Роль курса "Обществознание" в формировании правового самосознания личности школьника
Здесь урок-деловая игра
решает главную задачу – приобретение политического опыта на основе знаний,
полученных в соответствии с законодательной базой.
Большой интерес и
повышение активности у школьников вызывают лабораторные работы. Так, например,
при рассмотрении темы «Легко ли быть избирателем?» учащимся предлагается
следующее задание: Проанализируйте предвыборные программы кандидатов в Государственную
Думу. Что привлекает внимание и определяет ваш выбор в пользу того или иного
кандидата? Учащимся раздаются предвыборные агитационные материалы (листовки,
календарики и т.п.), демонстрируется несколько рекламных роликов предвыборных
выступлений. Старшеклассники с удовольствием сравнивают программы, оценивая
язык, стиль изложения, качество выступления, выбирают то, что их привлекает в
программах и пытаются определить, в чем сила и слабость партии, кандидата,
прогнозируют победу на выборах. Учитель, подводя итоги работы учащихся, объявляет
результаты прошедших выборов, заставляя их задуматься над тем, почему их мнения
и прогнозы совпали или не совпали с результатами голосования.
Развитие современных
информационных технологий и их применение на уроках в образовательных
учреждениях страны позволяет использовать возможности Интернета. Официальные
сайты политических партий дают возможность быть в курсе политических новостей,
разобраться в официальных символах политических партий, их лидерах, целях и
задачах. Все это повышает и заинтересованность учащихся, и эффективность самого
урока.
Большую роль в повышении
качества уроков и их эффективности играет работа с материалами местной прессы.
На уроках обществознания по политическим темам уместны политинформации по
материалам местной прессы. Малая Родина, несомненно, ближе школьникам, и
поэтому события политического характера вызывают куда больший интерес и стремление
понять ситуацию в селе, районе.
Таким образом, педагог,
делая вывод, утверждает, что политологический подход раскрывает большие
возможности активизации учебной деятельности учащихся. Но только рамками
урочной работы он не должен ограничиваться, развитие политической культуры
продолжает и следующее направление подхода.
2.4 Внеурочное направление
политологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речь
об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных
работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется
конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной
системы. Старшеклассники школы принимают в нем участие через написание
рефератов и добиваются положительных результатов. Их работы отмечены грамотами
и дипломами.
Составление рефератов
дает школьникам прекрасную возможность проявить себя в качестве исследователей,
подробнее разобраться в вопросах политической жизни страны, пополнить свой
политический кругозор. Здесь отрабатываются также умения написания эссе,
требования к оформлению материалов, умение связно и логично излагать свои
мысли. Логическим продолжением конкурса является защита рефератов на школьных
конференциях «Шаг в науку». Здесь учащийся реализует себя и как исследователь,
и как ученый, что, несомненно, повышает его статус и может помочь в дальнейшей
жизни.
Очень разнообразит уроки
метод социологических опросов населения. Ученик, выполняя задания, видит не
абстрактные цифры, а живых людей с их мнениями, политическими симпатиями и
антипатиями. Анализ полученных данных, умение сделать вывод по собранной и
обработанной информации заставляют учащегося применять теоретические знания на
практике.
Так, при изучении темы
«Политические партии и их роль в обществе» учащиеся проводили социологический
опрос односельчан. Респондентам разных возрастов был задан вопрос: «Если бы
выборы состоялись сегодня, за какую политическую партию Вы бы проголосовали?
Что определило Ваш выбор?». Обработка собранной информации привела к дискуссии:
«В чем феномен партии «Единая Россия? Почему КПРФ пользуется поддержкой людей
старшего поколения? В чем привлекательность ЛДПР: дела или лидер?».
Применение метода
социологических опросов населения способствует активизации личности ребенка,
подросток учится вести беседу со взрослым на равных. Таким образом и происходит
социализация школьника, развивается умение видеть действительность глазами
взрослого человека.
2.5 Практическое направление
политологического подхода при изучении обществознания
В рамках этого
направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках
теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры
предвыборной агитации и выборов.
