Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста
Развитие творческого воображения в изодеятельности детей дошкольного возраста
План
Введение
Глава 1. Исследование творческого
воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1
Творческое
воображение, его развитие в дошкольном возрасте
1.2
Изобразительная
деятельность как способ развития творческого воображения
Глава 2. Экспериментальные исследования
развития творческого воображения детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Изучение творческого воображения
детей младшего и старшего дошкольного возраста
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Социально-экономические
преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной
личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые
жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная
задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою
очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом
психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития
творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является
неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в
целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической
литературы всё чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии
ребёнка, об определении сущности механизмов воображения.
Как показали
исследования Л.С. Выготского, В.В.
Дывадова,
Е.И.
Игнатьева,
С.Л.
Рубинштейна,
Д.Б.
Эльконина,
В.А.
Крутецкого
и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения
детьми новых знаний, и является условием творческого проебразования имеющихся у
детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени
определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Творческое воображение
детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного
подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого
воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Воображение и фантазия
– это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без
воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью
человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане
развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15
лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем
наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением
способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности
творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая
организация изобразительной деятельности.
Цель исследования –
определить особенности развития творческого воображения детей средствами
изобразительной деятельности.
Объект исследования –
развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования –
процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза – в силу того,
что данный возраст является сензитивным для развития воображения в
изодеятельности, то будут различия в творческом воображении детей.
Для решения
поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1.
Проанализировать
психологическую, педагогическую, методическую и историческую литературу по
данной теме.
2.
Изучить
творческое воображение детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3.
Сравнить
уровни развития творческого воображения у детей среднего и старшего дошкольного
возраста.
Практическая значимость
курсового исследования заключается в том, что разработанные нами занятия по
развитию творческого воображения, могут быть использованы в учебной
деятельности педагогом.
Новизна исследования в
том, что мы проанализировали современные программы и разработали систему специальных
занятий по развитию творческого воображения в изобразительной деятельности.
Исследование
проводилось на базе МДОУ центр развития ребёнка д/с «Теремок» №9
г.Комсомольск-на-Амуре.
Курсовая работа состоит
из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения, библиографии и
приложений.
Глава 1. Исследование
творческого воображения детей дошкольного возраста в психолого-педагогической
литературе
1.1
Творческое
воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Воображение - это
умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений,
представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и
соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.
Воображение является
основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от
инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая,
в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас
и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы –
все это является продуктом творческого воображения.
В психической жизни дошкольника
исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте
проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его
как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу.
Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий
интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных
проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность
к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает»
целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ.
Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности»,
создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений,
что характерно для памяти или внутреннего плана действий [48, с.260].
Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли
по-разному.
Философ Л.Э. Голосовкер
рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий
разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение
парадоксально – «разум воображения», диалексическая логика воображения – и
противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает
идеи, которыми живет человечество.
В психологии
воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального,
особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в
процессе творческого познания можно определить как один из способов
использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как
перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены
для решения познавательных задач [4].
Создатель психоанализа З.
Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания.
Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение
в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного
возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции
[18, с.281].
Примерно ту же позицию продолжает
и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление,
не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение.
Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению.
Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение
его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность
и приспосабливаться к ней [18, с.282].
Итак, согласно этой позиции
воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:
1.
подсознательно
(ребенок не осознает своих целей и мотивов);
2.
направлено
на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;
3.
является
образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено
другим людям.
Однако трудно представить,
а тем более доказать, что миражное построение, мечта является более первичной формой,
чем мышление, направленное на реальность. Наблюдения показывают, что у ребенка в
самом раннем возрасте мы имеем дело не с галлюцинаторным получением удовольствия,
а с реальным удовлетворением его потребностей. Как известно, ни один ребенок не
испытывает галлюцинаторное удовольствие от воображаемой пищи. Удовольствие ребенка
неразрывно связаны с реальной действительностью. Путь к удовольствию в раннем детстве
лежит через реальность, а не через уход от нее [3, с.171].
Недоказанной также остается
«невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С.
Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи.
Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию
воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений,
способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает
ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел,
мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то,
что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно
свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами [3,
с.176]. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь.
Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней.
Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку,
а результатом его психического и главным образом речевого развития.
Достаточно сложен вопрос
о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо
богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым
различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты,
приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения,
разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии,
так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно
услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной
жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий
с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую
на реальность.
Но все эти фантастические
комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают
[18, с.283]. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у
взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе
меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни
и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во
многом даже беднее, чем у взрослого.
И все-таки воображение играет
в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется
гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [15,
с.260]. И главное – дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры
не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются
воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у
взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка,
угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать
пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве
(в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции,
воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением.
Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка
разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных
детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства.
Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез
боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки
старших детей на улице: «Баба Яга летит!» – вызывают слезы и паническое бегство
дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страз
воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются
в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Повышенная эмоциональность
– важная отличительная черта воображения дошкольника [15, с.284]. Придуманные персонажи
приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно
реальные.
Одной из наименее разработанных
проблем психологии воображения ребенка является проблема психических механизмов
творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы
О.М. Дьяченко, в которых выяснились особенности воображения детей разного возраста
на материале решения воображаемых задач [6].
Воображение ребенка с самого
начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную[6,
с.302]. Основная задача познавательного воображения – это воссоздание объективной
реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С
помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих
действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения
направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя
путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание)
травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них,
начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых
они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими.
Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах,
как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.
Классификация видов воображения,
предложенная Л.М. Веккера, соответствует по своей структуре основным уровням представленности
познавательных процессов:
- сенсорно-перцептивное
воображение;
- словесно-логическое,
выступающее как элемент мышления;
- эмоциональное.
Воображение
характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но
противоположного направления.
Хотя воображение
относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно
служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его
преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т.
е. для творчества в разных областях жизни и деятельности[12, с.260].
Различают пассивное и
активное воображение. Пассивным называют воображение, которое возникает «само
собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, сновидения,
состояния полусна, или бреда. В этих случаях образы воображения, их сочетания
могут носить самый фантастический характер. Содержание этих характеров в
значительной мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами
- тем, в каком находятся разные участки мозга. Иногда содержание сновидений
проявляются скрытые желания или опасения человека, не осознаваемые им во время
бодрствования, влияние со стороны внутренних органов. В какой-то мере
отражается в образов сновидений и внешние воздействия, но часто эти отражения
принимает причудливые формы.
Активное воображение
направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач
оно делится на два вида:
1.
воображение
воссоздающее;
2.
воображение
творческое [8, с.303].
Задачи воссоздающего
воображения состоят в воссоздании, восстановлении предметов, явлений, событий
по их изображению или словесному описанию. Когда мы слушаем рассказ, читаем
книги или художественную литературу, смотрим картины, мы представляем себе, то,
что описывается и показывается. Одно дело - понять содержание, уловить главную мысль
рассказа, проследить последовательность событий в рассказе (эта - задачи
мышления); совсем другое представить в виде живых образов, как лежит в кроватки
младенец, и тянет ручки к игрушке, как выглядят героя романа, как бы очутиться
самим на лугу, описанном Тургеневым. Мышление, понятие - необходимая
предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все
это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость и
конкретность.
Страницы: 1, 2, 3
|
|