бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

         Проводимые таким образом тренировки обеспечивают возможность автоматизации навыков саморегуляции эмоционального и речевого поведения заикающихся в постепенно усложняющихся условиях.

         Вывод: на основе вышесказанного можно сделать вывод, что у детей с заиканием:

1.                             заниженная самооценка

2.                             мышечное напряжение

3.                             постоянное беспокойство за свою речь

Но разработанные рекомендации и аутогенная тренировка позволяет нормализовать мышечные напряжения, понизить беспокойство за свою речь, повысить самооценку.



























Заключение

В старшем дошкольном возрасте происходит важное преобразование в плане самооценки. Она становится не общей, а дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях. Оценочная позиция ребенка самого себя и окружающих во многом зависит от учителя. Надо не «забивать» ребенка низкими оценками, помогать, чтобы была мотивация к достижению успеха.

         Нарушение речи влияет на социализацию ребенка. Нужна коррекция для того, чтобы было легко общаться со сверстниками, так как это очень важный момент в развитии ребенка. Заикающийся ребенок зацикливается на дефекте. Поэтому нужно снять фиксированность.

Рассмотрение самооценки у заикающихся детей  старшего дошкольного возроста является актуальной проблемой так как у них искажённая самооценка. При изучении психологической, педагогической и логопедической литературы была выявлена проблема в развитии самооценки  заикающихся дошкольников. В ходе эксперимента в котором участвовало 20 детей из них 10 детей с заиканием и 10 с нормальным речевым развитием. Было выявлено, что у 56 % детей с заиканием и у 8 % детей с нормальным речевым развитием заниженная самооценка.

 Для этого нужно давать рекомендации родителям заикающихся детей и повторять аутогенную тренировку для самих детей.

         Проведенный эксперимент подтверждает необходимость выполнения разработки рекомендаций родителям заикающихся детей и проводить аутогенную тренировку для своих детей. Эти мероприятия способствуют:

-         нормализации мышечного напряжения

- повышению самооценки

         - понижению беспокойства за свою речь

                   ЛИТЕРАТУРА

1.                 Азаров Ю. П. Семейная педагогика .-М., 1994.

2.                 Аркин Е. А. Дошкольный возраст. - М., 1988.

3.                 Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. – М., 1993

4.                 Баранов С. П., Болотина Л. Р. Педагогика. – М., 1994

5.                 Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми.//Избр. Психологические произведения. – М., 1994

6.                 Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. /Под ред. П. И. Беляковой. – М., 1992

7.                 Белякова Л. И., Дьякова С. А. Заикание: учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности. – М., 1998

8.                 Бородина А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981

9.                 Буянов М. И. Заикание у подростков. – М., 1989

10.             Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка. //Дошкольное воспитание. – 1977. - №5

11.             Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983

12.             Введение6 в научное исследование по педагогике /Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988

13.             Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983

14.             Волкова Г.А. Лагопедическая ритмика:  учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2002

15.             Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей. // Дедгектология. – 2000 - №5

16.             Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961

17.             Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу ''коррекционная педагогика и специальная психология'' / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В.Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001

18.             Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической психологии.// Психологический журнал, 1990, т.1, №2

19.             Заикание / Под редакцией Н.А.Власовой, Бенкера Н.П. М., 1983

20.             Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. – М., 1998

21.             Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1993

22.             Зинеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных образовательных учреждений. – М., 2000

23.             Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993

24.             Максимова Н.Ю., Милютина Е.А. Курс лекций по детской психологии. – Ростов-на-Дону., 2000

25.             Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. – М., 2000

26.             Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка. / Под редакцией Н.И. Непомнящей. – М., 1995

27.             Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991

28.             Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., Владос 2001

29.             Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М., 1990

30.             Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

31.             Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся говорить правильно и красиво. – Санкт-Петербург., 1999

32.             Практикум по психологии / Под редакцией А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппергрейтера. – МГУ., 1989

33.             Психологический словарь / Под редакцией В.В. Довыдова, А.В. Запоротца, Б.Ф. Ломова. – М., 1983

34.             Психологический словарь / Автор-составитель В.А. Митериков. – Ростов-на-Дону., 1996

35.             Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. – М., 2000

36.             Педагогика Марии Монтессори: теория и практика // Международная научно-практическая коныеренция. -  Белгород., 1995

37.             Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995

38.             Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2000

39.             Селиверстов В.И. Заикание у детей. Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 1994

40.             Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. – М., 1999

41.             Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб., 1994

42.             Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова.; Под редакцией Н.М. Назаровой. – М., 2001

43.             Теория и практика педагогического эксперемента / Под редакцией А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – м., 1989.