В качестве примера автор
опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, раз в
два года школа участвует в выборах ученика года, организация проведения
возлагается на учащихся 10-11 классов. Школьный коллектив делится на
«избирательные участки» – параллели классов. Каждый класс выдвигает своих
кандидатов на звание «Ученик года». Старшеклассники курируют избирательные
участки, объясняют процедуру выборов, правила голосования и др. По результатам
3-ей четверти остаются 5-6 наиболее достойных кандидатур. С этого момента
начинается основная работа. Параллели классов включаются в предвыборную
агитацию. Формируется избирательная комиссия, которая назначает день выборов,
составляет списки избирателей, регистрирует кандидатов. Создается выездная
комиссия, печатаются бюллетени, назначается охрана и т.д. День выборов проходит
согласно основным требованиям Закона о выборах. После окончания выборов
избирательная комиссия подсчитывает бюллетени, гасит не проголосовавшие,
оформляет протокол и т.д. Итоги выборов объявляются на празднике «За честь
школы». Учащиеся по итогам выборов выполняют практическую работу, в ходе
которой отвечают на следующие вопросы:
- Определите тип
избирательной системы, примененной на выборах?
- Какие нарушения вы
заметили при проведении выборов?
- Каковы причины победы
данного кандидата?
- Выскажите свое мнение по
поводу данных выборов.
Подобного рода
мероприятия способствуют повышению активности школьников, приобретению
практического опыта, а в дальнейшем и активной политической и жизненной позиции
гражданина РФ.
В.Э.Попов говорит о том,
что даже в рамках существующей учебной программы политологический подход можно
применять в полном объеме, приобщая учащихся к ценностям демократического общества,
способствуя формированию у них активной жизненной позиции.
В заключении автор опыта
работы В.Э.Попов утверждает, что политологический подход играет большую роль в
гражданском образовании. Вместе с тем учитель убежден в том, что будет
неправильным утверждение о его исключительности и незаменимости. Оптимальным
следует считать сочетание различных моделей и подходов при изучении учащимися
обществознания, именно эта оптимальность будет способствовать развитию
школьников, их разносторонней подготовке и адаптации к современной жизни.
Педагог, говоря о
развитии гражданских компетентностей у учащихся, прав в том, что российская
образовательная традиция всегда являлась энциклопедической, большой акцент при
этом уделялся знаниям. В настоящее время движение к отказу от излишнего
энциклопедизма закономерно и обосновано. Однако не следует принижать и
знаниевый компонент. Если в рамках учебной программы будет уделяться
пристальное внимание активным формам обучения, мотивации, интеллектуальным
умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, только тогда
можно достичь необходимого баланса в развитии личности школьника – будущего
России.
Подводя итог своему
педагогическому опыту, автор утверждает, что «не важно, какой подход будет
выбран в качестве определяющего. Главное, чтобы он выполнял в совокупности с
другими следующие задачи:
- акцентировать внимание на
облегчение для подрастающего поколения процесса социализации и адаптации в
условиях общественных перемен;
- преодолевать разрыв между
обучением и воспитанием в школе;
- создавать атмосферу
диалога и сотрудничества всего учебно-воспитательного процесса;
- основываться при выборе
проблем на интерес школьников и практическую актуальность общественных задач;
- отказаться от
идеологического давления и морализаторского подхода в преподавании;
- перейти от использования
пассивных методик преподавания к активным и интерактивным;
- давать учащимся
возможность реализовывать собственные интересы;
- развивать общественную
активность молодежи и способствовать росту интереса к общественной и
политической жизни;
- способствовать воспитанию
гражданственности и патриотизма;
- формировать структуру
демократической школы как элемента гражданского общества (через систему
общественных организаций школьников, выработки школьных конституций и законов,
проведение выборов в школьный парламент и т.п.);
- объединять компетенции в
области знаний с развитием умений и приобретением учащимися демократических
ценностей;
- преодолеть предметную
разобщенность и достичь приобретения школьниками целостной картины мира».
2.6 Некоторые направления деятельности
педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении
обществознания
1.
Урочная
деятельность педагога и учащихся:
- использование наиболее
эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые
игры, практикумы, лабораторные работы);
- использование на уроках
возможностей Интернета;
- работа с материалами
местной и областной прессы;
- проведение
политинформаций по материалам местной прессы.
2.
