Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках биологии при изучении темы "Витамины"
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках биологии при изучении темы "Витамины"
Содержание
Введение
Глава 1.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Глава 2.
Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации
обучения учащихся
Глава 3.
Методические разработки с элементами здоровьесбережения по теме
"витамины"
Литература
Введение
Охрану здоровья
детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку
лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем
способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более
300 определений понятия "здоровье". Согласно определению Всемирной организации
здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Охрану здоровья
детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку
лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем
способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более
300 определений понятия "здоровье". Согласно определению Всемирной организации
здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
·
это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических
процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
·
это состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные
реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
·
это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная
сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
·
это состояние психической сферы, основу которой составляет статус
общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье
- это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное
здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной
сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок
и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье
- система ценностей и убеждений.
В характеристике
понятия "здоровье" используется как индивидуальная, так и общественная
характеристика.
В отношении индивида
оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет
итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате
взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность,
пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального
здоровья
§
Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих
факторов
§
Показатели роста и развития
§
Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма
и личности
§
Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
§
Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный
взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели,
в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический
компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу
которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная
базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития.
Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых,
обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
здоровьесберегающая химия биология витамины
Физический компонент
- уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют
морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент
- состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего
душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние
обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями
их удовлетворения.
Нравственный
компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной
сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок
и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность
человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение
компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны,
показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума,
с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека,
направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека,
в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется
социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными
традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет
все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных
и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность
усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ
жизни:
§
благоприятное социальное окружение;
§
духовно-нравственное благополучие;
§
оптимальный двигательный режим (культура движений);
§
закаливание организма;
§
рациональное питание;
§
личная гигиена;
§
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков,
наркотических веществ);
§
положительные эмоции.
Приведенные характеристики
позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это
часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние,
обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных
ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования,
мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической
жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровье сберегающие
технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые
на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,
благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают
активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений,
в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное
расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от
внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной
жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности
за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В.
Серикова, технология в любой сфере - это деятельность, в максимальной мере отражающая
объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой
развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие
результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому
регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить
как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает
отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего
и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья
ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие
природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности
в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
"Здоровьеформирующие
образовательные технологии", по определению Н.К. Смирнова, - это все те
психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание
у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению
и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение
здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая
технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
•
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований,
адекватность методик обучения и воспитания);
•
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными,
половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
•
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
•
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей
образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально
возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования
(учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование
данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками,
и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция
в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей
возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей
особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.
3. Создание благоприятного
эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование
разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение
и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О. В.)
Основными компонентами
здоровьесберегающей технологии выступают:
·
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей
ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни,
который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои
умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит
на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих
рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных
и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям
возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с
самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический
процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье,
здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных
ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное
и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах
и потребностях.
·
гносеологический, связанный с приобретением необходимых для
процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных
способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению
литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.
Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления,
сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать
личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе
жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных
и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих
ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует
школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения
об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми
и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый
образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия
для собственного организма и образа жизни.
·
здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок,
которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального
функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование
навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей
средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания,
чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных
привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику
учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей
среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
·
эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических
механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются
положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание
вести здоровый образ жизни. Воля - психический процесс сознательного управления
деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной
цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего
здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной
деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности,
а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются.
Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте
эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность,
дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование
личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
·
экологический, учитывающий то, что человек как биологический
вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными
биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает
ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности
в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья
от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья
личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование
умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая
среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение
с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в
природной среде, микро - и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая
школу, является мощным оздоровительным фактором.
·
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение
способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение
гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание
организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент
направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность,
а также навыков личной и общественной гигиены.
Страницы: 1, 2
|