бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развивающие занятия как средства преемственности в учебно-воспитательном процессе дошкольного и начального образования бесплатно рефераты


Выводы о результате развития:

40-45 баллов – очень высокий уровень;

34-29 баллов - высокий уровень;

20-28 баллов – средний уровень;

10-19 баллов – низкий уровень;

0-9 баллов – очень низкий уровень

Таблица 3. Сравнение результатов проведенных диагностик.

Уровни развития

Первая

диагностика

Вторая

диагностика

Очень высокий

0

1

Высокий

4

4

Средний

6

10

Низкий

7

3

Очень низкий

1

0


В конце курса было проведено открытое занятие для родителей, воспитателей. После занятия взрослые обсудили видимые достижения и неудачи и помогли сделать выводы об успешности работы в течение года.

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Мы считаем, что для родителей нужно ввести педагогический всеобуч. (Приложение 3) Формой его проведения предлагаем семейный клуб, где возможно обсуждение и решение проблем перехода детей из детского сада к учебной деятельности в школе, где возможно тесное сотрудничество с учителем будущего класса.

Основные результаты в осуществлении преемственности предполагают:

-                   развитие личности, талантов, способностей ребенка в полном объеме;

-                   обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов, готовности к новому этапу обучения.

Результатом педагогической деятельности учителя стала разработка программы преемственности дошкольного образовательного учреждения, муниципального образовательного учреждения, центра социальной помощи и защиты населения. (Приложение 4).

В итоге считаем, что должна быть создана единая система в образовании с выходом на каждого участника учебно-воспитательного процесса: ребенка, учителя, родителя. Для создания системы предлагаем собрать и обобщить опыт педагогов, занимающихся проблемой преемственности в образовательном процессе ДОУ – МОУ, учесть их достижения и успехи.

Список использованной литературы (Приложение 5).

Приложение 1

Программа подготовки детей к школе

Название курса: «С друзьями в страну Знаний».

Цель: подготовка к обучению в школе.

Задачи: 1. Научить элементарным нормам общения.

2. Расширить представление детей об окружающей действительности.

3. Формировать личностные качества с учетом эмоционально-чувственной сферы детей.

4. Развивать устную речь.

5. Обогатить словарный запас у детей.

6. Обучить первоначальному чтению.

Содержание курса.

Курс рассчитан на 64 занятия, по 30 минут 2 раза в неделю в течение учебного года. Содержание включает следующие разделы:

Мир общения.

Цель: формирование социального опыта у детей, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек-природа-общество», воспитание нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней.

Раздел предусматривает 15 занятий, где детям предоставляется материал: познание себя и мира вокруг, взаимоотношения; усвоение норм отношения к миру и поведения в нем; восприятие прекрасного через самостоятельное чувствование.

Примерные темы занятий.

1.Твои любимые книжки.

2. Мы – хорошие друзья.

3. Культура общения.

4. Могут ли «разговаривать» предметы?

5. Слова и предметы.

6. Учимся читать дорожные знаки.

7. Слова и рисунки.

8. Читаем стихи и сказки с помощью схем.

9. мир полон звуков.

10. Звучание слова и его значение.

11. Слова и слоги.

12. Ударение в слове.

13. Слово и предложение.

14. Записываем и читаем сказку.

15. Записываем слова и предложения.


АБВГДейка

Цель: формирование элементарных знаний о звуке, слоге, слове, предложении; развитие умения слогового чтения.

Раздел предусматривает 43 занятия, которые содержат материал: представление о звуке, различение его на слух, выделение в словах отдельных звуков, слого-звуковой анализ, выделении ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру. Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами русского языка, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв. Слоговое чтение. Знакомство с правилами гигиены чтения.

Примерные темы занятий.

1. Веселое путешествие. 22. Звуки и буквы Дд, Жж.

2. Звуки и буквы Аа, Оо, Уу, Ээ, Ии, ы. 23. Узелки на память.

3. Узнавание звуков в словах. 24. Звук и буква Зз.

4. Поиграем в эхо.

5. Игра «Путаница». 25. Узелки на память.

6. Звуки и буквы Мм, Сс. 26. Звук и буква Яя.

7. Узелки на память. 27. Узелки на память.

8. Звуки и буквы Нн, Тт. 28. Звук и буква Хх.

9. Узелки на память. 29. Узелки на память

10. Звуки и буквы Рр, Вв. 30. Звук и буква й.

11.Узелки на память. 31. Узелки на память.

12. Звуки и буквы Пп, Лл. 32. Буква ь.

13. Узелки на память. 33. Узелки на память.

14. Звук и буква Кк. 34. Звук и буква Юю.

15. Узелки на память. 35. Узелки на память.

16. Звук и буквы Гг. 36. Звук и буква Шш.

17. Узелки на память. 37. Узелки на память.

18. Звуки и буквы Ее, Ее. 38. Звуки и буквы Чч, Щщ.

