Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)
Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)
Петроградский район, детский сад №15
Программа по развитию связной речи
в подготовительной группе с диагнозом
«Общее недоразвитие речи»
логопед Т.М.Панарина
Санкт-Петербург
1996 год
Оглавление
Пояснительная записка.........................................................................................................
Программа по развитию
связной речи
в подготовительной группе по кварталам.........................................................................
Примерная карта
обследования состояния
связной устной речи у детей с диагнозом
«Общее недоразвитие речи»...............................................................................................
Список литературы..............................................................................................................
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,
имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной,
устной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формирование
связной, устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого
недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе
связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей
языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания
является создание словесного образа объекта. Основные характеристики связного
развернутого высказывания:
¨
тематическое и структурное
единство;
¨ адекватность содержания поставленной
коммуникативной задаче;
¨ произвольность, плановость и конспективность
изложения;
¨ логическая завершенность;
¨ грамматическая связность.
Логопедическая практика показывает, что у
детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются
значительные трудности в овладении навыками связной речи, что
обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической
стороны речи.
Для высказываний детей с общим недоразвитием речи
характерны:
¨
нарушения логической
последовательности повествования;
¨
нарушение связности, пропуски
смысловых звеньев;
¨
незавершенность микротем;
¨
возвращение к ранее
сказанному;
¨
длительные паузы на
границах фраз;
¨
отчетливо выражены
лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом
оформлении предложений - неправильное оформление связи слов,
пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки
в образовании глагольных форм и т. п.
Дополнительные трудности в овладении связной речью
связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в
развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков
конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Существует ряд методик, методических разработок,
научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич,
Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина,
Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с
общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных
трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи
дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи.
Создать свою систему обучения детей-шестилеток связной
устной речи в специализированном речевом детском саду меня побудило:
1.
Отсутствие методических
разработок и программ по обучению связной речи, как особо функционально-смыслового
вида всей речевой системы у детей с ОНР.
2.
Отсутствие у детей
логопатов содержания для речи, их небольшой жизненный опыт и общее недоразвитие
речи во всех ее компонентах - фонетике, лексике, грамматике.
3.
Отсутствие
социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка, которые тормозят развитие
связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с
которыми они живут и общаются, очень велика.
4.
Большой объем накопленного
мной практического материала по развитию связной речи в коррекционной работе с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Моя система работы по развитию речи детей-шестилеток с
общим недоразвитием речи помогает ребенку приобрести содержание для его речи,
накопить представления, знания, умения, понятия, мысли. Система направлена на
создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными
формами связной речи. Она предполагает свободное овладение словарем и
грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения
между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение
выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Проводимая мною
работа по развитию связной речи по этой системе помогает детям овладеть данным
видом речевой деятельности (учит детей строить связные высказывания), т.к.
без этого им будет сложно усваивать основы наук в школе.
Программа развития связной речи у детей
подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с
учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной
принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с
соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового
материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.
В подготовительной группе необходимо подготовить детей
от пользования разговорной речью к возможному пользованию
описательно-повествовательным стилем речи. Работа
по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и
повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и
следовательно, обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий
характер. Поэтому обучение этому стилю речи разделено поквартально и идет по
трем основным направлениям:
1.
Составление предложений
полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
2.
Игры, упражнения в
диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных
фраз.
3.
Упражнения в связной
описательно-повествовательной речи.
Все занятия по обучению детей
описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:
¨ рассказы детей по готовому образцу;
¨ рассказы по восприятию;
¨ рассказы по памяти;
¨ рассказы по воображению.
Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
¨ Осмысленность, т.е. полное понимание того, о
чем они говорят;
¨ Полнота передачи, т.е. отсутствие
существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
¨ Последовательность;
¨ Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов
и т.д.;
¨ Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
¨ Культура изложения в широком смысле слова:
-
правильная, спокойная поза
во время высказывания, обращения к слушателям,
-
интонационная
выразительность речи,
-
достаточная громкость,
-
отчетливость произношения.
Формы организации обучения связной речи в
подготовительной группе с детьми с общим недоразвитием речи могут быть
различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Логопед организует занятия по развитию связной речи,
экскурсии, наблюдения, игры. Воспитатель в свою очередь решает задачи по
развитию связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию
математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию,
на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие
возможности для свободного общения.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения,
вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка
речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать
такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых
высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о
событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор
претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих
задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности
и т.п.
Для эффективного развития речи необходимо уточнение и
обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Ребенок более
уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление
прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое,
требует от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий,
что поддерживает его активность на занятиях.
Программа предусматривает использование на занятиях по
развитию связной речи и игровой мотивации. Мотивация общения строится на
заинтересованности детей речевой деятельностью. Игровая мотивация используется
для повышения интенсивности обучения связной речи. Педагогами и психологами определен
принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах. В
подготовительной к школе группе игровая мотивация строится в сюжетно-ролевой
игре на основе сюжетосложения, при этом сюжет должен быть интересен для детей и
одновременно должен побуждать детей к речевой деятельности. Введение игровых
моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности,
практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических
наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный
настрой детей, интерес к занятию.
В свободной деятельности дети самостоятельно или
совместно с воспитателем закрепляют правильное и сознательное употребление в
речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях
грамматических категорий и поставленных звуков, использование правильной
интонации, элементов эмоционально выразительной речи.
Родителям даются рекомендации и проводится показ
приемов работы по развитию связной речи на занятиях.
Приступая к обучению связной речи в подготовительной
группе в начале года логопеду необходимо выявить уровень готовности к усвоению
полного объема программы.
Я разработала примерную карту обследования связной
речи детей старшего возраста. Карта прилагается. Обследуя ребенка логопед
совместно с воспитателем группы определяет перспективы коррекционной работы по
преодолению общего недоразвития речи для восполнения пробелов в развитии
связной речи, грамматического строя, лексической стороны речи, фонетике и
звукопроизношении.
I квартал (период)
1.
Составление простых
предложений по сюжетной картинке по вопросам.
2.
Составление простых
предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.
3.
Формирование предложений:
¨
из трех слов по схеме:
именительный падеж существительного + глагол + дополнение
(Мальчик взял машину);
¨
из четырех слов по схеме:
именительный падеж существительного + глагол + два дополнительных слова.
(Девочка моет руки мылом).
1.
Формирование предложений
с однородными:
¨
прилагательными (Груша
желтая, сладкая, сочная.);
¨
глаголами (Листья
кружатся, падают, летят.);
¨
существительными (В
саду собирают груши, яблоки, сливы).
1.
Формирование структуры
сложносочиненных предложений с союзом «а»
(Груша сладкая , а лимон кислый).
2.
Составление описательного
рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному
логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.
3.
Составление
загадок-описаний с объяснением их содержания.
4.
Составление рассказа по
серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.
5.
Пересказ текста с
помощью наводящих вопросов.
6.
Пересказ коротких
рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения
с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол
+ два зависимых слова.
7.
Пересказ текста «по
цепочке».
8.
Пересказ текста без
помощи вопросов.
9.
Заучивание наизусть
потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок,
стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным
речевым нарушением.
10.
Закрепление умения детей
понимать интонацию, улавливать ее оттенки, îïðåäåëÿòü конец предложения,
отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
11.
Заучивание наизусть
небольших диалогов.
Лексические
темы:
|