Развитие творческих способностей учащихся среднего звена школы через работу в кружке "Лоскутная мозаика"
Отрочество – период,
когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех
тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь
это относится к родительской семье.
Отчуждение по отношению
по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремлении
противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено
отчуждение.
Стремление осознать и
развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока
обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нём чувство
защищённости традициями и эмоциональной направленностью на него.
Однако реально находиться
наедине со своим «Я» подросток ещё не может. Он ещё не способен глубоко и
объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед
миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное
«Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники.
Отрочество – это период,
когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми,
кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, даёт возможность подростку
смотреть на себя по-новому.[16]
Подростки стремятся
переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения
и, прочувствовать, выдать и утвердить это как продукт своего собственного
мышления.
Отрочество благодаря
потребности познать себя и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою
ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни.
Однако рефлексии на себя
и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства – и подросток
уходит в состояние психологического кризиса.
Подросток через
собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит
трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом
целенаправленного обособления. Всё это помогает ему отстаивать своё право быть
личностью.
Учёба в школе или в
училище занимает большое место в жизни подростка.
Позитивное здесь –
готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более
взрослым в его собственных глазах.
В этом возрасте возникают
новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места
в будущем, профессиональных намерений, идеала.
Эрудированный подросток
пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает
его приумножать свои знания.
При этом само по себе
знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные
способности.
В подростковом возрасте
внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность – подросток
настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управлять ими по
своей воле.
В подростковом возрасте
воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность.
Реальность воображаемого мира субъективна – это только его реальность.
Если подросток лишён
своего внутреннего воображаемого мира, некоторые психологи и психиатры
применяют своеобразный метод: имеющие проблемы отроки знакомятся с персонажами
фантастических книг или кино и учатся идентифицировать себя с ними.
На основании анализа
изученной психолого-педагогической литературы (8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23, 24)
можно сделать вывод, что для подростка ведущую роль играет общение со
сверстниками в контексте собственной деятельности подроста.
Как субъект учебной
деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции
субъектной исключительности, «индивидуальности», стремлением чем-то выделиться.
Глава 2. Методика
организации и проведения кружковой работы
2.1 Организация
кружковой работы
С чего начинать
организацию кружка?
Дело это совсем не такое
простое как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить
особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база
школьных мастерских и интересы учащихся.
У учителя обслуживающего
труда есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку
выбор у него очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юная
хозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружок
изготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее.
Итак, профилей десятки, а
выбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы у
детей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные,
непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного
такого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа.
Конечно, при выборе
профиля кружка учителю следует считаться не только с субъективными, но и с
объективными факторами, одним из которых является материальная база мастерских.
Организуя кружок, следует
убедиться в наличии необходимого оборудования или возможности его достать.
Учёт интересов учащихся –
это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка.
Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь
направления.
Перед учителем стоит
труднейшая задача – так поставить дело, чтобы все кружковцы были удовлетворены.
Школьники младшего
возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем
меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических
заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям
кружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия.
Младшие школьники быстро
утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен
заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.
Теоретический материал
обычно даётся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять
просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.
Руководитель кружка
выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических
навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка, поэтому методика обучения в
начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.
Постоянно развивая
интерес учащихся к занятия, педагог стремится выбрать такую форму их
проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого
подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям
как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять
творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему,
думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в
решении поставленной задачи.
Организация кружковых
занятий проходит следующие этапы:[15]
1. Изучение и постановка воспитательных
задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и коллектива
класса, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных
для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.
2. Моделирование предстоящей внеклассной
воспитательной работы заключается в том, что педагог создаёт в своём
воображении образ определённой формы.
3. Анализ проведённой работы направлен
на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных
моментов, их причин и последствий.
В зависимости от
поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы
обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их.
Каждое занятие по темам
программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.
Теоретические сведения –
это объяснение нового материала, информация
познавательного характера
о видах лоскутной мозаики.
Основное место на занятиях
отводится практическим работам.
Руководителю необходимо
продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась
естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных
учащимися.
Для поддержания
постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется
разнообразить методы работы.
При составлении плана
занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их
подготовленности имеющиеся знания и навыки.
Международная программа «Astor» отмечает следующие качества,
необходимые для работы с одарёнными детьми и для развития творчества учащихся:[10]
·
Нужно быть
доброжелательным и чутким;
·
Разбираться в
особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы;
·
Иметь опыт работы
со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;
·
Иметь высокий
уровень интеллектуального развития;
·
Иметь широкий
круг интересов и умений;
·
Иметь живой и
активный характер;
·
Обладать чувством
юмора (но без сарказма);
·
Иметь творческое,
возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
·
Расположенность к
детям, теплота общения с ними.
