Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки
Роль музыкальных способностей в формировании профессиональных качеств учителя музыки
Роль
музыкальных способностей в формировании
профессиональных
качеств учителя музыки
Андрющенко В.П. кандидат
педагогических
наук, завкафедрой теории,
истории
музыки и игры на
музыкальных
инструментах КГУ
Проблема
музыкально-эстетической деятельности подрастающего поколения актуальна на
сегодня, о чём свидетельствуют исследования ряда учёных (О.А. Апраксина, Н.А.
Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Рудницкая, А.Ф. Линенко, Г.Н. Падалка,
Л. А. Хлебникова, Г. П. Шевченко ).
Данная проблема изучалась
в нескольких направлениях: исследование эмоциональной регуляции
музыкально-исполнительской деятельности (Т.С. Кононенко, Н.И. Миронова,
Д.П. Орлова) [203]; эмоционально - эстетическое развитие студентов в процессе
учебно-музыкальной деятельности (А.Д. Перепелица, К.С. Цепколенко, Д.Д
Половская); структура и уровень эстетической подготовки студентов к будущей
профессиональной деятельности (Л.П. Аладова, Т.Ф. Брайченко, Л..В. Годик, Л.Г.
Коваль, Т.П. Королёва )
В
психолого-педагогической литературе накоплен определённый опыт в разработке
основных теоретических предпосылок к структуре деятельности (Л.И. Божович, А.Н.
Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.А. Менчинская, К.К. Платонов).
Однако, несмотря на
имеющиеся исследования в данной области, возможности эффективного формирования
готовности студентов в системе музыкально-эстетической деятельности
недостаточно полно изучены.
Музыкально- эстетическая
деятельность учащихся способствует выявлению их наклонностей и способностей.
Она объединяет в себе такие виды деятельности, как восприятие художественного
произведения, его переживание, интерпретацию в исполнении.
Художественный образ
играет направляющую роль в отборе исполнительских действий, их анализе, обобщении.
Успешная художественно -
творческая деятельность зависит от индивидуальных способностей личности
учащегося. К способностям можно отнести как специальные музыкальные (слух,
ритм, эмоциональное восприятие и т. д.), так и общепсихологические особенности
человека.
Музыкальные способности
относятся в психологии к специальным способностям. Но четкое разделение на
общие и специальные способности является односторонним подходом к этой
проблеме. Б.М. Теплов подчеркивал, что специальные музыкальные способности
несут в себе общие способности, «... точнее было бы говорить не об общей и
специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности » . [1]
В отечественной
психологии проблема способностей рассматривается в русле теории деятельности. Б.
М. Теплов понимает под способностями индивидуальные психологические
особенности, отличающие одного человека от другого. Навыки, знания, умения
человека еще не характеризуют его способности.
О способностях, как
врожденных, так и приобретенных и формирующихся в процессе деятельности,
единого взгляда в научной литературе нет. Так В. Н. Мясищев негативно относится
к понятию способностей как врожденных задатков анотомо - физиологических
условий для способностей. Способности он понимает как индивидуальные особенности,
которые помогают овладению той или иной деятельностью. [2]
С. И. Науменко
подчеркивает, что способности есть врожденные качества индивидуальности. Свою
позицию она обосновывает ранним проявлением одаренности (В. А. Моцарт 3 года,
Й. Гайдн 4 года, К. Сенсанс 2 года и др. ). Она ссылается на то, что за такое
короткое время способности сформировать невозможно. [3 ] Б. М.
Теплов констатирует «...мы не можем понимать способности как врожденные
возможности индивидуума, потому что способности мы определили как
индивидуально-психологические особенности человека, а эти последние по самому
существу дела не могут быть врожденными » [4] , но он не отвергает, что в
основе развития способностей лежат некоторые врожденные особенности, задатки, и
развитие способностей осуществляется как процесс той или иной практической или
теоретической деятельности.
Следовательно,
способности не могут возникнуть вне конкретной деятельности.
В формировании и развитии
индивидуальных способностей большую роль играет целенаправленное влияние извне.
Для этого нужно знать индивидуальные особенности учащихся и их взаимосвязь с
объективной средой.
