бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реабилитация детей группы риска в интернатном учреждении бесплатно рефераты

·                   восстановление социальной значимости и на этой основе выстраивание социально – ценных жизненных планов;

·                   восстановление и укрепление общеучебных умений и навыков, способности к волевому усилию;

·                   восстановление нарушенных связей и отношений со средой обитания, первичным коллективом, семьей и средой неформального общения;

·                   восстановления утраченного здоровья в процессе обучения и воспитания, как одна из важных основ педагогической реабилитации.(16).

По мнению Б.А. Куган, индивидуальная комплексная реабилитация представляет собой систему, которая включает на каждом из выделенных этапов ряд мероприятий в разных сферах реабилитации.

1. Определение исходного реабилитационного потенциала:

а) социально-бытовая: проверка документов (свидетельство о рождении, справка о прописке и т. п.); сбор информации об уровне социально-бытовой реабилитации; оценка потенциальных возможностей развития социально-бытовых навыков;

б) медико-физиологическая: первичное медицинское обследование; сбор анамнестических данных; проведение противоэпидемических мероприятий; плановое медицинское обследование для подготовки рекомендаций;

в) медико-психологическая: выявление острых психологических проблем; сбор психологического анамнеза; оказание психологической поддержки при наличии кризисного состояния; патопсихологическое исследование нарушений психического развития;

г) психолого-педагогическая: сбор психологического анамнеза; проверка соответствия знаний уровню образования; выявление педагогических проблем; подготовка рекомендаций по обучению;

д) социально-трудовая: сбор информации о трудовой установке и профессиональных интересах наблюдение за отношением к труду и определение профспособностей; подготовка рекомендаций по профессиональной адаптации.

2. Составление индивидуальной комплексной программ реабилитации:

а) социально-бытовая: разработка плана формирования и развития навыков самообслуживания; участие в составлении комплексной программы;

б) медико-физиологическая: разработка программы медицинской реабилитации; участие в составлении комплексной программы;

в) медико-психологическая: разработка программы медико - психологической реабилитации; участие в составлении комплексной программы;

г) психолого-педагогическая: разработка плана индивидуального обучения и физического воспитания; участие в составлении комплексной программы;

д) социально-трудовая: разработка плана профессионального обучения; участие в составлении комплексной программы.

3. Реализация разработанной программы и ее периодическая корректировка:

а) социально—бытовая: адаптация ребенка к условиям жизни учреждения. социально— бытовое обучение и воспитание; корректировка комплексной программы реабилитации;

б) медико-физиологическая: периодическое медицинское обследование; назначение курсов медикаментозного и физиотерапевтического значения; направление на санаторно-курортное лечение по показаниям; корректировка комплексной программы реабилитации;

в) медико-психологическая: психологическая диагностика;

психотерапия и психологическая коррекция выявление нарушений адаптации; индивидуальные психологические консультации; корректировка комплексной программы реабилитации;

г) психолого-педагогическая: развивающее обучение; организация воспитательной работы; корректировка комплексной программы реабилитации;

д) социально-трудовая: профессиональная ориентация; выявление профессиональных способностей; трудовое обучение и воспитание положительного отношения к труду; корректировка комплексной программы реабилитации.

4. Выдача рекомендаций воспитаннику:

а) социально – бытовая: рекомендации по социально – бытовому определению;

б) медико – физиологическая: рекомендации по сохранению здоровья, по физическому развитию;

в) медико – психологическая: рекомендации по психологической адаптации;

г) психолого – педагогическая: рекомендации по обучению; рекомендации по физическому воспитанию;

д) социально – трудовая: рекомендации по трудоустройству; рекомендации по профессиональному совершенствованию.

5. Курирование жизнедеятельности воспитанника:

а) социально – бытовая: консультации по социально – бытовым вопросам и оказание помощи в кризисных бытовых ситуациях;

б) медико – физиологическая: медицинские консультации и оказание медицинской помощи;

в) медико – психологическая: психологические консультации и оказание психологической помощи;

г) психолого – педагогическая: психолого – педагогические консультации;

д) социально – трудовая: психолого – педагогические консультации.

Ряд специалистов выделяют в качестве одного из основных направлений реабилитации социально – педагогическую реабилитацию. Ее ведущий метод – создание ситуации успеха и уменьшение эмоциональной значимости конфликта.

