Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка
Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка
Министерство образования Российской
Федерации
Самарский государственный
педагогический университет
Кафедра педагогики и
психологии
Курсовая работа по
педагогике
«Роль и место музыкальной
субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка»
Выполнил:
Студентка 31 «б» группы
Глушенкова Е. А.
Проверил:
Доцент
Абросимова Т. Н.
Самара
2008
План
Введение
1.
Теоретические
основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков.
2.
Психофизиологические
особенности и особенности субкультуры подростков.
3.
Современные
педагоги о роли субкультуры в развитии подростка.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Каждое
поколение имеет право в награду за свои труды и полезную деятельность шить себе
брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на
стены то, что хочется, а не то, что противно.
Н.
Акимов «Не только о театре»
Музыкальная
субкультура является одной из важнейших частей подростковой субкультуры. Подросток
принадлежит к какой-либо малой группе, которую он считает для себя значимой.
Такой группой для подростка чаще всего и становится какая-либо музыкальная
субкультура, поскольку именно в ней ему приходится общаться больше всего. И
нередко случается так, что ему приходится долго добиваться принятия в
определенную группу, доказывать свое право на состояние в ней, принимать установленные
правила и порядки. Так же в подростковых увлечениях проявляется и реализуется
чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы
быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения.
Кроме того, мода — средство самовыражения: юношеский стиль претендует на
уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от
«взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает
свой динамизм.[1]
Несомненно, не только музыкальная субкультура имеет все вышеперечисленные
характеристики, но именно она привлекает наше внимание своей смелостью и
эпатажностью, своей яркостью и разнообразием. Именно поэтому актуальность темы
исследования заключается в том, что наше внимание привлекает проблема
музыкально-эстетического развития подростка. Особенный интерес вызывает
проблема влияния музыкальной субкультуры на и развитие личности подростка.
Задачи:
-
раскрыть сущность понятий процесса музыкально-эстетического развития
подростков;
-
охарактеризовать психофизиологические особенности и особенности субкультуры
подростков;
-
раскрыть основные идеи современных педагогов о роли субкультуры в развитии
подростка.
Объект
исследования: процесс музыкально- эстетического
развития подростка.
Предмет
исследования: роль и место субкультуры в развитии
подростка.
Цель
исследования: теоретически изучить проблему
музыкально-эстетического развития подростка, определить роль и место
музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка.
§1.
Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития
подростков
Для
того чтобы определить как в широком смысле понимается термин «музыкальная
субкультура» и какое значение она имеет в музыкально-эстетическом развитии подростка,
необходимо для начала понять что такое культура и как из этого определения сформировался
новый термин или явление- субкультура.
Определение
«культуры» неоднозначно. Например, под словом «культура, культурный» можно
подразумевать совершенно разные вещи - их понимание во многом зависит от уровня
образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а так же от целей и задач
разговора.
Культура-
это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Так же культура- это высокий уровень чего-либо, высокое развитие,
умение. Например, голоса у певцов, физическая культура.[2]
Культура
(лат.
cultura) – первоначально
обработка и уход за землёй (лат. agricultura),
с тем чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей,
чтобы она могла служить человеку (отсюда – «культура техники земледелия»). В
переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно-
душевных и духовных склонностей и способностей человека; соответственно
существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура
есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или
группы народов. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из
развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой
культуре; вырождение культуры создает и бескультурье, и «рафинированную
культуру». Если говорить о различии между культурой и цивилизацией, можно сказать,
что оно состоит в том, что культура- это выражение и результат
самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как
цивилизация- совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.[3]
В
зависимости от тех или иных установок даются самые различные определения
культуры. Для одних культура – накопленный опыт человечества, для других
– произведенные материальные и духовные ценности, для третьих – система знаков,
для четвертых – система регулятивов человеческой деятельности, для пятых –
информация и т.д. А. Швейцер пишет, что “в наиболее общих чертах культура это
прогресс, материальный и духовный прогресс, как индивидов, как и всевозможных
сообществ”. Сущность культуры, по его мнению, двояка, она слагается из
господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими
убеждениями и помыслами. Д.Белл под культурой понимает “царство экспрессивного
символизма и выразительности”. “Культура – это то, что отличает человека
от животных” - заявляет Л.Г.Ионин. – Культура – это характеристика
человеческого общества”.[4]
Как
отмечал Ж - П. Сартр, «культура никого и ничего не спасает и не оправдывает.
Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя,
только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо».[5]
Абраам
Моль в своем рассмотрении культуры подразделяет ее на культуру индивидуальную
и культуру социальную. А сам термин «культура», по Молю,
охватывает именно «совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у
данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью,
связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества». Индивидуальная
культура — это «экран знаний», сформированный в сознании человека; на этот
экран проецируются получаемые из внешнего мира новые стимулы-сообщения, и на
этой основе строятся восприятия, то есть формы, способные получить дальнейшее
выражение в словах и знаках. Вполне понятно, что на личном уровне эти «экраны»
различны по обширности (эрудиция), по глубине, «плотности» и оригинальности. Но,
так или иначе, они обусловлены общим состоянием «коллективной культуры» (Моль
называет эту культуру в целом «социокультурной таблицей»). Именно эта имеющаяся
в обществе «социокультурная таблица» и «дает пищу для интеллектуальной жизни
большинства людей на Западе».[6]
Ушедшее
тысячелетие оставило нам не только тяжелые последствия войн, революций и
технического прогресса. Оно принесло с собой принципиально новые способы
существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое
словечко, совсем неслучайное, так как ему соответствовало нечто до сих пор
неслыханное, то, что было уже и до двадцатого столетия, но к чему теперь
подобралось имя, а потому и обрисовалась его суть. Это слово (или явление)- субкультура.
В
широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная
подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную
иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура- это подкультура
или культура в культуре. Под субкультурой часто понимается культура
какой-либо социальной или демографической группы. Выделяются также субкультуры
основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.[7]
Само
понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания
неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в
урбанизированном обществе. Прежде под «культурой» понималась господствующая
этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная,
поддерживаемая элитами и исходящая от элит. Все, что за ее пределами, - область
профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры». Хотя появление термина
«субкультура» в научной литературе относят к 30-м гг. ХХ в., настоящее
распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных
движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub»
(т.е. «под-»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие
«дневную поверхность» господствующей культуры. Это понятие использовалось в
ряду таких, как subterranean
culture (подземная культура) и
underground (подполье). В том же
контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против
ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации)
использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как
разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда
видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления,
воспринимавшиеся как не- или вне- культурные. Со временем, однако, оно получило
иной смысл.[8]
Прежде
всего приставка «суб -» в современном контексте, как мы уже говорили,
подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура
не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в
рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и
целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом «культура»). Субкультуры,
как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и
обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный
диалог с нею. Этот диалог может принимать формы «обновления культуры», ее
«развития», «восстановления традиций»- или «противостояния», «разрушения» и
прочее, но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур.
Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к культуре
(господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои
нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм.[9]
Субкультура
может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и
т. д. Как писал в своей статье Ю.Хомутинников «…если копать глубже,
обнаруживается иная, куда более любопытная подоплёка. Слово субкультура недаром
имеет корень "культ". И как всякий культ, любая субкультура имеет
свою атрибутику, свои признаки, свои "опознавательные знаки",
служащие своего рода "метками": ты не носишь такую одежду, как мы, ты
не носишь такую причёску, как мы, ты используешь в своей речи своей речи совсем
иные акценты; ты - не такой как мы, ты не "наш", ты "чужой",
тебе не место среди нас. Да - именно для расставления акцентов
"свой-чужой", для идентификации и самоидентификации и используется символика
и атрибутика субкультур».[10]
Так
же для определения термина «субкультура» в своей статье к словарю Даля
обращается Отто фон Фаустле:"...Данный термин состоит из двух частей:
корня «культура» и приставки «суб -». Следовательно, получаем понятие
«субъективная культура». Чтобы углубиться в данное словосочетание,
используем толковый словарь Даля. Определение культуры – «Образование,
умственное и нравственное», и определение субъективности – «Субъективное, то,
что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика
знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне
воспроизводит познаваемый объект». В итоге имеем: субкультура – умственное и
нравственное образование личности, исключающее ее многогранное и разностороннее
развитие..."[11]
Основой
субкультуры могут быть образ жизни, определённые политические взгляды, стиль
музыки.
