семье, уважение к родителям и другим членам семьи, но и вообще к людям, к
Родине.
2.3 Роль
отношений и общения ребенка со взрослыми.
Общение
часто рассматривают как один из видов деятельности. В возрастной психологии
прослеживается, как дети разного возраста общаются со взрослыми и друг с другом.
С другой стороны, развитие ребенка зависит от содержания обучения и той формы,
в которой это содержание ему преподносится. Поэтому, возникает второй вопрос:
как взрослые должны общаться с ребенком, чтобы обеспечить наиболее
благоприятное развитие?
Потребность
в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса
новорожденности / по некоторым данным в 2 месяца /. Он начинает улыбаться мама
и бурно радоваться при ее появлении. Мама / или другой близкий человек,
ухаживающий за ребенком / должна как можно более полно удовлетворять эту новую
потребность. Непосредственно – эмоциональное общение со взрослым создает у
ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится
необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что
же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или
удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или в детском доме,
отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный,
безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело
или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы,
апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень
поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем
физическом развитии. Эти тяжелые последствия, недостатки общения в младенчестве
получили название госпитализма.
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка.
Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой
культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным
и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации внешних,
материальных средств, которые становятся внутренними средствами ребенка,
многократно исследовался российскими психологами на материале различных
психических процессов - мышления, восприятия, памяти, внимания и прочее. Во
всех этих исследованиях культурный опыт передается ребенку в процессе общения и
взаимодействия со взрослым. В то же время сам процесс общения и отношения
ребенка со взрослым оставались за рамками этих исследований. Как нечто
вторичное и не имеющее прямого отношения к усвоению культурных образцов.
Этот пробел был восполнен в работах М. И.
Лисиной и ее учеников. Лисина внесла в отечественную психологию новый предмет -
общение ребенка со взрослым и разработала концепцию его развития. В концепции
Лисиной общение рассматривается как особый вид деятельности, имеющий свои
специфические структурные компоненты: потребности, предметы, мотивы и
средства. Предметом деятельности общения является другой человек — партнер по
общению. Потребность в общении состоит в стремлении к познанию оценке других
людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Конкретными
мотивами, побуждающими коммуникативную деятельность, являются те качества
самого человека и других людей, ради которых человек вступает в общение. Среди
таких качеств выделяются деловые, познавательные и личностные. Средствами общения
являются операции, с помощью которых осуществляется коммуникативная
деятельность. Эти средства могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными
и речевыми.
На разных этапах развития
ребенка данные параметры образуют устойчивые сочетания, которые представляют
собой качественно своеобразные формы общения. Форма общения со взрослым
является важнейшей характеристикой психического развития ребенка, поскольку в
процессе общения со взрослым происходит не только усвоение и присвоение
культурных образцов и средств овладения собой, но и становление новых мотивов
деятельности ребенка.
М. И. Лисина сформулировала положение о том,
что общение является как бы сквозным механизмом смены деятельности ребенка.
Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов
действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные
мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных
и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он
может подняться только вместе со взрослым – через общение, совместную деятельность
и общие переживания. Можно полагать, что мотивация, как и всякая другая высшая
психическая функция, обнаруживает себя дважды: сначала как форма
взаимодействия и сотрудничества между людьми (т. е. как категория интерпсихическая),
а затем как собственное, внутреннее достояние субъекта (как категория
интрапсихическая). Однако способ передачи новой мотивации имеет свою специфику.
Здесь невозможно сообщение новой информации, или усвоение через подражание,
или демонстрация образцов действия. В этой сфере действуют другие механизмы
(эмоциональное заражение, вовлечение, создание общего смыслового поля и др.),
которые предполагают не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и
«активность отдачи» со стороны взрослого, его субъективную включенность в
общение с ребенком. Это предъявляет к педагогам и воспитателям особые
требования. Нужно не просто соблюдать нормы и правила поведения, не просто
владеть нужными способами действий, но уметь открыть все это для ребенка,
придать этому значимость и привлекательность.
Ведь сами по себе окружающие предметы и
стимулы могут и не стать психологическими орудиями. Звуки речи, жребий или
узелок на память в своей натуральной, естественной форме не содержат ничего
такого, что могло бы организовывать поведение и психику человека. Значение
знаков придается им извне окружающими взрослыми, которые превращают нейтральные
стимулы в мотивы собственных действий ребенка и в психологические орудия
овладения собой. Д. Б. Эльконин высказал очень важную мысль о том, что знак
всегда несет в себе печать другого человека, его «след». Знак всегда
подразумевает действие конкретного человека и действие одного человека в
отношении другого. Именно поэтому знак социален и может организовывать
поведение и психику ребенка.
Все сказанное выше еще раз подчеркивает
фундаментальную роль отношений и общения ребенка со взрослым в становлении
психики ребенка. Систему отношений с другими людьми, которая характерна для
конкретного периода онтогенеза, Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией
развития. Социальная ситуация развития является важнейшей характеристикой
возрастного периода.
Заключение.
