бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка бесплатно рефераты

Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка

Министерство образования Российской Федерации

Самарский государственный педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии








Курсовая работа по педагогике

«Роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка»





Выполнил:

Студентка 31 «б» группы

Глушенкова Е. А.

Проверил:

Доцент

Абросимова Т. Н.

Самара

2008

План


Введение

1.       Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков.

2.       Психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков.

3.       Современные педагоги о роли субкультуры в развитии подростка.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Каждое поколение имеет право в награду за свои труды и полезную деятельность шить себе брюки по своему вкусу и сидеть на стульях, которые ему нравятся. И вешать на стены то, что хочется, а не то, что противно.

Н. Акимов «Не только о театре»


Музыкальная субкультура является одной из важнейших частей подростковой субкультуры. Подросток принадлежит к какой-либо малой группе, которую он считает для себя значимой. Такой группой для подростка чаще всего и становится какая-либо музыкальная субкультура, поскольку именно в ней ему приходится общаться больше всего. И нередко случается так, что ему приходится долго добиваться принятия в определенную группу, доказывать свое право на состояние в ней, принимать установленные правила и порядки. Так же в подростковых увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть вполне «своим», нужно и выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода — средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм.[1] Несомненно, не только музыкальная субкультура имеет все вышеперечисленные характеристики, но именно она привлекает наше внимание своей смелостью и эпатажностью, своей яркостью и разнообразием. Именно поэтому актуальность темы исследования заключается в том, что наше внимание привлекает проблема музыкально-эстетического развития подростка. Особенный интерес вызывает проблема влияния музыкальной субкультуры на и развитие личности подростка.

Задачи:

- раскрыть сущность понятий процесса музыкально-эстетического развития подростков;

- охарактеризовать психофизиологические особенности и особенности субкультуры подростков;

- раскрыть основные идеи современных педагогов о роли субкультуры в развитии подростка.

Объект исследования: процесс музыкально- эстетического развития подростка.

Предмет исследования: роль и место субкультуры в развитии подростка.

Цель исследования: теоретически изучить проблему музыкально-эстетического развития подростка, определить роль и место музыкальной субкультуры в музыкально-эстетическом развитии подростка.


§1. Теоретические основы проблемы процесса музыкально-эстетического развития подростков


Для того чтобы определить как в широком смысле понимается термин «музыкальная субкультура» и какое значение она имеет в музыкально-эстетическом развитии подростка, необходимо для начала понять что такое культура и как из этого определения сформировался новый термин или явление- субкультура.

Определение «культуры» неоднозначно. Например, под словом «культура, культурный» можно подразумевать совершенно разные вещи - их понимание во многом зависит от уровня образования и интеллектуальных запросов рассуждающих, а так же от целей и задач разговора.

Культура- это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Так же культура- это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. Например, голоса у певцов, физическая культура.[2]

Культура (лат. cultura) – первоначально обработка и уход за землёй (лат. agricultura), с тем чтобы сделать её пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда – «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура – уход, улучшение, облагораживание телесно- душевных и духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает и бескультурье, и «рафинированную культуру». Если говорить о различии между культурой и цивилизацией, можно сказать, что оно состоит в том, что культура- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация- совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.[3]

В зависимости от тех или иных установок даются самые различные определения культуры. Для одних культура – накопленный опыт человечества, для других – произведенные материальные и духовные ценности, для третьих – система знаков, для четвертых – система регулятивов человеческой деятельности, для пятых – информация и т.д. А. Швейцер пишет, что “в наиболее общих чертах культура это прогресс, материальный и духовный прогресс, как индивидов, как и всевозможных сообществ”. Сущность культуры, по его мнению, двояка, она слагается из господства разума над силами природы и из господства разума над человеческими убеждениями и помыслами. Д.Белл под культурой понимает “царство экспрессивного символизма и выразительности”. “Культура – это то, что отличает человека от животных” - заявляет Л.Г.Ионин. – Культура – это характеристика человеческого общества”.[4]

Как отмечал Ж - П. Сартр, «культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо».[5]