Общепризнанны следующие
творческие методы в преподавании:[21]
·
Уважение желания
ребёнка работать самостоятельно;
·
Умение
воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
·
Создание условий
для конкретного воплощения творческих идей;
·
Поощрение работы
над проектами, предложенными самими учениками; демонстрация энтузиазма;
·
Способность
убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником.
Творческая работа учителя
может быть любого плана. Наиболее характерные варианты:[20]
·
Авторская
программа регионального, факультативного или основного курса;
·
Авторская
программа воспитательной работы;
·
Пакет
дидактических материалов;
·
Пакет
методических материалов;
·
Исследовательская
работа.
Любая целенаправленная
деятельность предусматривает определённую
последовательность
действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в
прогнозировании и планировании.
Однако в данной ситуации
планирование носит весьма специфический характер.
Во-первых, до
собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому
направлению они желают работать.
Во-вторых, насколько
реален замысел ребёнка и насколько велика его заинтересованность довести этот
замысел до конца.
Поэтому типичное
планирование работы заранее педагогом невозможно. Оно может осуществляться
совместно с кружковцем только после выяснения его замысла в ходе собеседования.
Причём основную роль на первоначальном этапе должен играть сам ребёнок.
Педагогу необходимо
уяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребёнок собирается
осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Несмотря на
то, что в подавляющем большинстве случает лучше достижения замысла подростка
просматриваются не чётко, не определены этапы действия и их очерёдность,
педагог не должен навязывать своё видение решения проблемы. Дело в том, что
цели и задачи ребёнка и педагога в данной ситуации не совпадают.
Цели и задачи педагога
заключаются не в том, чтобы совместно с ребёнком довести его несовершенный
замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям,
стимулировать его самостоятельную деятельность.
Творческая деятельность
ребёнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах,
обусловленных мотивацией, порождённой детской фантазией и воображением. В этом
направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то
и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение
к нескольким теоретическим знаниям способствовать полёту детской мысли в новое,
доселе неизвестное.
К сожалению, в настоящий
момент сложилась ситуация, когда школьная форма обучения слепо переносится на
работу кружков творческой направленности. Касается это и планирования работы.
Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся,
в начале года (согласно этой программе) составляем план работы на весь учебный
год и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельности
кружков творческой направленности, а тем более к консультативным формам работы
неприемлемо.
Во-первых, при данной
форме работы её содержание определяется не заранее составленной программой, а
замыслом самого ребёнка, что наиболее соответствует личностно-ориентированному
подходу к нему.
Во-вторых, содержание
самого замысла может корректироваться по ходу работы или даже полностью
меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении
и желании ребёнка, а в подростковом возрасте они динамичны.
Поэтому планирование
работы осуществляется строго индивидуально, совместно с подростком. Сам план
динамический, то есть не исключает корректировки.
В заключение – несколько
полезных и весёлых советов молодым педагогам – руководителям кружка:[26]
1.
Будьте оптимистичными!
2.
Не забывайте
главного: дети, как и взрослые, существа парадоксальные.
3.
Верно то ваше
решение, которое противоположно вашим обыденным решениям!
4.
Не бойтесь:
опытные педагоги уже давно забыли то, что вы ещё помните!
5.
Общаясь с
родителями, помните, что взрослые – это те же дети, только очень усталые;
исходите из принципа, что не родители воспитывают детей, а наоборот.
6.
Не рвитесь к
карьере, соглашайтесь с администрацией, но делайте так, как сами считаете
нужным.
7.
Не забывайте:
решающее значение имеет первый момент входа в класс, первое знакомство с
детьми.
8.
Применяйте
правило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать – они вас
невзлюбят, если наоборот – будут вам благодарны.
9.
Помните: ваше
главное дело – это общение с детьми; умейте испытывать радость от встречи с
ними.
10.
Не находитесь на
глазах у детей без дела.
11.
Давайте своё
тепло и ласку не « любимчикам», а тем, кому это особенно необходимо.
12.
Если сомневаетесь,
как поступить, лучше не торопитесь.
13.
Будьте всегда в
форме, подтянуты и в хорошем настроении!
14.
Учитесь
здороваться с детьми – тоном, которым вы говорите «Здравствуй», тоже можно
воспитывать.
15.
Постарайтесь
всеми возможными способами узнать у ваших подопечных всю подноготную: как они
росли, как учатся – это поможет вам в общении с ними.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|