19. Узелки на память. 39. Узелки на память.

20. Звук и буква Бб. 40. Звуки и буквы Цц, Фф.

21. Узелки на память. 41. Узелки на память.

42. Узелки на память.

Про все на свете.

Цель: развитие познавательной деятельности у детей, научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, творческих способностей, патриотических чувств, пополнение знаний о мире природы и мире людей ближайшего окружения ребенка.

Раздел предусматривает 6 занятий: почему лето сменяется осенью, осень зимою, а потом бывает весна; животные, насекомые, птицы рядом; чем живет лес; секреты рифмы; секреты мелодии и ритма; колыбельные песни; веселые стихи поэтов для детей; потешки, прибаутки, песенки; друг за дружку держаться – ничего не бояться.

Примерные темы занятий.

1.                Времена года.

2.                Удивительное рядом.

3.                Книга природы.

4.                Большие и маленькие секреты.

5.                Час потехи.

6. Доброе семя – добрый и всход.

Формы организации педагогического процесса в зависимости от содержания материала могут быть индивидуальные, групповые, парные, фронтальные. Все занятия проводятся в форме игры. Используются беседы, рассказы, викторины, конкурсы, обсуждение работ и обмен впечатлениями.

Требования к знаниям, умениям и навыкам детей к концу года.

Знать: все звуки и буквы русского языка, осознавать их основное отличие, усвоить правила общения.

Уметь: связно говорить, выразительно читать наизусть, пересказывать небольшие тексты после прослушивания, сочинять самостоятельно или по заданию, читать по слогам.

Иметь навыки: нравственного отношения к среде обитания и правильного поведения.

Список литературы, использованной при составлении программы:

Л.В.Тимошенко. Готовим ребенка к школе. Омск. ОмИПКРО, 1993.

Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева. Азбука первоклассника. Москва, 1995.

Л.Ф.Климанова. Мой алфавит. Москва, 1995.

В.В.Волина. Занимательное азбуковедение. Москва, 1991.

Н.М.Кузнецов. Задушевное слово. Омск, 1995.

Н.В.Новотворцева. Учимся читать. Ярославль, 1999.

Автор программы Васильева Светлана Ивановны, учитель начальных классов МОУ «СОШ №13», Омск, 2004

Приложение 2

Развивающее занятие "Путешествие в страну Воды"

Цели:

1.                Расширять знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека.

2.                Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность, творческие способности.

3.                Закреплять знания об агрегатных состояниях воды.

4.                Развивать социальные навыки: договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать собственные мнения.

5.                Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

План занятия

1.                 Создание проблемной ситуации. Вводная беседа.

2.                 Загадки.

3.                 Мозговой штурм.

4.                 Подвижная игра “Капельки”.

5.                 Словесная игра “Съедобная жидкость”.

6.                 Дидактическая игра “ГДЕ БОЛЬШЕ ВОДЫ?”

7.                 Работа в центрах: “Искусство” , “Кулинария” , “Естествознание” , “Песок и вода” .

8.                 Подведение итогов.

Приложение 3

Встреча учителя с родителями будущих первоклассников

Цели:

·                     Формирование активной педагогической позиции родителей.

·                     Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.

·                     Вовлечение родителей в воспитание своих детей.

Оборудование: памятки для родителей.

Тезисы встречи:

Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о душевной, психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка.

Первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни “розовой” водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Чтобы адаптация к школе прошла безболезненно, мы рекомендуем перед школой посещать курсы для будущих первоклассников.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

1.                Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

2.                Рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.

3.                Раскрашивайте рисунок карандашам то густо, то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий.

4.                Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).

5.                Затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

6.                Научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой.

7.                Лепите из пластилина, вяжите – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

8.                Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

9.                Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

10.           Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физическими силами и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла.

Школьная готовность – это и готовность, способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение.

Полезно обратить внимание и на то, как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему.

Нашу встречу хочу закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги “Педагогика для всех”.

Приложение 4

Программа преемственности дошкольного образовательного учреждения, муниципального образовательного учреждения, центра социальной поддержки


Всестороннее развитие и формирование личности ребенка зависит от взаимосвязанной работы всех звеньев ОУ системы образования и от правильного осуществления преемственности между ними, которая предполагает установление внутренней взаимосвязи в образовании, формировании и развитии личности ребенка на различных ступенях.

Цель данной программы: развитие и формирование личности первоклассников.

Задачи:

1.                Подготовить детей к школе, предъявляя единые требования.

2.                Обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развития индивидуальности каждого ребенка, его творческих и содержательных возможностей.

Основные положения программы опираются на научные идеи Л.С. Выготского, создателя культурно-исторической концепции значения смены социальной ситуации развития жизни и психического развития ребенка. Использованы теоретические положения А.Запорожца, Л.Божовича, Р.Буре, Л.Венгера, Д.Эльконина, Г.Цукермана о физической и психической готовности к школе, в том числе общей (интеллектуально-личностной) и специальной.