Анализ
психолого-педагогической литературы показал, что проблеме общения ребенка со
взрослыми посвящены исследования многих ученых-психологов: Божович Л.А.,
Выготского Л.С., Коломенского Я.Л., Марковой Т.А., Пеньевской Л.А., Жуковской
Р.И. и др.
Подводя
итог можно отметить, что общение является основным условием развития ребенка,
одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к
взрослым. Более всего ребенка удовлетворяет то содержание общения, в котором у
него уже появилась потребность. При соответствии содержания общения уровню потребности
у ребенка возникает расположение и приязнь к взрослому, в случае несоответствия
степень привязанности ребенка к взрослому снижается. Суть последней причины –
некорректное, неправильное отношение родителей, воспитателей к детям, их
неправильное поведение в общении с детьми.
Неправильное
– это значит:
1)
без уважения к личности ребенка, т. е. в унижающих,
оскорбительных формах общения с детьми;
2)
без учета возрастных потребностей детей в нормальном
отдыхе, в эмоциональном благополучии;
3)
без принятия и понимания ребенка, без доверия к нему.
Чтобы
ребенок смог понимать других, общаться со взрослыми, они должны гуманно
относиться к ребенку, учить ребенка активно вступать в контакты с окружающими
людьми и с уважением и любовью относиться к ребенку. Однако, не всегда взрослые
уделяют нужное внимание общению, как одному из специфических средств
целенаправленного и активного влияния на детей. А ведь это влияние должно
осуществляться через внушение и разъяснение, подражание и убеждение, приучение
и упражнение, требование и контроль, поощрение и наказание. И если
использование перечисленных методов не дает должного эффекта, то это нередко
связано с недостатками и ошибками, допускаемыми взрослыми в общении и
отношениях с детьми, что зачастую вызывает у детей неудовлетворенность и
отчуждение от старших в семье.
В
раннем возрасте изменяются социальная ситуация развития и ведущая деятельность
ребенка. Ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством
организации предметной деятельности ребенка.
А. С. Макаренко говорил, обращаясь к
родителям: “ не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в
каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь,
разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или
печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами – все это имеет для
ребенка большое значение.
Уход из семьи одного из родителей часто
ведет к распаду семьи, наносит травму детям, которые становятся
раздражительными, грубыми, подозрительными и недоверчивыми, снижается их
интерес к труду, игре и т.д.
Своеобразные трудности возникают в
семьях при воспитании единственного ребенка. Отсутствие общения с другими
детьми, близкими по возрасту и по совместной жизни накладывает отпечаток на
личность и характер такого ребенка. Нередко у единственного ребенка формируются
негативные качества личности: эгоизм, замкнутость, неуживчивость.
В ряде исследований, проведенных в
русле социометрии, установлено влияние особенностей семьи на статус ребенка в
коллективе сверстников. Общая тенденция полученных при этом результатов
заключается в том, что более благоприятные условия семейного воспитания /
культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между
родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям и т.
д. / сочетаются с высоким, а неблагоприятные – с низким социометрическим
статусом дошкольника среди сверстников.
Литература.
1.
Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери.
М., “Класс”,1998
2.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти
томах. т.4, М., Педагогика, 1984
3.
Лебединский В.В. и др. Эмоциональные
нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991
4.
Лебойе Ф. За рождение без насилия. Пер.с фр.
Репрод.изд. М., 1988
5.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические
произведения. В 2-х томах. т.2, М., Педагогика, 1983
6.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.,
Педагогика,1986.
7.
. М., “ЦПП”, 1997
8.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические
труды. М., Просвещение, 1989.
9.
Эмоциональное развитие дошкольника. \
Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1985
10.
Эриксон Э. Детство и общество. Спб. , Ленато
АСТ, 1996
11.
Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец.
- М.,1991.
12.
Божович Т.А. Личность и ее формирование в
детском возрасте. - М.,1968.
13
.Выгодский Л.С. Мышление и речь. -М.,1982.
14. Гальперин П.Я. Методы
обучения и умственное развитие ребенка. - М.,1985.
15 .Карпова С.Н. Осознание
словесного состава речи дошкольниками. - М.,1967.
16. Карпова С.Н., Труве Э.И.
Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
17. Леонтьев А.Н.
Деятельность, сознание, личность. -М.,1975.
18. Лурия А.Р., Юдович Ф.А.
Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
19. Немов Р.С.
Психология. Книга 2. - М.,1995.
20. Психическое развитие
воспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. -
М.,1990.
21. Психология детей
дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
22. Развитие общения у дошкольников //Под
ред. Запорожца А.В., Лисиной М.И. - М.,1964.
23. Развитие ребенка //Под ред. Запорожца
А.В. - М.,1976.
24 .Розенгард-Пупко Г.И. Формирование речи у
детей раннего возраста.
25. Фолькельт Г. Экспериментальная психология
дошкольника. - М.-Л.,1930.
26 .Штерн В. Психология раннего детства. -
Петроград,1922
27 .Эльконин Д.Б. Детская психология. -
М.,1960.
28.
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.
– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
Страницы: 1, 2
|
|