44.             Урунтаева Г.А., Адгонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995

45.             Урунтаева Т.А. Дошкольная психология. – М., 1995

46.             Хрестоматия по логопедии / Под редакцией Волковой Л.С., Селиверстова В.И. 1том М., 1997

47.             Цвынтарный В.Д. Домашний логопед. Рекомендации ведущих специалистов. – М., 2002

48.             Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. – М., 1995

49.             Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990

50.             Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994

51.             Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Избранные психические труды. – М., 1989






























Приложение

Приложение №1

Контрольная группа в баллах.

№/ Имя

Методика

1

Методика

2

Методика

3

Методика

4

  методика

5

       1. Андрей



12


7


15


11


5


2. Евгений



15


6


7


11


6


3. Евгений -2



11


7


15


7


7


4. Борис



15


8


15


16


7


5.Александр



15


7


13


10


7


6. Катя



12


7


15


10


7


7. Кристина



10


9


12


11


6


8. Дарья



11


6


13


16


7


9. Анастасия



11


7


13


16


9


10. Марина



11


9


13


16


7




Приложение № 2

Экспериментальная группа в баллах



Имя

Метод1

Метод 2

Метод 3

Метод 4

Метод 5


1.Катя



7


5


8


7


7


2.Лиза



7


5


7


4


7


3.Полина



9


4


7


7


5


4.Света



10


8


7


10


3


5.Марина



13


5


6


10


4


6.Алеша



10


4


10


7


4


7.Денис



7


7


10


7


5


8.Максим



6


5


10


4


5


9.Денис 2



6


6


7


7


4

   10.Максим-2


7


5


7


12


8

Методика №1

Контрольная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

Заниженная

0

0

Завышенная

3

30

Адекватная

7

70


Экспериментальная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

Заниженная

6

60

Завышенная

1

10

Адекватная

3

30


Максимальное количество баллов по заданию 5-15

5-7 – заниженная

8-12 – адекватная

13-15 – завышенная


Методика №2


Контрольная группа

Типы самооценки

Количество детей

%  %           

       Заниженная

0               0

0    0

З     завышенная

3               3

30 30

       Адекватная

7               7

70 70


Экспериментальная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

Заниженная

7

70

Завышенная

1

10

Адекватная

2

20


Максимальное количество баллов по заданию 3-9


3-5 - заниженная

6-7 – адекватная

8-9 - – адекватная


 

 

 

Методика № 3


Контрольная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

заниженная

1

10

завышенная

4

40

адекватная

5

50


Экспериментальная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

заниженная

6

60

завышенная

4

40

адекватная

0

0


Максимальное количество баллов по заданию 5-15

5-7 – заниженная

8-12 – адекватная

13-15 – завышенная


Методика № 4

 

Контрольная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

заниженная

0

0

завышенная

4

40

адекватная

6

60


Экспериментальная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

заниженная

2

20

завышенная

1

10

адекватная

7

70


Максимальное количество баллов по заданию 4-16

4-6 – заниженная

7-11 – адекватная

12-16 – завышенная




Методика №5

Контрольная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

заниженная

1

10

завышенная

1

10

адекватная

8

80




Экспериментальная группа

Типы самооценки

Количество детей

%

заниженная

7

70

завышенная

1

10

адекватная

2

20



Максимальное количество баллов по заданию 3-9

3-5 – заниженная

6-7 – адекватная

8-9 – завышенная




































Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


 © 2010 Все права защищены.