Так
что же такое «музыкальная субкультура»?
Музыкальная
субкультура является одной из важнейших частей
подростковой субкультуры. Кроме того, подросток принадлежит к какой-либо малой
группе, которую он считает для себя значимой. Часто такой группой для подростка
становится его школьный класс, поскольку именно в нем ему приходится общаться
больше всего.
Музыка
— это часть подростковой субкультуры, по мнению многих
психологов (Райс Ф., Мудрик А. В., Кон И. С., Мухина В. С. и др.) — самая
значительная. В доказательство этого можно привести тот факт, что при
знакомстве подростков одним из первых задается вопрос «А что ты слушаешь?» А.
В. Мудрик считает, что следование моде — конструирующий признак именно
подростковой субкультуры. Принадлежность к музыкальным направлениям в какой-то мере
есть следование моде. В то же время можно наблюдать некую «моду на музыку».
Попав в новую для себя малую группу, подросток может вместе с другими ее
атрибутами принять музыку, свойственную этой малой группе. Вообще,
массовость является особенностью подростковой музыкальной субкультуры.[12]
Наиболее
известные музыкальные субкультуры:
Альтернативщики
Молодежная
субкультура cформировалась при
смешении металистов, панков и рэпперов. Неагрессивны, выделяются дружелюбием
друг к другу и к другим. Являются анархистами. Для альтернативного металла
характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты экспериментальной
музыки — нетрадиционные тексты песен, нечётный музыкальный размер, необычные
технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжёлой музыки, соединение
метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами.
Готы
Представители
готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой
смерти, готической музыки и фильмов.
Достаточно
широко представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как
обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды
(символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти —
украшения с гробиками, черепами, и т. д.
Основной
музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Музыка и стиль групп
отличается как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным
имиджем.
В
более поздний период возникло течение готик-метал. Музыка готик-метал
отличается медленным, вязким звучанием с активным использованием клавишных.
Часто вокалистками выступают женщины, либо используется дуэт «красавица и
чудовище» — высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской (распространено
использование классических инструментов как настоящих оркестров, так и
синтезатора).
Металлисты
Это
молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 80-е
годы. Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с
симпатией последних к тяжёлой музыке и симпатии первых к мотоциклам (как к
символу свободы).
Среди
всех молодёжных субкультур, получивших распространение в современности,
субкультура металистов одна из немногих не является деструктивной, так как
причиной объединения её представителей является именно увлечение тяжёлой
музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека добру и
уважению и прививает высокие моральные ценности.
Моды
Британская
молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х г. в среде лондонской
мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х г. Отличительной чертой
модов было их особое внимание к внешнему виду, любовь к музыке (от джаза,
ритм-энд-блюза и соула до рок-н-ролла и ска). С модами также стала
ассоциироваться музыка таких британских рок-групп как Small Faces, Kinks и The
Who (на основе альбома которых в 1979 году вышел фильм «Квадрофения»).
Панки
Панк,
панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk — отбросы) — контр-культура,
возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной
особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке
(панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма,
авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность
идеалам антирасизма и антифашизма.
Относительно
сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах- именно так
можно охарактеризовать панк. К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в
соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать
американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные
утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах
вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене тем, что
«нырял» в толпу фанатов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|