Программой определены общие основные базовые ценности. Ценность развития субъектов образования позволить актуализировать достижения и жизненный опыт каждого ребенка обеспечит развитие индивидуальных способностей и потребностей, формирует готовность детей к саморазвитию, самообразованию, продолжению образования на качественно новой ступени. Ценность детства акцентирует внимания на значимости детства как неповторимого ценного периода жизни, особой культуры с целостным мировоззрением, мировосприятием, эмоциональной чуткостью. Ценность сотрудничества будет способствовать формированию диалога, партнерства в качестве основного фактора современного образования и источника обновления (обогащения) образовательной системы ДОУ – МОУ – ЦСП.

Программа построена на принципах гуманизма; самоценности данных возрастных периодов; индивидуализации образования.

Программой предложен примерный план совместных мероприятий ДОУ № 392 и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»


мероприятие

1

Участие учителя в родительском собрании дошкольников.

2

Занятия с учителем детей старшей группы.

3

Занятия с учителем детей подготовительной группы.

4

Посещение занятия воспитателей учителем.

5

Посещение уроков в школе воспитателем.

6

Экскурсия дошкольников в школу.

7

Открытое занятие для родителей (учитель и воспитатель).

8

Родительское собрание «Скоро в школу».

9

Круглый стол педагогов по реализации программы социальной адаптации.


Совместные мероприятия МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» и МУКЦСОН «Рябинушка».

мероприятия

1

Патронаж проблемных семей.

2

Помощь в посещении подготовительных курсов к школе.

3

Оказание материальной помощи.

4

Социальная и психологическая поддержка учащихся.

5

Организация занятости детей.

Перспективные задачи:

1.Установить соответствие содержания образования.

2. Спроектировать индивидуальные образовательные маршруты.

3. Формировать единое информационное поле, общую культуру ОУ. Преемственность будет успешной, если:

- в полной мере будут использованы творческие потенциалы педагогических коллективов ДОУ – МОУ – ЦСП, что позволит создать комплекты учебно-методической документации, творческие проекты;

- образовательный процесс будет учитывать поступательность развития ребенка, индивидуальные особенности его развития;

- будут согласованы основные компоненты образования: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации;

- созданы условия, благоприятные для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию;

- учтено развитие ведущей деятельности каждого периода;

- соблюден принцип педагогического сотрудничества педагогов и родителей.

Основные результаты в осуществлении преемственности предполагают:

- развитие личности, талантов, способностей ребенка в полном объеме (Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 29);

- обеспечение выполнения государственных образовательных стандартов, готовность к новому этапу обучения.


критерии

измерение ожидаемых результатов

методики, технологии

Психологическая готовность к школьному обучению.

Определение школьной зрелости.

Ориентировочный тест школьной зрелости А.Керна, Я.Ийерасика.

Адаптация.

Динамика изменения здоровья, комфортности, мотивационной среды.

Методики А.Карстена, Н.Белопольских.

Творческая активность (креативность).

Уровень интеллекта (участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах и т.д.).

Текст Векслера, методика Р.Амтхауера (портфель ученика, проектная деятельность).

Обученность (успеваемость).

Результат педагогического мониторинга.

Отслеживание эффективности обученности, сформированности ОУУН (Н.Никонов), ключевых компетенций.

Результаты выполнения программы:

- сокращение периода адаптации;

- сформированность базовых ключевых компетенций (умение анализировать, сравнивать, сопоставлять учебный и дополнительный материал, делать выводы, обобщать) в соответствии с индивидуальным психофизическим развитием каждого учащегося, овладение основными учебными действиями;

- самореализация каждого ребенка в условиях окружающей среды, обеспечение комфортности;

- развитие потенциальных возможностей учащихся, готовности к переходу на новые уровни развития;

- сформированность основных видов учебной деятельности, компетентностного подхода.


Автор программы Васильева Светлана Ивановны, учитель начальных классов МОУ «СОШ №13», Омск, 2005

Список использованной литературы


1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.

2. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.-2004 г. - № 2.-с.84-85.

3. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. М.-1981 г.- с. 55-56.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М – 1986

5. Давыдов. Психологическое развитие в младшем щкольном возрасте // Возрастная и педагогическая психология - М 1973

6. Крутецкий В.Н. Психология.-М.: Просвещение, 1986 г. – с.203.

7. Круглова Л. Что делает человека счастливым ?// Народное образование. - 1996 г.-№8.-с.26-28.

8. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.- с.52

9. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004 г. - № 6.- с. 33-42.

10. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. М.-1996 г.-с. 36.

11.Немов Р.С. Психология. – М.- 2000 г. – с.679.

12. Страхова Н.М.Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003 г. - № 3.- с.107.

13. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М. 1988 г. – с. 171-174.


Страницы: 1, 2