Традиционные направления социально – педагогической реабилитации:

ü    организация социального контроля за условиями воспитания и поведения ребенка;

ü    социальная поддержка тех, кто испытывает затруднения из – за неблагоприятной обстановки в ближайшем окружении;

ü    помощь в преодолении внутриличностного конфликта, связанного с расстройствами средовой адаптации;

ü    предупреждение и пресечение разного рода отклонений поведения, когда социальная неприспособленность несовершеннолетнего требует использования определенных санкций к нему самому или к лицам, занятым его воспитанием;

ü    координация отношений ребенка с первичным коллективом;

ü    оздоровление;

ü    психопрофилактика.(28).

Применяя разнообразные меры реабилитации, необходимо объективно оценивать их результаты. Следует учитывать, что эффективность реабилитации достигается всем комплексом реабилитационных мер (медицинских, психологических, профессиональных, социальных).

Выводы по первой главе.

Итак, причины попадания детей в группу риска имеют разные корни, но основным учреждением для таких детей остается интернатное учреждение. И та работа, которая проводится с детьми данной категорией в этом учреждении, должна носить прежде всего реабилитационный характер. Так как дети группы риска имеют разные проблемы, а чаще всего их совокупность, то реабилитация должна быть комплексной, включая в себя медицинскую, психологическую, педагогическую, социально - экономическую, профессиональную, бытовую реабилитацию. Реабилитация может проводиться как с конкретным ребенком индивидуально, так и с группой.



Глава 2. Экспериментальная работа по профессиональной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении

2.1 Организация экспериментального исследования


Исследование проводилось на базе Государственного учреждения «Областной социально–реабилитационный Центр для несовершеннолетних» (ОСРЦ) г. Кургана.

Учреждение является стационарным специализированным учреждением медико-социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предназначенным для временного проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Свою деятельность Центр проводит в соответствии с федеральными законами и постановлениями Правительства, Администрации Курганской области и г. Кургана, Уставом, утвержденным 29.11.1995г. №506 являющимся нормативно-правовой основой работы центра.

Штатная структура предусматривает 25 мест для детей от 4 до 18 лет на период проживания до полугода. Ребята находятся на полном государственном обеспечении.

Основными направлениями деятельности Учреждения являются:

- профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказание помощи по ликвидации трудной жизненной ситуации в семье ребенка;

- обеспечение несовершеннолетними временного проживания до определения их дальнейшей судьбы и обеспечение совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства;

- обеспечение доступности и своевременности предоставления квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим различные формы дезадаптации, в соответствии индивидуальными программами социальной реабилитации.

В соответствии с основными направлениями деятельности Учреждение выполняет следующие функции:

- прием безнадзорных, беспризорных детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива;

- предоставление временного проживания несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в помощи государства, в условиях, приближенных к домашним, способствующих социальной реабилитации несовершеннолетних; заменяющих, извещение их о месте нахождении ребенка, установление связи с детским учреждением, где он находился постоянно;

- доставление к месту проживания законных представителей несовершеннолетнего;

- обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников, защиты их от оскорблений, жестокости и насилия;

- обеспечение воспитанников питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия, медикаментами согласно установленным нормам;

- проведение лечебно-профилактической и противоэпидемической работы;

- выявление и анализ причин, обусловивших социальную дезадаптацию несовершеннолетних;

- разработка и реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних, включающих комплекс мероприятий, направленных на вывод их из трудной жизненной ситуации;

- оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и возвращение ребенка к родителям или лицам, их заменяющим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для учебно-трудовой деятельности воспитанников;

- организация получения образования воспитанниками в соответствии с законом РФ «Об образовании» с учетом времени пребывания в Учреждении, формы и степени их дезадаптации, уровня учебной подготовки. При необходимости решение о форме получения образования воспитанников принимается и согласовывается с медико-педагогической комиссией;

- оказание консультативной помощи воспитанникам по юридическим, социальным, педагогическим, и другим вопросам;

- организация досуга воспитанников, проведение совместно с учреждениями культур культурно-массовых и спортивных мероприятий;

- содействие в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами, оказание помощи в устройстве на постоянное место жительства, возвращение в интернатное учреждение или о переводе в другое детское учреждение, в постоянном или временном трудоустройстве подростков в этом нуждающихся;

- осуществляет перевозку несовершеннолетних в соответствии с Положением об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, утвержденным постановлением Правительства от 26.10.2000г. № 822;

- обеспечение организации труда сотрудников Учреждения и повышение их квалификации;

- проведение инструктивно-методических совещаний для всех категорий сотрудников Учреждения с целью повышения их профессионального мастерства.

Учреждение вправе осуществлять также любую деятельность, не запрещенную законодательными актами РФ и не противоречащую настоящему Уставу, в пределах, не наносящих ущерба деятельности Учреждения.