Абраам Моль в своем рассмотрении культуры подразделяет ее на культуру индивидуальную и культуру социальную. А сам термин «культура», по Молю, охватывает именно «совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно назвать «памятью мира» или общества». Индивидуальная культура — это «экран знаний», сформированный в сознании человека; на этот экран проецируются получаемые из внешнего мира новые стимулы-сообщения, и на этой основе строятся восприятия, то есть формы, способные получить дальнейшее выражение в словах и знаках. Вполне понятно, что на личном уровне эти «экраны» различны по обширности (эрудиция), по глубине, «плотности» и оригинальности. Но, так или иначе, они обусловлены общим состоянием «коллективной культуры» (Моль называет эту культуру в целом «социокультурной таблицей»). Именно эта имеющаяся в обществе «социокультурная таблица» и «дает пищу для интеллектуальной жизни большинства людей на Западе».[6]

Ушедшее тысячелетие оставило нам не только тяжелые последствия войн, революций и технического прогресса. Оно принесло с собой принципиально новые способы существования культуры. В его последнее, двадцатое столетие появилось новое словечко, совсем неслучайное, так как ему соответствовало нечто до сих пор неслыханное, то, что было уже и до двадцатого столетия, но к чему теперь подобралось имя, а потому и обрисовалась его суть. Это слово (или явление)- субкультура.

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура- это подкультура или культура в культуре. Под субкультурой часто понимается культура какой-либо социальной или демографической группы. Выделяются также субкультуры основных этапов жизненного цикла: детская, молодежная, культура пожилых.[7]

Само понятие «субкультура» сформировалось в результате осознания неоднородности культурного пространства, ставшей особенно очевидной в урбанизированном обществе. Прежде под «культурой» понималась господствующая этическая, эстетическая, мировоззренческая система - профессиональная, поддерживаемая элитами и исходящая от элит. Все, что за ее пределами, - область профанного, бытового, - лишалось статуса «культуры». Хотя появление термина «субкультура» в научной литературе относят к 30-м гг. ХХ в., настоящее распространение он получил в 1960-70-х гг., в связи с исследованиями молодежных движений. Поначалу на первый план выступает приставка «sub» (т.е. «под-»), обозначая скрытые, неофициальные культурные пласты, подстилающие «дневную поверхность» господствующей культуры. Это понятие использовалось в ряду таких, как subterranean culture (подземная культура) и underground (подполье). В том же контексте (в применении к идеологии и практике молодежного протеста против ценностей общества потребления, трудовой этики и технократической цивилизации) использовалось и понятие «контркультура», определявшее идеологию молодежи как разрушающую всякую культуру вообще, противостоящую культуре как таковой. Отсюда видно, что понятие «субкультура» первоначально обозначало явления, воспринимавшиеся как не- или вне- культурные. Со временем, однако, оно получило иной смысл.[8]

Прежде всего приставка «суб -» в современном контексте, как мы уже говорили, подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собою самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума (ее мы и обозначаем словом «культура»). Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с нею. Этот диалог может принимать формы «обновления культуры», ее «развития», «восстановления традиций»- или «противостояния», «разрушения» и прочее, но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм.[9]

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Как писал в своей статье Ю.Хомутинников «…если копать глубже, обнаруживается иная, куда более любопытная подоплёка. Слово субкультура недаром имеет корень "культ". И как всякий культ, любая субкультура имеет свою атрибутику, свои признаки, свои "опознавательные знаки", служащие своего рода "метками": ты не носишь такую одежду, как мы, ты не носишь такую причёску, как мы, ты используешь в своей речи своей речи совсем иные акценты; ты - не такой как мы, ты не "наш", ты "чужой", тебе не место среди нас. Да - именно для расставления акцентов "свой-чужой", для идентификации и самоидентификации и используется символика и атрибутика субкультур».[10]

Так же для определения термина «субкультура» в своей статье к словарю Даля обращается Отто фон Фаустле:"...Данный термин состоит из двух частей: корня «культура» и приставки «суб -». Следовательно, получаем понятие «субъективная культура». Чтобы углубиться в данное словосочетание, используем толковый словарь Даля. Определение культуры – «Образование, умственное и нравственное», и определение субъективности – «Субъективное, то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых знание не вполне точно и всесторонне воспроизводит познаваемый объект». В итоге имеем: субкультура – умственное и нравственное образование личности, исключающее ее многогранное и разностороннее развитие..."[11]

Основой субкультуры могут быть образ жизни, определённые политические взгляды, стиль музыки.

