бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развивающее обучение как основа активизации познавательной деятельности младших школьников бесплатно рефераты

p> Сравнительный анализ школьной зрелости учащихся.
|УРОВНИ |Учащиеся 1 «А» класса |Учащиеся 1 «Б» класса |
|ВЫСОКИЙ |8 |7 |
|СРЕДНИЙ |10 |12 |
|НИЗКИЙ |2 |1 |

Задание №2. Подражание письменным буквам.

1 балл ребенок получает в следующем случае. Подражание совершенно удовлетворительное написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы.
Переписанное слово не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.

2 балла ставят, если образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.

3 балла . Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. В этом случае с образцом совпадают хотя бы две буквы. Копия все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули .

Результаты исследования занесены в сводную таблицу 2.1.3 :

Таблица 2.1.3

Результаты исследования уровня развития моторики руки в первых классах
|УРОВНИ |Учащиеся 1 «А» класса |Учащиеся 1 «Б» класса |
|ВЫСОКИЙ |10 |10 |
|СРЕДНИЙ |7 |5 |
|НИЗКИЙ |3 |5 |

Задание №3. Срисовывание группы точек.

1 балл – почти совершенное подражание образцу. Допускается только очень не большое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть.

2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу.
Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами и столбцами.

3 балла – целое изображение по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше, чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати и меньше семи. Допускается любой поворот , даже на 180 градусов.

4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеет значение.
Другие формы не допускаются.

5 баллов – черкание.

Результаты исследования занесены в сводную таблицу 2.1.4:

Таблица 2.1.4

Результаты исследования развития моторики руки в первых классах.
|УРОВНИ |Учащиеся 1 «А» класса |Учащиеся 1 «Б» класса |
|ВЫСОКИЙ |12 |10 |
|СРЕДНИЙ |7 |6 |
|НИЗКИЙ |1 |4 |

Задание №4.Опросник ориентировочного теста школьной зрелости.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа – плюс 24 и более;

2 группа – плюс 14 до 23;

3 группа – от 0 до 13;

4 группа – от минус 1 до минус 10;

5 группа – менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Результаты ориентировочного теста с учащимися общеобразовательной школы № 1 занесены в таблицу 2.1.5 и 2.1.6. (Приложение 4)

Анализ ответов учащихся позволяет сделать следующий вывод, что для детей 1 «А» и 1 «Б» классов, в основном, вопросы не вызвали особых затруднений, что свидетельствует о достаточном уровнем развития социальных качеств, связанных с общей осведомленностью, развитием мыслительных операций.
Анализ результатов тестирования по методике Я. Йирассека позволил сделать общую оценку уровня готовности к обучению в школе. ( Таблица 2.1.7).
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7 – 9 баллов, представляют собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети , получившие 9 – 11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группы детей, набравших 12 – 15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных , мотивационных качеств.

Таблица 2.1.7

Характеристика развития школьной зрелости учащихся первых классов на начало обучения

|Наименование |3 –6 баллов |7 –9 баллов |9-11 баллов|12-15 баллов|
|Учащиеся 1 «А» | | | | |
|класса |6 |12 |2 |0 |
| | | | | |
|Учащиеся 1 «Б» класса|7 |11 |3 |0 |

Для определения уровня развития школьной мотивации нами была проведена методика «Беседа о школе», разработанная Т.И. Нежновой. С этой целью учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень;

- нравится;

- не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома;

- бывает по-разному;

- иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю;

- остался бы дома;

- пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?

- не нравиться;

- бывает по-разному;

- нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;

- не хотел бы;

- не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;

- не хотел бы;

- хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;

- редко;

- не рассказываю.

8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю;

- хотел бы;

- не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

- мало;

- много;

- нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся;

- не очень ;

- не нравятся

Школа оценок.

Положительный ответ – 3 балла, нейтральный – 1 балл, отрицательный –
0 баллов.

