бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста бесплатно рефераты

Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6-летнего возраста

Оглавление

 

Введение

Глава I. Педагогические и психологические аспекты развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

1. Художественные способности как свойство личности человека

2. Способности к изобразительной деятельности

3. Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности

4. Условия и средства развития художественно-творческих способностей

Глава II. Рисование графическими материалами как средство развития художественно-творческих способностей.

1. Рисунок как часть графического искусства, виды рисунка, материалы

2. Особенности создания рисунка графическими материалами

3. Рисование как вид творческой деятельности детей дошкольного возраста

4. Требования программ по рисованию графическими материалами

5. Влияние занятий графическими материалами на процесс развития художественно-творческих способностей детей 5-6 лет

Заключение

Литература

Приложение

Введение

 

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (мышления, внимания, памяти, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторских, музыкальных, изобразительных).

При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, Характеризующие творческое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследование отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, речи и т.д.); вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические) и разработкой комплексных методов их развития.

Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, В.И. Киреенко, Т.С. Комарова, Н.В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г.Г. Григорьевой, Н.А. Дудиной, Т.В. Лабунской, Т.Я. Шпикаловой и др.

Однако практический аспект реализации задачи развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, установить связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфическими видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим удовольствием, а вот технические и изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на среднем уровне. Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение затруднено.

Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования графическими материалами у детей 5-6 лет.

           Задачи:

1.                 Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;

2.                 Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в области графического изображения;

3.                 Разработка путей развития творческих способностей в области рисования графическими материалами;

4.                 Апробировать инновационные технологии развития художественных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования графическими материалами.

Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования графическими материалами.

Предмет исследования: рисование графическими материалами, как фактор развития художественно-творческих способностей.

Гипотеза: Занятия по рисованию в графической технике способствуют развитию специальных художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, если:

1) организовать специальные занятия по выявлению художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области рисования графическими материалами;

2) диагностировать и развивать в процессе занятий художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста в области рисования графическими материалами;

3) знакомить детей с особенностями рисования графическими материалами.

Решению задач будут способствовать методы исследования:

1 – всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей;

2- общенаучные: анализ, сравнение, синтез, обобщение;

3- частные: изучение продуктов деятельности, построение гипотезы, эксперимент.

Эксперимент проведен в МДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска.

Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, основной части (включающий теоретические и практические вопросы), заключения, списка литературы, приложения в виде конспектов и детских работ.

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1. Художественные способности как свойство личности человека.


Попытка определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями.

В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способностей - одна из самых важных в тео­ретическом и практическом отношении проблем психологической науки. Актуальность работ по диагностике способностей определяется в первую очередь практической значи­мостью этой проблемы. Диагностические методы необходимы для ранней диагностики способных и одаренных детей, для выявления выражения у них творческих художествен­ных способностей.

Основные положения теории способностей связаны с решением следующих во­просов: Что такое способности? Каково их содержание? Структура? Соотношение со знаниями, умениями, навыками? Каковы закономерности, условия развития способностей? Как способности соотносятся с задатками? Что понимается под задатками способностей?[3, C. 18].

Существует множество определений способностей. Так, Б.М. Теплов считал, что способности - это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного че­ловека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности. По мнению Л.Г. Ковалева, под способностями сле­дует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н.С. Лейтеса, способности - это свойство личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешной деятельности.

Способности - это психологические качества, которые необходимы для выполне­ния деятельности и в ней проявляются (Л.А. Венгер).

К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретной деятельности, определяет качества последней».

Способности имеют свои содержания и структуру, определить, которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что формировать.

Ведущим в раскрытии содержания и структуры способностей является анализ пси­хологических требований, предъявляемых человеку различными видами    деятельности. Иными словами, следует определить, без каких свойств

(качеств, особенностей) личности невозможно выполнение данного (или любого) вида деятельности. Следовательно, нужен анализ деятельности вообще  или конкретного ее вида. Выполнение любого вида деятель­ности предполагает определенную систему знаний, умений, навыков. Поэтому при опреде­лении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками [6, C. 28].