Достичь значительных
творческих результатов в учебной художественно - эстетической деятельности
можно лишь учитывая их индивидуальные психические особенности, эстетическую
направленность, интересы, мотивацию.
В работах А. Н. Леонтьева
выдвигаются положения, что можно вести исследование развития способностей
экспериментально изучая механизмы их формирования. Основой для этого являются
работы И.П. Павлова, А.А. Ухтомского о развитии высшей нервной деятельности
человека и вопросы формирования и строения высших психических функций человека.
[5]
Специфические
человеческие способности не передаются в биологической наследственности, но с
другой стороны, способность есть свойство готовое к функционированию,
проявлению, значит оно имеет материальный субстракт.
Исходя из вышеизложенного
можно сделать вывод, что дилемма о природе способностей разрешается с
положения, что в процессе человеческой деятельности, адекватной предметам и
явлениям воплощающими человеческие способности у человека прижизненно
формируются способности осуществлять эту деятельность. Это устойчивое
рефлексные объединения (новообразования), свойственные лишь человеку,
обеспечивают целостность и гармоничность функционирования психики учащегося и
предопределяют возможность в его творческой деятельности.
Потребность в
музыкально-эстетической деятельности выражается в эстетическом отношении
учащихся к искусству и окружающей действительности. Она представляет собой
единство их природных задатков, их художественно - эстетическую направленность,
в результате которой у них формируется эстетическое отношение к самому себе,
своему поведению, труду, природе, к своей творческой деятельности.
Характеризуя формирование
и развитие творческих способностей, следует подчеркнуть особую роль в этом
всестороннего и гармонического развития личности студента.
Так И. П. Волков
подчеркивает, что творческая деятельность рассматривается, в первую очередь,
как деятельность, которая способствует развитию целого комплекса качеств
творческой личности: умственной активности, сообразительности, мобильности
памяти, живости воображения, терпеливости, тонкой чувствительности [6].
Ряд авторов (О.А.
Апраксина, Л.Г. Арчажникова, О.И. Борденюк) указывают на то, что в
музыкально-эстетической деятельности творческий элемент еще больше усиливается [7,8,9].
Здесь синтезируются черты музыкально-эстетического творчества, которые
проявляются в различных формах.
Давая характеристику
многочисленным видам музыкально-эстетической деятельности, их назначению,
содержанию, следует подчеркнуть её многочисленные взаимосвязи и
взаимообусловленность. Особо следует указать на важную роль в
музыкально-эстетической деятельности восприятия музыки. Так, К.В. Тарасова
отмечает, что восприятие и анализ музыки является наиболее всеобъемлющей
музыкальной деятельностью. Она важна как самостоятельная деятельность слушания
и постижения музыки, и как составная часть любого музицирования. В связи с этим
данному виду деятельности необходимо выделять ведущую роль в музыкальном
воспитании [10].
Большой вклад в
разработку проблемы музыкального восприятия внесли Б.В. Асафьев, В.Н. Шацкая,
А.Д. Костальский, Е.В. Назайкинский. Так, Е.В. Назайкинский отмечал, что
восприятие направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми
обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как
эстетически художественный феномен [11].
В современном
подходе проблема музыкального восприятия представляется не как пассивный
процесс постижения музыки, а как активное постижение личностью смысла
музыкального произведения.
Оно предполагает
введение в постижение и интерпретацию музыкального произведения глубоко
личностного смысла, поэтому готовности студентов к музыкально-эстетической
деятельности и его формированию на различных этапах этому виду деятельности
уделяется ведущее значение в дальнейшем исследовании.
Эстетическое восприятие в
художественном образе как бы является
той призмой, через которую он смотрит на объект, как на эстетическую ценность.
Это помогает студентам в опыте эмоционального переживания определить свое
отношение к социальным объектам, к людям, к окружающей действительности.
В структуре
музыкально-эстетической деятельности студентов выделяется такой компонент как
восприятие музыки в различных полюсах: для слушания; для её исполнения; для развитие сенсорных способностей;
восприятие как музыкально-образовательная деятельность общего характера.