Результаты беседы с учащимися 1 «А» класса общеобразовательной школы № 14 занесены в таблицу 2.1.8, 1 «Б» класса - в таблицу 2.1.9.
(Приложение 5)

Качественный анализ данных позволил сделать вывод, что :

- 35 % учащихся общеобразовательной школы ходят в школу по принуждению, им нравится лишь общение с товарищами;

- 40 % учащихся общеобразовательной школы нравится внешняя сторона обучения, то есть им нравится статус ученика, доставляет удовольствие хорошие оценки;

- 25 % учащихся общеобразовательной школы показывает более высокий уровень сформированности учебной мотивации.

Основными показателями речевой готовности младших школьников к обучению являются:

- уровень развития словесно – логического мышления;

- речевая активность;

- речь – общение.

Для определения речевой готовности были использованы следующие методики:

. определение понятий;

. выяснение пассивного словарного запаса;

. определение активного словаря.

В логическом, речевом мышлении младший школьник пользуется понятиями в которых обобщенны существенные признаки явлений, предметов и т.д.
Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. С целью проверки первого показателя учащимся предлагалась следующая методика.

Методика 1. Определение понятий.

Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов.
Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?”

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 секунд.
Если в течении данного времени ребенок не может дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Оценка результатов:

10 баллов – очень высокий уровень развития;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 балла– средний;

2 - 3 балла – низкий;

0 –1 балл – очень низкий.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.10. (приложение 6)

Таблица 2.1.11

Сравнительный анализ уровня определения понятий.
|Наименование |Учащиеся |Учащиеся |
|показателей |общеобразовательной |общеобразовательной |
| |школы №14 1 «А» |школы № 14 1 «Б» класса|
| |класса | |
|Очень высокий |5 |5 |
|Высокий |8 |7 |
|Средний |7 |8 |
|Низкий | 0 | 0 |
|Очень низкий |0 | 0 |
| |

Все учащиеся с данным заданием справились. Однако такие слова как : объединять, шершавый, вывали у учащихся затруднения.

Исследование позволило прийти к выводу. Что уровень определения понятий в обоих классах сравнительно одинаков.

Речевая активность ребенка предполагает общую активность в игре и в социативной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы. С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.

Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.

В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике.
Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между каждым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.

Оценка результата.

Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8
– 9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 –
20 слов – 4 – 5 балла.

Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.

Результаты исследования занесены в таблицу 2.1.12 (приложение 7)

Таблица 2.1.13
Сравнительный анализ уровня развития пассивного словарного запаса учащихся.

|Наименование |Учащиеся |Учащиеся |
|показателей |общеобразовательной |общеобразовательной |
| |школы №14 1 «А» |школы № 14 1 «Б» класса|
| |класса | |
|Очень высокий |3 |1 |
|Высокий |8 |7 |
|Средний |8 |12 |
|Низкий |1 |0 |
|Очень низкий |0 | 0 |
| |

Проводя эту методику , я увидела, что не все учащиеся с первого раза, то есть после первого прочтения очередного ряда сумели отыскать нужное слово, а иногда ребенок делал свой выбор, но этот выбор оказывался неправильным. Отсюда и такие результаты.

Внутренняя (мысленная) речь наиболее близка к внешней. Когда учащийся составляет какой – либо текст, то он его формулирует «про себя», мысленно.
В этой ситуации младший школьник тщательно отбирает слова, строит предложения.

Проверка третьего показателя уровня речевой готовности – внешняя речь, то есть речь – общение. С этой целью была предложена младшим школьникам третья методика

Методика 3. Определение активного словаря.

Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи.

Оценка результатов.

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.

В 8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8 9 разных протокольных признаков.

6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7 признаков.

Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных признаков.

2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.

0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2 слова, представляющие собой одну единственную часть речи .

Результаты представлены в таблице 2.1.14 (Приложение 8)

С предложенным заданием справились учащиеся двух классов. Однако ученики 1 «Б» показали более низкие результаты.

В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили следующие результаты, которые отражены в гистограмме 2.1.1

Гистограмма 2.1.1

1 – уровень коммуникативных способностей;

2 - уровень развития мелкой моторики;

3 - уровень развития пространственной ориентации;

4 - уровень развития мотивации;

5 - уровень развития речи.