Так что же такое «музыкальная субкультура»?

Музыкальная субкультура является одной из важнейших частей подростковой субкультуры. Кроме того, подросток принадлежит к какой-либо малой группе, которую он считает для себя значимой. Часто такой группой для подростка становится его школьный класс, поскольку именно в нем ему приходится общаться больше всего.

Музыка — это часть подростковой субкультуры, по мнению многих психологов (Райс Ф., Мудрик А. В., Кон И. С., Мухина В. С. и др.) — самая значительная. В доказательство этого можно привести тот факт, что при знакомстве подростков одним из первых задается вопрос «А что ты слушаешь?» А. В. Мудрик считает, что следование моде — конструирующий признак именно подростковой субкультуры. Принадлежность к музыкальным направлениям в какой-то мере есть следование моде. В то же время можно наблюдать некую «моду на музыку». Попав в новую для себя малую группу, подросток может вместе с другими ее атрибутами принять музыку, свойственную этой малой группе. Вообще, массовость является особенностью подростковой музыкальной субкультуры.[12]

Наиболее известные музыкальные субкультуры:

Альтернативщики

Молодежная субкультура cформировалась при смешении металистов, панков и рэпперов. Неагрессивны, выделяются дружелюбием друг к другу и к другим. Являются анархистами. Для альтернативного металла характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты экспериментальной музыки — нетрадиционные тексты песен, нечётный музыкальный размер, необычные технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжёлой музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами.

Готы

Представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и фильмов.

Достаточно широко представлена оккультная символика — используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти — украшения с гробиками, черепами, и т. д.

Основной музыкой, входящей во вкус готов, является готик-рок. Музыка и стиль групп отличается как мрачными текстами о судьбе, любви и смерти, так и мрачным имиджем.

В более поздний период возникло течение готик-метал. Музыка готик-метал отличается медленным, вязким звучанием с активным использованием клавишных. Часто вокалистками выступают женщины, либо используется дуэт «красавица и чудовище» — высокий, «оперный» женский вокал и низкий мужской (распространено использование классических инструментов как настоящих оркестров, так и синтезатора).

Металлисты

Это молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 80-е годы. Субкультура металлистов тесно связана с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжёлой музыке и симпатии первых к мотоциклам (как к символу свободы).

Среди всех молодёжных субкультур, получивших распространение в современности, субкультура металистов одна из немногих не является деструктивной, так как причиной объединения её представителей является именно увлечение тяжёлой музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека добру и уважению и прививает высокие моральные ценности.

Моды

Британская молодёжная субкультура, сформировавшаяся в конце 1950-х г. в среде лондонской мелкой буржуазии и достигшая пика в середине 1960-х г. Отличительной чертой модов было их особое внимание к внешнему виду, любовь к музыке (от джаза, ритм-энд-блюза и соула до рок-н-ролла и ска). С модами также стала ассоциироваться музыка таких британских рок-групп как Small Faces, Kinks и The Who (на основе альбома которых в 1979 году вышел фильм «Квадрофения»).

Панки

Панк, панки, панк-рокеры, пункера (от англ. punk — отбросы) — контр-культура, возникшая в середине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерной особенностью которой является любовь к быстрой и энергичной рок-музыке (панк-року) и свободе, протест против истеблишмента, консерватизма, авторитаризма, национализма и радикального капитализма, а также приверженность идеалам антирасизма и антифашизма.

Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах- именно так можно охарактеризовать панк. К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда The Stooges. Её лидер, Игги Поп, отвергал музыкальные утончённости, ценил в рок-н-ролле необузданный драйв, выступал на концертах вымазанным в собственной крови и заканчивал бесчинства на сцене тем, что «нырял» в толпу фанатов.

Страницы: 1, 2, 3, 4