Развитие внимания первоклассников во внеурочное время при проведении экскурсий.
Дубровина характеризует память, как запоминание, сохранение и последующее
воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.[15]
Д. Б. Эльконин отметил, что в младшем школьном возрасте память
претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными
преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память
ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно
регулируемой и опосредованной. «Память в этом возрасте становится мыслящей».[18]
И. В. Дубровина отметила, что у первоклассников хорошо развита
непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка
сведения и события его жизни. Совершенствование памяти в младшем школьном
возрасте обусловлено в первую очередь освоением в ходе учебной деятельности
различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и
смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование
различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление
связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память
младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную,
опосредованную, произвольную. Память ребёнка из непосредственной и
эмоциональной становится логической, смысловой.[16]
И. В. Дубровина подчёркивает, что в младшем школьном возрасте
продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребёнка.
Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной
выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно –
двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7 – 11 лет. В этот
период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс, который
- 13 -
обеспечивает прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также
создаёт необходимые условия для освоения всё большего числа двигательных
навыков и предметных ручных манипуляций.
Развитие моторики, считает Дубровина, играет важную роль в овладении
учебными навыками, прежде всего письмом. Становление сложнейшего психомоторного
навыка опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации
движений, как правило уже достигших необходимого развития к началу младшего
школьного возраста.
Так же Дубровина подытожила, что развитию моторики детей следует уделять
специальное внимание. Необходимость в этом испытывают не только первоклассники,
осваивающие сложнейший навык письма, но и все учащиеся начальных классов,
поскольку развитие двигательной сферы выступает важным условием общего
психического развития.[15]
А. А. Реан считает, что в младшем школьном возрасте внимание ребенка
становится произвольным, однако это происходит не сразу. Довольно долго,
особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается
непроизвольное внимание детей. Вместе с этим происходит развитие и определенных
свойств внимания ребенка, таких, как объем и устойчивость, переключаемость и
концентрация, а также произвольное внимание.[36]
Реан отметил, что развитие внимания у детей в этом возрасте вызвано не
только биологическими причинами, но, в первую очередь, той деятельностью,
которой занимается ребенок.
Также он считает, что особую роль в развитии произвольного внимания у
ребенка играет школа и учебный процесс. В процессе школьных занятий ребенок
дисциплинируется, у него формируется усидчивость, способность контролировать
свое поведение.
По мнению Реана, в 1-х классах ребенок не может ещё полностью
контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему превалирует
непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия
яркими, захватывающими внимание ребенка, с периодической сменой
- 14 -
методов подачи учебного материала. Следует помнить, что у ребенка в этом
возрасте мышление в основном наглядное. Поэтому для того, чтобы заинтересовать
его, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. Постепенно,
в процессе целенаправленной познавательной деятельности, внимание у детей
младшего школьного возраста достигает весьма высокого уровня развития.[36]
В. А. Крутецкий, считает, что «если у человека сформировалась привычка
быть всегда внимательным, то внимание становится закрепленной, постоянной его
особенностью, которая называется внимательностью. Крутецкийй отметил:
внимательность – важное качество личности. Внимательный человек отличается
наблюдательностью, он полнее и точнее воспринимает окружающее, обучается и
трудится гораздо успешнее, чем человек, не обладающий этим свойством личности».
Автор утверждает, что обучение в школе – сильнейший стимул развития внимания.
Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности, в то же
время в учебной деятельности оно и развивается. В школе внимание ученика
подчиняется распорядку учебной работы, от ребенка требуется быть внимательным
не только к тому, что интересно, но обязательно для него как ученика. На этой
основе происходит постепенный переход от преобладающего на начальных этапах обучения
непроизвольного и неустойчивого внимания к укреплению и развитию произвольного,
сосредоточенного внимания.[22]
Крутецкий отметил следующее: внимание первоклассника
неустойчиво, отличается частым непроизвольным перемещением с одного объекта на
другой
Первокласснику трудно распределить внимание. Если он увлекся учебной
работой, то одновременно контролировать свое поведение часто не в состоянии и
поэтому разговаривает вслух, вскакивает с места, отвечает без вызова учителя,
принимает неправильные и некрасивые позы. Возрастная особенность внимания
первоклассника – сравнительная слабость произвольного внимания.