Таким образом, результаты исследования показали, что учащиеся 1 классов незначительно отличаются и по уровню готовности к процессу обучения к школе, и по уровню развития речи. Однако результаты учащихся 1
«Б» класса ниже результатов учащихся 1 «А» класса. Поэтому следует проводить дифференцированный подход, направленный на формирование навыков, необходимых в процессе обучения.

Так как младший школьный возраст является сензитивным периодом в развитии младшего школьника, то создание благоприятной образовательной среды будет способствовать развитию как познавательной сферы, так и развитию ребенка в целом.

Для формирующего этапа эксперимента, я предлагаю взять учащихся 1 «Б» класса и реализовать дифференциацию в процессе развития речи первоклассников.

§ 2 Приемы дифференциации заданий с учетом уровня речевого развития младших школьников.

На основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента в экспериментальном классе были выделены три группы учащихся с учетом уровня речевого развития :

1. Учащиеся с высоким уровнем речевого развития.

2. Учащиеся с средним уровнем речевого развития.

3. Учащиеся с низким уровнем речевого развития.

Среди нормально развивающихся учащихся не все показали высокий уровень выполнения заданий. Поэтому следует систематики проводить развивающую работу с учащимися, учитывая индивидуальные особенности школьников.

Для первого уровня характерно преодоление внутренней мотивации, ребенок общительный, хорошо развита мелкая моторика и пространственные представления.

Для второго уровня характерно преобладание внешней мотивации, кратковременная память, неустойчивость внимания, слабое развитие пространственной ориентации.

Для третьего уровня характерно замкнутость в общении, слабо развита мелкая моторика и пространственная ориентация.

Целью формирующего этапа эксперимента являлось реализация дифференцированного подхода в процессе развития речи первоклассников.

Работа по развитию речи предполагала проведение следующей системы упражнений: o Упражнения по развитию звуковой культуры речи. o Словарная работа. o Рассматривание картин. o Составление рассказа по картинке. o Пересказ прочитанного и ответы на вопросы. o Продолжение текста. o Рассказывание по аналогии. o Словесное рисование. o Придумывание к прочитанному тексту нового названия.

I. упражнения по развитию звуковой культуры.

Задание 1 Группировка слов по одному общему признаку : по буквам, обозначающим гласные звуки.

Цель задания – привлечение учащихся к обдумыванию, сравнению слов, рассуждению, высказыванию собственного суждения.

СОН, СЫН,САД,РОТ, РАК,ДОМ,ДЫМ, ДАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВАЛ, РЫЛ.

Устно давалась инструкция: «Прочитайте слова. На какие три равные группы можно разделить эти слова?».

При проведении данного упражнения, был получен следующий результат, с заданием справились:

1 группа – 100%

2 группа – 85 %

3 группа – 20 %

В зависимости от полученных результатов учителю предлагалось использовать задание для 2 и 3 групп учащихся:

Для учащихся со средним уровнем развития речи можно дать следующее задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки.

2) Выпиши каждую группу слов в отдельный столбик.

Для учащихся с низким уровнем развития речи предлагается следующее задание:

1) Раздели слова на три группы по буквам, обозначающим разные гласные звуки.

2) В один столбик выпиши все слова с буквой О, в другой – с буквой Ы, в третий – с буквой А.

Задание 2 На группировку слов в зависимости от места ударения в слове:

ГОРА, ГОРКА, СТЕНА, СТЕНКА, НОРА, НОРКА, ТРАВА, ТРАВКА, ЛИСА, ЛИСКА.

Предлагается три разновидности инструкций.

Инструкция первая:

1. Прочитайте слова.

1. Распределите их в две группы.

2. Запишите каждую группу слов в отдельный столбик.

Инструкция вторая:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления в словах.

3. Запиши каждую группу в отдельный столбик.

Инструкция третья:

1. Прочитай слова.

2. Распредели их в две группы в зависимости от места удаления. Чтобы найти удаление, прислушайся, какой слог звучит сильнее в каждом слове.

3. В первый столбик выпиши слова, ударение которых падает на первый слог; во второй столбик слова, ударение в которых падает на второй слог.

Результаты проведенного задания показали:

1 группа высокий уровень – 100 %

2 группа средний уровень – 95%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5