Развитие самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста
Проводимые таким образом тренировки
обеспечивают возможность автоматизации навыков саморегуляции эмоционального и
речевого поведения заикающихся в постепенно усложняющихся условиях.
Вывод: на основе вышесказанного
можно сделать вывод, что у детей с заиканием:
1.
заниженная самооценка
2.
мышечное напряжение
3.
постоянное беспокойство за свою речь
Но разработанные рекомендации и аутогенная
тренировка позволяет нормализовать мышечные напряжения, понизить беспокойство
за свою речь, повысить самооценку.
Заключение
В старшем дошкольном возрасте происходит важное
преобразование в плане самооценки. Она становится не общей, а
дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях. Оценочная
позиция ребенка самого себя и окружающих во многом зависит от учителя. Надо не
«забивать» ребенка низкими оценками, помогать, чтобы была мотивация к
достижению успеха.
Нарушение речи влияет на социализацию
ребенка. Нужна коррекция для того, чтобы было легко общаться со сверстниками,
так как это очень важный момент в развитии ребенка. Заикающийся ребенок
зацикливается на дефекте. Поэтому нужно снять фиксированность.
Рассмотрение самооценки у заикающихся детей
старшего дошкольного возроста является актуальной проблемой так как у них
искажённая самооценка. При изучении психологической, педагогической и
логопедической литературы была выявлена проблема в развитии самооценки
заикающихся дошкольников. В ходе эксперимента в котором участвовало 20 детей из
них 10 детей с заиканием и 10 с нормальным речевым развитием. Было выявлено,
что у 56 % детей с заиканием и у 8 % детей с нормальным речевым развитием
заниженная самооценка.
Для этого нужно давать рекомендации родителям
заикающихся детей и повторять аутогенную тренировку для самих детей.
Проведенный эксперимент подтверждает
необходимость выполнения разработки рекомендаций родителям заикающихся детей и
проводить аутогенную тренировку для своих детей. Эти мероприятия способствуют:
-
нормализации мышечного напряжения
- повышению самооценки
- понижению беспокойства за свою речь
ЛИТЕРАТУРА
1.
Азаров Ю. П. Семейная педагогика .-М., 1994.
2.
Аркин Е. А. Дошкольный возраст. - М., 1988.
3.
Арутюнян Л. З. Как лечить заикание. – М., 1993
4.
Баранов С. П., Болотина Л. Р. Педагогика. – М.,
1994
5.
Басов М. Я. Методика психологических наблюдений над
детьми.//Избр. Психологические произведения. – М., 1994
6.
Белякова Л. И. Проблемный подход к анализу
патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики.
/Под ред. П. И. Беляковой. – М., 1992
7.
Белякова Л. И., Дьякова С. А. Заикание: учебное
пособие для студентов пед. Институтов по специальности. – М., 1998
8.
Бородина А. М. Методика развития речи детей. – М.,
1981
9.
Буянов М. И. Заикание у подростков. – М., 1989
10.
Венгер Л. Психологическая характеристика ребенка.
//Дошкольное воспитание. – 1977. - №5
11.
Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении
заикания у дошкольников. – М., 1983
12.
Введение6 в научное исследование по педагогике /Под
ред. В. И. Журавлева. – М., 1988
13.
Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении
заикания у дошкольников. – М., 1983
14.
Волкова Г.А. Лагопедическая ритмика: учебник для
студентов высших учебных заведений. – М., 2002
15.
Гегелия Н.А. Родителям о заикании детей. //
Дедгектология. – 2000 - №5
16.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М.,
1961
17.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и
инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу
''коррекционная педагогика и специальная психология'' / Сост. Н.Д. Соколова,
Л.В.Калинникова. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2001
18.
Забродин Ю.М. Проблемы разработки практической
психологии.// Психологический журнал, 1990, т.1, №2
19.
Заикание / Под редакцией Н.А.Власовой, Бенкера Н.П.
М., 1983
20.
Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному
обучению. Учебная деятельность школьников. – М., 1998
21.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1993
22.
Зинеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных
образовательных учреждений. – М., 2000
23.
Лихачев Б.Т. Педагогика. – М., 1993
24.
Максимова Н.Ю., Милютина Е.А. Курс лекций по
детской психологии. – Ростов-на-Дону., 2000
25.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и
дошкольный возраст. – М., 2000
26.
Методы изучения и диагностики психологического
развития ребенка. / Под редакцией Н.И. Непомнящей. – М., 1995
27.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на
логопедических занятиях. – М., 1991
28.
Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., Владос 2001
29.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. – М.,
1990
30.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты,
проблемы. – М., 1995
31.
Поварова И.А. Практикум для заикающихся. Учимся
говорить правильно и красиво. – Санкт-Петербург., 1999
32.
Практикум по психологии / Под редакцией А.Н. Леонтьева,
Ю.Б. Гиппергрейтера. – МГУ., 1989
33.
Психологический словарь / Под редакцией В.В.
Довыдова, А.В. Запоротца, Б.Ф. Ломова. – М., 1983
34.
Психологический словарь / Автор-составитель В.А.
Митериков. – Ростов-на-Дону., 1996
35.
Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию
речи. – М., 2000
36.
Педагогика Марии Монтессори: теория и практика //
Международная научно-практическая коныеренция. - Белгород., 1995
37.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога
в образовании. – М., 1995
38.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. – М., 2000
39.
Селиверстов В.И. Заикание у детей.
Психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – М., 1994
40.
Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для
логопедов. – М., 1999
41.
Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб., 1994
42.
Специальная педагогика: Учебное пособие для
студентов высших педагогических учебных заведений / Л.И. Аксенова, Б.А.
Архипова, Л.И. Белякова.; Под редакцией Н.М. Назаровой. – М., 2001
43.
Теория и практика педагогического эксперемента /
Под редакцией А.И. Пискунова, Г.В. Воробьева. – м., 1989.
44.
Урунтаева Г.А., Адгонькина Ю.А. Практикум по
детской психологии. – М., 1995
45.
Урунтаева Т.А. Дошкольная психология. – М., 1995
46.
Хрестоматия по логопедии / Под редакцией Волковой
Л.С., Селиверстова В.И. 1том М., 1997
47.
Цвынтарный В.Д. Домашний логопед. Рекомендации
ведущих специалистов. – М., 2002
48.
Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в
процессе обучения. – М., 1995
49.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990
50.
Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994
51.
Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики
психического развития детей // Избранные психические труды. – М., 1989
Приложение
Приложение
№1
Контрольная
группа в баллах.
|