Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики
Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Исторический
аспект изучения роли коллектива в формировании личности 5
1.1 Понятие и сущность
теории коллектива. 5
1.2 Основные этапы и
направления в развитии теории коллектива в отечественной науке 6
Глава 2. Теоретические
основы роли коллектива в формировании личности 12
2.1 Понятие о коллективе в
гуманистической педагогике. 12
2.2 Роль коллектива в
развитии личности. 13
Глава 3. Экспериментальное
изучение роли коллектива в формировании личности 16
3.1 Подготовка
исследования. 16
3.2 Проведение
исследования. 17
3.3 Результаты
исследования и их анализ. 18
Заключение. 20
Литература. 22
Приложение 1. 24
Приложение 2. 26
Введение
Изучением процесса формирования личности и факторов,
влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии,
социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом
направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что
развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с
другими людьми – коллектива.
Впервые подобная мысль была высказана в трудах Маркса,
определявшего коллектив специфической формой организации людей
социалистического общества. Впоследствии она нашла продолжение в трудах
психологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В.
Петровский.
На протяжении всего советского периода отечественной
истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности,
рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР ее
популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме
организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению
факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. Таким образом,
изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в
современных условиях.
Вышеизложенные факторы обусловили выбор темы работы и ее
актуальность.
Объектом исследования является гуманистическая педагогика
как научное направление.
Предметом - изучение роли коллектива в формировании
личности как ведущая идея гуманистической педагогики.
Целью исследования является определение роли коллектива в
формировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставлены следующие
задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее
развитие в истории педагогической мысли.
Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привести
определения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитии
личности.
Организовать и провести эмпирическое исследование по
определению роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Поставленные цели и задачи определили принцип построения
структуры работы. Она представлена введением, тремя главами основной части,
заключением и списком литературы.
Основные методы исследования, применявшиеся в работе,
можно разделить на следующие группы:
Методы теоретического изучения, к которым относится поиск
и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.
Эмпирические методы, представленные констатирующим
экспериментом, интервьюированием, наблюдением, анкетированием, индивидуальной
беседой.
Методы обработки данных, среди которых – методы
математической статистики, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.
Теоретическую основу работы составили труды советских
педагогов по теории коллектива, учебная литература по теме исследования,
материалы периодической печати, данные информационных сайтов сети Интернет.
Исследование имеет теоретическую и практическую
значимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая значимость
состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая
– в определении современного взгляда на роль коллектива в формировании
личности.
Новизна исследования заключается в исследовании данной
проблемы в условиях современной педагогической системы, анализе данных
последних лет.
Глава 1. Исторический аспект
изучения роли коллектива в формировании личности
1.1 Понятие и сущность теории коллектива
Коллектив (от лат. collectifious — собирательный)
представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого
нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной
деятельностью в рамках какой-либо организации[6;48]. Согласно такому
определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и
другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться
членом нескольких коллективов.
В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей,
объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной
совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется
особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной
деятельностью, но также и ценностными ориентациями.
Данное понимание коллектива послужило основой для
разработки теории коллектива. Обратимся к ее определению.
Теория коллектива – это научная доктрина, которая
рассматривает коллектив в качестве специфической формы организации людей в
обществе и определяющего фактора развития личности[17; 562].
Согласно данной теории, с одной стороны развитие личности
зависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихся
внутри него отношений. С другой стороны – активность участников коллектива,
уровень их физического и умственного развития, возможности и способности
обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Таким образом,
развитие личности и коллектива понимаются как взаимосвязанные и
взаимообусловленные процессы.
Теория коллектива нашла выражение в различных
общественных науках, но прежде всего – в педагогике и психологии. Приведем ее
характеристику.
1.2 Основные этапы и направления
в развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к
XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века
происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени
относятся труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева и др. В советской науке
теория коллектива стала основой для психологической и педагогической теории и
практики[16;111].