В Центре отработана система реабилитационной, воспитательной и коррекционной работы с воспитанниками, обеспечивающая восстановление утраченных контактов с семьей, оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса, снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения. А также содействие подросткам в профессиональной ориентации и получении образования, оказание медико-психолого-педагогической помощи.

Социально-правовая работа по защите законных прав и интересов детей осуществляется юристом Центра. Отличительной чертой правовой службы ОСРЦ является эффективность ее деятельности, которая обусловлена хорошим взаимодействием с различными органами и учреждениями городов и районов области, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами опеки и попечительства, судами, бюро ЗАГСа, органов внутренних дел, адресного бюро, учреждениями здравоохранения и прокуратуры.

В исследовании приняли участие 30 детей в возрасте от 11 до 16 лет. Хотя штатная структура предусматривает 25 мест для детей, но так как это учреждение для временного пребывания, смена детей происходит часто, и вновь прибывшие дети тоже вовлекались в исследование. Исследование проводилось в период с февраля по март 2009 года.

Целью нашего исследования является экспериментально проверить значение реабилитационной деятельности для детей группы риска в интернатном учреждении.

Задачи исследования:

ü    Изучение личности детей группы риска, находящихся в интернатном учреждении;

ü    Разработка плана комплексной реабилитации детей группы риска;

ü    Реализация программы «Мои профессиональные перспективы» в рамках плана комплексной реабилитации детей группы риска;

ü    Составление рекомендаций по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении.

В процессе проведения исследования нами были использованы такие методы, как анкетирование, математико-статистическая обработка полученных результатов, опрос, ранжирование, эксперимент.

Экспериментальное исследование проводилось в 4 этапа.

На первом этапе проводилось изучение личности подростков, которое включало в себя определение уровня самоуважения, самооценки подростков, изучение их жизненных ценностей, изучение профориентации, определение потребностей детей, находящихся в центре.

2 этап – разработка плана комплексной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении и программы « Мои профессиональные перспективы».

На третьем этапе проводилась реализация программы «Мои профессиональные перспективы».

4 этап – составление рекомендаций по совершенствованию реабилитационной деятельности с детьми группы риска в интернатном учреждении.

Важным условием успешной реабилитации детей группы риска в интернатном учреждении является изучение личности несовершеннолетнего. Данные изучения помогут при составлении индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего. Ведь подростки группы риска, поступающие в интернатное учреждение, имеют проблемы разного характера: психологического, медицинского, социального и т.д. Поэтому на первом этапе детям было предложено выполнить ряд заданий, который включал в себя методику Розенберга для определения уровня самоуважения подростка, методику изучения самооценки, методику для определения жизненных ценностей – ранжирование, анкету по профориентации «Я и профессия», методику для определения потребностей детей «Фантастический выбор». Все методики были нами модифицированы.

Подростки приняли очень активное участие в данном исследовании, проявили большой интерес к заданиям.

Для определения уровня самоуважения подросткам было предложено ответить на вопросы методики (Приложение 1), которая состоит из 10 вопросов и 4 вариантов ответов: полностью согласен; согласен; не согласен; абсолютно не согласен.

Полученные данные отображены на рисунке 1.

25%низкий уровень самоуважения

75%адекватный уровень самоуважения


Рисунок 1. Диаграмма

Выявление самооценки ставит перед ребенком вопрос, к чему он пригоден, каковы его склонности и способности. Для определения уровня самооценки ребятам необходимо было представить, что их жизнь лестница и оценить на какой из ее ступеней по состоянию здоровья, уму, ощущению счастья, успеху в учебе и уверенности в себе находятся они в данный момент. Отметить это «галочкой». (Приложение 2) Полученные данные наглядно представлены на рисунке 2.



Рисунок 2. Диаграмма


1ряд – адекватная самооценка;

2 ряд– завышенная самооценка;

3 ряд– заниженная самооценка.

У большинства детей счастье стоит на самой низшей ступени, здоровье, ум, успехи в учебе занимает средние позиции, а уверенность в себе - верхние позиции.

Подросткам было предложено расставить по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности и занятия (Приложение 3). Результаты представлены в таблице 1.


Таблица 1

Жизненные ценности детей группы риска, проживающих в интернатном учреждении

Место

Значимые качества личности

Значимые ценности

Значимые занятия

1

Трудолюбие

Честность

Справедливость

Друзья

Семья

Родина

Общение с друзьями

2

Добрый

Умный

Труд

Помощь по хозяйству

3

верный

Здоровье

Игра с малышами

Страницы: 1, 2, 3, 4