В этом вопросе нет единого мнения:

·                   Способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения (Б.М. Теплов);

·                   Знания, умения,  рассматриваются как один из компонентов способностей, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения ЗУН (С.Л. Рубинштейн).

·                   Одним из компонентов способностей является особая умелость руки как ре­зультат совершенствования, обобщения, умений и навыков (А.Г. Ковалев, Б.Н. Мясищев).

·                   Способность включает все подструктуры личности, в том числе ЗУН (К.К. Платонов);

Л.А. Венгер выдвигал гипотезу, суть которой - понимание способностей как ори­ентировочных действий. В качестве доказательств он приводил следующие рассу­ждения:

·                   в каждом виде деятельности есть ориентировочная и исполнительская части и соответственно ориентировочные и исполнительские действия. Ориентировоч­ные действия - это оценка возникшей задачи, исследование условий ее решения, соотнесение со своими возможностями, с известными способами ре­шения, выбор способа выполнения. Исполнительские действия – выполнение действий и достижение результата;

·                   знания, умения и навыки относятся к исполнительской части деятельности, будь то деятельность практическая или познавательная;

·                   задачи ориентировочных действий несамостоятельны, а они подчинены реше­нию более общих познавательных или практических задач. Когда исполнитель­ские действия сформированы, ориентировочные действия свернуты. Когда надо освоить новые действия, то быстрота и качество освоения зависят от характера ориентировки задания (по данным А.В. Запорожца).

Л.А. Венгер понимая под способностями ориентировочные действия, отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей, исполнительской части дея­тельности.

Б.М. Теплов в работе «Способности и одаренность» формулирует способности как индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого, причем «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь те, что имеют отношение к успешности выполнения какой- либо деятельности». Деятель­ность в данном случае рассматривается как средство развития способностей. Следователь­но, способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. А успешно выполненная деятельность создает, в свою очередь, то своеобразие и сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

С.Л. Рубинштейн, как и Б.М. Теплов, считает, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Разбирая их  взаимоотношения, автор пишет о взаимной обусловлен­ности этих понятий: с одной стороны, способности - предпосылка овладения знаниями, умениями, с другой - в процессе этого овладения формируются способности.

А.И. Леонтьев в своих работах по проблеме способностей последовательно прово­дит мысль о решающей роли социальных условий воспитания и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. Основная идея Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку, как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений.

Б.Г. Ананьев прослеживает теснейшую связь способностей и характера и говорит о том, что развитие способностей и характера представляет собой единый, хотя и противо­речивый процесс.

В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия.

В работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева и др. показано, что не правы как те теории, которые провозглашают врожденность способностей (теории наслед­ственности), так и те теории, которые полностью игнорируют природные предпосылки способностей и считают их обусловленными лишь средой и воспитанием (теории приоб­ретенных способностей). В первом случае детерминация способностей сводится только к внутренним, а во втором случае - только к внешним условиям, в то время как при формировании способностей внешние причины действуют опосредованно, через внутренние.

В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:

·                   Типологические свойства нервной системы (характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий), от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.д.

·                   Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.

·                   Индивидуальные особенности строения анализаторов.

Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с други­ми людьми, в наиболее концентрированной форме такого воздействия – обучении [22, C. 41].

По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:

- значительно облегчают формирование способностей;

- ускоряют темп продвижения в развития способностей;

- определяют высоту достижения;

- обусловливают ранние проявления способностей.

Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы к специальным способностям.

Специалисты выделяют общие и специальные способности. К общим способно­стям они относят психические функции (процессы): способности ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, психомоторную способность. У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени. Например, спо­собность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, бы­строта, эмоциональная насыщенность. Способность воображения - новизна, оригинальность, осмысленность и др. Психомоторная способность - до параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость., пластичность и ловкость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5