Попытки провести анализ развития теории коллектива в
отечественной науке неоднократно предпринимались на протяжении последних двух
десятилетий. По этой проблеме имеется значительное количество разноплановой
информации, кроме того, по одним и тем же вопросам у разных представителей
научного сообщества можно зафиксировать отличающиеся друг от друга мнения,
основанные на различных подходах, трактовках ключевых понятий и ценностных
ориентациях. Поэтому для современной отечественной педагогики постсоветского
периода актуальна не только «переоценка», но и объективная аналитическая научных
достижений, их систематизация.
Обратившись к истории вопроса, можно обнаружить две
основные тенденции в изучении развития теории коллектива[12, 6]:
Хронологическая - которая выражалась в виде описания
вклада отдельных ученых в хронологическом порядке.
Проблемно-доминантная - согласно которой развитие теории
коллектива рассматривалось на основании выделения в его изучении основных
направлений и соответствующих им предметно-проблемных областей.
Остановимся на их характеристике подробнее.
С первых лет создания советской системы школьного
образования одной из основных ее задач стало формирование школьного коллектива,
основанного на товариществе и общих ценностях. Коллектив рассматривался как
среда, в которой происходит воспитание и развитие ребенка, становление его
личностных качеств.
Теоретические основы и необходимость целенаправленного
формирования детского школьного коллектива раскрывали в своих трудах и широко
пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко. Им
принадлежит также первый опыт практической реализации теории коллектива. Так,
примерами результатов деятельности школ-коммун (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко)
была доказана действенность первичного школьного коллектива как эффективной
формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для
всестороннего развития личности каждого ребенка[12,7].
Особый вклад в историю развития теории коллектива внес
А.С. Макаренко, которого считают основателем гуманистического направления в
педагогике. В его концепции коллективного воспитания нашли отражение принципы параллельного
действия, отношения ответственной зависимости, гласности и другие, направленные
на развитие лучших человеческих качеств.
Последующие направления развития теории коллектива были
представлены в работах Т.Е. Конниковой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.М.
Коротова, Н.Е. Щурковой и др. педагогов. Исследования были направлены на
выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования
воспитательных коллективов, разработку принципов и методов стимулирования коллективной
деятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем,
разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива[12;8].
Отдельно стоит сказать о развитии гуманистических
традиций в педагогике.
Одним из самых известных последователей А.С. Макаренко стал
В.А. Сухомлинский, создавший образ «идеальной школы» - «Школы радости». Основой
и целью воспитания он считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание
заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к
каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать,
засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет
человеку личное счастье»[11;126].
Экспериментальная деятельность Сухомлинского, которую он
осуществлял в роли учителя и директора одной из школ, заключалась в реализации гуманистических
принципов на практике и анализе их результатов. Так, деятельность школы была
нацелена на создание условий для индивидуально-творческого развития каждой
личности, доверительных отношений внутри коллектива, учения без принуждения,
сотрудничества взрослых и детей[15;62].
80-е годы стали периодом теоретической и
экспериментальной работы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н.
Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, которым принадлежит разработка
гуманно-личностного подхода в обучении[7;54].
Наиболее ярким практическим воплощением их идей стала
«Школа жизни» Ш.А. Амонашвили[1;14]. Гуманный подход к процессу образования,
умение оптимистически мыслить о детях, обучение без принуждения стали основой
деятельности «Школы».
Хронологический подход к изучению развития теории
коллектива долгое время являлся единственным, и потому традиционным. Однако с
конца 90-х годов прошлого века были выделены новые основания для дифференциации
и структурирования знаний в области педагогической теории коллектива.
Так, были обозначены основные направления и соответствующие
им предметно-проблемные области, изучение которых обусловлено выбором научной
позиции исследователей. Эти направления обозначены следующим образом[12;14]:
Психологическое направление, в основу которого легли
работы педологов о проблемах детства, стало оформляться первым. Развитие
данного направления тесно связано с развитием других наук о человеке. В центре
внимания исследователей проблем коллектива – развитие личности ребенка, его
положение в коллективе, взаимодействие личности и коллектива и т.п.