Эстетическое восприятие
художественного образа связано с педагогической деятельностью учителя музыки и
занимает определяющее значение в структуре музыкально-эстетической
деятельности.
Музыкально-эстетическая
деятельность направлена на формирование у подрастающего поколения
эмоционально-положительного и деятельностного отношения к музыке, навыков
творческого музицирования, сознательного её восприятия, понимания характера и
логики её развития.
При рассмотрении направления и
содержания процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки
большое значение приобретают такие факторы, как :
Þвладение
высоким уровнем профессиональной подготовленности в разнообразных сферах
музыкального искусства, на которых базируется его профессия;
Þвладение
широким спектром творческих умений и навыков в сфере музыкального искусства;
Þумение
использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на уроках
музыки творческой активности, заинтересованности;
Þумение
применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из
главных задач эстетического воспитания школьников;
Музыкально-эстетическая
деятельность учителя связана, в основном, с изучением музыкальных произведений,
знанием характера музыкальных произведений, их выразительных средств, умением
их творческого исполнения. Специфика творческих умений и навыков учителя
выступает в качестве повышения эффективности воспитания школьников.
Ведущим мотивом
творческой деятельности учителя музыки по мнению Л.Г. Арчажниковой есть интерес
к педагогике и к музыкальному искусству, которые проявляются как потребность
восприятия, понимания в исполнении музыкальных произведений, стремление к
глубоким эмоциональным переживаниям, желании приобщить школьников к
музыкальному искусству, научить их любить и понимать музыку [8].
С этих позиций
творческому развитию студентов, как неотъемлемой части формирования
профессиональной готовности к будущей музыкально-эстетической деятельности
нужно отводить одно из ведущих мест.
Как отмечает Л.А.
Рапацкая, система подготовки учителя музыки должна функционировать не только в
контексте сегодняшнего дня, но и прогнозировать задачи музыкально-эстетического
воспитания школьников на будущее [12].
Поэтому разрешение
проблемы деятельностного подхода к обучению музыки предполагает формирование
профессионально компетентного, методически подготовленного студента.
Формирование
профессиональной готовности к музыкально-эстетической деятельности
предусматривает также адаптацию к будущей педагогической профессии; повышение
эффективности общего и музыкально-эстетического образования; формирование
умений самосовершенствования, что возможно, как нам представляется, только при
условии творческого характера деятельности.
Для решения задач
исследования проблемы формирования готовности студентов к
музыкально-эстетической деятельности предполагается построить обучение с
широким использованием музыкального творчества в различных видах
музыкально-эстетической деятельности, осуществление внутри дисциплинарной и
междисциплинарной интеграции различных видов учебной деятельности студентов.
Это предполагает
формирование готовности студентов к организации творческой
музыкально-эстетической деятельности школьников, как этого требуют новые
программы преподавания школьного предмета «Музыка», поскольку современный
учитель - это современный взгляд на роль музыки в обществе, это открытие
музыкально-эстетической красоты школьникам
Литература
1. Теплов Б. М. Способности и одаренность. / / В кн.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М., 1982 .- С. 31 - 34.
2. Мясищев В. М. Структура личности и отношение человека к
действительности. / / В кн. Психология личности.- М., 1982 .- С. 36 - 37
.
3. Науменко С. И. Музично - естетичне виховання дошкiльнят. - К., 1996 .- С. 12
4. Теплов Б. М. Указ. соч. - С. 32 - 33.
5. Леонтьев А. Н. О формировании способностей. – М., 1981. -
С. 35 - 43 .
6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1989.- 110
с.
8. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.,
Просвещение, 1984. - 109 с.
9. Борденюк О. И. Психологические факторы профессионального
самосовершенствования будущих учителей: Дис. ... канд. психол. наук. - Киев,
1983.- 157. с.
10. Тараова К.В.
Онтегенес муыкальных способностей.-М.: Педагогика, 1988.-175с.
11.
Назайкинский Е О
психологии музыкального восприятия. - M..: Музыка, 1972..- 383 с.
12. Рапацкая Л.А.
Культурологические факторы совершенствования подготовки учителей музыки. -
Ярославль, 1986.- с.48.
|