Внеурочная
деятельность:
- участие школьников в
исследовательской деятельности (написание рефератов и их защита на школьных
конференциях «Шаг в науку»);
- применение метода
социологических опросов населения села, района;
- обработка данных социологических
опросов населения и их использование в практической деятельности (на уроках и
во внеурочное время);
- участие в работе школьной
конференции «Шаг в науку».
3.
Практическая
деятельность: отработка навыков организации и проведения процедуры предвыборной
агитации, выборов или иной практической работы.
4. Результат:
политологический подход раскрывает большие возможности активизации учебной
деятельности учащихся, способствует повышению эффективности учебного процесса.
На таких занятиях и во внеурочное время учащийся реализует себя как
исследователь, что, несомненно, повышает статус самого ученика и помогает ему в
дальнейшей жизни. Подобного рода занятия способствуют повышению активности
школьников, приобретению практического опыта и активной политической позиции
гражданина РФ. Учащиеся на занятиях и во внеурочное время приобщаются к
ценностям демократического общества.
2.7 Теоретическая интерпретация
педагогического опыта
Автор опыта: Попов В.Э. Обработка
опыта: Черепахин А.И.
Тема: Политологический
подход при изучении обществознания.
Ведущая идея опыта: Формирование
правовой культуры учащихся на основе создания условий для творческого развития
личности, формирование и становление ее гражданственности, раскрытие личности и
ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые
люди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность за
сохранение демократического правового строя и жизненных основ государства.
Достичь этого можно, по мнению автора, через воспитание личности, способной к
решению социальных задач, адекватно участвующей в политической и общественной
жизни страны.
Обосновывая выбор
рассматриваемой проблемы, выявляется основное противоречие между необходимостью
политического образования личности, способной к решению стоящих перед ней
задач, адаптированной к современным социально-экономическим условиям, адекватно
участвующей в политической и общественной жизни страны, способной жить и
трудиться в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и недостаточным вниманием
государства к проблемам молодежи, ее гражданского и патриотического воспитания,
несоответствием деятельности самого государства правовым ожиданиям молодого
поколения, с другой.
Из данного противоречия
вытекает ряд существенных проблем, среди которых следующие:
- прагматичность молодежи
(в качестве своего жизненного кредо молодое поколение выделяет карьеру и
богатство);
- патриотизм и приоритет
интересов российского государства в малой степени присущи современной молодежи;
- осознание молодым
поколением важности высокой правовой культуры в правовом государстве,
готовность следовать принципам права и тем, что само государство не следует
этим принципам;
- потребность молодежи в
получении правовых знаний существенно превышает существующие возможности как в
сфере образования, так и в общественном секторе;
- необходимость пополнения
молодежью своих правовых знаний и невозможность делать это в силу различных
причин.
Исходя из данного
противоречия ставится ряд задач, способствующих разрешению выше обозначенных проблем,
и рассматривает при этом разные подходы к содержанию гражданского образования,
которые нашли свое отражение в существующих сегодня курсах и программах. В этом
состоит ценность опыта учителя, который делает анализ подходов к обучению
учащихся обществознанию и показывает на практике, как, используя тот или иной
подход, можно вызвать у обучаемых интерес к своему предмету.
Уровень творческой
новизны: проблемно-поисковый. Автор в своей практической деятельности широко и
небезуспешно применяет технологию проблемного обучения, что, по его мнению,
способствует развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности и их
заинтересованности в результатах своего труда.
Научно-теоретическое
обоснование: в основе лежит политологический подход к организации процесса
правового и гражданского образования учащихся: изучение ими курса «Обществознание»
с использованием и других подходов, некоторых нестандартных заданий и
интерактивных форм обучения, развитие творческих способностей через
исследовательскую деятельность, формирование мотивации к изучению проблем
молодежи и гражданского образования, самостоятельное выполнение учащимися
творческих заданий, анализ деятельности.
Условия: учащиеся 9-11
классов, наличие учебно-методического комплекса, высокий профессионализм и компетентность
педагога.
Длительность
функционирования опыта: более 7-ми лет.
Динамика становления
опыта:
1.
Изучение
и анализ учебно-методической, педагогической литературы.
2.