В русле психологического направления педагогической
теории коллектива (исследования З.И.Васильевой, Т.Е.Конниковой, М.Г.Казакиной,
А.Г.Кирпичника, В.А.Сухомлинского, К.Д.Радиной и др.) обозначены следующие
проблемные области:
развитие личности в коллективе: развитие индивидуальности
ученика в коллективе, факторы развития личности, формирование социально
значимых качеств, общественной направленности и позиции личности, творческое и
духовное развитие личности;
отношения и взаимодействие в коллективе: система отношений
в коллективе и ее влияние на личность, характер и типы отношений в коллективе;
структура и динамика взаимоотношений в коллективе; эмоциональный климат в
коллективе; вхождение личности в систему коллективных отношений, стадии и
уровни развития отношений в коллективе; эффективность взаимодействия в
коллективе;
коллектив как инструмент педагогического влияния на
личность: воздействие коллектива на отдельных участников, воздействие личности
на коллектив, вопросы лидерства.
Системологическое направление (исследования
Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, А.В.Мудрика, Н.Л.Селивановой и др.). Для него
свойственно рассмотрение коллектива как системы и подсистемы других систем
(общественной, воспитательной). Коллектив рассматривается как среда развития
или инструмент педагогического влияния, интересы исследователей в данном
направлении сосредоточены на коллективе как целостном социально-педагогическом
феномене. В русле системологического направления педагогической теории
коллектива обозначены следующие проблемные области:
феномен коллектива (определение, трактовки, особенности,
признаки коллектива, виды коллективов);
функции коллектива;
структура коллектива: формальная и неформальная,
официальная и неофициальная;
развитие коллектива: этапы, условия, факторы.
Праксеологическое направление (исследования И.П.Иванова,
Б.В.Куприянова, И.А.Колесниковой, Е.В.Титовой, Н.Е.Щурковой и др.) –
исследователями изучаются, прежде всего, вопросы, связанные с деятельностью
коллектива, включающие такие аспекты, как организация, эффективность,
результативность, продуктивность и др. Проблемная область данного направления
включает такие аспекты как:
содержание и цели деятельности коллектива;
процессуальная сторона организации деятельности
коллектива: формы, методы, методики, средства, приемы и др.;
воспитательные возможности и эффективность коллективной
деятельности.
Необходимо отметить, что исследовательская деятельность
отдельных ученых часто затрагивает довольно широкий спектр проблем, не сводимых
только к одному конкретному направлению. Кроме того, данные направления не
связаны с хронологией развития научной мысли.
Подводя итог материалу главы, можно сделать следующие
выводы. Развитие теории коллектива в отечественной науке восходит к рубежу
XIX-XX веков. В это время появляются первые работы, обосновывающие данный
подход в педагогике.
Периодом наиболее активного изучения коллективизма
является советский период отечественной истории, который характеризуется не
только теоретическими исследованиями, но и проведением экспериментов. В это же
время развивается гуманистическое направление в воспитании и обучении.
Опыт отечественных педагогов, развивавших теорию
коллективизма, неоднократно обобщался, изучался и систематизировался. Можно
выделить две основные концепции, позволяющие выделить в нем основные
направления и достижения.
Глава 2. Теоретические основы
роли коллектива в формировании личности
2.1 Понятие о коллективе в гуманистической педагогике
Основателем гуманистического направления в советской
педагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические и
экспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о рол
коллектива в формировании и развитии личности.
Обратимся к сформированному им понятию коллектива. Под коллективом
понимается такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный
смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [11;42]. Объединенные
единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные
отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном
равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.
Из этого определения можно определить основные признаки
коллектива, к которым относятся[20;68]:
Наличие общественно значимых целей.
Последовательное развитие целей в результате совместной
деятельности.
Систематическое включение воспитанников в разнообразную
социальную деятельность.
Практическая связь коллектива детей с обществом.
Кроме того, согласно определению Макаренко, коллективу
присущи наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера
взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика,
сознательная дисциплина и др.[20;69].
Обозначим также основные функции коллектива:
Организационная – заключается в том, что коллектив
становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.
Воспитательная – проявляется в том, что коллектив
становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.
Страницы: 1, 2
|