Значительно лучше в этом возрасте развивать непроизвольное внимание. Все
новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких
усилий с их стороны.
К возрастным особенностям внимания, считает Крутецкий, относится и его
- 15 -
сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники ещё не умеют
длительно сосредоточиться на работе, особенно если она неинтересна и
однообразна. [22]
По мнению Мухиной В. С., младший школьник в известной степени
может и сам планировать свою деятельность. Планирование, безусловно, организует
внимание ребенка.[26]
Мухина отметила: хотя дети в начальных классах могут произвольно
регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно
сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, или
на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение
внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из
оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм
деятельности.
И добавила, что первоклассники способны удерживать внимание на
интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и ориентации
высокой мотивации.[26]
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная
слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания,
управления им в начале младшего школьного возраста ограничены.
Произвольное внимание развивается вместе с развитием
общественно значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за
успех учебной деятельности.
Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное
внимание. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в
учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они
привлекают детей своими интересными деталями.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая
устойчивость, неумение длительно сосредоточиваться на работе, особенно на
однообразной и неинтересной, отвлечение внимания. В результате дети могут не
выполнить задание в срок, потерять темп и ритм деятельности, пропустить буквы в
слове и слова в предложении.
- 16 -
Отсюда вытекает одна из важных задач учителя: использовать такие
педагогические условия при проведении различных экскурсий, которые будут
способствовать развитию произвольного, устойчивого внимания детей.
В. А. Крутецкий считает, что развитию внимания первоклассников
способствует метод планомерного и систематического наблюдения за какими
– либо явлениями или объектами.[22]
Также Крутецкий отметил: наблюдение учащихся 1 – 2 –х классов может быть
значительно улучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью
взрослых.
Лишь в процессе школьного обучения ребёнок систематически приучается к
наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.[42]
У первоклассников
самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуют
плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от
несущественного.[43]
В. А. Крутецкий
отметил следующее: развитию наблюдательности школьников чрезвычайно
способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой,
развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий,
туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников
обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и
явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство,
замечать их связи и отношения.[22]
Из
всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Возраст от 6 до
11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития
ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус – он
становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных
отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и
которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками.
Подлинное
развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае,
если он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успехов.
Особенности
восприятия зависят не только от жизненного опыта, направленности личности,
интересов, богатства духовного мира, но и от индивидуальных особенностей
человека.
Первые годы жизни
ребёнка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов.
В младшем
школьном возрасте память претерпевает существенные изменения,
обусловленные качественными преобразованиями мышления.
Развитие моторики, играет важную роль в овладении учебными навыками,
прежде всего письмом.
А внимание первоклассника неустойчиво, отличается частым непроизвольным
перемещением с одного объекта на другой.
1.2. Особенности проведения экскурсий во внеурочное время.
Задачами данного параграфа являются:
1. Раскрыть содержание понятий «экскурсия», «внеурочное время».
2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий с
первоклассниками.
Прежде чем раскрыть особенности экскурсий и рассмотреть, с какой целью
они проводятся, мы раскроем содержание основных понятий данного параграфа,
таких, как: «внеурочное время» и «экскурсия».
В «Словаре русского языка» Евгеньевой А. П. внеурочный
процесс (время) характеризуется как процесс, происходящий,
производящийся сверх или помимо уроков. (Внеурочные занятия) [17]
В этом же словаре Евгеньевой А. П. даётся ещё одно определение
данному понятию: внеурочное время (процесс) – производящееся
помимо положенного, установленного. (Внеурочное время) – [17]
Проанализируем понятие «внеурочное время». Оно определяется как
процесс направленности, но в «Словаре русского языка» А. П. Евгеньевой – это
процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков; в том же словаре
это понятие определяется и как процесс, производящийся помимо положенного,
установленного.
В рамках нашей работы мы будем пользоваться следующим определением: «внеурочное
время - это процесс, происходящий, производящийся сверх или
помимо уроков».
Ниже рассмотрим, какое определение понятию «экскурсия» дают
разные авторы.