Создание
необходимого для преподавания УМК.
3.
Ознакомление
с опытом работы других педагогов по данному направлению.
4.
Работа
над темой по самообразованию в системе развивающего обучения «Принципы
развивающего обучения на уроках истории и обществознания».
5.
Руководство
учебно-исследовательской деятельностью учащихся в рамках курса
«Обществознание».
6.
Участие
школьников в научно-практической конференции «Шаг в науку», других
мероприятиях, связанных с политической ситуацией страны.
7.
Анализ
работы, изучение результатов.
Результативность: у
учащихся сформирована положительная мотивация к предмету, интерес к проблемам
правового и гражданского образования, высокая активность при проведении
различных школьных мероприятий, повышение успеваемости, способности к решению
творческих заданий, установление деловых товарищеских отношений и т.д.
Трудоемкость:
значительное увеличение трудозатрат педагога на этапе становления
педагогического опыта: создание УМК, составление анкет и тестов, творческих и
проблемных заданий, новое планирование и т.п. По мере накопления опыта
трудозатраты значительно уменьшаются.
Перспективы: дальнейшее
совершенствование УМК, продолжение учащимися научно-исследовательской
деятельности, повышение правовой культуры школьников через создание обучающих
программ, углубленное изучение курса «Обществознание».
Доступность: опыт работы
педагога может быть применен учителями, имеющими достаточную
учебно-материальную базу и высокий уровень профессионализма.
Заключение
В заключение следует
сказать, что главной целью гражданского образования становится воспитание
цивилизованного человека - гражданина и патриота своей Родины. В практическом
плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в
демократическом правовом государстве
В первой главе
проанализированы теоретические аспекты курса «Обществознание», который являются
необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из
главных задач обществоведческого образования.
Далее рассмотрен
практический опыт работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э.Попова и его
политологический подход при изучении обществознания. Проблемы молодежи и
молодежного движения, ее социализации на современном этапе развития России
настолько актуальны, что не вызывают сомнений в исследовании В.Э.Попова при
преподавании курса обществознания в школе.
Таким образом, курс «Обществознания» в школе своей структурой и
содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона,
школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его
склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности
учащихся.
Список
использованной литературы
1. Боголюбов Л.Н., Иванова
Л.Н. Каким быть школьному обществоведческому образованию? / Педагогика. – 1989.
- №9.
2. Иоффе А.Н. Методические
приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти:
Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
3.
Клименко
А.В. Обществознание:
Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко,
В.В.Румынина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.
4. Колосков А.Г, Боголюбов
Л.Н. Уроки мысли и действия. / Педагогика. – 1989. - №4.
5. Методическое письмо «О
преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального
компонента государственного стандарта общего образования». – М.: Российская
Академия Образования, 2004. – 15 с.
6.
Певцова
Е.А. Теория и методика обучения праву / Е.А.Певцова. - М.: Владос, 2003. – 214
с.
7. Попова В.Э. Политологический подход при изучении
обществознания (Из опыта работы, учителя истории и обществознания СОШ с. Акша Акшинского района) / Под.
ред. А.И.Черепахина. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 23 с.
8. Суворова Н.Г. Основы
правовых знаний. 8-9 кл. Пособие для учителей. Серия «Основы правовых знаний».
- 2-е изд. перераб. / Н.Г.Суворова. - М.: ЗАО изд-во «Вече», 2003. - 592 с.
9. Человек и общество:
Учебное пособие для учащихся/Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и
др.-3-е изд. .дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 400 с.
10.
Шкробова
М.А. Граждановедение. 8 класс: Методическое пособие / М.А.Шкробова. - М.:
Юристъ, 2000. – 192 с.
[1] Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. Каким быть школьному
обществоведческому образованию? / Педагогика. - 1989. - №9.
[2] Там же.
[3] Методическое письмо «О
преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения
федерального компонента государственного стандарта общего образования». – М.:
Российская Академия Образования, 2004. – 15 с.
[4] Попова В.Э. Политологический подход при изучении
обществознания (Из опыта работы, учителя истории и обществознания СОШ с. Акша
Акшинского района) / Под. ред. А.И.Черепахина. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 23 с.
Страницы: 1, 2, 3
|