Автор учебного пособия «Педагогика» Сластёнин В. А. характеризует экскурсию
как специфическое учебно - воспитательное занятие, перенесенное в соответствии
с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в
музей, на выставку, и т.д. [40]
Тюмасёва З. И., автор книги «Экологическое строительство детской души»
даёт следующее понятие экскурсии: экскурсия – один из видов
занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению младших
школьников. [44]
Понятие «экскурсия» определяется как учебно-воспитательное занятие, но в «Толковом
словаре» Даля – это научная прогулка, выход на поиск чего-либо; в «Педагогике»
Сластенина В. А. – это специфическое учебно - воспитательное занятие; а в книге
«Экологическое строительство детской души» Тюмасевой З. И.
– это один из основных видов занятий и особая форма организации работы по
экологическому просвещению младших школьников. В рамках нашей работы мы будем
пользоваться определением из «Толкового словаря» Даля: экскурсия
– научная проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, собирание трав и
т.д.[14]
В рамках нашей работы нам необходимо выделить важнейшие
особенности проведения экскурсий во внеурочное время, охарактеризовать их,
выявить их значение для первоклассников.
Но сначала мы рассмотрим особенности внеурочных форм обучения в
целом, дадим им характеристику.
Р. А. Петросова, отмечает, что к внеурочным относят те формы организации
учебной деятельности школьников, которые вынесены за рамки школьного
расписания, но непосредственно связаны с целями урока и содержанием учебного
материала. Связь с уроком обеспечивается и тем, что задания, выполняемые вне
урока, определяются учителем. Эти задания можно выполнять под руководством
учителя, но чаще – самостоятельно, а результаты следует обязательно, в той или
иной форме, проверять на уроках.[33]
Петросова выделяет главную задачу начального обучения:
организация познавательной деятельности во внеурочное и внеучебное время. В
этой работе можно выделить несколько направлений:
- проведение факультативных курсов, содержанием которых
является ознакомление с окружающим миром;
- экскурсионная работа по краеведению;
организация кружков, углубляющих интерес детей к объектам окружающего
мира;
- проведение вечеров досуга, встреч, конкурсов и т.п.
Целесообразно, чтобы тематика внеурочных занятий касалась разных
- 20 -
сторон окружающего мира: природы, истории общества, истории края,
взаимоотношений людей, искусства и др.
Р. А. Петросова определяет основную и самую главную цель внеурочных
занятий с младшими школьниками. Итак, внеурочные занятия необходимо проводить для
расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и
более глубоким наблюдениям над каким-либо объектом окружающего мира.
Цель и задачи внеурочной воспитательной работы придают
специфический характер функциям целостного педагогического процесса -обучающей,
воспитывающей и развивающей.
Обучающая функция внеурочной работы, по мнению Петросовой, заключается не
в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении
детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни.
Петросова отмечает: огромное значение во внеурочной работе имеет
развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов
школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их
в соответствующую деятельность.
Развивающая функция внеурочной работы заключается в выявлении скрытых способностей,
интересов ребенка.[33]
Теперь определим место внеурочной воспитательной работы в педагогическом
процессе школы.
Петросова считает, что внеурочная воспитательная работа представляет
собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими
возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Итак, рассмотрим эти возможности:
Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не
всегда удается рассмотреть на уроке.
Во-вторых, включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный
опыт ребенка.
В-третьих, разнообразная внеурочная воспитательная работа способствует
развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно
участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
В-четвертых, в различных формах внеурочной работы дети не только
проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е.
сотрудничать друг с другом.[24]
Петросова добавляет следующее: различные формы внеурочной воспитательной
работы будут более эффективны в воспитательном воздействии на детей, если в их
организации и проведении примут непосредственное участие родители.
Известно, что семья играет существенную роль в ознакомлении ребенка с
природой и социальной средой, ее участие в этом, безусловно, приносит
положительный эффект. Учитель может руководить этим процессом как
опосредованно, так и непосредственно.[40]
Опосредованное руководство проявляется в обсуждении на родительских
собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах различных вопросов,
связанных с расширением кругозора и культуры младшего школьника.
Обязательным элементом таких собраний является обсуждение опыта семейного
воспитания. Родители рассказывают о своих успехах и неудачах в воспитании
детей, о семейных традициях, о совместном труде и отдыхе.[24]
Страницы: 1, 2, 3
|